Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны
Минувшей Великой Отечественной войне посвящено огромное количество мемуаров, исторических исследований и художественных произведений. И можно с уверенностью сказать, что тема эта еще на долгие годы сохранится в сердцах народов, трудах историков, литераторов, государственных и военных деятелей.
Не все вопросы войны решались на полях сражений, и в качестве одного из них следует назвать финансовое обеспечение. Известно, что ни одно из воюющих государств не избежало тех или иных серьезных потрясений своей финансовой системы, а в некоторых из них она пришла к полному развалу.
Величайшие преимущества социалистического общественного и государственного; строя с честью выдержали тяжелые испытания Великой Отечественной войны, обеспечив в полном объеме финансирование колоссальных военных расходов. «Ни финансы в целом, ни денежно-кредитная система СССР…— указывает в своих воспоминаниях А. Г. Зверев, бывший в годы войны Народным комиссаром финансов СССР,— не претерпели в годы Великой Отечественной войны принципиальных изменений».
Он отмечает при этом, что военные финансисты, «командуя миграцией финансовых средств по военным каналам… не покладая рук трудились во имя великого дела приближения победы».
Деятельности финансовой службы в годы войны и посвящается эта статья. К концу 30-х годов финансовая служба РККА -начала испытывать острую нехватку кадров в окружном и центральном звеньях. Это объяснялось проведением мероприятий по совершенствованию организационной структуры РККА, в том числе и военно-финансовой службы. Формировались новые военные округа, армейские группы, механизированные, танковые, авиационные и другие воинские соединения и части.
Шла подготовка военно-финансовых кадров, но она требовала времени, а армия не могла ждать. Поэтому подбирать их начали среди начальствующего состава РККА, в том числе и среди политработников, которые лучше других по своей подготовке ориентировались в социально-экономических вопросах и более других занимались вопросами войскового хозяйства. Эта мера дала положительные результаты, и можно назвать немало политработников, ставших крупными руководителями различных звеньев финансовой службы РККА. Так, еще в 1930 г. заместитель начальника политического управления Московского военного округа Андрей Васильевич Хрулев был назначен начальником Центрального военно-финансового управления.
Проработав в этой должности шесть лет, он оставил глубокий след в истории финансовой службы РККА. В Украинском военном округе с 1924 по 1935 г. финансово-плановый отдел возглавлял дивизионный комиссар Сергей Семенович Швабинский, бывший комиссар полка и начальник политотдела дивизии.
Автор настоящей статьи был начальником политотдела 51-й дивизии, в ноябре 1937 г. назначен начальником финансового отдела Киевского военного округа, а в августе 1940 г. начальником Финансового управления при НКО. По специальности был экономистом-финансистом и некоторое время работал директором Харьковского финансового института, что и послужило, вероятно, поводом для назначения.
Таких примеров было много. В то время Киевский военный округ занимал одно из первых мест в РККА по технической оснащенности войск. В его состав входили механизированные, танковые, авиационные, воздушно-десантные и другие соединения и части. Учитывая большую важность оперативного направления этого округа, ответственность его задач, Главный военный совет РККА преобразовал КВО в Киевский Особый военный округ (КОВО). В нем были сформированы четыре армейские группы, на базе которых в 1939 г. были созданы армии.
В военных округах ежегодно проводились крупные учения, решались задачи по овладению новой боевой техникой, Все это определяло сложность и ответственность задач по финансовому обеспечению войск.
В 1940 г. приказом Народного комиссара обороны СССР правами распорядителей кредитов 3-й степени по смете НКО были наделены командиры корпусов, дивизий и им соответствующих соединений, а также областные, краевые и республиканские военные комиссары, что было связано с изменением схемы снабжения войск. С того времени финансирование войск стало осуществляться по схеме: центр — округ —соединение — воинская часть. В сентябре 1939 г. войска КОВО участвовали в освобождении Западной Украины, а летом 1940 г.— в освобождении Бессарабии и Северной Буковины.
В ходе этих кампаний выявились недостатки в системе расчетно-кассового обслуживания войск действующей армии. Воинские части, входившие в состав Украинского фронта, финансировались финансовым отделом КОВО. Как только войска вступили на освобожденную территорию, им понадобились деньги, а созданные полевые органы Госбанка СССР фактически никаких операций не производили, так как не были обеспечены ни подготовленными для этого работниками, ни денежными знаками.
Так, в 150-м отдельном стрелковом корпусе была развернута полевая касса Госбанка, но формировавшие ее органы Госбанка не обеспечили ни инвентарем, ни денежной наличностью, а начальником полевой кассы был назначен бывший счетовод психиатрической больницы, не имевший ни малейшего понятия о банковских операциях. Пришлось принимать меры по обеспечению наличностью войск финансовым отделом округа, так как эксперимент с организацией полевых органов Госбанка СССР оказался неудачным. Перед вступлением советских войск на территорию) Западной Украины командующий войсками К.ОВО командарм 1 ранга С. К. Тимошенко поставил перед финансовым отделом округа задачу — обеспечить сохранность ценностей в банках на освобожденной территории.
Для восстановления хозяйства, организации производства на предприятиях, функционирования государственных учреждений в освобожденных районах правительство УССР образовало специальную комиссию-.. В ходе работы этой комиссии было установлено, что-польская администрация не выплачивала в течение 3—4: месяцев заработную плату рабочим и служащим.
Те денежные фонды, которые были взяты под наш контроль, использовались для расчетов с рабочими и служащими и оказания помощи новым органам государственного управления в организации экономической жизни. На эти цели значительные средства были выделены в порядке помощи и правительством СССР. Великая Отечественная война застала автора этих строк на посту начальника Финансового управления при: НКО СССР. Предвоенный 1940 год и первая половина 1941 года были особенно напряженными для Финансового управления при НКО и финансовой службы Красной Армии в целом.
Формировались новые части и соединения, на западной границе велись большие оборонительные работы, возрастали поставки народным хозяйством боевой техники, вооружения, военного имущества и других предметов снабжения. Все это потребовало увеличения объема финансирования, усиления финансового контроля и совершенствования подготовки кадров финансовой службы. В канун войны перед финансовой службой Красной Армии возник ряд проблем, требовавших решения. Первой такой проблемой была организация контроля за производственно-финансовой деятельностью промышленных предприятий НКО.
Перед войной наряду с увеличением армий количества боевой техники и вооружения быстро росло число специализированных ремонтных предприятий. Это требовало повседневного квалифицированного руководства ими.
Управление предприятиями представляло значительную сложность для Наркомата обороны по сравнению с промышленными наркоматами. Дело в том, что у каждого промышленного наркомата предприятия выпускали однородную продукцию. Это давало возможность унифицировать методы управления ими. Наркомат обороны имел в своем подчинении необычайно разнородные предприятия — от банно-прачечных до авиаремонтных.
Централизованного управления этими предприятиями в масштабе НКО не существовало, да и внутри каждого рода войск управление предприятиями сводилось к административно-техническим функциям. Финансовое управление при НКО, финансировавшее предприятия, остро ощущало эти недостатки и добивалось централизованного руководства производственно-финансовой деятельностью предприятий. В 1940 г. приказом НКО в центральных управлениях Наркомата обороны были созданы отделы, на которые возлагалось руководство производственно-финансовой деятельностью подчиненных предприятий и ее планирование.
На финансовую службу был возложен контроль за финансово-хозяйственной деятельностью этих предприятий. При всех трудностях централизованного управления, обусловленных необычайным разнообразием профиля предприятий и их неоднородностью по объему производства, создавались возможности для выработки общих принципов установления цен на ремонт вооружения, боевой техники и военного имущества, планирования производственно-финансовой деятельности предприятий и решения других важных экономических вопросов.
Централизация управления производственно-финансовой деятельностью предприятий сыграла большую роль в снижении цен на ремонт, а значит, и в сокращении расходов по смете НКО. Решение этого вопроса оказалось тем более важным, что в дальнейшем, в период Великой Отечественной войны, ремонт вооружения и боевой техники значительно возрос и в еще большей степени сосредоточился на промышленных предприятиях Наркомата обороны.
Финансовое управление при НКО приложило большие усилия для упорядочения финансирования ремонта вооружения и боевой техники. Не меньшего внимания требовали вопросы материального обеспечения военнослужащих. И здесь в предвоенный период возникали важные проблемы. Забота о материальном обеспечении военнослужащих и их семей всегда была в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства.
Система денежного довольствия военнослужащих Красной Армии и Военно-Морского Флота, сложившаяся к началу войны, была результатом целого ряда мероприятий партии и правительства, направленных на усиление боеготовности войск, повышение жизненного уровня их личного состава. Но эта система не могла полностью отвечать условиям военного времени. Ведь во время войны деятельность военнослужащих изменяется коренным образом.
Обычной становится походная, полевая жизнь, когда военнослужащие -неделями, а иногда и месяцами не выходят из боя, постоянно подвергая свою жизнь смертельной опасности. В октябре 1940 г. по решению Наркома обороны Финансовое управление при НКО подготовило для представления в правительство проект постановления об изменении системы денежного довольствия в военное время. Этим проектом предусматривалось введение с началом войны выплаты полевых денег и единовременного пособия, а также вносились отдельные дополнения в правила выплаты денежного довольствия.
Одновременно с проектом постановления Финансовое управление доложило Наркому обороны Маршалу Советского Союза С. К Тимошенко соображения о внесении некоторых изменений в систему денежного содержания начальствующего состава. В частности, предлагалось вместо существовавших штатно-должностных окладов денежного содержания ввести оклады по должности и воинскому званию. Это обосновывалось необходимостью поднять значение воинского звания, полнее учесть квалификацию командиров, их опыт и стаж службы.
Главный военный совет РККА на заседании 11 декабря 1940 г. одобрил предложенный принцип выплаты денежного содержания военнослужащим начальствующего состава, но началась война, и стимулирование боевой деятельности военнослужащих пошло по пути расширения добавочных видов денежного довольствия и увеличения окладов по отдельным должностям.
Вопрос о введении окладов по воинскому званию остался нерешенным до конца войны. Как уже отмечалось, в предвоенные годы выявились пробелы в организации расчетно-кассового обслуживания войск в полевых условиях. Поэтому Финансовое управление при НКО вместе с Правлением Госбанка СССР вплотную занялось изучением этого вопроса.
В результате были приняты меры, исключающие срывы расчетно-кассового обслуживания войск. С началом войны в действующей армии были развернуты полевые органы Госбанка. Работали они четко и слаженно на протяжении всей Великой Отечественной войны. Перед войной не были решены вопросы о нормах и порядке выплаты денежного довольствия военнослужащим действующей армии. Поэтому 23 июня 1941 г., на другой день после начала войны, Финансовое управление при НКО дало указание выплачивать денежное довольствие личному составу Красной Армии в военное время по нормам мирного времени.
Уже через три дня после начала войны (25 июня) на заседании Совнаркома рассматривался проект постановления о полевых деньгах и единовременном пособии в период войны. Рассмотренный всесторонне проект постановления был принят. Он явился первым документом, вносившим изменения в систему денежного довольствия, вызванные войной.
В дальнейшем на протяжении всей войны система денежного довольствия военослужащих непрерывно совершенствовалась в целях усиления ее поощрительного характера, максимального стимулирования боевого мастерства военнослужащих: повышались должностные оклады военнослужащим ведущих специальностей, устанавливались добавочные выплаты военнослужащим, выполнявшим наиболее ответственную боевую работу.
Так, вскоре после начала войны была установлена выплата повышенных должностных окладов личному составу гвардейских частей и соединений. Повышенные оклады были установлены также личному составу ударных армий. Для придания широкого размаха снайперскому делу и поощрения боевой работы стрелков-снайперов Государственный Комитет Обороны установил с мая 1942 г. новые, более высокие оклады снайперам.
Уже в самом начале Великой Отечественной войны в ряде городов создаются части народного ополчения, возникает и ширится партизанское движение. По представлению Наркомата обороны Советом Народных Комиссаров и Государственным Комитетом Обороны были решены вопросы о денежном содержании народноополченцев, партизан и их семей. Известно, каким превосходством в авиации и танках на основных направлениях располагало гитлеровское командование в начальный период войны. Советские летчики проявляли массовый героизм в борьбе с авиацией противника.
Боевая работа наших Военно-Воздушных Сил требовала поощрения и стимулирования. Уже в 1941 г. решениями партии и правительства были введены награждение личного состава авиации орденами и выплата денежного вознаграждения за хорошую боевую работу. Несколько позже, в 1942 г., были повышены оклады денежного содержания летно-техническому составу авиации, а в 1943 г. введено в действие положение о наградах и премиях для личного состава ВВС Красной Армии, авиации дальнего действия, истребительной авиации ПВО и ВВС Военно-Морского Флота за боевую деятельность и сохранение материальной части.
Аналогичные решения были приняты в целях поощрения и стимулирования борьбы с танками противника. В июле 1942 г., когда фашистская армия начала общее наступление на юге нашей страны в целях овладения районами Нижней Волги и Кавказа, были созданы ист-ребительно-противотанковые артиллерийские полки, дивизионы и батареи.
Старшему и среднему начальствующему составу этих частей и подразделений устанавливались полуторные, а младшему начальствующему и рядовому составу - двойные оклады денежного содержания. Одновременно личному составу этих частей и подразделений была установлена выплата премий за каждый подбитый и уничтоженный танк.
Летом 1943 г., в преддверии Курской битвы, по решению партии и правительства была введена выплата премий военнослужащим других родов войск за подбитые и уничтоженные танки противника. Решения партии и правительства по вопросам денежного довольствия и материального стимулирования военнослужащих были направлены на совершенствование боевой подготовки и воинского мастерства, они сыграли важную роль в приближении победы над фашистской Германией.
В этой связи хочется вспомнить полковника интендантской службы Г. И. Семенова — начальника отдела Финансового управления при НКО. Он и работники возглавляемого им отдела разрабатывали предложения об окладах денежного содержания, размерах добавочных видов денежного довольствия, условиях и порядке их выплаты, подготавливали проекты приказов НКО по этим вопросам.
Только хорошо зная жизнь войск действующей армии и непрерывно изучая ее, можно было квалифицированно, четко решать вопросы денежного довольствия в период войны. Важной составной частью материального обеспечения личного состава Вооруженных Сил является пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей.
Существовавший перед войной и вначале войны порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим и их семьям никак нельзя было назвать совершенным. В то время пенсии начальствующему составу РККА и членам семей умерших и погибших военнослужащих из числа указанных лиц назначались отделами кадров округов. Лица, имевшие право па пенсию по линии Наркомата обороны, должны были для оформления пенсии лично являться в отдел кадров округа.
Этот порядок еще до войны настоятельно требовал пересмотра. Но если тогда с этим как-то можно было мириться, то с началом войны существовавший порядок оформления и назначения пенсий был совершенно неприемлем. К тому же резко возросло число лиц, имевших право на пенсию. Условия сообщения- в годы войны ухудшились, и для инвалидов войны,, а также людей, потерявших кормильца, поездка зачастую из отдаленных мест в отдел кадров округа была сопряжена с большими трудностями.
Единственный в то время в округе пенсионный орган — отдел кадров округа — был не в состоянии обеспечить своевременное и правильное назначение пенсий все возраставшему количеству пенсионеров. Более того, перед пенсионными органами возникла новая сложная задача — забота о бытовом устройстве пенсионеров, инвалидов и членов семей военнослужащих, но для отдела кадров округа она оказалась непосильной из-за его территориальной отдаленности.
Контроль за правильностью выплаты пенсий осуществлялся Финансовым управлением при НКО. Но этого в период войны было явно недостаточно. В марте 1942 г. постановлением Государственного Комитета Обороны назначение пенсий военнослужащим и их семьям было возложено на областные, краевые, республиканские, а в городах Москве и Ленинграде — на городские военные комиссариаты. Этим же постановлением, руководство пенсионным обеспечением было передано из Главного управления кадров в ведение Финансового управления при НКО.
Целесообразность этих изменений становится очевидной, если учесть, что денежное довольствие по аттестатам на семьи военнослужащих выплачивалось военкоматами. Таким образом, все вопросы, связанные с обеспечением членов семей военнослужащих, были сосредоточены в одних органах — военных комиссариатах. Конечно, Финансовому управлению при НКО прибавилось работы. На коллектив управления была возложена важная задача — руководство работой по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей. В финансовых отделах военных округов были организованы пенсионные отделения. На них возлагались функции руководства и контроля за работой областных военных комиссариатов по пенсионному обеспечению.
Но увеличение объема работы и повышение ответственности компенсировалось чувством удовлетворенности от сознания, что найдено правильное решение по одному из важных вопросов материального обеспечения военнослужащих и их семей. В результате перестройки пенсионных органов укрепилась их связь с пенсионерами. Они стали лучше знать нужды пенсионеров, их бытовые и жилищные условия, положение дел с трудовым устройством и своевременно оказывать им необходимую помощь.
Значительно сократились сроки оформления документов на пенсию, уменьшилось число жалоб со стороны пенсионеров на задержку в назначении пенсий. Перестройка системы пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, осуществленная по инициативе Финансового управления при НКО, несомненно, была своевременной и правильной.
Эта система с честью выдержала суровые испытания войны и продолжает оправдывать себя в послейоенйые годы. В период Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли исключительную заботу о семьях военнослужащих.
По этому вопросу было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) от 22 января 1943 г. «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих», сыгравшее большую роль в обеспечении бытового и трудового устройства семей военнослужащих. В этом постановлении указывалось, что забота о семьях военнослужащих является половиной нашей заботы о Красной Армии.
Этим указанием партии и правительства руководствовалось Финансовое управление при НКО в своей деятельности. Вскоре по инициативе Финансового управления была проведена массовая проверка деятельности пенсионных органов.
В результате этой проверки было установлено, что многие жены погибших генералов и старших офицеров, не достигшие возраста, дающего права на пенсию, находились в тяжелом материальном положении.
Им выплачивалось только единовременное пособие в размере месячного оклада денежного содержания военнослужащего. Были подготовлены для представления в правительство предложения об улучшении материального обеспечения жен погибших и умерших генералов и старших офицеров.
Правительством были одобрены эти предложения и принято решение, предусматривавшее улучшение материального обеспечения семей указанных военнослужащих, что, несомненно, способствовало укреплению политико-морального состояния фронтовиков. Система пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей продолжала совершенствоваться на протяжении всего периода войны.
В период войны кроме пенсионного обеспечения семей военнослужащих возникали многообразные формы их денежного обеспечения: выплата единовременных пособий, авансов, возвратных пособий, по денежным аттестатам.
Для семей начальствующего состава и военнослужащих сверхсрочной службы основным, а иногда и единственным источником материального обеспечения являлось денежное довольствие главы семьи. Еще до войны был продуман и подготовлен на Военное время порядок получения членами семьи части денежного довольствия военнослужащего по денежному аттестату.
Но в начале войны многие семьи военнослужащих утратили связь с кормильцами, не получали от них денег по аттестатам и оказались в тяжелом материальном положении.
Во второй половине 1941 г. таким семьям было выплачено в виде пособий 6.5 млн. рублей. В дальнейшем для них была установлена выплата ежемесячного аванса, а с мая 1942 г. возвратного пособия до выяснения судьбы главы семьи.
С получением аттестата производился перерасчет по выплаченным суммам. Согласно учетным данным Финансового управления при НКО па 1 января 1942 г. общее число семей военнослужащих, получавших ежемесячные авансы, составило почти 114 тыс.2 С одной стороны, эта цифра свидетельствовала о том, что семьи командиров не оставлены без внимания.
Но, с другой стороны, она заставляла задуматься над тем, что десятки тысяч семей не знают о судьбе своих сыновей, мужей, отцов. Поток писем в различные центральные органы с просьбой выяснить судьбу родных-фронтовиков и встречный поток из действующей армии от воинов, разыскивавших семьи, показывали, что эта проблема далеко не решена. В целях разрешения этой сложной и важной проблемы
Финансовым управлением при НКО был организован учет семей начальствующего состава в виде картотеки. Была разработана форма карточки учета семей начальствующего состава и даны указания военным комиссариатам о порядке учета этих семей.
Военкоматы высылали заполненные карточки в Финансовое управление при НКО, которое в свою очередь запрашивало от фронтов и армий сведения о военнослужащих, не выдавших аттестаты на семьи. Одновременно были даны указания, чтобы военнослужащие, которые не знают местонахождения своей семьи, направляли аттестаты в Финансовое управление при НКО. Здесь аттестаты находились до выяснения адреса затерявшейся семьи.
Как только такой адрес становился известным, денежный аттестат немедленно направляли по принадлежности и одновременно сообщали военнослужащему адрес его семьи.
Если же аттестат семье не был вручен, то все удержанные по нему суммы возвращались военнослужащему. От Главного управления кадров были запрошены списки погибших, пропавших без вести и находившихся в плену. Данные о начальствующем составе Красной Армии систематизировались в Финансовом управлении при НКО в алфавитном порядке.
Так была создана картотека централизованного учета семей военнослужащих. Она непрерывно пополнялась сведениями военкоматов о семьях военнослужащих. К 1 мая 1942 г. картотека насчитывала 700 тыс. карточек. Картотека принесла огромную пользу. За годы войны с помощью картотеки было установлено 174 тыс. адресов семей, и о них тут же было сообщено военнослужащим.
Семьям было выслано по месту их жительства 71 750 аттестатов, поступивших в Финансовое управление при НКО от военнослужащих.
С помощью картотеки было разыскано около 55 тыс. семей погибших и умерших военнослужащих, и этим семьям незамедлительно были назначены пенсии1. В период войны ежегодная выплата по аттестатам членам семей военнослужащих достигла 6 млрд. рублей. А какого труда требовало установление связей между военнослужащими и их семьями, разлучившимися в вихре событий и потерявшими друг друга!
По этим вопросам в Финансовое управление при НКО поступало 7—8 мешков писем в день и с каждым письмом надо было разобраться, на каждое ответить. Всего за годы войны отделом было получено и рассмотрено около 800 тысяч писем военнослужащих и членов их семей, а также запросов воинских частей и различных организаций. Большая работа, проделанная Финансовым управлением при НКО, способствовала не только улучшению материального положения семей, но и укреплению морального духа фронтовиков.
Что это значило, можно было видеть из многочисленных благодарственных писем, поступавших в годы войны в управление. Запомнилось содержание письма одного старшего лейтенанта. Он писал, что в бою потерял зрение.
Находясь в госпитале после ранения, запрашивал различные организации о своей семье, искал больше года — ответ был отрицательным. Ему посоветовали написать в Финансовое управление при НКО. И вот он получил ответ с указанием адреса семьи.
Для ослепшего человека семья — это все! Он благодарил работников Финансового управления, нашедших его семью, выражал искреннюю благодарность партии, правительству и Наркому обороны за то, что создан такой замечательный орган для розыска семей военнослужащих. Другой офицер, командир артиллерийской части, писал, что когда он получил сообщение от Финансового управления при НКО о том, что его дорогие дети и жена живы, здоровы, то был так безмерно рад, что не слышал разрывов снарядов. Большую заботу о семьях воинов проявляли Главное политическое управление Красной Армии, военные советы фронтов, армий, командование и партийные организации частей и соединений.
Расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим имели большой удельный вес в затратах на содержание Красной Армии.
При этом фонд денежного довольствия все время возрастал. За годы войны он увеличился в два раза. Важное значение в годы войны имела организация вкладных операций, способствовавших укреплению денежного обращения страны. Увеличение расходов на содержание личного состава Красной Армии, связанное с ростом фонда денежного довольствия военнослужащих действующей армии, требовало дополнительного выпуска денег в обращение.
Необходимо было уберечь систему денежного обращения страны от нежелательных последствий, которые могли неблагоприятно сказаться на экономике. У личного состава частей действующей армии накапливались крупные суммы наличных денег. Между тем возможности расходования денежных средств у военнослужащих во фронтовых условиях были ограниченными, так как нормального товарооборота во фронтовой полосе не существовало.
Военнослужащие хранили деньги в полевых сумках, вещевых мешках. В боевой обстановке деньги терялись. Это наносило материальный ущерб военнослужащим и еще более существенный — государству. В боевой обстановке советские деньги попадали в руки врага и использовались им против Советского Союза при организации диверсий и шпионажа. С самого начала войны была ясна необходимость мобилизации личных средств военнослужащих частей действующей армии.
В августе 1941 г. Наркомат обороны обратился в Наркомат финансов СССР с предложением о введении на фронтах вкладных операций. Создание громоздкого аппарата сберегательных касс в войсках не имело никакого смысла. Было гораздо целесообразнее поручить ведение вкладных операций финансовым органам воинских частей и соответствующим полевым учреждениям Госбанка СССР, что и предлагало Финансовое управление при НКО. Правление Госбанка СССР поддержало это предложение, В октябре 1941 г. правительство утвердило Положение о вкладных операциях в полевых учреждениях Госбанка СССР. Работа по привлечению денег военнослужащих во вклады возлагалась на начальников финансовых органов всех степеней.
Им предлагалось совместно с работниками полевых учреждений Госбанка систематически разъяснять военнослужащим порядок проведения вкладных операций, их преимущества и удобства. Работники финансовой службы и полевых учреждений Госбанка должны были четко организовать повседневную работу по оформлению вкладных операций и проведению безналичных расчетов.
Полевые учреждения Госбанка обязаны были производить неограниченный прием денежных вкладов с выдачей вкладной книжки. Военнослужащий мог по своему желанию в любое время получить свой вклад в любом стационарном или полевом учеждении Госбанка. Активно включились в проведение этого нового для войск мероприятия Главное политическое управление Красной Армии, военные советы фронтов и армий.
Главное политическое управление Красной Армии дало указание политическим органам фронтов и армий о проведении разъяснительной работы среди личного состава войск о том, какое важное значение для укрепления денежного обращения страны имеет хранение военнослужащими свободных личных средств в полевых учреждениях Госбанка.
Казалось, что все было продумано и предусмотрено для развития системы вкладных операций, но они развивались медленно, количество вкладчиков было незначительным, экономический эффект не достигался. Финансовое управление при НКО стало анализировать, почему безналичные расчеты не получают распространения и что нужно, чтобы их все-таки внедрить. Для решения этой задачи было необходимо, чтобы начальник финансовой службы непосредственно общался с воинами, находящимися па передовых позициях. Требовалась индивидуальная работа с ними в тяжелой боевой обстановке.
Надо было, чтобы начальники финансовых органов прониклись сознанием важности внедрения новой системы расчетов с военнослужащими, несмотря на сложные условия боевой обстановки, настойчиво добивались ее внедрения. Нужна была, большая организаторская работа всех звеньев финансовой службы. Такое скучное, казалось бы канцелярское, дело, как вкладные операции, по существу, приобретало характер боевой работы.
В апреле 1942 г. наряду с другими важными мероприятиями по улучшению финансово-хозяйственной деятельности войск финансовая служба приняла ряд мер по дальнейшему развитию вкладных операций и безналичных расчетов.
Среди этих мер была подготовленная Финансовым управлением при НКО и подписанная заместителем Наркома обороны директива, обязывавшая военные советы фронтов и армий, командиров соединений и воинских частей, политорганы усилить работу по привлечению вкладов. Этой директивой предлагалось представлять к правительственным наградам тех финансовых работников, которые добились хороших результатов в работе по привлечению вкладов и развитию безналичных расчетов.
Финансовое управление при НКО разработало подробные указания об организации работы начальников финансовых органов по вкладным операциям. Обращалось внимание на необходимость широко использовать для пропаганды безналичных расчетов армейскую печать. Все это дало положительные результаты, которые сказались довольно быстро.
Внедрение безналичных расчетов позволило резко сократить выпуск в обращение наличных денег, так как уже в июле 1942 г. более половины выплачиваемого денежного довольствия зачислялось во вклады, а к началу 1943 г. удельный вес безналичных перечислений составил 76,5%. Некоторые фронты обеспечивали финансирование войск без денежной наличности, так как все денежное довольствие зачислялось во вклады. Особенно отличился Донской фронт, где начальником финансового отдела был полковник интендантской службы В. Н. Дутов. Здесь в декабре 1942 г. не только обошлись без выпуска денег в обращение, но даже изъяли из оборота и сдали полевым органам Госбанка 3,7 млн. руб., хранившихся у личного состава.
Финансовая служба добилась поставленной цели. Безналичные расчеты прочно вошли в практику войск. Военнослужащие поняли все удобства, которые представляли безналичные расчеты, а среди начальников финансовых органов возникло своего рода соревнование за достижение наиболее высокого уровня привлечения денег во вклады. Все это дало большой экономический эффект, укреплявший систему денежного обращения страны и обеспечивавший сохранность личных средств военнослужащих.
В период войны перед финансовой службой не менее остро стояли вопросы экономии денежных и материальных ресурсов, выделяемых государством на военные нужды. Война легла тяжелым бременем на государственный бюджет. Военные расходы за 1941 —J945 гг. составили более половины всех расходов государственного бюджета, достигнув в 1944 г. 376 млн. рублей в день.
Партия и правительство постоянно проявляли заботу об экономии материальных и денежных средств, о сохранности и приумножении общественного богатства, но в период войны вопросам режима экономии придавалось особенно большое значение.
Великая Отечественная война показала, что своевременно принятые партией и правительством меры позволили успешно профинансировать невиданные по объему потребности войны, обеспечить большую маневренность финансовыми ресурсами в сложной обстановке военного времени.
Это было достигнуто благодаря расширению сферы действия фи-нансового контроля, проведению в значительных масштабах калькуляционной работы, способствовавшей систематическому снижению себестоимости военной продукции. Финансовая служба Вооруженных Сил направляла свои усилия на то, чтобы денежные средства в первую очередь использовались на удовлетворение тех потребностей Красной Армии и Военно-Морского Флота, от которых зависело решение главной задачи — разгрома немецко-фашистских захватчиков.
На протяжении всей Великой Отечественной войны расходы на вооружение, боеприпасы, боевую технику и военное имущество занимали в военных расходах одно из первых мест. Надо сказать, что перед войной и в первый период войны в расходовании средств на вооружение и боевую технику имелись существенные недостатки.
Слабо осуществлялся контроль за внедрением на предприятиях передовой технологии в целях снижения себестоимости военной продукции; допускались непроизводительные потери в процессе производства этой продукции; несмотря на существенный рост поставок военной продукции накануне войны, промышленность не полностью справлялась с плановыми заданиями, что, естественно, отражалось на исполнении сметы НКО. Так, при абсолютном росте расходов на оплату заказов вооружения и боевой техники в 1940 г. в сравнении с 1939 г. на 22,7% ассигнования на оплату этих заказов в 1940 г. были использованы лишь на 79,5%.
Не было разработано единых указаний о ведении закупок предметов вооружения и боевой техники. Несмотря на принимаемые Финансовым управлением при НКО меры, калькуляционный аппарат главных и центральных управлений НКО оставался малочисленным. Не были достаточно подготовлены и привлечены к работе по контролю за ценами на военную продукцию военные представительства на предприятиях.
Война же требовала внесения многих коррективов отношений довольствующих органов Красной Армии с промышленностью по поставкам вооружения, боеприпасов и боевой техники. В связи с этими недостатками в начале войны значительно возросли расходы на вооружение и технику.
В марте 1942 г. заместитель Председателя СНК СССР А. И, Микоян указал Финансовому управлению при НКО, что оно слабо занимается вопросами себестоимости военной продукции, переплачивает значительные суммы за поставляемые предметы военного вооружения. Упрек был справедливым, но надо сказать, что в то время в Финансовом управлении при НКО финансированием плана заказов занимались всего лишь три человека. Они осуществляли контроль за расчетами с промышленностью, но не в состоянии были контролировать правильность ценообразования на военную продукцию. Для этого нужен был специальный аппарат.
В соответствии с указанием А. И. Микояна в апреле 1942 г. в составе Финансового управления при НКО был создан отдел цен и калькуляции, на который возлагались работа по изучению издержек производства на предприятиях, поставлявших военную продукцию, анализ плановых и отчетных данных о себестоимости этой продукции.
На него же возлагались обязанности по организационному и методическому руководству работой по ценам в главных и центральных управлениях НКО, в которых так же, как и в Финансовом управлении, была увеличена численность калькуляционного аппарата.
Финансовое управление при НКО стало регулярно получать отчетные калькуляции предприятий и заниматься проверкой цен на военную продукцию. Проверками отчетных и сметных калькуляций непосредственно на предприятиях в ряде случаев были обнаружены отступления от технических условий, неоправданные различия в затратах на производство одинаковой продукции.
Устанавливались причины этих различий и принимались меры по их устранению. Так, например, на двух предприятиях при проверке калькуляций на изготовление мин было установлено, что на одном из них разработали новую технологию литья при изготовлении корпуса мины, а на другом корпуса мин Изготавливались по устаревшей технологии путем обточки болванок, в результате чего шли в стружку десятки тонн металла. Поэтому и разница в себестоимости мин на этих предприятиях была значительной.
По результатам проверки были приняты меры к изменению технологии изготовления мин на отстающем предприятии. Проведенными проверками были выявлены существенные различия в себестоимости танка Т-34 на разных предприятиях. Проанализировав причины, вызывавшие удорожание танка, работники Финансового управления при НКО установили, что на одном предприятии бро-нелист использовали с максимальной эффективностью, а на другом — только середину бронелиста.
Большие отходы бронелиста, идущие в переплавку, значительно удорожали изготовление танка на втором предприятии. После вмешательства Финансового управления при НКО на этом предприятии навели порядок в использовании бронелистов. При проверке калькуляции на изготовление автомата ППШ было установлено, что на одном предприятии амортизатор изготовлялся вручную и стоил 2 руб. 63 коп., а на другом таком же амортизатор изготовлялся методом штамповки, и стоимость его составляла лишь 65 коп.
При изготовлении амортизатора методом штамповки производительность была настолько высокой, что это предприятие могло обеспечить амортизаторами все предприятия Москвы и Московской области, изготовлявшие автомат ППШ. Порядок в этом вопросе был наведен с помощью Наркомата Госконтроля. Глубоко и всесторонне изучая калькуляции, работники Финансового управления при НКО вскрывали дополнительные источники снижения себестоимости военной продукции.
Это была кропотливая и трудоемкая, но благодарная работа, потому что значение ее было огромно. Она позволила сэкономить многие миллионы рублей и способствовала ускорению процесса производства. Осуществлявшееся в годы войны систематическое снижение цен охватило вес виды вооружения, боеприпасов, боевой техники и военного имущества.
Это — новое явление в истории войн, когда в ходе военных действий цены на военную продукцию не возрастали, а снижались. В капиталистических странах цены на военную технику неуклонно возрастали в ходе первой и второй мировых войн. Это естественно, поскольку в капиталистических странах поставки военной продукции — источник наживы монополий. В нашей стране снижение цен на военную продукцию давало возможность наращивать военно-техническую мощь Вооруженных Сил. с меньшим объемом денежных затрат. Общая экономия, полученная за годы войны от снижения цен на военную продукцию, составила 50,3 млрд. руб.
Мероприятия по изысканию внутренних источников экономии для получения дополнительных материальных ресурсов и сокращения затрат государственных денежных средств проводились на всех этапах строительства Красной Армии. Но в период войны, когда страна оказалась в тяжелом экономическом положении, вопрос о всемерной экономии материальных и денежных средств в войсках встал с особой остротой. Поэтому командование, политорганы, финансовая служба и довольствующие органы на всем протяжении войны уделяли много внимания режиму экономии в войсковом хозяйстве.
Особенно тяжелым был 1942 год, когда резко возросли военные затраты, а временная оккупация немецко-фашистскими войсками ряда жизненно важных, развитых районов СССР усугубила тяжелое экономическое положение страны. Именно в этом году Верховное Главнокомандование провело ряд специальных мероприятий по обеспечению наиболее экономного и целесообразного использования в войсках продовольствия, горючего и смазочных материалов, военного имущества и других материальных ценностей.
Финансовая служба Красной Армии активно включилась в экономическую работу, проводимую командованием, и вместе с другими центральными управлениями НКО организовала систематическое проведение в войсках мероприятий, давших государству и Красной Армии значительные дополнительные ресурсы. Перед финансовыми работниками войск были поставлены задачи: усилить контроль рублем, вникать во все сферы войскового хозяйства, изучать и знать потребности частей.
И финансовые работники в войсках активно включились в эту важную работу. Рассказать о всем многообразии экономической работы, проводившейся в войсках в годы войны, невозможно. Это и уборка хлеба, оставленного на полях вследствие эвакуации населения, и вылов рыбы для личного состава частей, и сбор дикорастущих плодов, и ремонт боевой техники и имущества силами личного состава, и использование трофеев, и экономия горючего и смазочных материалов и т. д. Любую возможность сбережения материальных ценностей, экономии замечал острый глаз войскового хозяйственника.
Финансовые работники всякое проявление инициативы в экономической работе старались довести до всего армейского коллектива, распространить ее как можно шире. Командование, политорганы, партийные и комсомольские организации проводили массовую политическую работу среди личного состава, добивались уяснения каждым военнослужащим необходимости борьбы за экономию и наиболее эффективное использование материальных ценностей и денежных средств, Четко была налажена, например, ъ юномическая работа в войсках Карельского фронта. Здесь значительное количество продовольствия поступало в консервированном виде. Консервные банки не выбрасывали, а пускали в обработку. С них снимали жир, которым они покрывались для предохранения от коррозии, и использовали его для приготовления хозяйственного мыла.
Затем с банок снимали олово (запайку), являвшееся остродефицитным металлом. Во фронтовых условиях с каждой тысячи пустых банок снимали более одного килограмма олова и употребляли его для лужения кухонных котлов. И, наконец, жесть, полученная от консервных банок, использовалась для изготовления лыжных креплений, требовавшихся Карельскому фронту в большом количестве.
После того как на хлебопекарнях мучные мешки освобождались от муки, их повторно перетряхивали, используя деревянные колотушки. Таким путем получали значительное количество муки для корма лошадям. Из металлолома своими силами изготовляли подковы. Хвою карельской сосны использовали как средство против цинги.
В широких масштабах и с большим эффектом проводилась экономическая работа и на других фронтах. Финансовое управление при НКО систематически обобщало опыт этой работы, издавало информационные письма и использовало другие формы распространения ценного опыта по экономии материальных и денежных средств. Нередко Финансовое управление при НКО само выступало с предложениями, направленными на экономию.
Так, в 1942 г. совместно с Главным артиллерийским управлением НКО было внесено предложение о необходимости материального стимулирования за сбор стреляных гильз и возврат спецукупорки.
Это предложение было одобрено Наркомом обороны и принято правительством. Введение премирования за сбор стреляных гильз и спецукупорки сыграло большую роль в обеспечении артиллерийских заводов стреляными гильзами и получении дополнительных источников дефицитного сырья — латуни. В результате уже в 1943 г. на фронтах было собрано 76% стреляных гильз. Их стоимость составила 738 млн. руб., а на выплату премий за сбор гильз было израсходовано 38 млн. руб.
Таким образом, экономический эффект выражался в сумме 700 млн. руб. К В 1945 г. на выплату премий за сбор и возврат стреляных гильз было израсходовано 33,7 млн. руб., а возвращено промышленности латунных гильз на 799 млн, руб. 2 Не менее важной и эффективной была работа, проводившаяся фронтами, по сбору и возврату промышленности специальной укупорки из-под боеприпасов. Большая экономическая работа проводилась на ремонтных предприятиях Красной Армии.
Так, например, ремонтными предприятиями Главного артиллерийского управления было освоено обновление стреляных гильз. Б результате сборка выстрелов в 1944 г. почти полностью была обеспечена обновленными гильзами, что дало экономию металла на 720 млн. руб.3 Об экономической эффективности мероприятий по режиму экономии в целом по Наркомату обороны свидетельствуют данные, приведенные в 1945 г. на сессии Верховного Совета СССР при обсуждении проекта Государственного бюджета на 1945 г.
Согласно этим данным «войсковые части Красной Армии своими силами и средствами произвели в 1.944 г. различных работ по ремонту и изготовлению техники, запасных частей и предметов довольствия на сумму 3253 млн. руб., получили сельскохозяйственных продуктов из своих подсобных хозяйств на 602 млн. руб., мобилизовали и сдали в доход государства 1194 млн. руб. из средств хозрасчетных предприятий и из своих доходов. Всего, таким образом, сэкономлено свыше 5 млрд. руб.
Одним из источников финансирования военных расходов были добровольные взносы гражданами СССР в фонд обороны своих личных сбережений и имущества. Эти поступления составили миллиарды рублей.
Так, за годы войны поступило от населения около 17,8 млрд. руб. наличными деньгами, большое количество золота, платины и других ценностей. Значительно возросли поступления по подписке на государственные займы, составившие за годы войны 76 млрд. руб. (против 50 млрд. руб., поступивших за. все довоенные годы).
Кроме того, около 12 млрд. руб. дали государственному бюджету денежно-вещевые лотереи2. Особенно значительными были натуральные поступления. От населения СССР в период войны поступило в фонд обороны 2,5 млн, пар валенок, 2,5 млн. шапок-ушанок, 1,2 млн. ватных курток и много другого вещевого имущества3. В патриотическом движении по сбору средств на оборону страны участвовали и воины Красной Армии, сдававшие облигации государственных займов и свои личные деньги в фонд обороны.
Это движение явилось яркой демонстрацией всесторонней заботы народа о своей армии. Народная война создала и народные источники ее обеспечения. В противоположность справедливым, освободительным войнам империалистические, захватнические воины не могут рождать патриотических чувств. Известны были попытки немецких фашистов организовать сбор средств в так называемый «фонд зимней помощи». Проводившийся в принудительном порядке, этот сбор не дал ощутимых результатов.
В обеспечении материальных потребностей войск во время войны преобладало натуральное снабжение. Поэтому начальники служб главное внимание сосредоточивали на заготовках и перевозках грузов, доставке войскам всего необходимого из тыла. В этих условиях был ослаблен контроль со стороны служб снабжения за полнотой оприходования и законностью расходования материальных ценностей, что являлось весьма существенным недостатком.
Инспекторы-ревизоры финансовой службы не могли и не имели права проходить мимо имевшихся нарушений в использовании материальных средств и при выявлении таких нарушений в процессе ревизий финансовой деятельности докладывали командованию о необходимости принятия соответствующих мер.
Финансовое управление при НКО в марте 1942 г. обобщило работу финансовых органов в этой области и потребовало от финансовых отделов фронтов, военных округов расширения и углубления проверок хозяйственной деятельности воинских частей. Контроль финансовых органов за хозяйственной деятельностью оказал серьезное влияние на повышение ответственности командиров и начальников за правильную постановку учета, хранения и использования продовольствия, вещевого имущества и других материальных ценностей в войсках.
В 1942 г. Финансовым управлением при НКО была проведена проверка полноты поступления на военные склады, базы и в войска оплаченного вооружения, боеприпасов, боевой техники и военного имущества. В ходе проверки было выявлено много недочетов. По результатам проверки был издан приказ Народного комиссара обороны о наведении порядка в учете, хранении и использовании материальных ценностей.
Во исполнение этого приказа в войсках была проведена большая работа по обеспечению сохранности вооружения, боевой техники, продовольствия, горючего, военного имущества и других материальных средств.
В этих целях была повышена материальная ответственность должностных лиц за расхищение и разбазаривание продовольствия и всех видов военного имущества. Вначале размеры ущерба в этих случаях определялись по рыночным ценам, но поскольку воинским частям было затруднительно получать данные о рыночных ценах, то с мая 1943 г. при определении размера ущерба стали применяться розничные государственные и заготовительные цены, увеличенные в 12,5 раза.
Это сыграло важную роль не только в обеспечении полноты возмещения нанесенного государству ущерба, но и в предупреждении фактов хищений и незаконного использования материальных ценностей. Таким образом, несмотря на сложную и трудную обстановку, финансовая служба Красной Армии в период Великой Отечественной войны весьма эффективно выполняла задачу своевременного и полного удовлетворения потребностей войск, экономного расходования государственных средств на ведение войны. За годы войны были выработаны новые формы и методы финансовой работы, которые успешно применяются в .практике финансовых органов Советских Вооруженных Сил и в настоящее время.
Как известно, успех всякого дела зависит от организаторских способностей кадров, от их политической зрелости и глубокой компетентности. В этой связи хочется в первую очередь вспомнить о начальнике тыла Красной Армии генерале армии Андрее Васильевиче Хрулеве. Он в тридцатых годах продолжительный период возглавлял Центральное военно-финансовое управление, накопил большой опыт руководства финансовой службой и хорошо знал вопросы финансового обеспечения.
Генерал армии А. В. Хрулев сыграл большую роль в руководстве Тылом Вооруженных Сил, вложил много сил в дело победы над фашистской Германией. Каждый человек является носителем определенных качеств. Для Андрея Васильевича характерными качествами были неиссякаемая энергия, творческое вдохновение при решении любых вопросов, талант руководителя.
Чтобы руководить в период Великой Отечественной войны Тылом наших Вооруженных Сил, нужно было обладать незаурядными способностями. Каждая крупная операция была связана с перегруппировкой войск, подвозом боеприпасов, горючего и всего необходимого для фронта.
Надо было обеспечить бесперебойное снабжение войск, правильно и рационально использовать громадные материальные ресурсы. Необходимо было осуществлять тесную и непосредственную связь с народным хозяйством. Со всем этим вполне справлялся большой аппарат, который возглавлял генерал армии А. В. Хрулев. Кроме многочисленных служб Тыла А. В. Хрулеву подчинили железнодорожный транспорт страны, В феврале 1942 г. Государственный Комитет Обороны назначил А. В. Хрулева по совместительству Наркомом путей сообщения.
И он успешно справился со всеми возложенными на него обязанностями. Андрей Васильевич — выходец из трудового народа. Он родился 30 сентября 1892 г. в крестьянской семье и с ранних лет познал труд. Мальчиком судьба забросила его в Петербург, где он сначала работал у золотых дел мастера, а затем слесарем на одном из заводов.
В 1917 г. Андрей Васильевич вступил в Красную гвардию, участвовал в разгроме белогвардейских войск, пытавшихся захватить Петроград. В марте 1918 г. А. В. Хрулев стал членом Коммунистической партии и в том же году добровольно вступил в ряды Красной Армии. Вся дальнейшая жизнь Андрея Васильевича была неразрывно связана с армией, с борьбой партии за претворение в жизнь дела Великой Октябрьской социалистической революции.
В годы гражданской войны А. В. Хрулев в составе Первой конной армии сражался против войск белогвардейских генералов Деникина, Мамонтова и Врангеля. Он занимал должности начальника политотдела и комиссара дивизии. За участие в боях А. В. Хрулев в 1920 г. награжден орденом Красного Знамени. В 1928 г. его назначили заместителем начальника политуправления Московского военного округа. В этой должности он наряду с большой партийно-политической работой много занимался вопросами материального обеспечения, совершенствования войскового хозяйства, улучшения технического и медицинского обеспечения войск.
Черты А. В. Хрулева как чуткого, заботливого начальника, рачительного хозяйственника, глубоко знавшего работу тыла, послужили основанием для назначения его в 1930 г. начальником Центрального военно-финансового управления. В этой должности он успешно проработал 6 лет. По инициативе А. В, Хрулева была начата реорганизация финансового хозяйства воинских частей, превратившая финансовую службу в самостоятельный орган, подчиненный непосредственно командиру части, были расширены права командира части в области финансового хозяйства. Благотворные изменения в финансовой службе Красной Армии были настолько эффективны, что нашли отражение в ряде документов. Так, в специальном постановлении Наркомата финансов СССР об итогах финансирования Красной Армии отмечалось: «…военно-финансовые органы имеют значительные достижения в деле упорядочения финансового хозяйства РККА… повышения бюджетной дисциплины и осуществления контроля».
Реввоенсовет СССР, объявив в своем приказе 1934 года № 59 это постановление, подчеркнул: «…достижения, отмеченные в постановлении Наркомфина СССР, пришли не самотеком. Они — результат огромной, упорной работы, проделанной за последние годы военно-финансовыми работниками… мы обязаны не только удержать, но и настойчиво продолжать работу над усовершенствованием финансового хозяйства Красной Армии, имеющего серьезное значение во всех областях строительства РККА».
Успехи в перестройке финансовой службы, наведении должного порядка в финансовом хозяйстве, укреплении финансовой дисциплины в значительной мере были обеспечены инициативным, твердым руководством Андрея Васильевича Хрулева. Его авторитет творческого руководителя-новатора оказался так высок, что в 1936 г. он был направлен па ответственный и трудный участок — начальником строительно-квартирного управления РККА, И здесь Андрей Васильевич проявил себя умелым, энергичным руководителем строительства объектов оборонного значения.
Перед войной А. В. Хрулев был начальником снабжения, а затем выдвину? на должность Главного интенданта Красной Армии. В августе 1941 г. решением Государственного Комитета Обороны он назначается заместителем Народного комиссара обороны — начальником Тыла Красной Армии. На этом ответственном посту ярко проявился его организаторский талант, его качества опытного партийного и хозяйственного работника.
В начале Великой Отечественной войны генерал А. В. Хрулев вместе с А. И. Микояном, который как член Государственного Комитета Обороны ведал снабжением войск, предложили новую структуру органов тыла. Она была принята, оказалась жизненной и вполне себя оправдала. Ведать сложной работой Тыла Вооруженных Сил было генералу А. В. Хрулеву по плечу. Он руководил большой армией работников тыловых учреждений, занимавшихся обеспечением боевых действий фронтов боеприпасами, горючим, продовольствием, эвакуацией и лечением раненых воинов, восстановлением мостов, автомобильных и железных дорог.
На фронт и в районы, освобожденные от гитлеровцев, Андрей Васильевич выезжал часто, чтобы судить о состоянии снабжения войск, о положении в освобожденных районах не только по докладам и бумагам. Одной из основных задач таких выездов была забота о советских людях, вызволенных из фашистской неволи, помощь им. В 1942 г., когда был освобожден Можайск, туда выехали А. И. Микоян и А. В. Хрулев.
Андрей Васильевич приказал работникам тыла фронта обеспечить освобожденное население питанием, одеждой, организовать устройство жилья. Такие же меры принимал генерал А. В. Хрулев при выездах в Клин, Солнечногорск и другие освобожденные города. Большую заботу Андрей Васильевич проявлял о сохранности военного имущества, материальных ценностей.
Особенное внимание он обращал на это в период наступательных операций. Он радовался и наступательному порыву войск, и темпам продвижения, но при этом принимал жесткие меры к тому, чтобы военное имущество, материальные ценности не терялись, проявлялась бережливость и обеспечивалась сохранность, в том числе трофейного имущества.
Однажды, будучи на фронте, Андрей Васильевич узнал, что в освобожденном городе Невеле захвачены крупные продовольственные склады фашистских войск. Тут же последовало его распоряжение: обеспечить охрану, все учесть, что можно, обратить на снабжение своих войск, а большое количество шоколада генерал А. В. Хрулев распорядился передать госпиталям. Генерал А. В. Хрулев проявлял большую заботу о подборе и расстановке кадров.
Так, в 1943 г. при организации Центрального фронта он лично выехал в район формирования штаба фронта и на месте подобрал весь аппарат служб тыла фронта. После окончания проведенной организационной работы генерал Хрулев провел инструктаж руководящего состава тыла и служб. У Андрея Васильевича Хрулева было чему поучиться тем, кто работал вместе с ним. В юности Андрей Васильевич работал в ювелирной мастерской. Знание ювелирного дела пригодилось ему и на высоком государственном посту. Все знают, что в период Великой Отечественной войны правительство ввело ряд новых боевых орденов и медалей для награждения воинов за боевые подвиги. Правительство давало задания на подготовку макетов боевых наград начальнику Тыла Красной Армии генералу А. В. Хрулеву. Он принимал от специалистов подготовленные макеты орденов и медалей для представления на утверждение правительству.
Сколько художественного вкуса любителя и знатока ювелирного искусства проявлял Андрей Васильевич, обсуждая со специалистами макеты орденов и медалей! Представляемые генералом Хрулевым макеты орденов утверждались правительством, как правило, без изменений, и в том, что наши правительственные награды времен Великой Отечественной войны внешне выразительны и красивы, в определенной мере заслуга начальника Тыла Красной Армии генерала армии А. В. Хрулева. В жизни А. В. Хрулева слишком мало было времени для отдыха.
Очень велики были нагрузка, напряжение и отдача сил. Видимо, поэтому Андрей Васильевич Хрулев и умер так рано, в июне 1962 г., немного не дожив до 70 лет.
Похоронен он на Красной площади у Кремлевской стены. Правительство присвоило Ярославскому военному училищу, готовящему офицеров финансовой службы Вооруженных Сил, имя генерала армии А. В. Хрулева. Этим воздана память титанической работе крупного военного и государственного деятеля, так много вложившего сил в развитие тыла и финансовой службы, в разгром врага в годы Великой Отечественной войны. В предвоенные и военные годы большую партийно-политическую работу в Финансовом управлении при НКО проводили такие опытные политработники, как генерал-лейтенант В. В. Поляков и полковник Н. Н. Сысоев.
Они с присущей им партийностью, неиссякаемой энергией организовывали и сплачивали коллектив управления на выполнение поставленных перед ним задач. С началом войны финансовая служба армии и флота пополнилась людьми, призванными по мобилизации. Одним из них был полковник интендантской службы Борис Борисович Ривкин. Его кипучая энергия, плодотворная работа оставили заметный след в финансовой службе. До прихода в Финансовое управление при НКО он был начальником управления учебных заведений Наркомата финансов СССР. В Финансовом управлении при НКО он стал заместителем начальника инспекции.
Но его роль значительно переросла рамки обязанностей по занимаемой должности. Внимательный, наблюдательный, обладавший аналитическим складом ума, он следил за всем ценным, полезным, инициативным, что рождалось в войсках, умел дать этому нужную оценку, добиться широкого внедрения в практику финансирования. Н
е случайно Борис Борисович Ривкин стал впоследствии начальником кафедры Военного факультета при Московском финансовом институте, доктором наук, профессором, крупным ученым. Он внес большой вклад в развитие советской финансовой науки и науки о военных финансах, в дело воспитания офицеров, военных экономистов-финансистов. Очень прискорбно, что так рано, в расцвете творческих сил, ушел из жизни этот талантливый человек.
Высоко авторитетным работником управления был начальник одного из ответственных отделов полковник интендантской службы Борис Владимирович Кин. Его отличали высокая эрудиция, высокая штабная культура. Им готовились для представления в правительство важные документы государственного значения. Одним из качеств Бориса Владимировича было предвидение. Как-то, осуществляя по определенной программе анализ финансируемых расходов, Борис Владимирович обратил внимание на некоторые данные, не предусмотренные программой, но представлявшие большой интерес.
На протяжении ряда лет Б. В. Кин накапливал эти данные, хотя практического применения они не находили. Но вот однажды правительству для решения важного государственного вопроса срочно потребовались именно, эти данные. Руководство Финансового управления при НКО оказалось в затруднительном положении, Но Б. В. Кин через несколько минут представил подробный материал по интересующему вопросу. Предвидением и правильной оценкой этого вопроса Б. В. Кином нельзя было не восхищаться. Как ценны такие творческие, инициативные работники! Как и Б. Б. Ривкин, полковник интендантской службы Б. В. Кин после окончания войны перешел на преподавательскую работу, стал ближайшим помощником Б. Б. Ривкина, принял после его кончины руководство ведущей кафедрой Военного факультета при Московском финансовом институте, но ненадолго.
Скоропостижная смерть преждевременно оборвала жизнь и этого замечательного человека. Особо ценными кадрами в коллективе Финансового управления при НКО были его ветераны. Старейшим среди них был Всеволод Иванович Пичугин, начавший военную службу еще в старой армии и пришедший в Красную Армию с момента ее создания.
Это была живая история Финансового управления, в котором он вырос до полковника, начальника отдела. Ему принадлежит идея о введении расчетной книжки для офицерского состава, которая, заменив собою денежный аттестат, действует по настоящее время. В. И. Пичугин внес много творческих предложений по материальному стимулированию боевой работы и всегда охотно делился своим богатым опытом с молодыми офицерами. В период войны в Финансовое управление при НКО пришел с фронта после перенесенной тяжелой операции полковник интендантской службы В. С. Кришкевич.
Высококвалифицированный военный экономист, бывший преподаватель политической экономии Военно-хозяйственной академии, Василий Семенович плодотворно работал в Финансовом управлении, руководил Военным факультетом при Московском финансовом институте. Впоследствии В. С. Кришкевич стал генерал-лейтенантом, долгие годы был первым заместителем начальника Центрального финансового управления Министерства обороны СССР.
Генерал-майор интендантской службы М. В. Терпи-ловский — человек энергичный, культурный, быстро схватывающий суть вопроса. Он многое сделал для совершенствования сметно-плановой работы, экономии денежных средств. Следует заметить, что с его участием было разработано более двух десятков годовых смет расходов на Вооруженные Силы и в ходе рассмотрения их в Нар1-комфине СССР и в других правительственных инстанциях Михаилом Васильевичем всегда давались исчерпывающие, аргументированные обоснования. Генерал-майор интендантской службы И. С. Векшин прибыл в Финансовое управление при НКО с должности начальника финансового отдела фронта после тяжелого ранения.
Он вложил много сил и энергии в дело совершенствования пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью войск. Этот чуткий к людям, доброжелательный человек пользовался большим уважением подчиненных и сослуживцев.
Иван Авдеевич Чекалкин в период войны не раз возглавлял такие участки деятельности, где требовались инициатива и решительность. Он занимался правовыми вопросами, финансированием партизанского движения. Иван Авдеевич принимал активное участие в разработке ответственных руководящих документов по финансовой службе.
Впоследствии генерал-майор интендантской службы И. А. Чекалкин стал также одним из заместителей начальника Центрального финансового управления Министерства обороны СССР. Инициативными и энергичными работниками управления зарекомендовали себя К. И. Знаменский, А. А. Тимашев и многие другие. В финансовых органах фронтов, военных округов, объединений, соединений и воинских частей так же самоотверженно трудились тысячи замечательных финансовых работников, внося свой вклад в дело победы над фашизмом.
Офицеры финансовой службы честно выполняли свой долг перед Родиной на фронтах, проявляя мужество и самоотверженность. В этой связи уместно вспомнить о подвиге начальника финансового отдела Южного фронта полковника интендантской службы Н. А. Федюнина. В мае 1942 г. фашистские войска прорвали оборону на одном из участков Южного фронта и устремились в этот прорыв. Обстановка сложилась так, что в ряде мелких населенных пунктов, которые оказались отрезанными, остались полевые кассы1 Госбанка с крупными суммами денежной наличности.
Фашистские войска обошли эти населенные пункты и продолжали наступление на восток. И вот в этих условиях начальник финансового отдела фронта Н. А. Федюнин решил спасти оставшиеся на занятой врагом территории ценности. Ему выделили два грузовика с группой бойцов, и маленькая автоколонна отправилась в тыл врага. Н. А. Федюнин прекрасно знал расположение населенных пунктов, где находились полевые кассы. По преимуществу это были небольшие поселки и станицы.
Соблюдая все меры предосторожности, группа Н. А. Федюнина объехала обширный район протяженностью в сотни километров. Из сейфов полевых касс были извлечены мешки с десятками миллионов рублей денег. Но группа оказалась в глубоком тылу гитлеровцев. Теперь стояла задача прорваться через линию фронта на соединение со своими войсками. Не просто прорваться самим, а тем более на автомашинах, с мешками денег, ради чего, собственно, и был затеян этот необычный рейд по тылам противника. Если бы тогда была возможность купить автомобиль, то выполнить эти сложные задачи было бы проще.
Тщательно разведав оборону противника и выбрав соответствующий слабо укрепленный участок фронта, группа Федюнина вышла из окружения, прорвалась к своим войскам ночью, с боем, с жертвами. При этом сам Н. А. Федюнин был тяжело ранен. Но задача была выполнена. Крупные суммы денежных средств были спасены.
Это был поистине героический поступок, требовавший смелости, мужества, высокого сознания долга. Участники этой операции и сам Н. А. Федюнин; были награждены орденами и медалями. Николай Афанасьевич вылечился и продолжал до конца войны находиться в действующей армии, возглавляя финансовую службу Южного, а затем Украинского фронтов.
Все годы войны успешно руководили финансовым обеспечением фронтов В. Н. Дутов. Б. В. Борисов-Боголюбов, Ю. Г. Мостун и другие. В воинских частях несли тяжелую ратную’службу начальники финансового довольствия. В боевых условиях они осуществляли обеспечение личного состава денежным довольствием. Но если требовала обстановка, военные финансисты с оружием в руках вступали в бой и при этом проявляли высокие командирские качества.
Так, в начале октября 1941 г., когда 32-я армия попала в окружение под Вязьмой, начальник финансового отдела армии интендант 2 ранга М, В. Слепухин вместе с работниками финансового отдела П. С. Попариным и П. В. Фадеевым вывели с боями из окружения группу в составе 300 человек в район г. Верея. В том же октябре 1941 г. 133-й артиллерийский полк 32-й стрелковой дивизии оборонял участок фронта в районе Бородинского поля. В ходе ожесточенного боя вышло из строя много командиров.
Начальник финансового довольствия этого полка интендант 3 ранга коммунист Петров взял на себя руководство частью бойцов и в течение трех суток вел бой с фашистами. Было уничтожено много гитлеровцев, но и сам Петров пал смертью храбрых. Казначей 113-го стрелкового полка той же дивизии Денисенко в одном из жарких боев отважно дрался с фашистами, а когда к обороняемой им позиции приблизился вражеский танк, Денисенко метнул в него бутылку с горючей жидкостью.
Он уничтожил танк, но и погиб при этом сам. Начальник финансового довольствия 1080-го стрелкового полка 310-й стрелковой дивизии старший лейтенант А. В. Полищук во время боя возглавил личный состав роты 2-го батальона и удержал позиции. Во время этого боя А. В. Полищук был тяжело ранен и умер в госпитале. За образцовое выполнение заданий командования в годы Великой Отечественной войны правительственных наград были удостоены тысячи офицеров финансовой, службы.
Родина воздала должное военным финансистам, плечом к плечу стоявшим в годы Великой Отечественной войны в рядах ее защитников.
Коммунистическая партия мобилизовала героический советский народ на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, на ликвидацию опасности, нависшей над нашей страной, на превращение страны в единый военный лагерь, развернула массовое движение под лозунгом «Все для фронта, все для победы!», неустанно проявляла заботу об обеспечении Красной Армии и Военно-Морского Флота боевой техникой, оружием, боеприпасами, питанием, обмундированием, о высоком политико-моральном состоянии личного состава Вооруженных Сил СССР. Война, временно прервавшая развитие социалистического строительства в нашей стране, потребовала перестройки финансов, внесения корректив в систему финансового обеспечения войск.
Конкретные задачи; решаемые финансовой службой на том или ином этапе войны, были тесно связаны с условиями боевой деятельности Вооруженных Сил, с характером и развитием связей с народным хозяйством. Используя преимущества советской экономики и финансов, финансовая служба Вооруженных Сил СССР успешно справилась с поставленными перед ней задачами.
Генерал-лейтенант интендантской службы в отставке
Я. А. ХОТЕНКО
Другие новости и статьи
« Роль финансовой службы в повышении эффективности использования средств
Установлены случаи незаконного расходования и хищения денежных средств »
Запись создана: Понедельник, 27 Апрель 2020 в 0:06 и находится в рубриках Вторая мировая война, Финансовое.
метки: война, финансовая служба
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика