11 Сентябрь 2018

Итоги работы органов ВОСО в период Великой Отечественной войны

oboznik.ru - Итоги работы органов ВОСО в период Великой Отечественной войныИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ ТЫЛА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ № 01764. 26 июня 1946 г.

oboznik.ru - Итоги работы органов ВОСО в период Великой Отечественной войны

А. ОРГАНЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ

Общий объем централизованных перевозок за годы Великой Отечественной войны составил 9 305 257 вагонов, кроме того были выполнены большие перевозки импортных грузов, трофейного имущества и оборудования, а также значительные по объему внутрифронтовые оперативные и снабженческие перевозки, осуществляемые распоряжением фронтов.

Мобилизация перевозки

За период мобилизации в первые дни войны перевезено 1 579 эшелонов — 58 401 вагон.

Оперативные перевозки

За период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года оперативные перевозки выполнены в следующих размерах:

.oboznik.ru - Итоги работы органов ВОСО в период Великой Отечественной войны

Снабженческие перевозки

Объем снабженческих перевозок централизованного планирования составил 4 970 тысяч вагонов, или 53% к общему объему воинских перевозок по централизованному плану.

Удельный вес снабженческих перевозок составил : 1941 г. — 18%, 1942 г. - 56%, 1943 г. - 58%, 1944 г. - 59% и 1945 г. - 70% по отношению к общему объему воинских перевозок. Это вызывалось ростом технической оснащенности Красной Армии.

По роду грузов снабженческие перевозки характеризуются:

Боеприпасы — 1 435 606 вагонов — 29,2%;
Вооружение, технические и интендантские грузы 1 173 007 вагонов — 23,5%;
Горюче-смазочные материалы — 1 386 016 вагонов — 27,9%;
Продовольствие и фураж 976 101 вагон — 19,4%.

Из этого количества непосредственно для фронтов перевезено (в вагонах): боеприпасов — 437 358, вооружения, технических и интендантских грузов — 223085, горюче-смазочных материалов — 715 436, продовольствия и фуража - 556 391.

Санитарная эвакуация

Для санитарной эвакуации было сформировано: постоянных военно-санитарных поездов — 260, временных военно-санитарных поездов — 137 и санитарных летучек — 300.

В 1941 году в эксплуатации находилось 272 военно-санитарных поезда. В последующие годы работа военно-санитарных поездов характеризуется:

.oboznik.ru - Итоги работы органов ВОСО в период Великой Отечественной войны

Скорость продвижения военно-санитарных поездов в среднем в сутки составила: груженых от 250 до 350 километров, порожних от 150 до 200 километров.

Водные перевозки

Во время войны водный транспорт широко использовался для воинских перевозок и оказывал значительную помощь железнодорожному и автомобильному транспорту.

Оперативные перевозки были выполнены водным транспортом в следующем объеме:

людей — 5 367,9 тыс.
лошадей — 213 тыс.
орудий — 10,6 тыс.
танков — 4,6 тыс.
автомашин — 48,9 тыс.
тракторов — 4,8 тыс.
грузов — 823,8 тыс. т

Кроме того было перевезено 21,4 млн. тонн грузов, в том числе речным транспортом 14,1 млн. т, из них по Нижне-Волжскому бассейну 3,4 млн. тонн и морским транспортом 7,3 млн. тонн, в том числе по Каспийскому морю 4,2 млн. тонн.

По роду грузов снабженческие перевозки, выполненные морским и речным транспортом, характеризуются (в тыс. т):

.oboznik.ru - Итоги работы органов ВОСО в период Великой Отечественной войны

Воздействие авиации противника на железные дороги

За четыре года войны вражеская авиация сделала более 19 тысяч налетов, сбросила на железнодорожные объекты около 250 тысяч авиабомб, повредила и уничтожила 3175 паровозов, более 66 000 вагонов, 375 искусственных сооружений, 5072 служебно-технических здания, около 3000 стрелочных переводов, разрушила 1483,6 километра пути и более 29 000 проводо-километров желдорсвязи.

Авиация противника помимо одиночных налетов производила массированные налеты на крупные железнодорожные узлы: Брест, Белосток, Минск, Молодечно, Гродно, Смоленск, Брянск, Вязьма, Бологое, Ленинград, Сталинград, Воронеж и многие другие.

Несмотря на значительные разрушения отдельных объектов, в особенности желдорузлов, существенных нарушений воинских перевозок, тем более полного срыва перевозок допущено не было

Восстановление железных дорог, разрушенных противником

Разрушения железных дорог, произведенные немецкими войсками, были осуществлены в таких масштабах, какие не знала ни одна война в прошлом.

На территории Советского Союза, оккупированной немецкими войсками, было выведено из строя 27 магистральных железнодорожных линий и частично разрушено 8 железнодорожных линий, общей эксплуатационной длиной 53 432 км, из коих разрушено 49 276 км.

За время войны было восстановлено:

Главные пути — 46 956 км
Вторые пути — 3 122 км
Станционные пути 19 195 км
Малые мосты и трубы 11 894 шт.
Большие и средние ж.д. мосты — 2020 шт. с общим протяжением 202 236 пог. метров
Тоннели — 17 шт. длиною 12 965 пог. метров
Водоснабжение — 1677 пунктов
Связь — 504 322 пр/км
Депо — 181 шт. с общим числом стойл 1090
Гражданских и служебно-технических зданий — 1 264 786 куб.м

После вывода наших частей на государственную границу и освобождения территории Польши, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии и Германии из общего протяжения железнодорожной сети этих стран в 84 647 км под непосредственным руководством органов Военных сообщений были восстановлены:

Главные пути — 32 416 км
Вторые пути — 3779 км
Станционные пути — 11 522 км
Трубы и малые мосты — 2404 шт.
Мосты больших и средних отверстий — 892 шт. общим протяжением 83 364 пог. метра
Тоннели — 29 шт., общим протяжением 10 625 пог. метров
Связь — 234 212 проводо-километров
Водоснабжение — 956 пунктов
Депо — 10 шт. с общим числом стойл — 80
Гражданских сооружений — 134 006 куб. м

Для обеспечения бесперебойного и бесперегрузочного подвоза войскам было перешито и эксплуатировалось по союзной колее на территории (в километрах):

Румынии — 595
Польши — 2510
Германии — 210

Для обеспечения подвоза войскам за период войны в пределах фронтов было построено вновь 2450 км новых железнодорожных линий, которые сыграли крупную роль в обеспечении боевых действий наших войск. Из них важнейшими являются Кизляр — Астрахань, Сухуми — Бзыбь и Большой Московский обход.

Большую роль в снабжении наших войск, особенно в лесисто-болотистых районах, сыграли узкоколейные железные дороги.

За время Отечественной войны на театре военных действий было построено вновь 1588 км новых узкоколейных железнодорожных линий и восстановлено 1014 км.

За период войны узкоколейными железными дорогами было подвезено войскам 318 404 тонн различных грузов.

При вступлении наших войск на территории сопредельных стран, на союзную колею были восстановлены и перешиты, только основные ж.д. направления для основных фронтов.

Ко всем второстепенным направлениям ввиду недостатка порожняка союзной колеи, были широко использованы железные дороги и подвижной состав западно-европейской колеи.

Для обеспечения подвоза войскам на территории Польши, Румынии и Закарпатской Украины в стыках западно-европейской колеи с союзной были организованы перегрузочные районы.

Темпы восстановления и увеличения пропускной способности железных дорог

В период 1941-1943 гг. темп восстановлений не превышал 3-4 км в сутки, это объяснялось недостаточным техническим оснащением и отсутствием опыта у железнодорожных войск.

По мере накопления опыта, темп восстановления увеличивался и в отдельных наступательных операциях доходил до 12 км в сутки и более (1944-1945 гг.).

В целях недопущения разрушения железных дорог противником и захвата железных дорог в исправном состоянии, в частности, на 3-м Белорусском фронте (июнь 1944 г.) были использованы оперативные средства (танковые части и штурмовая авиация).

Так, например, одной из основных задач, поставленных перед Гвардейской штурмовой дивизией, являлась задача: “не дать противнику вывезти ни одного эшелона на запад и сохранить для страны железную дорогу Орша — Борисов“.

В результате успешного воздействия на противника танков и авиации, железные дороги и мосты в полосе наступления 3-го Белорусского фронта были захвачены слабо разрушенными.

Это решающее обстоятельство позволило вести восстановление ж.д. темпом 25 км в сутки и своевременно, без больших отрывов войск от снабжения, питать фронт всем необходимым.

Пропускная способность восстановленных ж.д. участков, после восстановления, как правило, составляла не более 5—6 пар поездов в сутки, со скоростью движения поездов 15—20 км в час.

Повышение пропускной способности до 12—15 пар достигалось примерно через месяц после открытия движения по восстановленному участку.

Такое неудовлетворительное положение явилось результатом того, что восстановление железных дорог в основном производилось за счет наличия местных ресурсов, которые были ограничены вследствие разрушений.

Эксплуатация железных дорог за границей

Эксплуатация железных дорог на заграничных дорогах в основном осуществлялась местными силами. Частично эксплуатационными железнодорожными полками и военно-эксплуатационными отделениями НКПС.

Руководство работой железных дорог осуществлялось начальниками военных сообщений фронтов, уполномоченными ЦУПВОСО при соответствующих министерствах путей сообщений.

За период с декабря 1944 г. по декабрь 1945 г. объем работы по перевозкам на заграничных дорогах составил: 1 025 622 вагона западно-европейской колеи.

Противовоздушная оборона поездов

Для организации ПВО поездов в пути следования, было сформировано 10 полков и 14 дивизионов ПВО, которые находились в подчинении органов военных сообщений.

За 1942—1943 гг. эти части ПВО сопроводили до 500 воинских поездов.

За 1944—1945 гг. частями ПВО прикрыто 28 077 воинских поездов, отражено вражеских атак 2387. Сбито и подбито самолетов противника 115.

Организация частей ПВО для прикрытия поездов в пути следования полностью себя оправдала.

Работа военно-продовольственных пунктов

В 1941 г. к началу войны на железных дорогах СССР для организации довольствия в пути следования воинских эшелонов, военно-санитарных поездов, команд и одиночно следующих военнослужащих было подготовлено и оборудовано 112 военно-продовольственных пунктов, из них 92 стационарных и 21 подвижный.

В ходе войны и, в особенности, с выходом наших войск за пределы государственной границы, сеть военпродпунктов была значительно увеличена.

К концу Великой Отечественной войны Центральное управление военных сообщений имело в своем составе 286 продпунктов, из них: 209 стационарных, 34 подвижных военпродпункта и 43 штатных отделения военпродпунктов и кроме того 191 отделение военпродпунктов на вокзалах.

Всего на военно-продовольственных пунктах, за весь период войны были обеспечены довольствием 8 179 222 чел.

Формирование подвижных учреждений Красной Армии

Для эвакуации раненых и больных бойцов и офицеров, сопровождения воинских эшелонов, для создания подвижных авиационных и артиллерийских мастерских и других ремонтных средств различных тыловых учреждений было создано 1607 подвижных учреждений, главнейшими из которых являлись:

Взводы ПВО по сопровождению воинских эшелонов — 638
Постоянные военно-санитарные поезда — 260
Временные военно-санитарные поезда — 137
Санитарные летучки — 150
Банно-прачечные и дезинфекционные поезда — 72
Подвижные артиллерийские мастерские — 18
Подвижные авиационные мастерские — 28
Дивизионы бронепоездов — 46
Бронепоезда ПБС — 96
Другие подвижные учреждения — 162

Все эти учреждения занимали 22 273 единицы железнодорожного подвижного состава.

Количество органов военных сообщений во время войны

К началу войны в органах военных сообщений было всего 2815 военнослужащих. В ходе войны сформированы: этапно-заградительные комендатуры, военно-распределительные комендатуры, этапно-пересыльные пункты, аппараты уполномоченных начальника ЦУП ВОСО КА на заграничных дорогах и другие органы военных сообщений.

К 1 января 1946 г. в органах военных сообщений было 32 937 чел. К концу войны с Германией на 1 мая 1945 г. органы военных сообщений имели 1430 единиц, из них:

УПВОСО фронта - 14
Отделов ВОСО армий — 66
Управлений Военных комендантов распорядительных станций.— 51
Управлений Военных комендантов станций снабжения — 109
Отделов ВОСО округов — 14
Управлений начальника передвижения войск на ж.д. и водном транспорте — 61
Управлений военных комендантов ж.д. участков и станций — 603
— заградительных комендатур — 226
Военно-продовольственных пунктов — 236

Практика работы органов военных сообщений за время войны полностью оправдала установленную структуру и организацию этих органов.

См. далее:
Б. Автомобильная служба

Другие новости и статьи

« О роли гвардии в истории. Независимая политическая сила

Образ княгини Екатерины Дашковой в воспоминаниях иностранных официальных лиц (на основе записок послов К.К. Рюльера и графа Джона Бёкингхэмшира) »

Запись создана: Вторник, 11 Сентябрь 2018 в 4:44 и находится в рубриках Вторая мировая война, Транспорт.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

db-forex.com

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика