4 Июль 2012

Опыт организации контроля за ценообразованием на вооружение и боевую технику

oboznik.ru - Опыт организации контроля за ценообразованием на вооружение и боевую технику

В соответствия с указанием заместителя Председателя СНК СССР А. И. Микояна о необходимости улучшения работы по ценам на вооружение и боевую технику в апреле 1942 г. в составе Финансового управления при НКО был создан отдел цен и калькуляции. В короткое время отделом совместно с главными и центральными управлениями НКО и с наркоматамя-по-ставщиками была разработана единая форма протокола согласования и утверждения временных (договорных) цен на вооружение и боевую технику, в котором подробно должны были указываться обоснования для установления цены.

Кроме того, согласованная цена показывалась в разрезе элементов калькуляции и в сопоставлении со сметной (плановой) и отчетной (фактической) себестоимостью.

Такая форма протокола обязывала поставщика и заказчика тщательно анализировать затраты на производство вооружения и боевой техники и согласовывать реальные цены с учетом достигнутой фактической себестоимости, планируемого роста производства и намечаемого уменьшения материальных и трудовых затрат в связи с совершенствованием технологии изготовления вооружения и боевой техники.

Указанная форма протокола была разослана для руководства всем главным и центральным управлениям НКО, военным представительствам на предприятиях промышленности и наркоматам-поставщикам.

Право утверждать цены было предоставлено: со стороны заказчика — начальникам главных и центральных управлений или их заместителям и начальникам заказывающих управлений; со стороны наркомата-поставщика — начальникам или заместителям начальников главных управлений. Цены на полуфабрикаты и комплектующие изделия, поставляемые головным заводам предприятиями-смежниками в порядке межзаводского кооперирования, а также на второстепенные готовые изделия предоставлялось право утверждать директорам заводов. Впоследствии цены на все готовые изделия утверждались начальниками или заместителями начальников главных управлений наркоматов-поставщиков.

В то же время в Финансовом управлении при НКО были разработаны и разосланы главным и центральным управлениям НКО книги учета динамики себестоимости и цен на вооружение и боевую технику. Необходимые данные в эти книги вносились на основании высылаемых в управления военными представителями заключений по отчетным и сметным (плановым) калькуляциям предприятий-поставщиков. В соответствии с Основными условиями поставки военной продукции и заключенными договорами предприятия-поставщики обязаны были представлять военным представителям сметные и отчетные калькуляции на принимаемую ими военную продукцию, а также предъявлять им для проверки первичную документацию.

Введенный в главных и центральных управлениях НКО учет динамики себестоимости и цен давал возможность систематически следить за реальностью действующих цен и своевременно ставить вопрос о пересмотре цен, значительно превышающих фактическую себестоимость. В целях изучения затрат на производство вооружения и боевой техники по первичной документации и согласования временных цен инженеры-калькуляторы Финансового управления при НКО, главных и центральных управлений НКО выезжали на предприятия промышленности.

Большую помощь военным представителям в работе по проверке себестоимости военной продукции оказали изданные Финансовым управлением при НКО сборники указаний по проверке и анализу сметных и отчетных калькуляций непосредственно на предприятиях, а также проведенные в ряде городов кустовые инструктивные сборы военных представителей и инженеров-калькуляторов. На этих сборах с квалифицированными докладами о методике проверки себестоимости военной продукции выступали офицеры Финансового управления при НКО, главных и центральных управлений НКО.

Учитывая необходимость повышения экономических знаний военных представителей и полезность обмена опытом, Финансовое управление при НКО, главные и центральные управления НКО практиковали проведение кустовых инструктивных сборов и, кроме того, систематически издавали информационные письма.

В этих письмах подробно освещался положительный опыт работы военных представителей по проверке плановых и отчетных калькуляций, а также приводились примеры неудовлетворительной проверки себестоимости продукции отдельными военными представителями. Кроме того, при выездах на предприятия промышленности работники Финансового управления при НКО, главных и центральных управлений НКО инструктировали военных представителей, как надо анализировать издержки производства и проверять плановые и отчетные калькуляции.

Все эти мероприятия оказывали большую помощь военным представителям в совершенствовании работы по изучению себестоимости военной продукции и разработке предложений по снижению цен на нее. В свою очередь большая работа отдела цен и калькуляции Финансового управления при НКО приносила свои плоды.

В связи с большим снижением фактической себестоимости корпусов 82-мм и 120-мм мин, поставляемых Главному артиллерийскому управлению НКО одним из заводов-изготовителей, необходимо было пересмотреть действующие цены на корпуса этих мин. При ознакомлении с технологией изготовления корпусов мин в литейном и механическом цехах непосредственно на заводе было установлено, что большое снижение фактической себестоимости корпусов мин достигнуто в основном за счет внедрения новой прогрессивной технологии их отливки, а также снижения цеховых и общезаводских расходов в расчете на единицу продукции в связи с увеличением объема производства.

С учетом этого был подготовлен проект новых, сниженных цен на корпуса мин. После утверждения новых цен на корпуса мин для указанного завода был поставлен вопрос о необходимости внедрения прогрессивной технологии на всех других заводах, изготавливавших’ корпуса мин, так как помимо снижения цен применение этой технологии давало большую экономию металла и труда, высвобождало много оборудования, что в условиях войны было очень важно.

Так, один из заводов Наркомата минометного вооружения изготовлял корпуса 120-мм мин с механической обработкой поверху, хотя располагал современным для того времени оборудованием, позволявшим наладить производство корпусов мин по прогрессивной технологии. О результатах проверки себестоимости корпусов мин на двух заводах Финансовым управлением при НКО был подготовлен доклад правительству.

По указанию СНК СССР созданная Наркоматом минометного вооружения комиссия выезжала непосредственно на заводы и подтвердила возможность отливки корпусов мин по прогрессивной технологии. Вскоре эта технология была внедрена на многих заводах указанного наркомата.

Следует отметить, что о всех выявленных недочетах в работе заводов, в том числе о завышении плановой и отчетной себестоимости отдельных изделий, Финансовое управление при НКО, главные и центральные управления НКО докладывали начальникам главных управлений или заместителям народных комиссаров наркоматов-поставщиков для принятия необходимых мер. Наркоматы быстро реагировали на эти доклады и своевременно принимали соответствующие меры. Все это способствовало снижению цен на вооружение и боевую технику. Заслуживает внимания существовавший во время войны порядок согласования и утверждения цен, а также рассмотрения разногласий по ним.

Как отмечалось выше, на вновь осваиваемую военную продукцию поставщиком и заказчиком согласовывались временные (договорные) цены. Если такого соглашения достичь не удавалось, разногласия рассматривались наркоматом-поставщиком и наркоматом-заказчиком. Если и на этом этапе оставались разногласия, они передавались на рассмотрение Госплана СССР и Наркомата финансов СССР.

На освоенную военную продукцию утверждались прейскурантные цены Советом Народных Комиссаров СССР. При этом предложения по прейскурантным ценам представлялись в СНК СССР, как правило, Наркоматом обороны СССР. Представленные Наркоматом обороны СССР проекты цен СНК СССР направлялись на заключение в Госплан СССР и Наркомат финансов СССР.

В целях экономии времени проекты цен рассматривались сводным отделом Госплана СССР совместно с Наркоматом финансов СССР и с участием представителей поставщиков и заказчиков. Согласованные с Госпланом СССР и Наркомфином СССР и завизированные заместителем Наркома обороны СССР проекты прейскурантов представлялись в СНК СССР на утверждение. В результате огромной работы предприятий по систематическому увеличению выпуска военной продукции и совершенствованию технологических процессов уменьшались издержки производства и создавались условия для снижения цен на военную продукцию.

Проводимая Наркоматом обороны СССР совместно с промышленностью, Госпланом СССР и Наркомфином СССР работа по снижению себестоимости военной продукции дала ощутимые результаты. Как известно, общая экономия от снижения цен на военную продукцию за годы войны составила 50,3 млрд. рублей.

Полковник в отставке

А. В. ГОРЯЧЕВ

Другие новости и статьи

« Финансовый контроль в условиях действующей армии

Финансовое обеспечение Военно-Воздушных Сил в годы войны »

Запись создана: Среда, 4 Июль 2012 в 11:50 и находится в рубриках Вторая мировая война, Финансовое.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика