9 Октябрь 2018

Оперативное искусство и тактика в подготовке слушателей. Как это было

oboznik.ru - Оперативное искусство и тактика в подготовке слушателей. Как это было

В подготовке слушателей факультета исключительно важная роль отводится изучению военных дисциплин. За время обучения они должны получить не только глубокую финансово-экономическую, но и военную подготовку. Уже в самом первом учебном плане факультета (1948 г.) было заложено изучение слушателями военной доктрины нашего государства, структуры и задач Вооруженных Сил, истории военного искусства, организации боевой подготовки войск, тактики и тыла. Без знаний по указанным дисциплинам офицеры финансовой службы не могут успешно выполнять функции по удовлетворению потребностей армии и флота в денежных средствах. Исходя из этого, две из трех кафедр, предусмотренных первым штатом факультета, были военными: первая — общевойсковой подготовки, вторая —тыла, снабжения и войскового учета.

На первой изучались такие дисциплины, как общая тактика, история военного искусства, военная топография и военная администрация, на второй — организация тыла и военное снабжение. В общей сложности кафедрам выделялось довольно значительное учебное время — 820 часов из 3900, т. е. 21%. В организационном плане положение военных кафедр несколько раз менялось. В 50-е годы при сокращении числа слушателей, подлежащих обучению на факультете, кафедры были объединены в одну.

В середине 70-х годов при реформировании факультета и переходе на высшее военное образование кафедра разделилась на две. В начале 90-х годов в связи с сокращением количества принимаемых на обучение офицеров они вновь были объединены в кафедру оперативно-тактической подготовки.

Несмотря на эти организационные перемены, основная задача одной либо двух отдельных кафедр оставалась неизменной — дать слушателям такие военные знания, которые позволили бы им успешно решать задачи финансового обеспечения войск в мирное и военное время, уметь работать в тесной взаимосвязи с командованием, штабами, тыловыми и снабженческими органами всех уровней. Организация обучения слушателей осуществляется с учетом того, что в реальной жизни финансовая служба выполняет свои обязанности по финансированию Вооруженных Сил не обособленно и не изолированно, а в тесной взаимосвязи с действиями войск и сил флота, организацией их обеспечения необходимыми материальными, трудовыми и денежными ресурсами.

В середине 70-х годов задачи военных кафедр были в значительной мере усложнены, так как военная подготовка слушателей была поднята на новую, более высокую ступень. С переходом на высшее военное образование Военный факультет при Московском финансовом институте был преобразован в Военный финансово-экономический факультет и ему был придан академический уровень. Это потребовало существенного пересмотра как финансово-экономической, так и военной подготовки слушателей, а поэтому и направленность работы кафедр должна была соответствовать новому положению факультета. Обучение слушателей теперь уже не ограничивалось тактикой и войсковым тылом, как было раньше, а расширилось до оперативного искусства и оперативного тыла, а также до отдельных проблемных вопросов, связанных со стратегией, как важнейшей составной частью военного искусства. Кроме того, был введен новый курс «Экономический обзор театров военных действий», переименованный впоследствии (в 1992 г.) в «Военно-экономический обзор стратегических районов». В связи с переходом на обучение слушателей по программе высшей квалификации встала задача изменения содержания учебных программ по дисциплинам и составления новых. Пришлось переработать все учебно-методические материалы, в том числе учебные пособия, лекции, учебные задания, планы семинаров, групповых упражнений и практических занятий. Учебное время на изучение военных дисциплин увеличилось с 14 до 22 %.

Опыт обучения слушателей после 1976 г. по новым учебным планам свидетельствовал, что они потребовали значительной корректировки, В настоящее время кафедра обеспечивает занятия со слушателями по общей тактике и оперативному искусству, истории военного искусства, военно-экономическому обзору стратегических районов, войсковому и оперативному тылу.

Во все времена военной кафедре учебно-методическую и научно-исследовательскую работу необходимо было осуществлять с учетом профиля факультета.

Во-первых, было решено давать слушателям не вообще военные знания по образцу военных академий, а применительно к их специальности. С этой целью на лекциях, семинарских и практических занятиях, в учебных заданиях, дипломных работах, на командно-штабных учениях, в военно-научных кружках слушателей отрабатывались такие вопросы, как финансовое обеспечение боя и операции, пути достижения эффективности затрат материальных и денежных средств при организации боевой, оперативной и мобилизационной подготовки войск и др. Таким образом, вместо стандартного высшего военного образования, установленного для всех академий, слушатели факультета получили возможность поднять уровень своих военных знаний, необходимых им для формирования профессиональных качеств финансиста-экономиста высшей военной квалификации. Продолжительное время слушатели сдавали государственный экзамен по дисциплинам кафедры. Во-вторых, было решено иначе проводить командно-штабные учения. При включении в учебный план этой новой, очень важной формы обучения вначале пошли по пути военных академий, то есть все внимание было обращено на деятельность слушателей в ходе КШУ в роли как строевых должностных лиц полка и дивизии, так и финансистов соответствующего звена.

Практика свидетельствовала, что не всем слушателям при проведении учений удается выполнять должностные обязанности финансиста-экономиста. А это могло отрицательно сказаться на их работе в войсках. Поэтому содержание КШУ было принципиально пересмотрено. Слушатели стали выполнять в их ходе обязанности начальника финансовой службы соединения на фоне определенного оперативно-тактического замысла. В дальнейшем содержание и проведение КШУ было еще раз значительно пересмотрено. Оно не стало заканчиваться лишь финансовым обеспечением мобилизационного развертывания частей и соединения, а распространялось на период их боевых действий, в том числе наступательных и оборонительных. Все слушатели выполняли функции начальника финансовой службы соединения в условиях изменяющейся оперативно-тактической обстановки, оказывавшей влияние на работу финансовой службы.

Особенностью работы военной кафедры является и то, что она осуществляет обучение слушателей в лагерный период. Эта форма обучения была предусмотрена сразу же при создании факультета.

Первоначально базой лагерного сбора являлись общевойсковые курсы «Выстрел» в г. Солнечногорск. Затем в целях повышения эффективности обучения лагерный сбор стал проводиться на базе учебного центра «Песочное» Ярославского военного училища имени генерала армии А.В. Хрулева. Выбор нового места обучения в полевых условиях имел ряд преимуществ, поскольку между факультетом и училищем много общего в подготовке слушателей и курсантов.

Дальнейшее развитие военной науки, реформа Вооруженных Сил страны, разработка и внедрение новых образцов боевой техники и вооружения потребовали от кафедры оперативно-тактической подготовки выбора новых, наиболее перспективных направлений в обучении и воспитании офицеров финансово-экономической службы. В одном из приказов министра обороны было сказано, что приоритетным направлением реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации является совершенствование военного образования в соответствии с принятой концепцией его развития. Конечной целью решения этой проблемы было определение уровня подготовки офицеров — выпускников факультета. Вооруженным Силам страны требуются специалисты в области управления финансами крупных воинских коллективов, организации всестороннего финансового обеспечения деятельности войск как в мирное, так и в военное время.

Успешное решение этой задачи тесно связано с разработкой теоретических основ формирования и развития процесса подготовки военных руководителей-финансистов. На факультете была проведена определенная работа по доработке учебных программ, тематических планов, учебно-методической и учебной литературы с учетом новых требований времени.

Слушателям предъявляются жесткие требования при проведении практических и групповых занятий, командно-штабных учений и военно-специальных игр, а также при сдаче зачетов и экзаменов. Такой подход обусловлен тем, что выпускник нашего факультета должен глубоко понимать содержание и характер общевойскового боя и операции, знать основы боевой и мобилизационной готовности войск и сил флота, активно участвовать в организации боевой подготовки на всех уровнях, на практике применять знания по теории управления повседневной деятельностью войск. Это позволит офицеру финансово-экономической службы более качественно решать на практике чисто свои вопросы по финансово-экономическому обеспечению деятельности Вооруженных Сил.

На стыке казалось бы разных, но соприкасающихся между собой сфер деятельности, в том числе военной и финансовой, возникает благоприятная основа для экономного, эффективного и целесообразного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в интересах решения общих задач. Вспоминается высказывание одного из руководителей Министерства обороны, отвечающего за состояние военного кораблестроения, который, обращая внимание участников конференции «Современная война и экономика», отмечал, что у нас создана и построена атомная ракетная подводная лодка типа «Огайо».

Однако наша подлодка в два раза дешевле, чем американская. Результат был бы еще лучше, если бы инженеры-проектировщики и строители обладали финансовыми знаниями, а финансисты — инженерными. В связи с этим преподаватели кафедры в конечном счете видят свою цель не в том, чтобы сделать из финансиста-экономиста командира полка или командира дивизии, а в том, чтобы сделать из него специалиста своего дела, грамотно решающего возложенные на него задачи.

Высшее военное образование офицеру финансово-экономической службы необходимо прежде всего как руководителю, отвечающему за наиважнейший участок работы, влияющий на боевую и мобилизационную готовность войск и сил флота. Использование военных знаний офицерами-финансистами, руководителями финансово-экономической службы помогает им более полно и качественно уяснять стоящие перед ними задачи, всесторонне оценивать обстановку, складывающуюся в результате реальных экономических, политических, финансовых и других условий в государстве и Вооруженных Силах, а затем на основе глубокого и всестороннего анализа полученных данных принимать обоснованное решение по экономному и эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Таким образом, высшее военное образование и военные знания являются основой для грамотного и гибкого управления финансовой службой в различных звеньях Вооруженных Сил.

В 50-летней истории факультета и кафедры изменения в строительстве Вооруженных Сил, переход на высшее военное финансово-экономическое образование вызывали изменения в военной подготовке слушателей, а также организационно-штатные преобразования. Сущность их сводилась к тому, что упразднялись отдельные кафедры, сливались учебные и научно-педагогические коллективы. Сменялось и руководство нашей кафедры. С 1975 по 1987 г. ее возглавлял кандидат военных наук, доцент полковник В.И. Шпагин, с 1987 по 1996 г. — кандидат военных наук, доцент полковник И.И. Климов.

После него на должность начальника кафедры был назначен кандидат военных наук, доцент полковник С.А. Егоров, бывший заместителем начальника кафедры с 1990 г. и сменивший на этом посту кандидата военных наук, доцента полковника Г.Ф. Латынцева. Происходящие смены в руководстве кафедры нисколько не снизили набранного темпа в работе коллектива, и он продолжал так же успешно решать стоящие перед ним задачи, как и прежде. В связи с организационно-штатным и мероприятиями несколько лет назад в состав кафедры оперативно-тактической подготовки влился опытный педагогический коллектив кафедры оперативного и войскового тыла.

Поэтому на базовой кафедре помимо таких дисциплин, как общая тактика, оперативное искусство, военно-экономический обзор стратегических районов, оружие массового поражения и защита от него, история военного искусства, стали вновь изучаться войсковой и оперативный тыл. В обновленном составе кафедра, верная установившимся традициям (высокий профессионализм, высочайшее чувство ответственности за обучение и воспитание слушателей, требовательность к себе и подчиненным, чуткое и внимательное отношение к обучаемым, добрые взаимоотношения с другими кафедрами факультета), продолжила совершенствование учебного процесса.

При этом основной упор делался на глубокое освоение сущности современного общевойскового боя, войны в целом. В ходе изучения оперативного искусства, общей тактики, войскового и оперативного тыла других дисциплин преподаватели кафедры на всех видах занятий обращают внимание слушателей на зависимость военного дела от экономики страны и ее финансовых возможностей. На конкретных примерах современного состояния и перспектив развития Вооруженных Сил, военной теории и практики, достижений и недостатков в повседневной деятельности войск и сил флота, их боевой И мобилизационной готовности можно достаточно ярко проиллюстрировать объективно существующую закономерность. Тем самым реально представляется роль финансово-экономической службы в решении задачи по финансированию потребности Вооруженных Сил в условиях как мирного, так и военного времени.

Для глубокого усвоения слушателями военного дела профессорско-преподавательским составом кафедры за последние годы был разработан ряд учебных пособий. Среди них такие, как «Управление повседневной деятельностью войск», «Боевые действия мотострелковой (танковой) дивизии, полка», «Основы тылового обеспечения войск», «Справочник по основным видам вооружения и боевой техники Вооруженных Сил России», «Основы оперативного искусства», «Тыловое обеспечение войск в операциях», «Военно-экономический обзор стратегических районов», «Учебная материально-техническая база соединения» и многие другие.

Большое внимание на кафедре уделялось и уделяется повышению мастерства преподавателей. Лучшими методистами кафедры были разработаны методические пособия, в том числе «Диалог преподавателя со слушателями» и «Методика чтения проблемных лекций и проведения семинарских занятий по военным дисциплинам» (автор — доцент кафедры полковник А.Г. Кокушкин), «Подготовка и проведение занятий по оперативно-тактическим дисциплинам» (автор — начальник кафедры полковник С.А. Егоров).

Эти пособия вместе с другими явились хорошим подспорьем особенно для молодых преподавателей в плане повышения их методического мастерства. Важным этапом в совершенствовании учебно-материальной базы кафедры стали разработка и создание преподавателем истории военного искусства полковником А.М. Ястремским стендов, посвященных доблести, славе и .истории русского оружия в борьбе за свободу и независимость нашего Отечества.

Развитие и совершенствование учебно-материальной базы кафедры всегда находились в поле зрения ее руководства. Эта работа проводилась в направлении замены устаревших информационных стендов и данных на них в специальных классах, внедрения ЭВМ, оснащения учебно-методических кабинетов видеотехникой. Создан ряд новых учебных кабинетов, позволяющих поучительно и наглядно отрабатывать вопросы взаимодействия и управления войсками в бою и операции, содержание задач и порядок их выполнения.

Таких кабинетов на кафедре три. Один из них освещает вопросы военной теории и практики в области общей тактики и оперативного искусства, другой — в области оперативного и войскового тыла, а третий позволяет слушателям повышать свои знания в области радиационной, химической и биологической защиты войск в бою и операции. Большой популярностью у слушателей пользуется зал, посвященный Великой Отечественной войне, наибольший вклад в создание которого внес полковник В.Н. Кирсанов.

Заведующие учебными кабинетами Г.И. Чиркова, Н.Н. Гончарова, С.Б. Блохина своим прилежным трудом обеспечивают доходчивость и поучительность наглядных пособий к лекциям и семинарским занятиям, что способствует повышению эффективности обучения слушателей. За последнее время на кафедре получило развитие использование электронно-вычислительной техники. Это позволяет своевременно обеспечивать разнообразные потребности учебного процесса и военно-научной работы.

Вместе с тем, по мере того как все больше преподавателей кафедры овладевают ЭВМ и все активней используют их в учебном процессе, начинает сказываться неполное обеспечение ими потребностей коллектива.

На факультете и кафедре продолжалось совершенствование профессионального мастерства преподавателей. И это понятно, ибо преподаватель — основная фигура в учебном процессе. В настоящее время кафедра оперативно-тактической подготовки укомплектована офицерами, имеющими многолетний стаж педагогической деятельности (С.А. Егоров, А.С. Комаристый, А.Г. Кокушкин, В.А. Рязанов) и прошедшими суровую школу военных конфликтов (А.П. Звягинцев, С.Л. Замыцкий). Для непрерывного повышения своих знаний преподавательский состав кафедры активно участвует в системе командирской подготовки, где сделан упор на изучение новой боевой техники, вооружения, боевых возможностей соединений и частей Вооруженных Сил, вопросов управления войсками, поддержания их боевой готовности и всестороннего обеспечения. В плане повышения теоретического уровня заметно усилилась активность преподавателей кафедры на систематически проводимых на факультете военно-научных и практических конференциях.

А в ходе регулярно проводимых на факультете КШУ преподавателям кафедры принадлежит ведущая роль. Совершенствованию военно-технических знаний преподавателей по-прежнему хорошо служит прочная связь с войсками: стажировка на командных и штабных должностях, выезд на войсковые учения, а также участие в проведении опытных войсковых учений. В общей системе методической подготовки преподавательского состава кафедры заметное место занимают методические сборы и научно-методические конференции, проводимые в начале каждого учебного года. Они направляют работу коллектива, позволяют глубже изучить требования министра обороны, начальника Главного управления военного бюджета и финансирования, ознакомиться с новыми положениями теории военного искусства, новинками боевой техники и вооружения, опытом войск и сил флота, подвести итоги предыдущего и определить задачи на новый учебный год.

К занятиям на сборах в масштабе факультета и на кафедре привлекаются наиболее подготовленные преподаватели. Так, всем памятны практическое показательное занятие в масштабе всего факультета, проведенное полковником С.А. Егоровым, лекции, прочитанные полковниками А.Г. Кокушкиным, А.С. Комаристым, В.А. Рязановым, А.А. Бородынкиным, С.В. Бугиным.

Одним из основных направлений в подготовке слушателей считается руководство их научной работой в военно-научном обществе при кафедре. Разработка типовых занятий, новых программ в кружке подняла интерес слушателей к военным знаниям, придала научному творчеству слушателей еще больший размах. Свидетельством этого является количество членов ВНО при кафедре, сохраняющее тенденцию к росту: в 1992 г. — 28 человек, в 1993 г. — 23, в 1994 г. — 25, в 1995 г. — 32, в 1996 г.— 36. Кроме того, характерным для результатов деятельности ВНО стал рост завершенных слушателями научных работ по актуальнейшим проблемам.

Среди них следует выделить работы «Экономическая безопасность России и деньги» (исполнитель — капитан Н.Ю. Павлушов), «Роль финансов в победе Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне» (исполнитель — старший лейтенант С В. Сорин, руководители — полковники А.С. Комаристый, А.М. Ястремский), «Проблемы экономики повседневной деятельности в современных условиях» (исполнитель — майор А.В. Хлебников, руководитель — полковник В.А. Рязанов), «Экономическое обеспечение боевой и мобилизационной готовности соединения» (исполнитель — капитан М.В. Мещеряков, руководитель — полковник А.Г. Кокушкин ) и многие другие. Хорошим показателем деятельности кружка ВНО стало получение золотой медали «За лучшую научную студенческую работу» членом научного общества при кафедре майором А.В. Капраловым за разработку темы «Военно-экономический анализ затрат на подготовку и проведение тактического учения» (руководитель — полковник В.А. Рязанов).

Успехи в научном творчестве слушателей во многом были достигнуты благодаря руководству работой ВНО кафедры высокообразованных, опытных преподавателей полковников В.А. Рязанова, А.Г. Кокушкина, Н.П. Старова. Профессорско-преподавательский состав кафедры всегда занимал центральное место в учебном процессе. Все преподаватели кафедры, в какой бы период они ни проходили службу на факультете, соответствовали и соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Каждый из проходивших службу на кафедре оперативно-тактической подготовки вносил свой вклад в общее дело обучения и воспитания слушателей. Все офицеры кафедры имели академический уровень образования, как правило, немалый опыт службы в войсках. Некоторые из них являлись участниками Великой Отечественной войны (генерал-майоры Г.А. Перов, В.А. Ревякин, полковники Г.В. Кочетков, В.В. Дурманов, В.И. Лукашевич, Н.И. Оськин, И.М. Белкин, А.П. Сутовский, С К. Фомичев), боевых действий в Афганистане (А.П. Звягинцев), в Сирии (П.И. Сукачев), в других районах (С.Л. Замыцкий). Большим опытом военно-научной работы обладали полковники Е.М. Орлов, В Г. Фурсов. Значительный войсковой опыт имели офицеры В.И. Агапов, В.Н. Петров, А.М. Васильев, Т.А. Суллокатко, Г.П. Воводкин, А.Г. Постников, В.Ф. Зюбрицкий, М.Е. Прилепо, В.М. Милюков, Г.П. Баталов, В.Ф. Грубинов, Ю.А. Кравчук, В.И. Щур, А.К. Кутузов, Э.Д. Песков, Л.П. Ромашков, В В. Усенко и передавали его слушателям, офицерам финансово-экономической службы.

Некоторые из названных преподавателей ушли из жизни. Другие, к нашей радости, большинство, продолжают работать в народном хозяйстве. А преподаватели полковники М.Д. Лелеба и С.В. Переверзев были переведены на должности заместителя начальника факультета по МТО и начальника курса соответственно.

В течение 50 лет на кафедре работало много замечательных людей. К сожалению, нет возможности описать всю их полезную деятельность. В разное время значительный вклад в обучение и воспитание слушателей внесли начальники военных кафедр генерал-майоры Г.А. Перов, В.А. Ревякин, полковники В.В. Дурманов, В.И. Лукашевич, А.Н. Ермолаев, В.И. Шпагин, И.И. Климов, С.А. Егоров. Первым начальником кафедры общевойсковой подготовки стал генерал-майор Перов Георгин Александрович. Активный участник гражданской войны, он был награжден боевыми орденами, имел опыт работы в центральных военных органах. Георгий Александрович возглавлял кафедру в самый начальный период ее становления и многое сделал для создания хорошего, дружного коллектива.

Он отлично знал содержание учебных дисциплин, проводил занятия с большим мастерством. К слушателям был требователен, особенно к знанию ими уставов. Первым организовал обучение слушателей на базе курсов «Выстрел». Все, кто учился на факультете в первые годы после его создания, вспоминают Г.А. Перова как незаурядную личность, подлинно военного человека. Почти тринадцать лет, с 1975 по 1987 г., кафедрой руководил Шпагин Владимир Иванович. Он имел ученую степень кандидата военных наук, звание доцента. В период его руководства на кафедре происходила реорганизация факультета и осуществлялся переход на обучение слушателей по высшей военной квалификации.

Под его руководством были составлены новые учебные программы по всем дисциплинам, впервые разработаны все учебно-методические материалы, предложена тематика дипломных работ. В.И. Шпагина отличали высокий профессионализм, глубокие знания предмета и исключительная человечность по отношению как к преподавателям, так и к слушателям.

В настоящее время на кафедре трудится офицерский коллектив в составе С.А. Егорова (начальник кафедры), А.С. Комаристого (заместитель начальника), А.Г. Кокушкина и В.А. Рязанова (доценты кафедры), Н.П. Горбунова, В.В. Головинского, А.М. Ястремского (старшие преподаватели), С.В. Бутина, А.П. Звягинцева, С.Л. Замыцкого, А.А. Бородынкина, Н.П. Старова (преподаватели). Большой путь прошла кафедра оперативно-тактической подготовки в составе факультета. Позади 50 лет творческих исканий, самоотверженного труда профессорско-преподавательского состава кафедры, слушателей, заведующих кабинетами. Важные задачи пришлось решать коллективу кафедры за последнее время.

Это прежде всего перестройка учебного процесса в соответствии с проводимой военной реформой в Вооруженных Силах в условиях, когда существует противоречие между потребностями и экономическими возможностями государства по их удовлетворению, повышение методического мастерства преподавателей и их профессиональных знаний, совершенствование учебно-материальной базы, развитие научного творчества слушателей. История кафедры продолжается.

Полковник А.С.Комаристый
заместитель начальника кафедры

Другие новости и статьи

« Медаль «Генерал армии Хрулев»

Осуществление закупок в рамках государственного оборонного заказа »

Запись создана: Вторник, 9 Октябрь 2018 в 1:42 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Реорганизация 90-х годов, Тыл: образование и наука.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика