Функции военной истории



Функции военной истории

oboznik.ru - Функции военной истории

Важной функцией военной истории является образовательная функция, которая выражается в передаче, прежде всего военнослужащим, профессиональных знаний, умений и навыков, повышении уровня их воинского мастерства, расширении кругозора, развитии творческого мышления.

И наконец, воспитательная функция, которая состоит в том, что, раскрывая героическое прошлое народов России, СССР, военно-историческая наука способствует тем самым повышению морального духа нашего населения, его нравственности, она не только является побудительным мотивом воспитания высоких нравственных качеств воина, гражданина — патриота, но и непосредственно участвует в формировании такой важной составной части оборонной мощи государства, как морально-политический фактор.

Не случайно поэтому накануне и в годы Великой Отечественной войны политики, военачальники и общественные деятели постоянно обращались героическому прошлому страны, пропагандировали славные подвиги русского народа. Имена Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина, Д Пожарского, П. Салтыкова, П. Румянцева, Г. Потемкина. А. Суворова, Г. Спиридова, Ф. Ушакова, М. Кутузова, М. Барклая де Толли, П. Багратиона, М. Лазарева, В. Корнилова, В. Истомина, П. Нахимова, Г. Бутакова, С. Макарова, М. Драгомирова, А. Брусилова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского и других знаменитых защитников Отчизны звали солдат и офицеров на подвиги, воодушевляли их в тяжелых боях и в стремительном всесокрушающем наступлении.

В связи с этим особого внимания заслуживает факт кардинального поворота идеологической работы в вооруженных силах накануне Великой Отечественной войны от «абстрактной и крайне политизированной» к всестороннему и глубокому изучению военно-исторического опыта. «У нас особо изучается военная история.проводится… охаивание старой истории, выдающиеся полководцы прошлого забыты, их военное искусство остается неизвестным командному составу — все это приводит к игнорированию исторического конкретного опыта», — утверждается на совещании НКО в мае 1940 г. по вопросам идеологической работы в Красной армии. Военная история учила советских людей побеждать врага, напоминая о героическом прошлом, об умении отстаивать настоящее и бороться за будущее. Она как бы связывала воедино минувшее, настоящее и будущее. Эту же функцию выполняет военно-историческая наука и в современных условиях. Она выступает важным фактором военно-патриотического воспитания граждан России, и прежде всего молодежи.

Правдивое и яркое воспроизведение героических страниц и военного опыта прошлого способствует воспитанию молодежи в духе патриотизма. На этой основе укрепляется глубокая и нерасторжимая связь поколений, их верность Отечеству. Военная история как важнейшая составная часть отечественного культурного наследия дает возможность моделировать сложнейшие противоречивые процессы современности, облегчать поиск путей выхода из кризисных состояний общества.

И в этом отношении вполне правомерно ставить вопрос о прогностической функции военно-исторической науки, которая определяется возрастающей потребностью иметь исторический «капитал» для прогнозирования характера будущих войн и военных конфликтов, анализа как подготовки к ним, так и опыта их предотвраще ния. Таким образом, можно утверждать, что военно-историческая наука, обладая огромным потенциалом, выполняет важные методологические и общемировоззренческие задачи. В этой связи возникает вопрос, в какой мере современное состояние военно-исторической науки способствует выполнению названных выше функций?

К сожалению, ответ на этот вопрос неоднозначен, ибо, несмотря на высокий уровень своего развития, отечественная военно-историческая наука переживает своего рода кризис, обусловленный спецификой нынешнего переходного периода в истории России. Под кризисом в данном случае надо понимать не застой и упадок в развитии исторической отрасли (как это чаще всего трактуется), а такую популяризацию теоретикометодологических взглядов и подходов, следовательно, и конкретно-исторических концепций, которая во многих аспектах разрывает единство коренной сущности исторического развития. Его проявления очевидны: — изменяется содержательная часть военной истории в результате уточнения или изменения объекта исторических исследований и пересмотра методологических основ в изучении исторических процессов;

— сокращается когорта профессионалов военных историков: многие опытные военные историки отстранены от работы, а новое поколение специалистов рождается, к сожалению, чрезвычайно медленно; — организационная структура (аппарат) военно-исторических исследований обеднена, а многие ее звенья уничтожены; — нарастает опасная тенденция сужения и сокращения проблематики военно-исторических исследований; — школьные и вузовские учебники по истории обильно нашпигованы второстепенными датами, фактами, событиями, именами, заслоняющими истинное величие военных подвигов России; — значительно уменьшилась доля позитивного военно-исторического материала в пропагандистских программах радио и телевидения. Стало привычным концентрировать внимание российских читателей и слушателей исключительно на некоторых негативных явлениях этого периода отечественной истории.

Это очень вредная тенденция, выбивающая из идеологического потенциала военной истории очень важный пласт, столь необходимый сегодня в воспитательной работе в Вооруженных силах и среди населения.

С.Н. Михалев. Военная стратегия



Другие новости и статьи

« Объявление положения о персональном учете потерь и погребении личного состава Красной Армии

Подвиг легендарного лётчика Алексея Маресьева »

Запись создана: Четверг, 11 Октябрь 2018 в 12:13 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы