6 Октябрь 2018

Заочное обучение на факультете (ВФЭУ). Как это было

oboznik.ru - Заочное обучение на факультете (ВФЭУ). Как это было

Заочное отделение было образовано в мае 1949 г., т. е. практически через два года после создания факультета. Первый набор слушателей произведен в 1950 г., обучение же они закончили через четыре года, в 1954 г. Следовательно, первоначально продолжительность обучения была установлена одинаковая как на основном, так и на заочном отделениях. Претенденты на обучение должны были иметь общее среднее образование и стаж практической работы не менее пяти лет.

Общая численность слушателей на всех четырех курсах составляла 200 человек, такая же численность была определена и для основного отделения. В дальнейшем, при неоднократном изменении штата факультета, количество слушателей-заочников по ряду объективных причин менялось. Число обучаемых заочно иногда оказывалось больше, чем на основном отделении. Обращает внимание предельный возраст для поступления на обучение — 42 года. Этот довольно высокий возрастной барьер был установлен с целью дать возможность учиться офицерам — участникам Великой Отечественной войны. Первым начальником отделения заочного обучения стал майор В.Н. Возжаев, который руководил им шесть лет. До середины 70-х годов коренных, принципиальных изменений в обучении слушателей не было.

Эволюционный процесс совершенствования обучения был характерным как для основного, так и для заочного отделения. Конечно, для заочного обучения составлялись специальные учебно-методические материалы на кафедрах, проводились методические семинары, научно-практические конференции. Состояние заочного обучения регулярно обсуждалось на ученом совете факультета. С середины 50-х до середины 70-х годов отделением руководили полковники П.Ф. Корниенко, С.А. Гламазда, Т.А. Григорьев, И.И.Дубровин.

Гламазда Сергей Андреевич руководил заочным отделением непродолжительное время, но остался заметной фигурой среди других его начальников. Он имел высшее военно-финансовое образование. Участник Великой Отечественной войны, на фронте занимал ответственную должность в финансовой службе. После войны, будучи начальником финансового отдела армии ПВО, был назначен старшим преподавателем кафедры финансов Вооруженных Сил факультета. Как офицера, имевшего богатый практический опыт, обладавшего умением работать с людьми, показавшего успехи в преподавательской работе, его перевели на заочное отделение. Затем, как перспективному офицеру финансовой службы, ему поручили ответственный участок работы в Комитете народного контроля СССР.

Позднее он был назначен начальником финансовой службы Военно-воздушных сил. Ему присвоили высокое воинское звание генерал-майора. После увольнения из Вооруженных Сил он не теряет связи с факультетом, выступает на кафедрах, перед слушателями, делится своим богатым разносторонним опытом практической работы. Григорьев Тимофей Андреевич — участник Великой Отечественной войны, имел опыт работы в крупных финансовых органах. На факультете он длительное время был заместителем начальника кафедры финансов Вооруженных Сил, занимался учебно-методическими вопросами, курировал работу кафедры со слушателями отделения заочного обучения и курсов.

Как отличного методиста, опытного преподавателя его назначили начальником заочного отделения, которое он возглавлял более шести лет. Дубровин Иван Иванович на факультете довольно продолжительное время возглавлял партийный комитет, а с 1969 по 1982 г. являлся начальником отделения заочного обучения. Активный участник Великой Отечественной войны, награжден многими боевыми орденами и медалями. Он, как бывший политработник, умел работать с людьми, хорошо знал слушателей, находил среди них верных помощников: старшин курсов, командиров учебных групп, секретарей партийных организаций. И.И. Дубровин поддерживал тесные контакты с учебным отделом и кафедрами, по его инициативе нередко вопросы обучения заочников обсуждались на кафедрах и совете факультета.

С середины 70-х годов в развитии заочного обучения произошли заметные изменения в связи с реформированием факультета, переходом на высшее военное образование. Со слушателями обоих отделений начали проводиться занятия по новым учебным дисциплинам, усилилась их финансовая, экономическая и военная подготовка. В основу организации учебной, методической и воспитательной работы был положен комплексный, системный подход.

На научной основе было определено соотношение количества времени, отводимого на работу слушателей под руководством преподавателей и самостоятельно, внедрены новые формы и методы проведения занятий, составлены наиболее оптимальные варианты списков обязательной литературы. Своевременно была завершена разработка новых учебных планов для заочного обучения. В них пришлось вносить серьезные изменения, так как менялся перечень учебных дисциплин, сокращался срок обучения с пяти до четырех лет.

Для повышения эффективности обучения была усилена связь материала внутри дисциплин и между ними, чем достигалось исключение случаев дублирования изучаемого материала. Основное внимание в организационной и воспитательной работе уделялось учету особенностей заочного обучения, оптимальному сочетанию фундаментальных теоретических знаний с умением выполнять практическую работу.

Первый выпуск офицеров-заочников с высшим военным образованием состоялся в 1981 г., и с тех пор они постоянно получают такой уровень военной подготовки. Офицеры-заочники, как и закончившие основное отделение, подлежали назначению на руководящие должности финансовой службы Вооруженных Сил. С середины 70-х до начала 90-х годов руководителями отделения заочного обучения были полковники И.И. Дубровин, А.И. Макаров, И.Н. Пажитнов. Макаров Алексей Иванович — выпускник Ярославского военного финансового училища, а затем Военного факультета при МФИ. Долгое время трудился в финансовых органах Военно-воздушных сил.

Непосредственно в финансовой службе авиации занимал ответственные должности. Будучи руководителем отделения заочного обучения, продолжал работу по перестройке учебного процесса, начатую раньше. Признанием большой значимости заочного обучения на факультете было повышение статуса должности начальника отделения до заместителя начальника факультета. Пажитнов Иван Николаевич опыт организаторской и преподавательской работы получил в Ярославском высшем военном финансовом училище.

На факультете сначала исполнял должность начальника курса отделения заочного обучения, а затем занял должность начальника отделения. Иван Николаевич в начале 90-х годов проделал большую работу по изменению содержания обучения в связи с вхождением страны в рыночную экономику и существенным усложнением финансового обеспечения войск.

В начале 90-х годов наступил новый этап развития заочного обучения. Он был вызван возникновением рыночного хозяйства в стране и соответственно изменениями в экономике и финансах Вооруженных Сил.

В учебный план были введены учебные дисциплины «Основы рыночной экономики», «Банковское обслуживание войск» и др. Усилилась военно-экономическая подготовка слушателей. Соответственно были введены квалификация «экономист-менеджер» и специализация «Управление экономикой Вооруженных Сил». Для более углубленной экономической подготовки сформирована специальная группа слушателей — «экономисты». Претворение в жизнь нового направления подготовки слушателей не обошлось и без трудностей.

На заочное обучение стали зачисляться офицеры, не имевшие базового военного финансово-экономического образования, в том числе с должностей экономистов предприятий и организаций, офицеров плановых и планово-экономических органов и др. Для них пришлось ввести факультативные курсы лекций по ряду наиболее важных тем специальных дисциплин. Первые результаты обучения таких офицеров свидетельствуют, что они способны успешно осваивать учебные дисциплины.

Следует отметить, что ситуация по набору слушателей на очное и заочное отделения начиная с 1993 г. существенно изменилась: наблюдается заметный рост числа офицеров, желающих получить образование заочно. Анализ поступающих документов, многочисленные беседы с абитуриентами и слушателями показывают, что причин этому несколько: дефицит кадров в финансово-экономической службе и, как следствие, невозможность или нежелание соответствующих командиров (начальников) отрывать офицеров от основной работы на три года; сложность и нестабильность бытового положения потенциальных абитуриентов, связанная прежде всего с жильем; общая экономическая ситуация, требующая определенного уровня экономических знаний для целого ряда должностей, связанных с производством, его организацией и планированием, другими видами хозяйственной деятельности. Вместе с тем имеющиеся штатные ограничения по комплектованию слушателями заочного отделения не позволили 20-40% абитуриентов ежегодно реализовать свое право на получение образования.

Серьезные перемены в организации заочного обучения вызваны сокращением с 1994 г. времени пребывания офицеров-заочников на сборах, что повлекло уменьшение количества аудиторных занятий с 25 до 40% по различным дисциплинам.

В связи с этим пришлось переносить изучение дополнительного материала на меж-сборовый период, совершенствовать методическую работу, добиваться от слушателей более активной работы по заданиям кафедр в межсборовый период, обращать внимание командиров воинских частей на усложнение условий учебы заочников.

В сложившихся условиях работа ведущих кафедр, руководства заочного отделения была направлена на поиск новых методов и подходов в подготовке слушателей-заочников.

Основное внимание было уделено переработке учебно-методических материалов и их ориентации именно на учет особенностей заочного обучения. Весьма эффективно в этом направлении работали кафедры гуманитарных дисциплин (начальник полковник А.В. Хромов), организации финансовой службы и контроля (начальник полковник Н.З. Кунц).

На этих кафедрах были разработаны методические материалы, позволяющие заочникам в межсборовыи период не только успешно выполнять контрольные задания, но и плодотворно работать над изучением всей тематики ло соответствующим дисциплинам. В деятельности отделения заочного обучения важное значение имеет постоянная связь с кафедрами, особенно тесная с преподавателями специальных кафедр, которые больше всего ведут занятий с заочниками. Необходимо поддерживать регулярный обоюдный обмен информацией о слушателях, просить кафедры ставить вопросы по заочному обучению на их заседаниях и предметно-методических комиссиях. Наиболее важным этапом в рамках взаимодействия с ведущими кафедрами является разработка дипломных работ.

Особенностью этого этапа на заочном отделении являются большие, в сравнении с очным отделением, возможности по сбору практического материала непосредственно на местах службы. Вместе с тем много зависит от эффективности взаимодействия с научными руководителями как в межсборовыи период, так и после прибытия на ито-гово-выпускной сбор.

За многие годы совместной работы отделения заочного обучения с кафедрами сложилась определенная система завершающего этапа подготовки слушателей-заочников, которая постоянно совершенствуется. Ее основными наиболее общими элементами являются: выбор и утверждение тем дипломных работ, наиболее актуальных и соответствующих профилю и уровню подготовки слушателя; сбор практического материала в соответствии с заданием по месту службы; связь с научным руководителем (кафедрой) в целях уточнения (изменения) вопросов плана; подготовка и.согласование разделов дипломной работы, разрабатываемых в рамках курсовых работ; согласование материалов дипломной работы с научным руководителем во время краткосрочных промежуточных сборов; обсуждение хода разработки дипломных работ заочниками на заседаниях ведущих кафедр; оформление результатов проведенных исследований во время сборов; предварительная защита и участие слушателей в предварительной защите дипломной работы.

Состояние заочного обучения периодически обсуждалось на ученом совете факультета. Благодаря совместной работе с кафедрами и руководством факультета своевременно принимались меры к устранению недостатков и улучшению подготовки офицеров-заочников, С большим желанием со слушателями-заочниками ведут занятия многие педагоги всех кафедр, их насчитывается несколько десятков человек. В небольшой статье невозможно перечислить всех преподавателей.

Назовем лишь некоторых из них: полковники А.М.Литовка, МЛ. Лукашков, В.И. Плотников, доценты Б А. Волков, ЭА. Хитренко. Успешное обучение слушателей-заочников во многом зависит от понимания его необходимости и пользы со стороны командиров и начальников, а также руководителей различных звеньев финансово-экономической службы. Офицеры отделения заочного обучения регулярно выезжали в войска по месту службы слушателей-заочников. В ходе этих поездок не только контролируется работа слушателей над учебным материалом, но и изучаются реальные условия, созданные для их обучения, просматриваются разные объявления типа и другие. Командирам и начальникам напоминаются требования министра обороны по организации заочного обучения, их ознакомляют с положительным опытом оказания помощи заочникам в других воинских частях. Следует отметить заботу и внимание к заочникам со стороны руководства финансово-экономической службы Московского военного округа, Военно-Морского Флота, 12-го Главного управления Министерства обороны.

Как уже указывалось, работу по перестройке заочного обучения с начала 90-х годов проводил еще И.Н. Пажитнов. После него около года руководил отделением полковник В.Я. Ушаков. С июля 1993 г. начальником отделения заочного обучения является полковник С А. Степанов, а начальником курса — подполковник Н.Н. Колбасенко. Важный участок работы в отделении — делопроизводство, которое добросовестно, с большим желанием ведет Г.И. Чаплина, Почти полувековой период заочного обучения офицеров на факультете позволяет сделать некоторые общие выводы, констатировать его положительные и негативные стороны.

Заочная система подготовки кадров широко применяется во многих вузах страны, в том числе и в Вооруженных Силах. Она имеет свои преимущества. Офицеры, обучающиеся на заочном отделении, не убывают совсем из войск, тем самым не снижается их укомплектованность. Слушатели-заочники, проходя службу в войсках, совершенствуют свои практические навыки, повышают квалификацию и профессионализм, не теряют практику решения вопросов финансового обеспечения войск.

За время обучения в вузе у них увеличивается стаж офицерской службы и при наличии других требуемых условий им своевременно присваиваются очередные воинские звания.

Наконец, еще одно очень важное преимущество заочного обучения — сокращение затрат денежных средств. При заочной форме обучения требуется меньше преподавателей, сокращаются расходы на создание и совершенствование учебно-материальной базы. Вместе с явными преимуществами заочного обучения налицо и его некоторые недостатки.

Слушатели-заочники на определенное время командируются на сборы, в основном на сдачу экзаменов и зачетов. На этот период приходится временно возлагать исполнение их должностей на других лиц, как правило, менее подготовленных. В межсборовый период заочникам предусмотрено предоставление времени на выполнение контрольных и других заданий вузов. В некоторой мере все это негативно сказывается на их службе, а в конечном счете — на боевой готовности воинских частей.

Со слушателями-заочниками гораздо меньше проводится аудиторных занятий, у них недостаточное общение с преподавателями кафедр, меньше возможностей для изучения фундаментальных трудов вузов. Они почти не участвуют в научно-исследовательской работе кафедр и лабораторий, не состоят членами ВНО слушателей. Это позволяет констатировать, что у большинства заочников общий уровень подготовленности, особенно теоретической, несколько ниже, чем у выпускников основного отделения. Вместе с тем среди них немало высокоодаренных офицеров, успешно усвоивших учебные дисциплины, отлично зарекомендовавших себя на практической работе

. Заочно закончили факультет такие руководители финансово-экономической службы, как бывший начальник Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ генерал-полковник В.В. Воробьев, заместители и помощники начальника ЦФУ генералы А.В. Тишин, А.И. Улъянчук, С.А. Коренной, заместитель начальника одного из управлений генерал Г.Л. Верба и др. Несмотря на определенные трудности заочного обучения, многие слушатели закончили факультет успешно, получив диплом с отличием. А среди награжденных золотой медалью числятся фамилии 18 офицеров-заочников. В целом выпускники отделения заочного обучения успешно трудятся в войсках, управлениях и учреждениях, вносят большой вклад в финансовое обеспечение Вооруженных Сил.

Многие из них занимали и сейчас занимают руководящие должности финансово-экономической службы, в том числе в Главном управлении военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, видах Вооруженных Сил, родах войск, главных и центральных управлениях, военных округах. О большой роли заочной формы обучения на факультете свидетельствует и такой обобщающий показатель, как количество офицеров, прошедших заочное обучение. Их насчитывается примерно 2600 человек, что составляет значительную часть всех выпускников факультета.

Полковник С.А.Степанов,

начальник отделения заочного обучения

Другие новости и статьи

« Гинденбург Пауль фон. 1847-1934 гг.

Военнослужащим о налогах! (земельный налог) »

Запись создана: Суббота, 6 Октябрь 2018 в 11:49 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Реорганизация 90-х годов, Тыл: образование и наука.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Купить новостройку дешево
azbuka.ru

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика