30 Октябрь 2018

О советской авиационной медицине

oboznik.ru - О советской авиационной медицине

Коммунистическая партия и Советское правительство с первых дней существования Советского государства уделяли много внимания развитию авиационной медицины. Еще в период гражданской войны, в дни обороны Царицына в авиационном отряде была введена должность врача авиаотряда. Тогда же было введено специальное питание для летчиков.

Так было положено начало систематическому медицинскому наблюдению за летным составом. В 1921 г. особым приказом Реввоенсовета при Главном военно-санитарном управлении была создана комиссия для разработки санитарно-гигиенических вопросов воздухоплавательной службы. В комиссию входили представители: Главного военно-санитарного управления, Главного управления Воздушного флота, Института физиологии, Института физкультуры, Психо-неврологического института, Института труда и Центра охраны труда при ВЦСПС.

В развитии советской авиационной медицины активную роль сыграл авиационный врач Соломон Ефимович Минц. Он хорошо изучил условия летной деятельности и стал активным организатором научно-исследовательской работы   в этой области и горячим популяризатором идей авиационной медицины.

В 1920 г. с его участием была разработана и разослана по всем летным отрядам первая «Статистическая карта о несчастном случае с летчиком». В дальнейшем он опубликовал результаты обработки таких карт. Минц неоднократно ставил вопрос о необходимости создания специальной лаборатории по изучению и оздоровлению труда летчиков. Эта лаборатория была создана в 1924 г. Впоследствии особым приказом Реввоенсовета ей было присвоено имя доктора С. Е. Минца, погибшего при выполнении служебных обязанностей.

В лаборатории имени С. Е. Минца начали свою работу в области авиационной медицины В. В. Андреев, А. П. Аполлонов, Ю. П. Васильев, Н. А. Вишневский, Н. М. Добротворский, П. И. Егоров, Г. Г. Куликовский, А. В. Лебединский, В. Г. Миролюбов, И. К. Собенников, В. В. Стрельцов и др. Этот коллектив заложил основу для последующей разработки всей системы советской авиационной медицины, направленной на сохранение здоровья и повышение работоспособности человека в полете и основанной на комплексном физиолого-клиническом изучении человеческого организма в процессе его трудовой деятельности.

Н. М. Добротворский, Г. Г. Куликовский и большинство молодых научных сотрудников, придя в лабораторию из Военно-медицинской академии, принесли с собой оттуда лучшие традиции этого славного центра отечественной военно-медицинской мысли. Работы, проведенные в Академии академиком Л. А. Орбели, профессорами М. П. Бресткиным, Г. Е. Владимировым и другими создали предпосылки для научно обоснованного обеспечения высотных полетов.

Теснейшая связь теории с практикой является отличительной чертой всей советской авиационной медицины. Коллектив авиационных врачей лаборатории имени С. Е. Минца в 1928 г. осуществил медицинское обеспечение знаменитого перелета по маршруту Москва — Берлин — Париж — Рим — Лондон — Варшава — Москва, совершенного М. М. Громовым на советском многомоторном самолете «Крылья Советов», а в 1929 г. — перелета С. А. Шестакова на самолете «Страна Советов» по маршруту Москва — Нью-Йорк и ряда других перелетов.

Благодаря успешному выполнению первой пятилетки в нашей стране была создана авиационная промышленность. Авиация стала широко применяться в различных отраслях народного хозяйства, значительно выросло ее оборонное значение. В связи с этим в 1931 г, лаборатория имени С. Е. Минца была реорганизована в авиационный сектор Научно-исследовательского испытательного санитарного института РККА. Возглавил этот сектор ученик И. П. Павлова Владимир Владимирович Стрельцов. В 1935 г. в связи с дальнейшим развитием авиации сектор был реорганизован в специальный Институт авиационной медицины, получивший вскоре имя И. П. Павлова. Во время Великой Отечественной войны клиническая группа института с экспертизным отделом развернулась в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь. После окончания Великой Отечественной войны был создан Научно-исследовательский испытательный институт авиационной медицины, ставший центром советской авиационной медицинской мысли.

Первым советским врачом, лично освоившим летную профессию и получившим звание летчика-наблюдателя был Николай Митрофанович Добротворский. Работы Н. М. Добротворского оказали большое влияние на развитие отечественной авиационной медицины и укрепили содружество врачей с летчиками. Его книга «Летный труд», вышедшая в 1930 г., явилась первым отечественным пособием по авиационной медицине. В этой книге Добротворский глубоко и последовательно осветил ряд вопросов, не устаревших и поныне.

В системе советской авиационной медицины с первых ее шагов утвердилось единство физиологического, психологического, гигиенического и клинического методов и особое внимание уделялось специальным видам тренировки. Так, с 1929 г. Г. Г. Куликовский провел ряд работ по тренировке вестибулярного аппарата. Вскоре проф. Н. А. Хилов предложил для тренировки вестибулярного аппарата четырехштанговые качели. В 1933 г. Г. Г. Куликовский окончательно  {19}  включил тренировку в число активных методов экспертизы. А. П. Попов в ряде работ развил вопросы вестибулярной тренировки применительно к задачам медицинского обеспечения слепых и скоростных полетов.

А. П. Аполлонов и В. Г. Миролюбов в 1933 г. составили медицинскую часть первого Наставления по выполнению высотных полетов, в которой впервые были сформулированы основные положения высотной тренировки.

В дальнейшем большую научную работу по высотной тренировке провел В. В. Стрельцов. Он же показал огромную психо-гигиеническую роль физической культуры и спорта, как способов эмоциональной разрядки и активного отдыха летного состава и как методов тренировки, подготавливающей организм к воздействию высоты и ускорений.

Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно заботятся о том, чтобы наш воздушный флот креп и развивался, чтобы советские самолеты были лучшими в мире. В связи с развитием советской авиационной техники перед авиационной медициной встал ряд совершенно новых проблем, нашедших свое практическое выражение в медицинском обеспечении героических перелетов В. П. Чкалова, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой и подъемов стратостатов.

Совместная работа советских авиационных врачей с авиационными конструкторами по обеспечению дальних, высотных и скоростных полетов явилась основой их творческого содружества. Создатели советских самолетов, стремясь обеспечить летчикам необходимые условия работы в воздухе, все чаще стали советоваться с авиационными врачами, выдвигавшими все новые и новые гигиенические требования к самолетам.

Быстрое развитие авиационной техники заставляло регулярно пересматривать требования, предъявляемые к состоянию здоровья летного состава, что систематически и делалось под руководством И. К. Собенникова. Повышение скорости и маневренности самолетов привело к необходимости систематически изучать летный состав. Накапливавшийся авиационной медициной опыт в области изучения влияния ускорений на организм человека и ряд специальных работ позволили создать хорошо продуманную систему медицинского изучения летного состава и систему профилактики, проводимую врачами авиачастей.

Развитие авиационной медицины определялось также и все возрастающей ролью в народном хозяйстве Гражданского воздушного флота (ГВФ). Опыт медицинского обеспечения дальних героических перелетов был с успехом  {20}  творчески перенесен проф. В. В. Стрельцовым в практику ГВФ, а врачебно-летная экспертиза летчиков ВВС, творчески переработанная под руководством проф. Я. Ф. Самтера, была положена в основу врачебно-летной экспертизы летчиков ГВФ.

На сборах парашютистов, проводившихся в Москве (1930 г.) и Евпатории (1931 г.), советские авиационные врачи начали всестороннее и систематическое изучение влияния парашютных прыжков на организм человека; эти сборы дали материал для первой инструкции по отбору парашютистов, тогда же разработанной под руководством И. К. Собенникова.

Так постепенно советская авиационная медицина охватывала специальными исследованиями все стороны авиационной практики, отвечая на ее запросы и углубляя свою теорию.

К началу Великой Отечественной войны советские Военно-воздушные силы имели методологически обоснованную теорию авиационной медицины, продуманную систему медицинского обеспечения полетов и хорошо подготовленные медицинские кадры. Огромный опыт Великой Отечественной войны еще более обогатил авиационную медицину.

Дальнейшее развитие авиационной медицины тесно связано с появлением самолетов с реактивными двигателями. Реактивная авиация поставила перед медициной новые вопросы и еще более укрепила содружество авиационных врачей с конструкторами самолетов. Вопросы гигиены герметических кабин, предложенных еще Д. И. Менделеевым, потребовали скорейшего решения и нашли его в работах проф. В. А. Спасского и других. По-новому стал вопрос о средствах спасения членов экипажа при аварии самолетов на больших высотах и скоростях.

Для авиационной медицины, как и для всей медицины, огромную роль сыграла объединенная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященная физиологическому учению академика И. П. Павлова (рис. 8), состоявшаяся в июне 1950 г. На сессии еще раз было обращено внимание на основное положение павловской физиологии — единства организма и среды. Это положение имеет особое значение в условиях той своеобразной среды, в которую попадает человек в полете.

Так коллективными усилиями авиационных врачей — исследователей и практиков — были собраны факты и изучены закономерности влияния полета на организм человека.

К. Платонов, Человек в полете

Другие новости и статьи

« Персональный учет потерь в войсковых частях, соединениях и учреждениях Красной Армии

Реформирование центральных финансово-экономических органов в 2008 - 2012 годах »

Запись создана: Вторник, 30 Октябрь 2018 в 8:53 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика