4 Июль 2012

Финансовое обеспечение Военно-Воздушных Сил в годы войны

oboznik.ru - Финансовое обеспечение Военно-Воздушных Сил в годы войны

Работа финансовой службы Военно-Воздушных Сил — сложный, многогранный процесс. В предвоенное время, с 1939 по 1941 г., деятельность ее проходила в условиях быстрого развития Военно-Воздушных Сил, характеризующихся как увеличением числа самолетов, так и улучшением их боевых качеств.

Формировались десятки новых авиационных частей, расширялась сеть аэродромов. В то время финансовая служба ВВС была на положении самостоятельного отдела Главного управления Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Она занималась финансированием ВВС округов и учреждений центрального подчинения; производила расчеты за поставки авиационной техники и вооружения, согласовывала цены на них; в ходе выполнения плана заказов активно влияла на его выполнение, не оплачивая продукцию, не соответствующую условиям поставки, и докладывая командованию о ходе выполнения плана заказов и использовании ассигнований на эти цели; учитывала кредиты, выделенные Военно-Воздушным Силам, контролировала правильность расходования средств.

Партия и Советское правительство в предвоенные годы делали все необходимое для укрепления военной мощи нашего государства и повышения боеготовности Военно-Воздушных Сил.

В тот период в условиях быстрого развития военной авиации создавались новые типы самолетов, двигателей и другой авиационной техники, производилось перевооружение Военно-Воздушных Сил. О большом внимании к Военно-Воздушным Силам наглядно свидетельствует рост ассигнований.

Так, в 1940 г. ассигнования для ВВС на финансирование заказов авиационной техники и вооружения увеличились по сравнению с 1938 г. в 2,1 раза. Правда, фактические расходы на эти цели увеличились в несколько меньшем размере. В 1939 г., например, ассигнования были использованы на 78%, а в 1940 г. лишь на 67%.

Причина заключалась в том, что авиационная промышленность не имела еще достаточных мощностей и не могла наращивать производство авиационной техники темпами, необходимыми для удовлетворения быстро возраставших потребностей военной авиации. Центральный комитет партии и Советское правительство много внимания уделяли развитию оборонной промышленности. В предвоенные годы были широко развернуты строительство новых авиационных заводов и реконструкция существующих.

Однако по данным, которыми мы располагали, осуществить к началу войны мероприятия по перевооружению Военно-Воздушных Сил удалось не полностью. Крупные капитальные вложения в авиационную промышленность за предвоенные годы стали давать полную отдачу лишь в 1941—-1942 гг. Большого труда требовали согласование постоянных и временных цен на вооружение и боевую технику, а также систематический пересмотр действовавших цен в сторону их снижения.

Потребовалось усилить калькуляционный и контрольно-ревизионный аппарат финансового отдела и включить инженеров калькуляторов в состав военных представительств на заводах.

До этого военные представительства ВВС на заводах промышленности не имели в своем составе инженеров-калькуляторов, что серьезно усложняло работу по изучению фактического уровня себестоимости продукции.

22 июня 1941 г. тысячи фашистских самолетов, вторгшихся в воздушное пространство Советского Союза, зловеще оповестили о начавшейся небывалой по своему размаху и жестокости войне. Фашистские бомбардировщики нанесли внезапные удары по аэродромам, на которых базировались авиационные полки, оснащенные главным образом самолетами новых конструкций.

В результате этого вероломного нападения в ходе ожесточенных воздушных боев советская авиация в первый день войны понесла большие потери, Гитлеровское командование намеревалось в первые же дни полностью разгромить нашу авиацию и лишить ее способности к сопротивлению.

Но осуществить это ему не удалось. Несмотря на тяжелые потери и сложность обстановки, наши авиационные части в первый день войны совершили около 6000 самолето-вылетов и уничтожили в воздушных боях более 200 вражеских самолетов. Боевые действия нашей военной- авиации на всем советско-германском фронте начались в тяжелой и сложной обстановке.

Перед командованием и центральным аппаратом ВВС встали большие и трудные задачи по налаживанию связи и оперативному руководству боевыми действиями авиации фронтов. Потребовалась напряженная работа всех центральных органов ВВС по восполнению боевых потерь в технике и кадрах.

В этот период финансовый отдел ВВС выполнял большую работу по финансированию воинских частей действующей армии и новых формирований, по оплате поставок авиационной техники и вооружения, но согласованию цен на заказываемую продукцию, по финансированию предприятий, складов, баз, научно-исследовательских и испытательных учреждений.

Сравнительно небольшой аппарат финансового отдела был, по существу, штабом, руководившим большим коллективом финансовых работников ВВС. Финансовые органы существовали тогда в центральных управлениях ВВС (управление аэродромной службы, управление заказов и др.), в управлениях авиации фронтов и военных округов, в частях, на предприятиях, складах, базах, в научно-исследовательских учреждениях и военно-учебных заведениях.

Вопросы финансирования разнообразных потребностей Военно-Воздушных Сил концентрировались в финансовом отделе ВВС и требовали от коллектива отдела напряженной и самоотверженной работы. Среди проблем, которые стояли перед финансовым отделом ВВС в первые дни войны, следует выделить организацию финансового обеспечения воинских частей. Особенность этой организации состоит в том, что авиационные части, соединения и штабы ВВС своих тыловых и финансовых органов не имели. Всеми видами довольствия, в том числе и финансовым, их обеспечивали батальоны аэродромного обслуживания (БАО). Таким образом, финансовое отделение БАО обеспечивало в финансовом отношении не только личный состав самого батальона и приданных ему подразделений, но и состоящих на довольствии авиационных полков различных родов авиации, управлений авиационных соединений.

От начальников финансовых отделений БАО требовалось отличное знание всех действовавших положений по денежному довольствию, штатов авиационных частей, умение правильно применять законоположения, оперативно определять потребности в денежных средствах. Работа финансового отделения БАО была многогранной, сложной, и на должности начальников финансовых отделений этих низовых звеньев финансовой службы ВВС подбирались способные, хорошо подготовленные работники.

Таким образом, в начале войны вопросы финансового обеспечения войск были в основном решены, но в последующем война внесла свои коррективы. Вначале предполагалось, что по сравнению с мирным временем в период войны организация финансирования существенно не изменится. Финансовые отделы фронтов будут финансировать батальоны аэродромного обслуживания, а те — обеспечивать денежными средствами воинские части авиации.

Но с первых дней войны в эту схему финансирования пришлось внести изменения. Большое количество авиационных частей и батальонов аэродромного обслуживания, их разбросанность по всей территории фронта, частая перемена дислокации, отдаленность от финансовых отделов фронтов потребовали создания еще одного звена в системе финансирования — промежуточного между финансовым отделом фронта и батальонами аэродромного обслуживания.

Таким промежуточным звеном стали так называемые районы аэродромного базирования (РАБ). Они были созданы перед войной и объединяли работу батальонов аэродромного обслуживания. В начале войны для обеспечения четкого и бесперебойного финансирования батальонов аэродромного обслуживания в каждом РАБ создавались финансово-плановые отделения.

Обычно такое отделение финансировало от 5 до 10 БАО и, кроме того, 5—8 отдельных частей ВВС, входящих в РАБ и удаленных от батальонов аэродромного обслуживания на значительные расстояния. Это был шаг вперед в совершенствовании организации финансовой службы ВВС, но он не решил полностью вопросов четкого и бесперебойного финансирования авиационных частей. Фронтовая авиация находилась всегда в постоянном маневре, что несколько затрудняло оперативное руководство финансово-хозяйственной деятельностью частей ВВС со стороны финансовых отделов фронтов.

Организационные вопросы финансовой службы в основном были решены в 1942 г., когда управления авиации фронтов были переформированы в воздушные армии и в их составе созданы финансовые отделы. Одной из важнейших задач финансовой службы в период воины было правильное определение потребности в денежных средствах и контроль за их экономным расходованием. В период войны расходы по смете ВВС намного возросли, особенно на приобретение авиационной техники и на ее ремонт. Возникли новые виды расходов (по геодезическим съемкам и др.). В связи с этим от финансистов требовалось умение обосновать и защитить представленные сметы, а во время войны это было нелегким делом.

Но решение данной задачи значительно облегчалось тем, что в вопросы финансового обеспечения глубоко вникало командование ВВС. Несмотря на большую загруженность работой по руководству войсками, оно уделяло большое внимание финансовым вопросам. О том, насколько важно для работников центрального финансового органа знание и глубокое понимание боевых задач в военное время, показывает следующий пример.

Финансовый отдел ВВС составил план финансирования заказов авиационной техники на 1943 г. и представил его на рассмотрение заместителю командующего ВВС генерал-полковнику А. В. Никитину. Он внимательно изучил этот план и сопоставил его с планами оперативного управления штаба ВВС по формированию новых авиационных частей.

Оказалось, что наметки указанного плана были недостаточно увязаны с оперативными планами, в связи с чем их пришлось существенно скорректировать.

В правительственных органах стремились объективно определить потребности ВВС в денежных средствах и иногда подправляли заявки НКО не только в сторону сокращения, но ив сторону увеличения, исходя из реальных условий. Так, однажды представленная в СНК СССР годовая смета на содержание и эксплуатацию аэродромов ВВС была признана заниженной, поскольку в распоряжение ВВС накануне были переданы все аэродромы страны, включая аэродромы гражданского воздушного флота.

Смета была пересмотрена и утверждена в сумме, действительно необходимой для удовлетворения потребностей ВВС. Приведенный факт показывает, какое большое значение придавали государственные деятели нашей страны, члены Государственного Комитета Обороны правильному определению потребности в денежных средствах на содержание Вооруженных Сил.

За время войны объем поставок авиационной техники и вооружения непрерывно возрастал и отпущенные по смете на эти цели средства использовались полностью. Для обеспечения оперативности в работе и бесперебойного финансирования поставок вооружения в начальный период войны из состава работников финансового отдела была выделена оперативная группа. Работники этой группы и всего отдела не только заботились о своевременности и правильности расчетов за поставляемую технику, но и стремились создать такую систему расчетов, которая оказывала бы стимулирующее воздействие на скорейший прием заказчиками авиационной техники.

По действовавшим ранее правилам финансовый отдел оплачивал 80% стоимости самолета после выпуска его из цеха сборки, а остальные 20% стоимости возмещались предприятию после облета и окончательной приемки самолета заказчиком. При таком порядке расчетов изготовитель не проявлял заинтересованности в окончательной сдаче подукции.

В связи с этим командованием ВВС было сделано соответствующее представление и 20 января 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял решение: при выпуске самолета из цеха сборки оплачивать 20% его стоимости, а остальные 80% —после окончательной сдачи самолета заказчику. Новый порядок оплаты стимулировал более быстрый облет и сдачу самолетов для отправки в действующую армию. С началом войны большое значение придавалось ремонту авиационной техники.

Потери и повреждения авиатехники на фронте требовали скорейшего ее восстановления и возвращения в строй. Росло количество стационарных ремонтных предприятий, создавалась сеть подвижных полевых авиаремонтных мастерских. Увеличение объема работ, материальных и денежных затрат на ремонт авиационной техники и вооружения вызвало необходимость усиления руководства и контроля за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, выявления резервов для снижения себестоимости продукции.

В 1942 г. приказом командующего ВВС было введено денежное поощрение за хорошее качество выполнения ремонтных работ, сокращены сроки нахождения авиатехники в ремонте, разработаны новые операционные нормы трудовых затрат на ремонт материальной части ВВС. В осуществлении мероприятий по улучшению работы ремонтных органов важная роль принадлежала финансовой службе.

В феврале 1944 г. Военный совет Военно-Воздушных Сил на специальном заседании подвел итоги работы ремонтных органов ВВС и наметил конкретные меры по улучшению их деятельности. В качестве одной из таких мер была организация курсов повышения квалификации главных бухгалтеров хозрасчетных авиаремонтных предприятий.

Несмотря на высокий патриотический подъем и трудовой энтузиазм, в военное время не следует принижать и роль материального стимулирования за высокие трудовые показатели. На бюджетных ремонтных предприятиях в годы войны работы по ремонту авиационной техники выполняли в основном солдаты и сержанты, в отношении которых материальное стимулирование труда не применялось, что в определенной мере сказалось на показателях по производительности труда.

В 1942 г., например, плановое задание по производительности труда было выполнено на 85%, а в 1943 г.— на 94,5.%- С переводом солдат и сержантов в марте 1944 г. на сдельно-премиальную систему оплаты труда была создана материальная заинтересованность их в результатах своего труда и улучшились показатели в работе предприятий.

Партия и правительство высоко оценили скромный труд военных финансистов в сложных условиях войны. В феврале 1943 г. Указом Президиума Верховного Со-вета СССР большая группа финансовых работников была награждена орденами и медалями.

Правительствен ными наградами отмечался труд военных финансистов на протяжении всей Великой Отечественной войны. Это побуждало их еще с большей энергией и трудолюбием решать стоявшие перед ними задачи.

Организационные принципы, формы и методы финансовой работы во время Великой Отечественной войны сложились в те суровые годы, когда своевременное и четкое финансирование потребностей Военно-Воздушных Сил при соблюдении строжайшего режима экономии в расходовании средств являлось одним из условии обеспечения их боеспособности.

Многие из этих форм и методов применяются и теперь, в условиях мирного времени, когда также требуется обеспечивать высокую боевую готовность войск. Изучение богатейшего опыта работы финансовой службы в период Великой Отечественной войны является настоятельной необходимостью и должно служить дальнейшему совершенствованию финансового обеспечения войск.

Генерал-майор интендантской службы в отставке

А. Т. С О К У Р Е Н К О

Другие новости и статьи

« Опыт организации контроля за ценообразованием на вооружение и боевую технику

Финансовое обеспечение кораблей и частей Военно-Морского Флота в годы войны »

Запись создана: Среда, 4 Июль 2012 в 12:21 и находится в рубриках Вторая мировая война, Межвоенный период, Финансовое.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика