Научная работа в Военно-транспортной академии в 1945-1955 гг.



Научная работа в Военно-транспортной академии в 1945-1955 гг.

oboznik.ru - Научная работа в Военно-транспортной академии в 1945-1955 гг.

   После окончания Великой Отечественной войны перед профессорско-преподавательским составом академии встала задача путем научных исследований изучить и обобщить опыт транспортного обеспечения операций Великой Отечественной войны, дать анализ и сделать соответствующие выводы на дальнейшее, определить техническое оснащение войск для обеспечения соответствующих темпов восстановительных работ, разработать теоретические основы и практические рекомендации по подготовке и использованию всех видов транспорта. В результате разработки этих вопросов было написано более 70 статей, опубликованных в Сборниках по изучению опыта войны и различных журналах.

В ноябре-декабре 1945 года с целью подведения некоторых итогов работы по изучению и обобщению опыта войны были проведены факультетские научно-технические конференции. На них были определены задачи по внедрению опыта войны в учебный процесс и намечены вопросы, подлежащие дальнейшей разработке. На всех факультетах состоялись также научно-технические конференции слушателей. Слушатели выступили с докладами, осветили в них опыт своей работы на фронте и производственной практике.

В 1946 году был составлен перспективный план научно-исследовательской работы академии на 1946-1950 годы, который включал четыре крупные проблемы: применение транспортных средств в операциях Великой Отечественной войны; подготовка, организация и использование железнодорожного, автомобильного и водного транспорта в современной войне; заграждение и восстановление путей сообщения (вопросы техники и организации работ); внедрение передовой техники в военно-транспортное дело. Для решения этих проблем намечалась 21 тема. Разработкой их занимались 67 офицеров и генералов. В результате выполнения перспективного плана за 1946-1950 годы были разработаны 367 военно-научных работ. Из их числа заслуживают быть отмеченными «Оперативное заграждение на путях сообщения» (коллектив авторов под руководством К.П. Востокова); «Восстановление мостов» (учебное пособие, коллектив авторов под руководством С.В. Завацкого); «Рациональный тип дорожных покрытий в условиях сыпучих песков» (Л.В. Новиков); «Расчет электровзрывных сетей при взрывании большого числа зарядов» (А.И. Лурье); «Выбор рациональных способов восстановления основных деталей автомобиля» (коллектив авторов под руководством В.И. Казарцева). По материалам выполненных работ опубликовано 24 Сборника трудов академии и 23 Информационных бюллетеня.

Перспективный план военно-научной и научно-исследовательской работы академии на 1951 -1955 годы нацеливал научные силы на решение задач, связанных с транспортным обеспечением современных операций Советской Армии. В ходе его выполнения за 5 лет было разработано 226 научно-исследовательских тем. Результаты военно-научных работ были освещены в 48 Сборниках трудов академии и 31 Информационном бюллетене.

Среди научно-исследовательских трудов первой половины 50-х годов следует выделить следующие: «Теория и расчет автотракторных трансмиссий» (докторская диссертация инженер-полковника А.С. Антонова), защищенная на Совете академии 21 декабря 1954 года; комплексная тема «Заграждение, восстановление и постройка железных дорог на ТВД» (руководитель инженер-полковник К.П. Востоков); «Раннее нагружение бетона и твердение его под нагрузкой» (докторская диссертация доцента А.В. Саталкина, защищенная 5 июля 1954 года на Совете Ленинградского инженерно-строительного института); «Исследование актуальных проблем электрического взрывания зарядов при строительстве железных дорог» (докторская диссертация инженер-полковника А.И. Лурье, защищенная 7 июля 1954 года на Совете Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева). В результате выполнения этой темы решен вопрос безотказного воспламенения зарядов и создан новый вид взрывной машинки ПМК-100, принятой на вооружение Советской Армии. Метод получил широкое применение в организациях системы Союзвзрывпрома.

Принятие на вооружение Армии и Флота новых средств борьбы коренным образом повлияло на содержание и направление научной работы академии. В 1954 году профессорско-преподавательский состав академии больше внимания уделил изучению новых средств борьбы и условий их применения. Подавляющее большинство написанных учебников и учебных пособий, а также выполненных военно-научных работ впоследствии пришлось коренным образом переработать с учетом новых условий ведения военных действий.

В ходе непрерывной научно-исследовательской работы в течение 1945-1955 годов значительно выросла научная квалификация профессорско-преподавательского состава. Если в 1945 году в ВТА насчитывалось 98 ученых, то на 1 января 1956 года их было уже 216.

Кафедрами академии была проведена значительная работа по усилению связи с войсками, производством, научными учреждениями и центральными управлениями Министерства обороны. Практически это выражалось в совместном выполнении научно-исследовательских тем, разработке проектов наставлений и инструкций, составлении рецензий и отзывов, участии в экспертизах, консультациях, совещаниях и т.п. В результате содружества преподавательский состав обогащался опытом работы войск и производства, полнее и глубже изучал последние достижения техники, проверял научные результаты в практических условиях. Кафедра Эксплуатации железных дорог в 1955-1956 годах в содружестве с ЛИИЖТом и Управлением Октябрьской железной дороги участвовала в разработке технологического процесса Ленинградского железнодорожного узла. Кафедра Сооружения и восстановления мостов и тоннелей совместное Главным управлением железнодорожных войск в 1956 году работала над изготовлением новых конструкций пролетных строений, изготовлением и испытанием временных обделок для восстановления тоннелей; совместно с Лентрансмостпроектом был разработан проект стальных разборных пролетных строений и опор для восстановления мостов.

Кафедры Восстановления и заграждения на путях сообщения, Проектирования и постройки железных дорог. Железнодорожного пути, Сооружения и восстановления мостов и тоннелей совместно с Главным управлением железнодорожных войск разработавали капитальный труд «Опыт восстановления железных дорог в Великую Отечественную войну». Кафедра Постройки и восстановления автомобильных дорог совместно с СоюздорНИИ проводила работу по исследованию работоспособности нежестких дорожных покрытий; в содружестве с Норильской мерзлотной станцией разрабатывала и проектировала дорожные конструкции для северных районов области. Кафедра Боевых и транспортных колесных машин участвовала в разработке аппаратуры и дорожных испытаниях автомобиля ЯАЗ-214 по широкой программе. Кафедра Восстановления и разрушения на путях сообщения совместно с Управлением военно-восстановительных работ (УВВР-2) оптимизировала проект постройки важной железнодорожной линии; кафедра Технологии метал лов оказала научно-техническую помощь ряду предприятий Ленинграда и особенно машиностроительному заводу «Вперед» в организации рационального использования станков и внедрении скоростных режимов резания металлов и т.д.

Наряду с научно-исследовательской работой на кафедрах, в академии развернулась и военно-научная работа слушателей ВНО. В 1948 году были созданы факультетские отделения военно-научного общества слушателей. Всего вначале было 17 кружков, охвативших 244 члена. В 1949/50 учебном году в 19 кружках разрабатывалось 168 тем, а в 1952/53 учебном году в 43 кружках было выполнено 380 тем. На IV военно-научную конференцию слушателей высших военно-учебных заведений г.Ленинграда (март 1953 году) от ВНО академии было представлено 40 докладов. Весьма полезной была научно-исследовательская работа слушателей по темам будущих проектов, способствовавшая глубокой разработке дипломных тем. Как правило, дипломные проекты членов общества по глубине разработки, качеству выполнения и оформления в лучшую сторону отличались от проектов, выполненных не членами общества. В 1949 году дипломные проекты 14 слушателей членов ВНО Государственной экзаменационной комиссией были отмечены как носящие исследовательский характер.

См. также:
1. Реорганизация Военно-транспортной академии в послевоенный период
2. Учебный процесс Военно-транспортной академии в послевоенные годы

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк



Другие новости и статьи

« Учебный процесс Военно-транспортной академии в послевоенные годы

Отдых для участников боев »

Запись создана: Вторник, 28 Апрель 2009 в 22:22 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Тыл: образование и наука.

Метки: , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы