5 Январь 2021

Вопросы гуманитарной подготовки и экономического мышления выпускников факультета. Как это было

oboznik.ru - Вопросы гуманитарной подготовки и экономического мышления выпускников факультета. Как это было
#ВФЭУ#вуз#факультет

Важнейшее место в процессе подготовки на факультете военных финансистов-экономистов принадлежит преподаванию гуманитарных и социально-экономических дисциплин, призванных формировать у слушателей фундаментальные мировоззренческие знания и ценности, широкий политический кругозор, умение экономически грамотно решать оборонные задачи. Кроме того, эти дисциплины ориентированы на воспитание у слушателей патриотизма, порядочности, честности и справедливости, чувства гордости и ответственности за избранную профессию военного финансиста-экономиста. Все эти задачи решались и решаются кафедрой гуманитарных дисциплин, в истории становления и развития которой можно выделить ряд этапов

Первый этап охватывает период с момента образования факультета в 1947 г. до 1952 г. и связан с его становлением и выпуском слушателей первого набора. В это время на факультете не было самостоятельной кафедры гуманитарного профиля и преподавание вели весьма известные обществоведы Московского финансового института. Перед ними стояла ответственная задача: за короткий срок сформировать учебно-методическую базу, лекционный фонд, осуществить разработку дидактических материалов.

Поступившие на первый курс офицеры имели большой стаж работы, около 85% из них были участниками Великой Отечественной войны. Им необходимо было обогатить свой практический опыт фундаментальными теоретическими знаниями. При подготовке офицерских кадров для комплектования финансовых органов соединений, военных округов, групп войск и флотов, главных и центральных управлений Министерства обороны преподаватели старались чтобы выпускники факультета были высокоэрудированными финансистами-экономистами.

В 1949/50 учебном году бюджет времени по общественным дисциплинам распределялся следующим образом: «Основы марксизма-ленинизма — 270 часов, «Политическая экономия» — 384 часа.

В 1950/51 учебном году были организованы научные кружки слушателей: при кафедре основ марксизма-ленинизма — десять человек; при кафедре политической экономии — шесть человек. На государственные экзамены были вынесены следующие дисциплины: основы марксизма-ленинизма, политическая экономия, финансы СССР и финансы Вооруженных Сил. Учебным планом факультета на подготовку и проведение государственных экзаменов отводилось два месяца — май и июнь, причем подготовка начиналась сразу после окончания седьмого семестра. В этот период слушателям читали лекции по методике самостоятельной подготовки к государственным экзаменам, а также разъясняли порядок их проведения. "

Учитывая сложность и значительный объем выносимых на государственные экзамены обществоведческих дисциплин, а также то, что их изучение закончилось на втором курсе, на подготовку к ним выделялось больше времени, чем на подготовку к специальным дисциплинам.

Государственная экзаменационная комиссия отметила хорошие теоретические знания слушателей, их умение увязывать теоретические положения с современными политическими событиями, иллюстрировать свои ответы фактическим материалом.

Одной из важнейших задач преподавателей, работавших в тот период, был поиск военно-профессиональной направленности преподавания общественных дисциплин. Это было новым и достаточно сложным делом. Началом такого поиска следует считать введение учебного курса «История народного хозяйства СССР и зарубежных стран», рассчитанного на 170 часов. Изучение курса преследовало цели формирования у слушателей историко-экономического мышления. В нем просматривались и финансовые аспекты развития экономики СССР и зарубежных стран, развития отраслей промышленности. Почти два десятилетия занятия по этому курсу вел профессор МФИ Погребинский Александр Петрович. Вместе с ним некоторое время преподавал профессор Мотылев Вульф Гемнович.

В 1951/52 учебном году факультетом был разработан и согласован новый учебный план, который предусматривал изучение слушателями двух новых дисциплин: на третьем курсе — «Диалектический и исторический материализм» в объеме 140 часов; на четвертом курсе — «Партийно-политическая работа и основы воинского воспитания в Советской Армии» в объеме 70 часов.

Второй этап в развитии гуманитарной подготовки и экономического мышления слушателей факультета охватывает период с 1953 по 1975 г.

Начало этого этапа ознаменовалось образованием в августе 1953 г. на факультете двух самостоятельных кафедр: марксизма-ленинизма и политической экономии. Эта мера была оправдана и в последующем благоприятно сказалась на развитии гуманитарного обучения и экономического мышления слушателей, была учтена и военная специфика подготавливаемых кадров.

Кафедру марксизма-ленинизма со дня образования и до октября 1960 г. возглавлял кандидат философских наук, доцент полковник Г. И. Габов. В состав кафедры в этот период входили А. А. Леонов, Г. М. Утина, И. А. Комонов, Н. И. Злодеев, А. 3. Саралидзе, Н. М. Чикин, С. Г. Луконин, А. И. Левочкин, П. П. Черкашин, А. С. Айзикович. Кафедру политической экономии до июня I960 г. возглавлял кандидат экономических наук, доцент полковник Г. А. Акопян. В составе кафедры в этот период работали: В. С. Бегоцкий, В. К. Диденко, К. А. Давий, Т. М. Пронин, С. В. Гранский. Два сравнительно небольших коллектива обществоведов активно включились в работу по созданию учебно-методической базы обучения и воспитания слушателей.

В составе кафедр начинают функционировать предметно-методические комиссии. Значительная работа была проведена кафедрами по созданию учебно-методических кабинетов. С 1953 по 1985 г. кабинет кафедры марксизма-ленинизма возглавляла Г. А. Юданова. Начальником кабинета кафедры политической экономии с сентября 1953 г. стала Л. Г. Галашевская, проработавшая на ней более 30 лет. На втором этапе начало проявляться научное лицо кафедр. Большинство преподавателей участвуют в подготовке и проведении теоретических и научно-практических конференций, проводимых на факультете. Их научные работы и статьи издаются на факультете и в периодической печати. Так’в I выпуске научных записок факультета была опубликована статья И. А. Комонова «Великий мыслитель и борец» (к 65-летию со дня смерти Н. Г. Чернышевского).

Г. И. Габов издал книгу «Общественные, политические и философские взгляды декабристов». Г. А Акопян в журнале «Вопросы экономики» опубликовал статью «Всеобщий закон капиталистического накопления». Много и интересно трудился на научно-педагогическом поприще преподаватель В. С. Бегоцкий. Он издал ряд учебных и учебно-методических пособий, которые сыграли заметную роль в становлении политической экономии как учебной дисциплины на факультете. Среди них следует отметить такие труды, как «Предмет и метод политической экономии», «Земельная рента», «Развитие капитализма в сельском хозяйстве», «Тортовый капитал и торговая прибыль» и др.

Повышенное внимание в этот период начинает уделяться связи преподавания общественных наук с профилем факультета. Закрепилась практика подготовки слушателями докладов, рефератов, научных сообщений по военно-финансовой проблематике. Военно-финансовые аспекты находят свое отражение в планах лекций, семинаров и практических занятий. Более тесной становится связь со специальными кафедрами факультета, с которыми проводятся совместные заседания с обсуждением взаимосвязанных проблем, практикуются взаимные посещения и обсуждения занятий, рецензирование лекций и другие мероприятия.

Большое значение придается военно-научной работе слушателей. Как результат, уже в 1955 г. слушатели факультета старшие лейтенанты Фещенко и Хомутенко получили первую премию Всесоюзного конкурса за научную работу, посвященную проблемам хозяйственного расчета в условиях развернувшейся в середине 50-х годов крупной экономической реформы. Все это свидетельствовало о росте экономического мышления слушателей, их активности в изучении обществоведческих дисциплин.

В июне 1960 г. в период крупного сокращения армии и флота кафедры основ марксизма-ленинизма и политической экономии были объединены в единую кафедру основ марксизма-ленинизма и политической экономии, которую с момента создания и до августа 1963 г. возглавлял кандидат экономических наук, доцент полковник Ако-пян Григорий Анонович. Заместителем начальника объединенной кафедры с июля 1960 г. по октябрь 1962 г. был доцент полковник Башилов Василий Евдокимович. В октябре 1962 г. его на этой должности сменил кандидат исторических наук, доцент полковник Бигашев Акрам Гирфанович. С сентября 1963 г. он стал начальником объединенной кафедры.

Директивой ГШ ВС СССР от 31 июля 1964 г. кафедра основ марксизма-ленинизма и политической экономии была переименована в кафедру марксизма-ленинизма. В составе объединенной кафедры в 1961—1969 гг. работали: А. С. Айзикович, А. Г. Киселев, М. С. Лазарев, П. П. Насонов, А. Г. Данилов, В. С. Бегоцкий, С. В. Гранский, Г. Ф. Томилов, Э. А. Черных (Хитренко), Д. П. Бреуссн-ко. Занятия по политической экономии проводили и совместители доцент Ф. Г. Жуков, доцент С. Г. Сергеев, профессор Г. П. Солюс, доцент А. Г. Куликов, доцент А. В. Пылаев.

Потребность в повышении уровня экономической подготовки слушателей привела к необходимости восстановления в 1969 г. самостоятельной кафедры политэкономии. Ее с весны 1970 г. возглавил кандидат экономических наук, доцент ПОЛКОВНИКА. Н. Кормильцев. В этот период кафедра начинает большую подготовительную работу по введению нового предмета «Военная экономика». С 1970 г. в учебный план кафедры в качестве самостоятельной научной дисциплины вводится курс «Военная экономика», призванный вооружить слушателей научными знаниями для эффективного решения военно-экономических задач защиты страны и сформировать у них экономическое мышление применительно к особенностям сферы обороны.

Эта работа значительно активизировалась с приходом на кафедру капитана 1 ранга А. И. Пожарова. Возглавляемый им с 1972 г. коллектив разработал учебные программы по политической экономии и военной экономике. Преподаватели кафедры создали новые учебные курсы, лекционные фонды, переработали учебно-методические материалы. С 1972 г. кафедру марксизма-ленинизма возглавил кандидат исторических наук, доцент полковник П. А. Кирпичев. В ее составе трудились: Г. А. Ашев, П. П. Насонов, А. Г. Данилов, Г. Л. Воско-бойников, Б. И. Михайлов, И. А. Даунис. В это время отмечалось усиление внимания к изучению исторического прошлого нашей Родины, особенно исторического опыта Великой Отечественной войны. В связи с подготовкой и празднованием 30-летнего юбилея Победы советского народа над фашистской Германией кафедра активно привдекала бывших фронтовиков, в том числе и военных финансистов, к участию в проведении учебных занятий со слушателями.

Преподаватели стремились найти новые пути и методы совершенствования учебного процесса, повышения идейно-теоретического и методического уроиня учебных занятий. На обеих кафедрах прошли межкафедральные заседания по проблемам : «Пути и методы повышения .идейно-теоретического уровня учебных занятий», «Роль семинарских занятий как важнейшей формы самостоятельной работы слушателей над первоисточниками и научной литературой». Третий этап (1976—1990 гг.) в развитии обществоведческих кафедр связан с переходом факультета на подготовку слушателей с высшим военным финансово-экономическим образованием.

В соответствии с приказом министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. факультет с 1 августа был переведен на новый штат. Состав кафедры марксизма-ленинизма пополнился такими преподавателями, как Ю. А. Лебедев, В. М. Савка, Г. К. Николайчук, В. А. Полесушкин, В. И. Шарый, А. А. Васьковский, А. И. Соловов. На третьем этапе меняется структура и содержание учебных курсов. Крен делается в сторону изучения актуальных проблем обществоведения и политической экономии. Выделяется специальный учебный курс, посвященный изучению слушателями методологических проблем военной теории и практики. Полковником И. А. Дау-нисом по этому курсу было подготовлено учебное пособие «Фило-софско-социологический анализ соотношения экономики, финансов и войны».

Следует особо отметить широкое внедрение в гуманитарной подготовке слушателей таких новых форм занятий, как индивидуальные собеседования, самостоятельная работа под руководством преподавателя, теоретические конференции. Изменения в формах и методах обучения преследовали цели индивидуализации учебно-воспитательного процесса, повышения роли самостоятельной работы слушателей, развития у них творческого мышления, навыков исследовательской деятельности.

На семинарах стал больше применяться метод анализа практических ситуаций, на основе которых слушатели принимали решения И обосновывали их. Слушатели с большой заинтересованностью изучали такие темы, как «Методологические основы научного управления войсками», «Психология личности и воинского коллектива и их учет в учебно-воспитательной работе». Большую роль в подготовке слушателей для работы в роли руководителя финансовой службы играла их стажировка в войсках, в ходе которой они, выполняя задания кафедры, выступали с лекциями, докладами, проводили индивидуальные беседы. По окончании стажировки слушатели представляли письменный отчет о проделанной работе, который защищали на кафедре. Кроме того, кафедра активно участвовала в проведении КШУ на выпускном курсе.

Действенным средством повышения профессиональной подготовки преподавателей, а также укрепления связей кафедры с войсками стали их личная стажировка в войсках на соответствующих должностях и учеба на курсах повышения квалификации. На личной стажировке в войсках побывали полковники А. Г. Данилов, А. А. Вась-ковский, подполковники Ю. А. Лебедев, В. И. Шарый. Полученный во время стажировок войсковой опыт широко использовался в учебном процессе и воен но-научных исследованиях.

С сентября 1984 г. по октябрь 1986 г. кафедру марксизма-ленинизма возглавлял доктор исторических наук, профессор полковник В. С. Скробов. В этот период на кафедру прибыл молодой и перспективный преподаватель майор И.М. Малышев, который начал активно разрабатывать и внедрять в учебный процесс психолого-педагогические аспекты деятельности военного финансиста-экономиста. В центре его научных интересов были проблемы экономического воспитания личного состава, а также выяснения ключевой роли в организации этого воспитания руководителя финансовой службы части и соединения.

В сентябре 1986 г. кафедру возглавил кандидат исторических наук А. А. Сивачев, на нее получили назначение майор С. С. Шилкин, подполковник В. Н. Медведев, капитан 2 ранга Л. Н. Мирошниченко.

Активно и плодотворно работал коллектив кафедры политической экономии и военной экономики. В его деятельности четко выделялись два направления. Первое направление было связанно с профилем преподавания политической экономии, вычленением и разработкой ее военной проблематики. Второе направление требовало проведения фундаментальных исследований проблем экономического обеспечения обороноспособности страны и формирования на основе этого учебного курса военной экономики. В разработке военной проблематики политической экономии активно участвовал капитан 1 ранга В. И. Цема, который опубликовал ряд статей в периодической печати, а также кафедральное учебное пособие.

Преподаватели кафедры разработали ряд учебных и учебно-методических пособий и монографий, которые нашли признание на факультете и за его пределами. Известным научным событием явились опубликованные в 1981 г. монография «Экономические основы оборонного могущества социалистического государства*(автор— А. И. Пожаров) и учебное пособие «Военная экономика» (авторы— капитан 1 ранга А. И. Пожаров и профессор Ф. П. Аврамчук). На кафедру пришли перспективные преподаватели полковник Г. К. Ребров, подполковники Г. Н. Сезин, А. М. Литовка, майоры В. А. Воробьев и А. А. Богдановский, подполковники С. М. Шкудов и А. А. Мелькумов.

С 1987 г. работа кафедр строилась на основе новой концепции преподавания общественных наук. Главное внимание уделялось обеспечению качественно нового уровня преподавания, обеспечивающего комплексное изучение обществоведческих проблем. Для слушателей был введен новый государственный экзамен по общественным наукам. Преподавательский состав провел большую работу по переработке учебных программ. Были созданы новые специальные курсы, учитывающие потребности военной реформы и перехода экономики страны на рыночные отношения. К ним относились курсы «Социально-политические и воен но-экономические аспекты ориентации оборонного строительства на качественные параметры» и «Экономическое мышление в деятельности военного финансиста-экономиста: теория, методология и методика». Большинство контрольных занятий, экзаменов, в том числе государственных, проводились в форме развернутого диалога по избранной проблеме, что отвечало требованиям современности, развивало творческое отношение слушателей к осмыслению весьма противоречивых политических и социально-экономических процессов, происходивших в этот период в стране и Вооруженных Силах.

Важное место занимала работа слушателей в кружках ВНО при обществоведческих кафедрах. В процессе проведения исследований и подготовки обобщающих докладов многие слушатели проявили научное творчество и инициативу. Наряду с традиционными формами работы в виде научных докладов, сообщений и рефератов слушатели привлекались к разработке комплексных тем по планам военно-научной работы кафедры. Члены кружков ВНО участвовали во всесоюзных конкурсах на лучшую научную работу студентов, слушателей и курсантов по общественным наукам. За активное участие в VIII Всесоюзном конкурсе студенческих работ по общественным наукам в 1980 г. кафедра марксизма-ленинизма была награждена грамотой Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР. В различное время научными руководителями кружка ВНО были И. А. Даунис, Г. Л. Воскобойников, Б. И. Михайлов, Ю. А. Лебедев, Л. М. Мирошниченко.

Заметным событием стала исследовательская работа слушателей М. Иванкова и В. Кавалерова, выполненная ими в 1990 г. в рамках курсовой работы на тему «Экономико-математическая модель конверсии и реконверсии экономики» под руководством профессора А. И. Пожарова. В ней была разработана программа моделирования вариантов процесса воспроизводства в ходе конверсии и реконверсии экономики. Работа слушателей была издана и используется в учебном процессе, а также нашла применение в ряде НИР.

Четвертый этап развития (с 1991 г. по настоящее время) отмечен рядом принципиальных обстоятельств и факторов, которые оказали существенное влияние на пересмотр содержания гуманитарной подготовки и экономического мышления слушателей факультета.

Первым и ключевым обстоятельством стало вступление нашей, страны в полосу социально-экономических реформ, направленных на слом прежней командной системы и формирование демократического общества, экономика которого функционирует на современных рыночных принципах. Радикальные преобразования в обществе обусловили развертывание военной реформы, перевод оборонных отраслей промышленности на рыночные отношения. Все это потребовало нового видения финансово-экономической деятельности всех институтов и учреждений армии и флота и их руководящих кадров.

Второе обстоятельство связано с формированием новой модели гуманитарного образования в высшей школе, в том числе и военной.

Специфику этой модели отличает прежде всего новый набор гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который учитывает разные уровни образования, профиль вуза и другие особенности подготовки обучаемых. Кроме того, важно заметить, что высшие учебные заведения получили право сами определять названия и содержание преподаваемых дисциплин в рамках основных базовых направлений: это историческое и философское направления, направления в области культурологии, экономического образования, политологии и социологии.

Третье обстоятельство нашло свое отражение в изменении статуса финансовой службы. Она стала финансово-экономической. Начальнику этой службы придан статус помощника главнокомандующего, командующего, командира по финансово-экономической работе. Резко возросли роль и значение экономической и военно-экономической подготовки слушателей, были введены новая специальность «Управление экономикой Вооруженных Сил» и новая квалификация выпускников факультета «экономист-менеджер».

Четвертое обстоятельство связано с организационными изменениями, происшедшими в кафедральных структурах. В конце 1992 г. кафедра политэкономии и военной экономики, которую с 1987 г. возглавлял полковник Н. В. Абросимов, объединилась с кафедрой марксизм а-ленинизм а, которую с 1990 г. возглавлял полковник Г. К. Николайчук. Была создана новая объединенная кафедра гуманитарных дисциплин. Начальником новой кафедры стал полковник Н. В. Абросимов, а с августа 1993 г. — полковник А. В. Хромов.

Названные обстоятельства, а также серьезные изменения в предназначении выпускников факультета и в программе их обучения существенно повлияли на структуру и содержание гуманитарной подготовки и экономического образования слушателей. В первую очередь это отразилось в новом наборе преподаваемых дисциплин. Слушатели теперь изучают следующие гуманитарные и социально-экономические курсы: «Философско-политологические проблемы общества и армии», «Актуальные проблемы экономической и военно-экономической теории», «Актуальные проблемы экономической и военно-экономической истории», «Психолого-педагогические проблемы управленческой деятельности военного финансиста-экономиста».

В содержательном плане новые учебные дисциплины продолжают традиции фундаментализации профессиональной подготовки и развития экономического мышления слушателей. В них также реализуется гуманитарная составляющая профессиональной подготовки военного финансиста-экономиста. В этой составляющей можно выделить три основных уровня: общегуманитарный, гуманитарно-социологический, гуманитарно-профессиональный.

К общегуманитарному уровню относятся наиболее общие, фундаментальные знания и умения, которые должны усвоить слушатели в ходе изучения дисциплин кафедры; к гуманитарно-социологическому — ценностные установки и умения, позволяющие быть достойным гражданином своей страны; к гуманитарно-профессиональному — совокупность качеств и умений, дающих возможность качественно решать основные задачи в процессе профессиональной деятельности.

Созданы серьезные заделы в профилировании изучаемых сегодня слушателями гуманитарных дисциплин. Так, в предмете «Философ-ско-политологические проблемы общества и армии» введен спецкурс «Методология и логика военно-экономического мышления и познания». Значительно усилена рыночная и финансовая проблематика в дисциплине «Актуальные проблемы экономической и военно-экономической теории». В курсе «Актуальные проблемы экономической и военно-экономической истории» в содержательном плане основной упор сделан на изучение отечественного и мирового опыта реформирования экономики, в том числе опыта проведения денежных реформ. Новая дисциплина «Психолого-педагогические проблемы управленческой деятельности военного финансиста-экономиста» по своему содержанию носит сугубо прикладной и военно-профессиональный характер.

Важной составляющей усиления профессионализации учебно-методической работы кафедры стало участие ее преподавательского состава в руководстве разработкой и защитой слушателями дипломных работ. Плодотворность усилий кафедры в этом направлении была отмечена Государственной аттестационной комиссией, которая выделила в качестве лучших дипломные работы, выполненные выпускниками 1996 г. майором А. Н. Агаповым — «Формирование современного военно-экономического мышления в процессе изучения военно-финансовых дисциплин» (руководитель — профессор А. И. Пожаров), майором А. Н. Гавиным — «Совершенствование специальной подготовки кадров финансово-экономической службы с использованием инструментальной оболочки «Урок» (руководитель — старший преподаватель кафедры капитан 1 ранга Л. Н. Мирошниченко) и майором С. А. Бушуевым — «Финансово-экономическое обеспечение педагогического процесса в военном вузе ( на примере ЯВВФУ и ВФЭФ при ФА)» (руководитель — преподаватель кафедры полковник И. М. Малышев).

Особенностью развития гуманитарной и экономической подготовки слушателей на современном этапе стала ориентация содержания этой подготовки на управленческий характер будущей деятельности выпускников факультета. Новые учебные программы кафедры предусматривают изучение слушателями в рамках спецкурсов по маркетингу и менеджменту механизма принятия и осуществления управленческих решений в экономической и военно-экономической сферах деятельности. В управлении финансово-экономической деятельностью основное внимание слушателей акцентируется на психолого-педагогических аспектах их будущей работы в войсках (силах). При этом важное значение придается привитию будущим руководителям финансово-экономической службы умения правильно организовывать и проводить воспитательную работу с подчиненными, изучать их индивидуально-психологические качества и на основе этого осуществлять подбор и расстановку кадров военных финансистов-экономистов.

Существенным моментом психолого-педагогической подготовки слушателей является изучение ими проблем формирования морально-психологической устойчивости коллектива финансово-экономической службы при действиях в боевой обстановке и в экстремальных ситуациях. В ходе реализации этого направления профессиональной подготовки выпускников факультета кафедра основное внимание сосредоточила на сборе материалов, обобщении и использовании в учебно-воспитательном процессе опыта деятельности военных финансистов-экономистов в так называемых горячих точках (Чечня, Таджикистан, Закавказье и др.).

Большую работу по сбору материалов, которые активно используются на учебных занятиях, проделал преподаватель кафедры полковник Ю. А. Лебедев. Наряду с качественным Изменением набора учебных дисциплин и содержания программ обучения слушателей кафедра ведет активную работу по созданию современного учебно-методического комплекса. Он включает в себя: создание нового поколения учебных и учебно-методических пособий; разработку и распространение перспективных методик обучения; переподготовку преподавателей для обучения слушателей по новым учебным программам; оснащение кафедральной учебно-материальной базы современным оборудованием. Большое внимание уделяется внедрению прогрессивных методик обучения, связанных с активным использованием видеотехники и компьютерных средств. Последние создают принципиально новые возможности для повышения эффективности гуманитарной подготовки и развития экономического мышления слушателей. Одним из достижений в этой области следует считать разработку автоматизированных учебных курсов (АУК) с помощью программной оболочки «Урок», а также создание компьютерной версии кафедральных учебных пособий, проведение занятий в специализированных классах ЭВТ. В совершенствовании учебно-материальной базы на первом плане стоит задача оснащения кафедры современными информационными системами. Кафедра уже сегодня имеет компьютер IBM-486, видеоаппаратуру, технически оснащенный учебный кабинет. Новые моменты появились в работе кружка ВНО слушателей, которым руководит полковник ЮЛ. Лебедев.

Они связаны со сложившейся в последнее время практикой выступления перед слушателями ВНО руководящих работников финансово-экономических органов Вооруженных Сил. Так, только в этом году состоялись встречи с начальником Управления труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил РФ генерал-майором В. В. Артамоновым и с заместителем начальника управления социального обеспечения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ полковником С. С. Станкуть. Главным, что определяет нынешнее лицо кафедры гуманитарных дисциплин, являются ее люди. В год 50-летия факультета коллектив кафедры насчитывает 14 человек. Его ядро составляют ветераны. Доцент Хитренко Эльвина Анатольевна на факультете работает с 1963 г., Пожаров Александр Иванович — с 1972 г., Цема Виктор Иванович — с 1978 г.

На кафедре трудятся преподаватели полковники В.А. Воробьев , Ю.А. Лебедев, И.М. Малышев, В.И. Шарый, капитан 1 ранга Л.Н. Мирошниченко, подполковник Н.Я. Головецкий, атакже первый адъюнкт кафедры подполковник В. И. Потапенко, заведующие учебными кабинетами Т.Ф. Жеварина и Г.Ю. Шохирева. Возглавляют кафедру полковник А.В. Хромов и его заместитель полковник А.М. Литовка.

Профессор, капитан 1 ранга в отставке А.И. Пожаров

полковник Ю.А. Лебедев

Другие новости и статьи

« Совершеснствование учебно-материальной базы (ВФЭУ)

ВФЭУ: в основе военно-финансовой подготовки слушателей - практическая направленность обучения. Как это было »

Запись создана: Вторник, 5 Январь 2021 в 0:11 и находится в рубриках Реорганизация 90-х годов, Тыл: образование и наука.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика