Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны



Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войныИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ ТЫЛА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ № 01764. 26 июня 1946 г.

oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Г. СЛУЖБА СНАБЖЕНИЯ ГОРЮЧИМ

Служба снабжения горючим обеспечивала Красную Армию всеми видами горюче-смазочных материалов и нефтетопливом, средствами перекачки и заправки, тарой и имуществом.

Расход горюче-смазочных материалов

За время войны Красной Армией израсходовано 13 358,7 тысяч тонн горюче-смазочных материалов, в том числе (в тысячах тонн):
.

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Расход по сортам за время Великой Отечественной войны по основным видам горюче-смазочных материалов характеризуется следующим: (в тысячах тонн)

Высокооктановые авиабензины - 2998,4
Низкооктановые авиабензины - 1483,0
Автомобильный бензин - 5750,1
Дизельное топливо - 911,1
Керосин и лигроин - 1103,9
Авиамасла - 325,7
Автотракторные масла - 370,7
Прочие продукты (нефть, мазут, спирты, Р-9, Р-20) - 415,8
Итого: 13 358,7

Великая Отечественная война потребовала неизмеримо большего расхода горюче-смазочных материалов, в сравнении со всеми предыдущими кампаниями, которые вела Красная Армия после Гражданской войны 1918—1922 гг.

Сравнительный расход горюче-смазочных материалов по кампаниям, которые вела Красная Армия, характеризуются следующими данными (в тысяч тонн):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Таким образом, за все четыре предыдущих кампании было израсходовано 2,8 % горюче-смазочных материалов, в том числе 2,3% авиабензинов по отношению к расходу за время Великой Отечественной войны.

Расход основных сортов горючего по отдельным операциям Красной Армии характеризуется следующими данными:

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Лимитирование расхода горюче-смазочных материалов

В целях экономного расходования ресурсов горючего, с августа 1942 года фронтам и округам стали устанавливаться “лимиты расхода”. Это привело к значительному упорядочению планирования расхода горючего и к более рациональному и экономному его расходованию, что подтверждается систематическим снижением средне-месячного расхода горючего (в тысячах тонн):

за 1941 год — 266,6
за январь — июль 1942 г. — 233,3
за август 1942 г. — май 1943 г. — 220,7

Такое снижение средне-месячного расхода горючего происходило в условиях роста веса заправки действующей армии (в тоннах):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

В дальнейшем, рост технического оснащения Красной Армии, размах и темпы операций и увеличение путей подвоза в процессе операции — вызвали увеличение расхода горючего.

Увеличился вес заправки ГСМ действующей армии (в тоннах):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Это вызвало увеличение средне-месячного расхода ГСМ, начиная со 2-й половины 1943 года и до конца войны (в тысячах тонн):
за июнь 1943 г. - май 1944 г.- 289,0
за июль 1944 г. - декабрь 1944 г. — 351,6
за январь 1945 г. - май 1945 г. - 381,9
в том числе апрель 1945 г. — 439,1

Импорт

Завоз по импорту для НКО составил (в тысячах тонн):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

По отдельным сортам завоз составил (в тысячах тонн):

Изооктан и прочие высокооктановые компоненты — 456,8
Авиабензин Б-100 - 608,9
Авиабензин Б-95 — 104,2
Автобензин — 12,9
Солярка — 1,3
Авиамасло — 42,0
Автол — 0,6
Продукт Р-9 — 6,3
Этилен-гликоль — 10,8
Присадки к маслам — 0,4

Использование ресурсов Румынии, Венгрии и других стран

Овладение нефтяными источниками Румынии, Венгрии, частично Чехословакии и Польши, позволило использовать нефтяные ресурсы этих стран для снабжения ГСМ Красной Армии. Группы офицеров УСГ шли вслед за войсками и в самые короткие сроки налаживали производство нефтепродуктов. Через 3—4 дня после вступления наших войск в Плоешти была восстановлена работа нефтеперегонных заводов и начато снабжение войск румынским горючим. Так же обстояло дело с восстановлением нефтедобычи и переработки в Польше, Чехословакии и Венгрии.

В результате этого, в последний период Отечественной войны с сентября 1944 года по май 1945 года поставлено для Красной Армии из Румынии, Польши, Чехословакии и Венгрии 816,5 тыс. тонн горючего, в том числе 82,8 тыс. тонн авиационного бензина, 615 тыс. тонн автобензина и 98,3 тыс. тонн дизельного топлива.

Обеспечение авиации авиабензинами

В целях увеличения ресурсов высокооктановых авиабензинов, недостаток которых начал резко ощущаться в связи с непрерывным ростом материальной части ВВС, в апреле 1943 года была организована в Реутово первая база изготовления высокооктановых авиабензинов, путем смешения импортных и отечественных компонентов.

С этого времени УСГ КА приступило к систематическому изготовлению высокооктановых авиабензинов, организовав дополнительные базы смешения в Харькове (Лосево), Батраках, Плоешти и в Житомире.

Наряду с этим смешение частично производилось на фронтах и в Батуми.

Всего с начала смешения и до 1.6.45 г. изготовлено — 1118,3 тыс. тонн высокооктановых авиабензинов.

Работа по смешению характеризуется следующими данными (в тысячах тонн):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Изготовление высокооктановых авиабензинов по отдельным базам смешения за этот период составило:

Реутово — 454,7 тыс. тонн
Батраки — 206,9 тыс. тонн
Харьков — 338,9 тыс. тонн
Житомир — 13,5 тыс. тонн
Пр. пункты — 104,3 тыс. тонн
Всего: 1118,3 тыс. тонн

Изготовление высокооктановых авиабензинов на базах НКО сократило нагрузку на ж.д. транспорт, примерно на 8 миллиардов тонно-километров, поскольку были ликвидированы излишние дальние и встречные перевозки ГСМ.

Удельный вес НКО в общем количестве производства высокооктановых авиабензинов из года в год возрастал поскольку в нефтяной промышленности изготовление авиабензинов оставалось на одном и том же уровне, а именно:

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Обеспечение автомобильным и тракторным горючим

Отечественными заводами за время войны выработано 7712,8 тыс. тонн автобензина, поступило на снабжение армии 4790,1 тыс. тонн (не считая поступлений из Румынии, Венгрии и др. источников), израсходовано войсками 5750,1 тыс. тонн.

Общий расход автобензина с учетом передачи иностранным армиям, боевых потерь и т.д. составил 6052,8 тыс. тонн или более 74% всего выработанного нашими заводами автобензина.

Обеспечение Красной Армии дизельным топливом, керосином и лигроином ресурсами производства не лимитировалось.

Запасы горюче-смазочных материалов к концу войны

Текущие и мобилизационные запасы, включая ресурсы УСГ в пунктах погрузки и перевалки горючего, характеризуется следующими данными:

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

Таким образом, служба снабжения горючим успешно справилась со своими задачами во время войны. Она обеспечила армию горюче-смазочными материалами в огромных количествах, смогла удержать к концу войны обеспеченность текущими и мобилизационными запасами на уровне 84% от того объема, который был накоплен к началу войны.

Снабжение техническим имуществом

В конце 1942 года была создана центральная мастерская УСГ КА.

За время войны центральная мастерская изготовила:

Цистерны облегченные емкостью 10 куб. м — 1016 шт.
Насосы ручные типа “Ливер” — 9924 шт.
Котлы “ДКП” для разогрева масел - 393 шт.
Коллектора полевые - 63 компл.
Насосы 2НБС - 340 шт.
Задвижки “Лудло” - 2152 шт.
Пробки для бочек - 145 056 шт.
Ведра мерные - 72 656 шт.
Воронки - 81 316 шт.

За этот же период времени центральная мастерская произвела капитальный ремонт:
БПС — 157 шт.
БМП- 120 шт.
Регустановок — 43 шт.
Железных бочек - 15 667 шт.

Окружными ремонтными мастерскими за время войны капитально отремонтированы:

Стационарных емкостей на нефтебазах и складах ГСМ — 250 000 куб. м
Подвижных емкостей — 6500 шт.
Железных бочек — 265 00 шт.
Бензоперекачивающих станций и бензомотопомп — 465 шт.

Значительное количество технического имущества поступило во время войны по импорту и из трофейного имущества.

Движение технического имущества ГСМ за 1942—1945 гг. характеризуется следующими данными (в штуках):

.oboznik.ru - Итоги работы службы снабжения горючим в период Великой Отечественной войны

См. далее:
Д. Интендантская служба



Другие новости и статьи

« Военно-автомобильная дорога № 101 - «Дорога жизни»

Пять тысяч для семьи погибшего товарища »

Запись создана: Воскресенье, 21 Октябрь 2018 в 19:17 и находится в рубриках Вторая мировая война, Служба горючего.

Метки: , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы