21 Октябрь 2018

Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войныИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ ТЫЛА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ № 01764. 26 июня 1946 г.

oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Г. СЛУЖБА СНАБЖЕНИЯ ГОРЮЧИМ

Служба снабжения горючим обеспечивала Красную Армию всеми видами горюче-смазочных материалов и нефтетопливом, средствами перекачки и заправки, тарой и имуществом.

Расход горюче-смазочных материалов

За время войны Красной Армией израсходовано 13 358,7 тысяч тонн горюче-смазочных материалов, в том числе (в тысячах тонн):
.

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Расход по сортам за время Великой Отечественной войны по основным видам горюче-смазочных материалов характеризуется следующим: (в тысячах тонн)

Высокооктановые авиабензины - 2998,4
Низкооктановые авиабензины - 1483,0
Автомобильный бензин - 5750,1
Дизельное топливо - 911,1
Керосин и лигроин - 1103,9
Авиамасла - 325,7
Автотракторные масла - 370,7
Прочие продукты (нефть, мазут, спирты, Р-9, Р-20) - 415,8
Итого: 13 358,7

Великая Отечественная война потребовала неизмеримо большего расхода горюче-смазочных материалов, в сравнении со всеми предыдущими кампаниями, которые вела Красная Армия после Гражданской войны 1918—1922 гг.

Сравнительный расход горюче-смазочных материалов по кампаниям, которые вела Красная Армия, характеризуются следующими данными (в тысяч тонн):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Таким образом, за все четыре предыдущих кампании было израсходовано 2,8 % горюче-смазочных материалов, в том числе 2,3% авиабензинов по отношению к расходу за время Великой Отечественной войны.

Расход основных сортов горючего по отдельным операциям Красной Армии характеризуется следующими данными:

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Лимитирование расхода горюче-смазочных материалов

В целях экономного расходования ресурсов горючего, с августа 1942 года фронтам и округам стали устанавливаться “лимиты расхода”. Это привело к значительному упорядочению планирования расхода горючего и к более рациональному и экономному его расходованию, что подтверждается систематическим снижением средне-месячного расхода горючего (в тысячах тонн):

за 1941 год — 266,6
за январь — июль 1942 г. — 233,3
за август 1942 г. — май 1943 г. — 220,7

Такое снижение средне-месячного расхода горючего происходило в условиях роста веса заправки действующей армии (в тоннах):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

В дальнейшем, рост технического оснащения Красной Армии, размах и темпы операций и увеличение путей подвоза в процессе операции — вызвали увеличение расхода горючего.

Увеличился вес заправки ГСМ действующей армии (в тоннах):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Это вызвало увеличение средне-месячного расхода ГСМ, начиная со 2-й половины 1943 года и до конца войны (в тысячах тонн):
за июнь 1943 г. - май 1944 г.- 289,0
за июль 1944 г. - декабрь 1944 г. — 351,6
за январь 1945 г. - май 1945 г. - 381,9
в том числе апрель 1945 г. — 439,1

Импорт

Завоз по импорту для НКО составил (в тысячах тонн):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

По отдельным сортам завоз составил (в тысячах тонн):

Изооктан и прочие высокооктановые компоненты — 456,8
Авиабензин Б-100 - 608,9
Авиабензин Б-95 — 104,2
Автобензин — 12,9
Солярка — 1,3
Авиамасло — 42,0
Автол — 0,6
Продукт Р-9 — 6,3
Этилен-гликоль — 10,8
Присадки к маслам — 0,4

Использование ресурсов Румынии, Венгрии и других стран

Овладение нефтяными источниками Румынии, Венгрии, частично Чехословакии и Польши, позволило использовать нефтяные ресурсы этих стран для снабжения ГСМ Красной Армии. Группы офицеров УСГ шли вслед за войсками и в самые короткие сроки налаживали производство нефтепродуктов. Через 3—4 дня после вступления наших войск в Плоешти была восстановлена работа нефтеперегонных заводов и начато снабжение войск румынским горючим. Так же обстояло дело с восстановлением нефтедобычи и переработки в Польше, Чехословакии и Венгрии.

В результате этого, в последний период Отечественной войны с сентября 1944 года по май 1945 года поставлено для Красной Армии из Румынии, Польши, Чехословакии и Венгрии 816,5 тыс. тонн горючего, в том числе 82,8 тыс. тонн авиационного бензина, 615 тыс. тонн автобензина и 98,3 тыс. тонн дизельного топлива.

Обеспечение авиации авиабензинами

В целях увеличения ресурсов высокооктановых авиабензинов, недостаток которых начал резко ощущаться в связи с непрерывным ростом материальной части ВВС, в апреле 1943 года была организована в Реутово первая база изготовления высокооктановых авиабензинов, путем смешения импортных и отечественных компонентов.

С этого времени УСГ КА приступило к систематическому изготовлению высокооктановых авиабензинов, организовав дополнительные базы смешения в Харькове (Лосево), Батраках, Плоешти и в Житомире.

Наряду с этим смешение частично производилось на фронтах и в Батуми.

Всего с начала смешения и до 1.6.45 г. изготовлено — 1118,3 тыс. тонн высокооктановых авиабензинов.

Работа по смешению характеризуется следующими данными (в тысячах тонн):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Изготовление высокооктановых авиабензинов по отдельным базам смешения за этот период составило:

Реутово — 454,7 тыс. тонн
Батраки — 206,9 тыс. тонн
Харьков — 338,9 тыс. тонн
Житомир — 13,5 тыс. тонн
Пр. пункты — 104,3 тыс. тонн
Всего: 1118,3 тыс. тонн

Изготовление высокооктановых авиабензинов на базах НКО сократило нагрузку на ж.д. транспорт, примерно на 8 миллиардов тонно-километров, поскольку были ликвидированы излишние дальние и встречные перевозки ГСМ.

Удельный вес НКО в общем количестве производства высокооктановых авиабензинов из года в год возрастал поскольку в нефтяной промышленности изготовление авиабензинов оставалось на одном и том же уровне, а именно:

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Обеспечение автомобильным и тракторным горючим

Отечественными заводами за время войны выработано 7712,8 тыс. тонн автобензина, поступило на снабжение армии 4790,1 тыс. тонн (не считая поступлений из Румынии, Венгрии и др. источников), израсходовано войсками 5750,1 тыс. тонн.

Общий расход автобензина с учетом передачи иностранным армиям, боевых потерь и т.д. составил 6052,8 тыс. тонн или более 74% всего выработанного нашими заводами автобензина.

Обеспечение Красной Армии дизельным топливом, керосином и лигроином ресурсами производства не лимитировалось.

Запасы горюче-смазочных материалов к концу войны

Текущие и мобилизационные запасы, включая ресурсы УСГ в пунктах погрузки и перевалки горючего, характеризуется следующими данными:

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Таким образом, служба снабжения горючим успешно справилась со своими задачами во время войны. Она обеспечила армию горюче-смазочными материалами в огромных количествах, смогла удержать к концу войны обеспеченность текущими и мобилизационными запасами на уровне 84% от того объема, который был накоплен к началу войны.

Снабжение техническим имуществом

В конце 1942 года была создана центральная мастерская УСГ КА.

За время войны центральная мастерская изготовила:

Цистерны облегченные емкостью 10 куб. м — 1016 шт.
Насосы ручные типа “Ливер” — 9924 шт.
Котлы “ДКП” для разогрева масел - 393 шт.
Коллектора полевые - 63 компл.
Насосы 2НБС - 340 шт.
Задвижки “Лудло” - 2152 шт.
Пробки для бочек - 145 056 шт.
Ведра мерные - 72 656 шт.
Воронки - 81 316 шт.

За этот же период времени центральная мастерская произвела капитальный ремонт:
БПС — 157 шт.
БМП- 120 шт.
Регустановок — 43 шт.
Железных бочек - 15 667 шт.

Окружными ремонтными мастерскими за время войны капитально отремонтированы:

Стационарных емкостей на нефтебазах и складах ГСМ — 250 000 куб. м
Подвижных емкостей — 6500 шт.
Железных бочек — 265 00 шт.
Бензоперекачивающих станций и бензомотопомп — 465 шт.

Значительное количество технического имущества поступило во время войны по импорту и из трофейного имущества.

Движение технического имущества ГСМ за 1942—1945 гг. характеризуется следующими данными (в штуках):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

См. далее:
Д. Интендантская служба

Другие новости и статьи

« Военно-автомобильная дорога № 101 - «Дорога жизни»

Пять тысяч для семьи погибшего товарища »

Запись создана: Воскресенье, 21 Октябрь 2018 в 19:17 и находится в рубриках Вторая мировая война, Служба горючего.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика