7 Ноябрь 2020

Учебный процесс Военно-транспортной академии в послевоенные годы

oboznik.ru - Учебный процесс Военно-транспортной академии в послевоенные годы
#ВАТТ#академия#учеба

   До 1952 года в Военно-транспортную академию возвращались офицеры, имевшие боевой и практический опыт в войсках, учившиеся ранее в академии, но не успевшие закончить полный курс по причине начала военных действий. Длительный перерыв в учебе несколько ослабил знания слушателей по теоретическим дисциплинам. Это затрудняло изложение учебного материала. Преподавателям приходилось часто напоминать слушателям забытые сведения.

С начала послевоенного периода в учебный процесс были внесены некоторые изменения, направленные на его совершенствование. Слушателям третьего курса отводился для самостоятельной работы один день в неделю, а слушателям четвертого и пятого курсов - 2 дня.

Для обеспечения наглядности обучения и частичного восполнения отсутствующей лабораторной базы кафедры широко практиковали учебные экскурсии со слушателями на железнодорожные станции, строи тельные объекты и передовые предприятия г. Ленинграда. В тех же целях в расписания занятий включались показы кинофильмов, иллюстрирующих новейшую технику и передовые методы организации эксплуатации, восстановления и ремонта железнодорожной техники и сооружений, автомобилей и тракторов.

Был установлен новый порядок разработки дипломных проектов, по которому слушатели после завершения теоретического курса обучения получают задания на дипломные проекты, изучают их в течение 2-3 недель, составляют планы работы, а затем выезжают на преддипломную практику продолжительностью около 5 недель. Перед защитой дипломных проектов слушатели, оканчивавшие академию, сдавали государственные экзамены по общественным наукам и иностранному языку.

Еще осенью 1946 года первая группа слушателей приступила к работе над дипломными проектами. Тематика дипломных проектов значительно отличалась от довоенной. В ней преобладала военная направленность. Производственную практику слушатели начали проходить главным образом в качестве дублеров на должностях станционного диспетчера, участкового диспетчера, помощника прораба, инженера батальона, заместителя командира роты по технической части. При выборе объектов практики и стажировки академия исходила из требований соответствия их целям и задачам практики (стажировки) и наличия на объектах новой техники и современной технологии. В результате практики слушатели закрепляли полученные знания, получали практический опыт в организации и проведении работ на предприятиях, строительстве и воинских частях, практически знакомились с новой техникой, передовыми методами и современной технологией. Во время пребывания на практике слушатели принимали активное участие в общественной и рационализаторской работе войсковых частей и предприятий. Летом 1952 года на практике слушатели автомобильных факультетов внесли 138 рационализаторских предложений.

Слушатели мостовой специальности проходили практику на строительстве мостов через р. Днепр у Киева, р. Неман у Советска, и р. Каму у Перми и других объектах.

В 1949 году во время прохождения практики слушатели привлекались к переписи и определению технического состояния автотракторной техники в войсках. Согласно выданным ГАВТУ удостоверениям им были представлены большие полномочия. Работа была оценена высоко, и все участники были поощрены. В отзывах, поступивших с мест практики, слушатели характеризовались хорошо подготовленными теоретически, указывалось, что они образцово выполняли и обязанности по должности, и задания командиров и начальников.

Опыт работы слушателей в войсках благотворно сказался на их успеваемости. В весеннем семестре 1947/48 учебного года из общего количества полученных на экзаменах оценок отличные оценки составили 52,3%, хорошие- 37%, удовлетворительные - 10,1%, неудовлетворительные - 0,6%. Дипломные проекты, разрабатывавшиеся слушателями, характеризовались весьма высоким качеством. Доказательством этому могут служить результаты защиты дипломных проектов в 1948 году: 78,8% дипломных проектов Государственная экзаменационная комиссия признала отличными. Многие дипломные проекты признаны оригинальными и имеющими научно-исследовательский характер.

Получению высоких результатов в учебе способствовали поощрительные мероприятия, определенные приказом МВС СССР N 051 от 28 июля 1947 года. Согласно этому приказу слушателям академии, выполнившим учебный план с хорошими и отличными оценками, выдержавшим Государственные экзамены и защитившим дипломные проекты с оценкой «отлично», выдавались дипломы с отличием и золотые медали. Слушатели, выполнившие учебный план, выдержавшие Государственные экзамены и защитившие дипломные проекты с оценкой «отлично», заносились на мраморную доску академии.

После реорганизации автомобильного факультета значительно увеличилась численность слушательского, профессорско-преподавательского и в целом постоянного состава, расширились кафедры автотракторной специальности, созданы новые кафедры. Учебные занятия проводились в две смены. Лекции большим потокам слушателей читались в актовом зале главного здания и в зрительном зале клуба городка на ул. Красной Связи. Расширяющиеся и совершенствующиеся лаборатории автомобильных факультетов были перемещены в городок на ул. Красной Связи.

С целью совершенствования учебного процесса в 1952 году были проведены методические совещания постоянного состава академии с участием воспитанников академии, руководящего состава центральных управлений и представителей войск. На совещании были рассмотрены все вопросы подготовки офицеров-инженеров для войск. Представители центральных управлений и войск, отметив в целом хорошую подготовку воспитанников академии, обратили внимание на недостаточную военную направленность некоторых общетехнических курсов, необходимость усиления методической подготовки слушателей - будущих воспитанников и увеличение доли практических занятий непосредственно с техникой.

См. также:
1. Реорганизация Военно-транспортной академии в послевоенный период
2. Научная работа в Военно-транспортной академии в 1945-1955 гг.

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк

Другие новости и статьи

« Научная работа Военной академии тыла и снабжения в 1945-1955 годах

Реорганизация Военно-транспортной академии в послевоенный период »

Запись создана: Суббота, 7 Ноябрь 2020 в 0:10 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Тыл: образование и наука.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика