Обозы и транспорт в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»



Обозы и транспорт в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

oboznik.ru - Обозы и транспорт в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»200-летию Отечественной войны 1812 года

oboznik.ru - Обозы и транспорт в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Отображение тылового обеспечения войск в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

А. Обозы, их построение, транспортировка грузов

Подчиненность и функции обозов были закреплены Уставом воинским в 1716 г. при Петре I. В дальнейшем развитие службы в обозах нашло отражение в Воинском уставе 1796 года, который действовал в период, описываемый в романе «Война и мир».

Обоз в армии подчинялся генерал-вагенмейстеру, над которым стоял генерал-квартирмейстер. Наряду с подвозом, генерал-квартирмейстер также руководил размещением войск и госпиталей, то есть фактически именно он создавал тыловую инфраструктуру полевой армии, хотя в тоже время и не являлся организатором материального обеспечения. Разделение снабженческих и транспортных полномочий между должностными лицами имело в то время и свои резоны. В частности, в случае острой необходимости, обоз мог превратиться в подобие фортификационного сооружения и использовался как оборонительный рубеж.

Отступающая русская армия, описанная в романе, уходящая от удара французов, представляла собой жалкое зрелище. Трудности возникали у обозов из-за падежа лошадей и отсутствия ремонта повозок. Скот и повозки бросались вдоль дорог. В это же время «…отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем-то наполненные». Перемещение войск и тыла не организовано, все возложено на одного офицера, не имеющего ни сил, ни средств для наведения порядка в движении колонн.

Обозы и транспорт, сдерживающие армию, затрудняли движение войск. Проблема, которая возникла у П.И. Багратиона, довольно распространена и встречалась неоднократно в современной армии, во время проведения дивизионных и более крупных учений в 70-80-е годы XX века.

Офицеры пехоты, обсуждая насущные бытовые проблемы в период похода, обращают внимание на возможность артиллеристов перевезти ротные запасы материальных средств, в первую очередь продовольствия. Артиллерийские подразделения имеют свой транспорт (гужевой) для буксировки орудий и перевозки зарядов. А пехотные подразделения, не имея своего транспорта, вынуждены довольствоваться только носимым запасом, или уповать на подачу материальных средств из полковых обозов. Те же проблемы существуют и в современной армии, когда мотострелковая (танковая) рота, выезжая на учения, крепит все свое имущество на броню боевых машин (БМП, БТР, танков). Вид такой колонны, на технике которой навешаны ящики, палатки, колья и печи, выглядит живописно. Невольно напрашивается сравнение с кочующим «цыганским табором».

Лучшее положение было в гвардейских частях, выдвигающихся из России. Прибывшие в расположение войск под Ольмюцом, они щеголяли своей чистотой. В период совершения маршей, носимое имущество перевозилось на подводах, тем самым, облегчая нагрузку на солдат и офицеров. На переходах для офицеров гвардии австрийским начальством организовывалось питание. В современных условиях такие примеры встречаются тоже, когда выделяются показные части и подразделения, лучше обеспеченные и выставленные для демонстрации командованию. А затем, при разборах действий, их же приводят в пример для подражания.

Во время Отечественной войны 1812 года сложности с транспортом оставались те же, несмотря на то, что войска перемещались на территории своей страны. Автор детально показывает трудности, с которыми сталкиваются войска и обозы при выполнении задач.

Эвакуация раненых из Москвы, которую планировалось оставить неприятелю, осложнялась отсутствием транспорта. Для этой цели часть раненых вывозилась на подводах москвичей, которые имели возможность их выделить. Однако такого количества было не достаточно. Конфликт в семье графа Ростова в это время был связан с решением старого графа отдать свои подводы для эвакуации раненых, вместо перевозки имущества семьи.

Поспешное бегство французской армии, полностью дезорганизованной, из Москвы, выявил много нерешенных командованием задач с транспортом и перевозкой грузов, в первую очередь военного и снабженческого характера. Вывод французских войск из города начался в ночь с 6 на 7 октября. Их движение началось с ликвидации следов своего пребывания, «ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы». Войска, выходя из города, были обременены обозами и колоннами пленных. В колоннах артиллерии на орудиях везли награбленные вещи: меха, ковры, оклады икон и прочее. В романе описаны драки за добычу между солдатами, некогда непобедимой армии, в том числе, с применением холодного оружия.

При движении французских войск от Москвы в сторону границы, обозы с колоннами пленных на первоначальном этапе соблюдали определенный порядок в построении и следовали за боевыми частями. В дальнейшем, часть обоза с сухарями была отбита казаками, часть ушла вперед, вместо артиллерии впереди колонны пленных появился обоз, выдвигающегося французского корпуса. Замыкал колонну обоз с кавалерийским снаряжением.

Движение колонн неприятеля из России в октябре месяце не имело ничего общего с перемещением войск. Присоединение отдельных людей к проходящим колоннам, и стихийное отставание от них, превращало группы солдат в обычное стадо. Для обозначения колонн с обозами и пленными, Л.Н. Толстой применяет термин «сборище».

Обоз корпуса Жюно, колонна [депо] пленных и кавалерийское депо сокращались по составу очень быстро. Часть повозок было брошено, часть отбито партизанами, а часть было разграблено отставшими своими же солдатами другого корпуса. Донесение императору о бедственном положении войск при подходе к Смоленску, рекомендовало освободиться от лишних обозов, потому, что их количество несоизмеримо с числом оставшихся войск.

Таким образом, Л.Н. Толстой описывая на страницах романа недостатки транспортного обеспечения армий начала XIX века, указывает на малое количество повозок, недостаток тягловой силы (лошадей) и нераспорядительность должностных лиц по наведению порядка при организации движения.

В. Головинский, полковник запаса. Oboznik.ru

См. далее:
Б. Расквартирование и быт войск во время боевых действий



Другие новости и статьи

« Военное образование в фазе полураспада

Минобороны США определяют бюджет »

Запись создана: Пятница, 18 Май 2012 в 4:45 и находится в рубриках Начало XIX века, После Крымской войны, Транспорт.

Метки: , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы