Анализ рисков, возникающих при военно-экономическом обосновании и реализации планов развития продукции военного назначения



Анализ рисков, возникающих при военно-экономическом обосновании и реализации планов развития продукции военного назначения

oboznik.ru - Анализ рисков, возникающих при военно-экономическом обосновании и реализации планов развития продукции военного назначения
#право#впк#гоз#вооружение#гособоронзаказ

Как было отмечено, обоснование и реализация планов развития ПВН связаны с неопределенностями, вызванными действием различных факторов. Под факторами риска понимаются условия, которые могут вызвать или способствовать его проявлению. Классифицировать факторы риска можно по разным признакам.

Однако, определив в качестве объекта исследования планы развития ПВН, факторы риска можно классифицировать как политические, военные, экономические (военно-экономические), технические (военно-технические), социальные и др.

Факторы политического характера: политическая нестабильность в стране и мире; нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области вооружения; использование субъектами международных отношений информационных и других средств и технологий в агрессивных целях.

Факторы военного характера: интенсивное реформирование военной организации РФ, связанное с уменьшением ее численности, изменением структуры и состава, уточнением содержания решаемых задач; пересмотр системы военных угроз России, формирование новых взглядов на виды и интенсивность конфликтов, в которых Россия может принимать участие; активизация сепаратизма и терроризма; распространение локальных войн и вооруженных конфликтов, усиление реальной гонки вооружения; наличие сопредельных с Россией стран и коалиций с сильно различающимися военно-экономическими возможностями, структурой и составом систем вооружения и организационно-штатных формирований, применяемыми формами и способами вооруженной борьбы.

Факторы экономического (военно-экономического) характера [Батьковский, Хрусталев, 2005]: увеличение зависимости российской экономики от состояния мирового рынка; структурные преобразования в экономике, изменение экономических отношений между центром, регионами и предприятиями, сложность прогноза социально-экономического развития страны; военно-гражданская интеграция; увеличение неопределенности в оценке состояния и перспективных возможностях ОПК, что обусловлено его конверсией и реструктуризацией; децентрализация управления ОПК; значительное сокращение и неритмичность ассигнований на развитие ПВН и на ГОЗ.

Факторы технического (военно-технического) характера: утрата технологий, используемых при разработке и производстве ПВН, в результате чего разработка и производство ряда типов или образцов ПВН являются проблематичными; сложная система налогообложения, не позволяющая интенсифицировать инновационно-инвестиционную деятельность в интересах создания новых технологий; загрузка предприятий ОПК ниже уровня рентабельности, что резко снизило привлекательность оборонных заказов и повлекло за собой уклонение предприятий от выполнения ГОЗ.

Социальные факторы: низкий уровень социальной защиты; высокий уровень безработицы; снижающаяся квалификация работников; отсутствие справедливости при распределении доходов. Кроме того, в зависимости от сферы возникновения, факторы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся факторы, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с плановыми работами. Внутренними факторами будем считать факторы, появление которых обусловлено или порождается самим содержанием работ. Проявление неопределенностей при формировании и реализации плана может изменить его параметры и показатели. В результате цель, ради достижения которой он принимался, не будет достигнута, т.е. состояние и эффективность системы вооружения к концу планового периода могут существенно отличаться от планируемых. Возможность отклонения от цели, т.е. возможность несовпадения фактически получаемого результата с намеченным в плане, часто характеризуют с помощью категории "риск". В настоящее время понятие "риск" широко используется во многих отраслях знаний, и, как показал анализ, проблематика риска обычно рассматривается с позиции финансово-кредитных институтов, страховых компаний, предпринимателей, предприятий и др.

При этом риск определяется как элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности хозяйствующего субъекта. Риски, как правило, классифицируются: по природе возникновения (субъективные, объективные); по этапам решения проблемы (на этапе принятия, на этапе реализации решения); по масштабам (локальные, отраслевые, региональные, национальные, международные); по сфере возникновения (внешние, внутренние); по возможности страхования (страхуемые, нестрахуемые); по видам деятельности (финансовые, экономические, производственные, технологические, юридические, инвестиционные, инновационные, научно-технические); по возможности диверсификации (систематические, специфические); по степени допустимости (минимальные, повышенные, критические, недопустимые). Следует отметить, что данная классификация не абсолютна: признаки одного вида могут быть подвидом другого.

Например, риски по виду деятельности могут быть внешними или/и внутренними, субъективными или/и объективными, страхуемыми или/и нестрахуемыми и т.д. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют, по существу, не только единые общепринятые критерии и мера исчисления риска, но даже понятие "риск" определяется и трактуется по-разному в зависимости от ситуации. Тем более, что в "классической" теории вооружения вообще отсутствует такое понятие. Это обусловлено, по мнению авторов, следующими обстоятельствами.

При плановой экономике, характерной для предыдущего периода существования России, планы развития вооружения и военной техники обладали высшим приоритетом и подлежали безусловному выполнению. При этом жестко устанавливались объемы выделяемых ресурсов (ассигнования и материальные средства), номенклатура ПВН, цены, разработчики и производители. И хотя планы даже в тех условиях порой не выполнялись, это не могло служить основанием для их формирования на иных принципах.

В современных условиях формирование и реализация планов осуществляется, как отмечалось выше, с учетом неопределенностей, не проводя при этом разграничения между неопределенностью и риском. Однако, как показывает анализ различных источников, все неопределенности можно разделить на две группы [(Викулов, 1999), (Радвик, 1972)], Первая группа характеризуется неполнотой и/или неточностью информации об условиях реализации плана. К ним относятся; изменение политической ситуации в стране, объемы планируемых ассигнований на развитие ПВН, стратегические цели противника и др.

Определить вероятностные характеристики событий, относящихся к данной группе, в принципе невозможно. Дяя их учета используется вариантный подход с привлечением в качестве экспертов специалистов высокого уровня для выработки согласованных прогнозных значений параметров. Вторая группа связана с возможностью возникновения в ходе реализации плана неблагоприятных ситуаций и последствий. Ее характерным отличием является возможность оценить вероятность событий, предположительно возникающих в ходе реализации плана, и учесть их при формировании и выборе варианта плана.

Такие разновидности неопределенности (статистические) относятся к категории риска. К ним можно отнести: снижение уровня реального финансирования относительно запланированного, превышение фактических затрат на выполнение работ плана над прогнозируемым, несоответствие научно-технической и производственно-технологической базы исполнителей предъявляемым требованиям, досрочное прекращение работ на различных этапах их реализации и др.

Многоаспектность понятия "риск" приводит к необходимости четкого определения точки зрения, с которой производится его оценка. Фактически в реализации плана развития ПВН заинтересованы две стороны: государственные органы в лице заказчиков оборонной продукции и предприятия ОПК - непосредственные исполнители

. С точки зрения обеспечения государственных интересов и та, и другая сторона заинтересованы в обеспечении военной организации РФ высококачественными вооружением и военной техникой. Однако, как правило, предприятия при этом преследуют еще одну немаловажную для них цель - получение прибыли, выгоды от производства продукции военного назначения.

Следовательно, риск для них состоит в возможности потерять прибыль (или даже понести потери) вследствие нарушения ими условий контракта по созданию образца ПВН. Риск второй стороны (заказчика) заключается в возможности невыполнения работ плана и недостижения вследствие этого заданных параметров плана.

В данном исследовании риск реализации плана рассматривается с точки зрения заказчика ГТВН, формирующего план, так как формирование и выбор им варианта плана без учета риска может привести к снижению уровня решаемых задач, стоящих перед ВО РФ, а следовательно, снижению безопасности страны, или к напрасному расходованию бюджетных средств, выделяемых на развитие вооружения и военной техники. В принятом аспекте риск - это возможность срыва (невыполнения) планов развития ПВН из-за неопределенностей случайного характера, объективно существующих на этапах их формирования (выбора решения) и реализации.

В общем случае любой вид неопределенности может быть приведен к понятию риска, если удается получить ее статистические характеристики, т.е. риск является одним из способов снятия неопределенности. Как отмечалось выше, признаки классификации риска определяются сферами и целями их исследования.

В связи с этим можно констатировать, что реализация программ и планов развития ПВН сопряжена с риском политического, социального, экономического, технического, экологического и другого характера. Однако некоторые виды риска в сегодняшних условиях из-за их непредсказуемости оценить практически не представляется возможным. Поэтому, используя результаты анализа факторов риска в сфере реализации планов развития ПВН, проведенного в [Рахманов, Буренок, Лавринов, 2001], из всей совокупности возможных видов риска, целесообразно выделить наиболее существенно влияющие на процесс реализации.

К таким видам риска на основании результатов ранее проведенных исследований [(Лавринов, Хрусталев, 2005-в), (Хрусталев, 2005а)] и опыта работы авторов можно отнести следующие: финансово-экономический риск, обусловленный возможностью недостаточного финансирования разработок и закупок ПВН и превышения фактических затрат над запланированными; научно-технический риск, вызванный возможностью невыполнения организациями-разработчиками образцов ПВН тактико-технических требований, тактико-технических (технических) заданий на НИОКР и прекращения работ по научно-техническим причинам; производственно-технологический риск, обусловленный как старением основных производственных фондов, утерей предприятиями необходимых технологий, отсутствием комплектующих изделий, так и возможностью непостановки на производство разработанного образца вооружения и военной техники.

Другие виды рисков при стабилизации экономической и политической ситуации в стране можно оценить опосредованно через обобщенные показатели указанных рисков либо экспертно, выявив характер взаимосвязи и степень зависимости между ними.

Таким образом, в данной предметной области исследований под риском будем понимать возможность срыва планов развития ПВН вследствие различных причин финансово-экономического, научно-технического и производственно-технологического характера, объективно существующих на этапах их формирования (выбора решения) и реализации.

Приведенное здесь толкование понятия "риск" предполагает, что риск возникает тогда, когда решения принимаются при наличии нескольких альтернатив. Вместе с тем данное определение указывает на следующие важные моменты [Цельмер, 1980]: риск рассматривается по отношению к цели, на достижение которой направлено решение; риск представляется как возможность, принимая решение, не достичь выбранной цели; риск как возможность недостижения цели является следствием объективно существующей неопределенности.

Следует отметить, что наличие риска реализации плана еще не означает, что план (вариант плана) не реализуем вообще. Речь идет лишь о том, что при его реализации могут возникнуть неблагоприятные обстоятельства, которые не позволят выполнить план в первоначальном (полном) объеме.

Заказчик, располагая такой оценкой, имеет возможность более обоснованно осуществить выбор варианта плана, предусмотреть меры по нейтрализации или по смягчению нежелательных проявлений тех или иных факторов риска в ходе выполнения принятого плана. С учетом принятых мер уровень риска может оказаться вполне допустимым для того, чтобы "рискнуть" принять выработанное решение. Приведенные рассуждения позволяют сделать некоторые выводы, важные для понимания сути риска.

Во-первых, риск -это не статический неизменный, а управляемый параметр, на его уровень можно и нужно оказывать воздействие.

Во-вторых, такое воздействие можно оказать только на "познанный", проанализированный риск, для чего необходимо провести его оценку.

В-третьих, при оценке риска необходимо различать "стартовый" риск (начальный уровень риска) и "финальный" риск (окончательный уровень риска), оценка которого произведена для принятого варианта плана, намеченного к реализации после проведения необходимых исследований риска и разработки нейтрализующих мероприятий.

В-четвертых, по мере выполнения плана часть неопределенностей разрешается, что требует на каждом годовом срезе ГПВ уточнения значений показателей риска (оценки его динамики) и мероприятий по обеспечению реализации плана.

Таким образом, объективное существование риска в процессе формирования и выполнения планов развития ПВН переводит его из детерминированной области в стохастическую и обусловливает необходимость решения проблемы военно-экономического обеспечения реализации планов на основе управления риском



Другие новости и статьи

« При княжеском дворе

Петровские бастионы »

Запись создана: Четверг, 4 Апрель 2019 в 0:03 и находится в рубриках Новости.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы