4 Апрель 2019

Анализ рисков, возникающих при военно-экономическом обосновании и реализации планов развития продукции военного назначения

oboznik.ru - Анализ рисков, возникающих при военно-экономическом обосновании и реализации планов развития продукции военного назначения
#право#впк#гоз#вооружение#гособоронзаказ

Как было отмечено, обоснование и реализация планов развития ПВН связаны с неопределенностями, вызванными действием различных факторов. Под факторами риска понимаются условия, которые могут вызвать или способствовать его проявлению. Классифицировать факторы риска можно по разным признакам.

Однако, определив в качестве объекта исследования планы развития ПВН, факторы риска можно классифицировать как политические, военные, экономические (военно-экономические), технические (военно-технические), социальные и др.

Факторы политического характера: политическая нестабильность в стране и мире; нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области вооружения; использование субъектами международных отношений информационных и других средств и технологий в агрессивных целях.

Факторы военного характера: интенсивное реформирование военной организации РФ, связанное с уменьшением ее численности, изменением структуры и состава, уточнением содержания решаемых задач; пересмотр системы военных угроз России, формирование новых взглядов на виды и интенсивность конфликтов, в которых Россия может принимать участие; активизация сепаратизма и терроризма; распространение локальных войн и вооруженных конфликтов, усиление реальной гонки вооружения; наличие сопредельных с Россией стран и коалиций с сильно различающимися военно-экономическими возможностями, структурой и составом систем вооружения и организационно-штатных формирований, применяемыми формами и способами вооруженной борьбы.

Факторы экономического (военно-экономического) характера [Батьковский, Хрусталев, 2005]: увеличение зависимости российской экономики от состояния мирового рынка; структурные преобразования в экономике, изменение экономических отношений между центром, регионами и предприятиями, сложность прогноза социально-экономического развития страны; военно-гражданская интеграция; увеличение неопределенности в оценке состояния и перспективных возможностях ОПК, что обусловлено его конверсией и реструктуризацией; децентрализация управления ОПК; значительное сокращение и неритмичность ассигнований на развитие ПВН и на ГОЗ.

Факторы технического (военно-технического) характера: утрата технологий, используемых при разработке и производстве ПВН, в результате чего разработка и производство ряда типов или образцов ПВН являются проблематичными; сложная система налогообложения, не позволяющая интенсифицировать инновационно-инвестиционную деятельность в интересах создания новых технологий; загрузка предприятий ОПК ниже уровня рентабельности, что резко снизило привлекательность оборонных заказов и повлекло за собой уклонение предприятий от выполнения ГОЗ.

Социальные факторы: низкий уровень социальной защиты; высокий уровень безработицы; снижающаяся квалификация работников; отсутствие справедливости при распределении доходов. Кроме того, в зависимости от сферы возникновения, факторы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся факторы, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с плановыми работами. Внутренними факторами будем считать факторы, появление которых обусловлено или порождается самим содержанием работ. Проявление неопределенностей при формировании и реализации плана может изменить его параметры и показатели. В результате цель, ради достижения которой он принимался, не будет достигнута, т.е. состояние и эффективность системы вооружения к концу планового периода могут существенно отличаться от планируемых. Возможность отклонения от цели, т.е. возможность несовпадения фактически получаемого результата с намеченным в плане, часто характеризуют с помощью категории "риск". В настоящее время понятие "риск" широко используется во многих отраслях знаний, и, как показал анализ, проблематика риска обычно рассматривается с позиции финансово-кредитных институтов, страховых компаний, предпринимателей, предприятий и др.

При этом риск определяется как элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности хозяйствующего субъекта. Риски, как правило, классифицируются: по природе возникновения (субъективные, объективные); по этапам решения проблемы (на этапе принятия, на этапе реализации решения); по масштабам (локальные, отраслевые, региональные, национальные, международные); по сфере возникновения (внешние, внутренние); по возможности страхования (страхуемые, нестрахуемые); по видам деятельности (финансовые, экономические, производственные, технологические, юридические, инвестиционные, инновационные, научно-технические); по возможности диверсификации (систематические, специфические); по степени допустимости (минимальные, повышенные, критические, недопустимые). Следует отметить, что данная классификация не абсолютна: признаки одного вида могут быть подвидом другого.

Например, риски по виду деятельности могут быть внешними или/и внутренними, субъективными или/и объективными, страхуемыми или/и нестрахуемыми и т.д. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют, по существу, не только единые общепринятые критерии и мера исчисления риска, но даже понятие "риск" определяется и трактуется по-разному в зависимости от ситуации. Тем более, что в "классической" теории вооружения вообще отсутствует такое понятие. Это обусловлено, по мнению авторов, следующими обстоятельствами.

При плановой экономике, характерной для предыдущего периода существования России, планы развития вооружения и военной техники обладали высшим приоритетом и подлежали безусловному выполнению. При этом жестко устанавливались объемы выделяемых ресурсов (ассигнования и материальные средства), номенклатура ПВН, цены, разработчики и производители. И хотя планы даже в тех условиях порой не выполнялись, это не могло служить основанием для их формирования на иных принципах.

В современных условиях формирование и реализация планов осуществляется, как отмечалось выше, с учетом неопределенностей, не проводя при этом разграничения между неопределенностью и риском. Однако, как показывает анализ различных источников, все неопределенности можно разделить на две группы [(Викулов, 1999), (Радвик, 1972)], Первая группа характеризуется неполнотой и/или неточностью информации об условиях реализации плана. К ним относятся; изменение политической ситуации в стране, объемы планируемых ассигнований на развитие ПВН, стратегические цели противника и др.

Определить вероятностные характеристики событий, относящихся к данной группе, в принципе невозможно. Дяя их учета используется вариантный подход с привлечением в качестве экспертов специалистов высокого уровня для выработки согласованных прогнозных значений параметров. Вторая группа связана с возможностью возникновения в ходе реализации плана неблагоприятных ситуаций и последствий. Ее характерным отличием является возможность оценить вероятность событий, предположительно возникающих в ходе реализации плана, и учесть их при формировании и выборе варианта плана.

Такие разновидности неопределенности (статистические) относятся к категории риска. К ним можно отнести: снижение уровня реального финансирования относительно запланированного, превышение фактических затрат на выполнение работ плана над прогнозируемым, несоответствие научно-технической и производственно-технологической базы исполнителей предъявляемым требованиям, досрочное прекращение работ на различных этапах их реализации и др.

Многоаспектность понятия "риск" приводит к необходимости четкого определения точки зрения, с которой производится его оценка. Фактически в реализации плана развития ПВН заинтересованы две стороны: государственные органы в лице заказчиков оборонной продукции и предприятия ОПК - непосредственные исполнители

. С точки зрения обеспечения государственных интересов и та, и другая сторона заинтересованы в обеспечении военной организации РФ высококачественными вооружением и военной техникой. Однако, как правило, предприятия при этом преследуют еще одну немаловажную для них цель - получение прибыли, выгоды от производства продукции военного назначения.

Следовательно, риск для них состоит в возможности потерять прибыль (или даже понести потери) вследствие нарушения ими условий контракта по созданию образца ПВН. Риск второй стороны (заказчика) заключается в возможности невыполнения работ плана и недостижения вследствие этого заданных параметров плана.

В данном исследовании риск реализации плана рассматривается с точки зрения заказчика ГТВН, формирующего план, так как формирование и выбор им варианта плана без учета риска может привести к снижению уровня решаемых задач, стоящих перед ВО РФ, а следовательно, снижению безопасности страны, или к напрасному расходованию бюджетных средств, выделяемых на развитие вооружения и военной техники. В принятом аспекте риск - это возможность срыва (невыполнения) планов развития ПВН из-за неопределенностей случайного характера, объективно существующих на этапах их формирования (выбора решения) и реализации.

В общем случае любой вид неопределенности может быть приведен к понятию риска, если удается получить ее статистические характеристики, т.е. риск является одним из способов снятия неопределенности. Как отмечалось выше, признаки классификации риска определяются сферами и целями их исследования.

В связи с этим можно констатировать, что реализация программ и планов развития ПВН сопряжена с риском политического, социального, экономического, технического, экологического и другого характера. Однако некоторые виды риска в сегодняшних условиях из-за их непредсказуемости оценить практически не представляется возможным. Поэтому, используя результаты анализа факторов риска в сфере реализации планов развития ПВН, проведенного в [Рахманов, Буренок, Лавринов, 2001], из всей совокупности возможных видов риска, целесообразно выделить наиболее существенно влияющие на процесс реализации.

К таким видам риска на основании результатов ранее проведенных исследований [(Лавринов, Хрусталев, 2005-в), (Хрусталев, 2005а)] и опыта работы авторов можно отнести следующие: финансово-экономический риск, обусловленный возможностью недостаточного финансирования разработок и закупок ПВН и превышения фактических затрат над запланированными; научно-технический риск, вызванный возможностью невыполнения организациями-разработчиками образцов ПВН тактико-технических требований, тактико-технических (технических) заданий на НИОКР и прекращения работ по научно-техническим причинам; производственно-технологический риск, обусловленный как старением основных производственных фондов, утерей предприятиями необходимых технологий, отсутствием комплектующих изделий, так и возможностью непостановки на производство разработанного образца вооружения и военной техники.

Другие виды рисков при стабилизации экономической и политической ситуации в стране можно оценить опосредованно через обобщенные показатели указанных рисков либо экспертно, выявив характер взаимосвязи и степень зависимости между ними.

Таким образом, в данной предметной области исследований под риском будем понимать возможность срыва планов развития ПВН вследствие различных причин финансово-экономического, научно-технического и производственно-технологического характера, объективно существующих на этапах их формирования (выбора решения) и реализации.

Приведенное здесь толкование понятия "риск" предполагает, что риск возникает тогда, когда решения принимаются при наличии нескольких альтернатив. Вместе с тем данное определение указывает на следующие важные моменты [Цельмер, 1980]: риск рассматривается по отношению к цели, на достижение которой направлено решение; риск представляется как возможность, принимая решение, не достичь выбранной цели; риск как возможность недостижения цели является следствием объективно существующей неопределенности.

Следует отметить, что наличие риска реализации плана еще не означает, что план (вариант плана) не реализуем вообще. Речь идет лишь о том, что при его реализации могут возникнуть неблагоприятные обстоятельства, которые не позволят выполнить план в первоначальном (полном) объеме.

Заказчик, располагая такой оценкой, имеет возможность более обоснованно осуществить выбор варианта плана, предусмотреть меры по нейтрализации или по смягчению нежелательных проявлений тех или иных факторов риска в ходе выполнения принятого плана. С учетом принятых мер уровень риска может оказаться вполне допустимым для того, чтобы "рискнуть" принять выработанное решение. Приведенные рассуждения позволяют сделать некоторые выводы, важные для понимания сути риска.

Во-первых, риск -это не статический неизменный, а управляемый параметр, на его уровень можно и нужно оказывать воздействие.

Во-вторых, такое воздействие можно оказать только на "познанный", проанализированный риск, для чего необходимо провести его оценку.

В-третьих, при оценке риска необходимо различать "стартовый" риск (начальный уровень риска) и "финальный" риск (окончательный уровень риска), оценка которого произведена для принятого варианта плана, намеченного к реализации после проведения необходимых исследований риска и разработки нейтрализующих мероприятий.

В-четвертых, по мере выполнения плана часть неопределенностей разрешается, что требует на каждом годовом срезе ГПВ уточнения значений показателей риска (оценки его динамики) и мероприятий по обеспечению реализации плана.

Таким образом, объективное существование риска в процессе формирования и выполнения планов развития ПВН переводит его из детерминированной области в стохастическую и обусловливает необходимость решения проблемы военно-экономического обеспечения реализации планов на основе управления риском

Другие новости и статьи

« При княжеском дворе

Петровские бастионы »

Запись создана: Четверг, 4 Апрель 2019 в 0:03 и находится в рубриках Новости.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика