5 Июль 2012

Броня на колесах

oboznik.ru - Броня на колесах

Последние латы — кирасы — во второй половине XIX века были упразднены. Однако главными причинами отказа от стальных нагрудников были дороговизна и большой вес, а отнюдь не бесполезность, поскольку защитное вооружение предохраняло не только от ударов шашек и штыков, но и от касательных попаданий пуль и осколков.

В армии и по сей день используются видоизмененные формы древних доспехов — бронежилет и каска, защищающая каждого воина с 1915—1916 годов. Кроме этого, в начале XX века проблему личной защиты бойца решали еще двумя способами. Во-первых, белые, черные и красные цвета деталей обмундирования переменили на серо-зеленый, «хаки», маскирующий солдата под почву с растительностью. Во время войны с Японией русские зеленили свои белые гимнастерки, натирая их маньчжурской травой.

После войны обмундирование перекрасили официально. С широким распространением оптических приборов, с развитием авиации маскировка стала использоваться интенсивнее. В начале первой мировой войны войска натягивали над своими позициями рыбачьи сети, набрасывая поверхних ветки, но к концу ее появились специальные маскировочные сети. Во-вторых, к пулеметам и пушкам стали приделывать щиты. Трехдюймовые орудия образца 1902 года — «коса смерти» — отличались от образца 1900 года прежде всего наличием щита. Военные теоретики начала XX века порекомендовали усиливать стрелковые ячейки и траншеи металлическими щитами.

В первую мировую войну, особенно в ее позиционный период, когда армия больше сидела в окопах, чем двигалась, подвижные щиты (что-то вроде старинного гуляй-города) сослужили хорошую службу. Их использовали и при наступлении — встроенными в щиты ножницами резали проволочные заграждения. Все вышеупомянутое, даже пушечные щиты, было повторением того, что практиковалось в прежние века. Новыми средствами защиты от пуль и осколков в XX веке стали танки, бронированные автомобили и поезда.

В самом начале века англичане попробовали заковывать в сталь автомобили. В России эту идею стал пропагандировать подъесаул князь М. А. Накашидзе, который разработал проект бронеавтомобиля и под конец русско-японской войны убедил главнокомандующего вооруженными силами на Дальнем Востоке обеспечить армию броневиками.

Война закончилась раньше, но энергичный Накашидзе добился заказа во Франции машины своей конструкции, которая была построена и доставлена в Петербург. Броневиком заинтересовался и лично осмотрел его Николай II. Весной 1906 года важная комиссия на уровне генералов опробовала бронеавтомобиль. Оказалось, что даже на хорошей дороге от столицы до Ораниенбаума он вязнет и не может выбраться из рыхлого тающего снега, а уж в размокшем грунте на обочине — вообще не способен двигаться.

Не помогло и дополнительное пятое колесо. К тому же, как показали пробные выстрелы, французская 4,5-миллиметровая броня пробивалась пулей со ста шагов, а лист отечественного металла той же толщины выдерживал. В итоге комиссия высказалась против броневиков, отметив, что перевозить пулеметы надежнее на обычных грузовиках.

Так как на городских мостовых недостатки ходовой части почти не проявлялись, к новинке проявила интерес полиция, которой требовалась надежная защита при устранении беспорядков. Имеются сведения, что именно в этих целях броневик Накашидзе применялся в Прибалтике. К началу первой мировой войны противники имели лишь единицы бронеавтомобилей.

Но уже 19 октября 1914 года первая автобронерота на машинах производства Рижского завода выступила по направлению к фронту, а 20 ноября вступила в бой. Поначалу броневики в армии встретили с воодушевлением, но недостатки, присущие еще бронеавтомобилю Накашидзе, чрезвычайно сузили их боевые возможности.

Успешнее всего броневики действовали при отступлении, прикрывая огнем свои войска. В России делались попытки построить машины с более мощной броней, на гусеничном ходу, то есть танки. Предлагались проекты, велись испытания, но реальное производство дальше полугусеничных машин, у которых сохранялась передняя пара колес, а сзади были гусеницы, не пошло. Союзники, щедро перебросившие в 1915 году в Россию, видимо, ненужные им английские и бельгийские отряды броневиков, танков на Восточный фронт не поставляли. Первые английские и французские танки появились в России только во время Гражданской войны.

Так что к 1917 году все русские броневые силы состояли из 300 бронеавтомобилей и 7 бронепоездов. В годы первой мировой войны броня стала необходимой и в воздухе. Фанерные тихоходные (100 километров в час) самолеты-«этажерки» в 1914 году летали низко и могли быть сбиты даже беспорядочным ружейно-пулеметным огнем пехоты. Летчикам приходилось подклады-вать под сиденья железные листы или даже сковороды. В 1916—1917 годах новые аэропланы стали частично бронировать на заводах.

Защищались прежде всего сиденья пилотов и топливные баки.

Бронированные самолеты стали тяжелее, поэтому пришлось изыскивать более легкие по весу средства защиты. Поручик Григорьев предложил оборачивать бензобаки чехлом из ваты, затем резиной и брезентом. Пулю это, конечно, не останавливало, но в случае попадания получался ватно-резиновый тампон, не дававший жидкости растекаться.

Авиация — последнее слово техники того времени — на некоторое время возродила древнейшие средства боя: стрелы и метательные снаряды. Первые бомбардировки с воздуха осуществлялись короткими (120 миллиметров) стрелами или каплеобразными свинцовыми пулями. Летчик, перегнувшись через борт, высыпал их из ящика на головы неприятеля, а позднее кассеты с этим оружием подвешивали под фюзеляжем. В 1917 году использовались пули с жестяным стабилизатором конструкции В. А. Слесарева.

Стрела весом в 20—30 граммов пробивала брусок дерева толщиной 15 сантиметров, а всадника вместе с конем пронзала насквозь. Определенное значение имел и дополнительный эффект такого оружия: вой сотен летящих сверху стрел и пуль оказывал тяжелое психическое воздействие.

В 1915 году научные изыскания инженеров-химиков привели к использованию отравляющих веществ. 22 апреля 1915 года германское командование впервые осуществило газовую атаку против англо-французских войск. Ядовитые клубы хлора вывели из строя 15 тысяч человек, из них 5 тысяч погибли.- Как тогда писали, «немцы решили окончательно заменить военное искусство техникой массового убийства». Применение отравляющих веществ заставило искать способы защиты от этого оружия.

Сначала в войска поступили влажные маски, немного позже их дополнили очки. В 1916 году, когда химическое оружие на восточном фронте применялось особенно интенсивно, распространенным средством защиты стали противогазы.

Планировалось поставлять их в войска по 1 миллиону в месяц, так, чтобы к концу года полностью обеспечить армию. Лучшей признали конструкцию инженеров М. И. Куманта и Н. Д. Зелинского. Первый разработал резиновый шлем, второй — коробку с активированным углем, которая очищает воздух от отравляющих веществ. За 1916 год в войска было поставлено около 4 миллионов таких противогазов, 1 миллион английских, несколько сот тысяч противогазов других систем и 10 миллионов респираторов.

До наших дней противогаз остается одним из важнейших средств защиты от оружия массового поражения.

Другие новости и статьи

« На военных собираются сэкономить

На действительной службе »

Запись создана: Четверг, 5 Июль 2012 в 9:12 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Первая мировая война, После Крымской войны, После Русско-японской войны.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика