24 Ноябрь 2020

Научная работа в Военно-транспортной академии в 1945-1955 гг.

oboznik.ru - Научная работа в Военно-транспортной академии в 1945-1955 гг.
#ВТА#ВАТТ#учеба

   После окончания Великой Отечественной войны перед профессорско-преподавательским составом академии встала задача путем научных исследований изучить и обобщить опыт транспортного обеспечения операций Великой Отечественной войны, дать анализ и сделать соответствующие выводы на дальнейшее, определить техническое оснащение войск для обеспечения соответствующих темпов восстановительных работ, разработать теоретические основы и практические рекомендации по подготовке и использованию всех видов транспорта. В результате разработки этих вопросов было написано более 70 статей, опубликованных в Сборниках по изучению опыта войны и различных журналах.

В ноябре-декабре 1945 года с целью подведения некоторых итогов работы по изучению и обобщению опыта войны были проведены факультетские научно-технические конференции. На них были определены задачи по внедрению опыта войны в учебный процесс и намечены вопросы, подлежащие дальнейшей разработке. На всех факультетах состоялись также научно-технические конференции слушателей. Слушатели выступили с докладами, осветили в них опыт своей работы на фронте и производственной практике.

В 1946 году был составлен перспективный план научно-исследовательской работы академии на 1946-1950 годы, который включал четыре крупные проблемы: применение транспортных средств в операциях Великой Отечественной войны; подготовка, организация и использование железнодорожного, автомобильного и водного транспорта в современной войне; заграждение и восстановление путей сообщения (вопросы техники и организации работ); внедрение передовой техники в военно-транспортное дело. Для решения этих проблем намечалась 21 тема. Разработкой их занимались 67 офицеров и генералов. В результате выполнения перспективного плана за 1946-1950 годы были разработаны 367 военно-научных работ. Из их числа заслуживают быть отмеченными «Оперативное заграждение на путях сообщения» (коллектив авторов под руководством К.П. Востокова); «Восстановление мостов» (учебное пособие, коллектив авторов под руководством С.В. Завацкого); «Рациональный тип дорожных покрытий в условиях сыпучих песков» (Л.В. Новиков); «Расчет электровзрывных сетей при взрывании большого числа зарядов» (А.И. Лурье); «Выбор рациональных способов восстановления основных деталей автомобиля» (коллектив авторов под руководством В.И. Казарцева). По материалам выполненных работ опубликовано 24 Сборника трудов академии и 23 Информационных бюллетеня.

Перспективный план военно-научной и научно-исследовательской работы академии на 1951 -1955 годы нацеливал научные силы на решение задач, связанных с транспортным обеспечением современных операций Советской Армии. В ходе его выполнения за 5 лет было разработано 226 научно-исследовательских тем. Результаты военно-научных работ были освещены в 48 Сборниках трудов академии и 31 Информационном бюллетене.

Среди научно-исследовательских трудов первой половины 50-х годов следует выделить следующие: «Теория и расчет автотракторных трансмиссий» (докторская диссертация инженер-полковника А.С. Антонова), защищенная на Совете академии 21 декабря 1954 года; комплексная тема «Заграждение, восстановление и постройка железных дорог на ТВД» (руководитель инженер-полковник К.П. Востоков); «Раннее нагружение бетона и твердение его под нагрузкой» (докторская диссертация доцента А.В. Саталкина, защищенная 5 июля 1954 года на Совете Ленинградского инженерно-строительного института); «Исследование актуальных проблем электрического взрывания зарядов при строительстве железных дорог» (докторская диссертация инженер-полковника А.И. Лурье, защищенная 7 июля 1954 года на Совете Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева). В результате выполнения этой темы решен вопрос безотказного воспламенения зарядов и создан новый вид взрывной машинки ПМК-100, принятой на вооружение Советской Армии. Метод получил широкое применение в организациях системы Союзвзрывпрома.

Принятие на вооружение Армии и Флота новых средств борьбы коренным образом повлияло на содержание и направление научной работы академии. В 1954 году профессорско-преподавательский состав академии больше внимания уделил изучению новых средств борьбы и условий их применения. Подавляющее большинство написанных учебников и учебных пособий, а также выполненных военно-научных работ впоследствии пришлось коренным образом переработать с учетом новых условий ведения военных действий.

В ходе непрерывной научно-исследовательской работы в течение 1945-1955 годов значительно выросла научная квалификация профессорско-преподавательского состава. Если в 1945 году в ВТА насчитывалось 98 ученых, то на 1 января 1956 года их было уже 216.

Кафедрами академии была проведена значительная работа по усилению связи с войсками, производством, научными учреждениями и центральными управлениями Министерства обороны. Практически это выражалось в совместном выполнении научно-исследовательских тем, разработке проектов наставлений и инструкций, составлении рецензий и отзывов, участии в экспертизах, консультациях, совещаниях и т.п. В результате содружества преподавательский состав обогащался опытом работы войск и производства, полнее и глубже изучал последние достижения техники, проверял научные результаты в практических условиях. Кафедра Эксплуатации железных дорог в 1955-1956 годах в содружестве с ЛИИЖТом и Управлением Октябрьской железной дороги участвовала в разработке технологического процесса Ленинградского железнодорожного узла. Кафедра Сооружения и восстановления мостов и тоннелей совместное Главным управлением железнодорожных войск в 1956 году работала над изготовлением новых конструкций пролетных строений, изготовлением и испытанием временных обделок для восстановления тоннелей; совместно с Лентрансмостпроектом был разработан проект стальных разборных пролетных строений и опор для восстановления мостов.

Кафедры Восстановления и заграждения на путях сообщения, Проектирования и постройки железных дорог. Железнодорожного пути, Сооружения и восстановления мостов и тоннелей совместно с Главным управлением железнодорожных войск разработавали капитальный труд «Опыт восстановления железных дорог в Великую Отечественную войну». Кафедра Постройки и восстановления автомобильных дорог совместно с СоюздорНИИ проводила работу по исследованию работоспособности нежестких дорожных покрытий; в содружестве с Норильской мерзлотной станцией разрабатывала и проектировала дорожные конструкции для северных районов области. Кафедра Боевых и транспортных колесных машин участвовала в разработке аппаратуры и дорожных испытаниях автомобиля ЯАЗ-214 по широкой программе. Кафедра Восстановления и разрушения на путях сообщения совместно с Управлением военно-восстановительных работ (УВВР-2) оптимизировала проект постройки важной железнодорожной линии; кафедра Технологии метал лов оказала научно-техническую помощь ряду предприятий Ленинграда и особенно машиностроительному заводу «Вперед» в организации рационального использования станков и внедрении скоростных режимов резания металлов и т.д.

Наряду с научно-исследовательской работой на кафедрах, в академии развернулась и военно-научная работа слушателей ВНО. В 1948 году были созданы факультетские отделения военно-научного общества слушателей. Всего вначале было 17 кружков, охвативших 244 члена. В 1949/50 учебном году в 19 кружках разрабатывалось 168 тем, а в 1952/53 учебном году в 43 кружках было выполнено 380 тем. На IV военно-научную конференцию слушателей высших военно-учебных заведений г.Ленинграда (март 1953 году) от ВНО академии было представлено 40 докладов. Весьма полезной была научно-исследовательская работа слушателей по темам будущих проектов, способствовавшая глубокой разработке дипломных тем. Как правило, дипломные проекты членов общества по глубине разработки, качеству выполнения и оформления в лучшую сторону отличались от проектов, выполненных не членами общества. В 1949 году дипломные проекты 14 слушателей членов ВНО Государственной экзаменационной комиссией были отмечены как носящие исследовательский характер.

См. также:
1. Реорганизация Военно-транспортной академии в послевоенный период
2. Учебный процесс Военно-транспортной академии в послевоенные годы

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк

Другие новости и статьи

« Подготовка научно-педагогических кадров в Военной академии тыла и снабжения в годы Великой Отечественной войны

Подготовка кадров военных финансистов в Финансовой академии при Правительстве РФ (часть 5) »

Запись создана: Вторник, 24 Ноябрь 2020 в 2:15 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Тыл: образование и наука.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика