Знахари, монахи, лекари
На войне всегда много раненых и больных, и возвращение их в строй — дело государственной важности. Однако до XVII века на эту проблему государство не обращало внимания, и воину приходилось самому заботиться о своем здоровье. Славяне еще в древние времена, собираясь в поход, запасались холстами для перевязки ран, лубками, чтобы использовать их в качестве шин, противовоспалительными мазями, снадобьями, способными умерить кровотечение.
Все эти средства были издавна знакомы людям, жившим в тесном общении с природой. С XI века известны специально занимавшиеся излечиванием болезней и ран целители. Большая их часть состояла из знахарей, пользовавшихся огромной популярностью среди простых людей, другую часть составляло духовенство, и меньшая часть — это лекари-иноземцы, владевшие некоторыми тайнами искусства врачевания и служившие у князей.
Знахари сопровождали лечение заговорами и обращениями к потусторонним силам, за что духовенство приравнивало их к колдунам и вело с ними непримиримую борьбу, подвергая наказаниям и даже казням через сожжение на костре. В противовес знахарской медицине церковь устраивала свою систему врачевания, привлекая людей бесплатным лечением и вселяя в них надежду на помощь Всевышнего. В 1091 году митрополит Ефрем построил в Белгороде бесплатную больницу и баню, а ученик Антония (основателя Киево-Печерского монастыря), завоевавшего славу выдающегося целителя, Агапит бесплатно врачевал в монастырской больнице.
Что касается лекарей, то их духовенство считало шарлатанами. Специальной медицинской литературы в Киевской Руси не было, но в некоторых источниках приводятся сведения о целебных свойствах лекарственных трав и драгоценных камней и даже о пользе диеты. В «Изборнике Святослава» 1073 года рекомендуется в марте есть вволю, в апреле воздержаться от репы, в мае — от поросятины. Существуют источники, в которых упоминается операция, сделанная одному из князей (вскрыли опухоль).
Пересказ медицинской теории Гиппократа появляется на Руси только в XV веке. Первые травники, повествующие о лечебных растениях, написаны приблизительно в XVI веке. Некоторые западные сочинения по медицине, в том числе и знаменитый трактат «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, переведены на русский язык в XVII веке.
Монахи важнейшим лечебным средством, разумеется, считали молитву. Впрочем, лечебными свойствами могла обладать и святая вода, и даже краски: однажды монастырский иконописец, раскрасив прокаженного, помог его чудесному исцелению. Долгое время в вопросе медицины церковь пыталась одержать верх над «колдунами» и «шарлатанами», но к XIX веку лекари, вооруженные научными знаниями, вытеснили своих соперников. Начиная с XV века, несмотря на то, что лекарское ремесло было весьма опасным (за смерть пациента лекарь мог поплатиться головой), заморские целители охотно ехали в Россию.
Придворные медики получали хорошее жалованье — от 200 до 800 рублей в год, а также частые премии и продовольствие. В 1581 году Борисом Годуновым был создан Аптекарский приказ — центральное учреждение, руководившее русской медициной. Аптекарский приказ в системе государственных учреждений считался очень важным ведомством. Заведовал им боярин (или даже царский родственник), которому подчинялся дьяк с послушными ему подьячими. Все эти должностные лица строго следили за обширным хозяйством приказа: за аптекарскими садами и огородами, где выращивались лекарственные травы; за изготовлением лекарств; за работой дисциляторов, приготовлявших спирт.
Готовые лекарства требовали расфасовки, поэтому Аптекарский приказ имел свое стеклянное и керамическое производство. Расфасованные по склянкам снадобья отправлялись на склады, откуда потом поступали в войско. В 1605 году Годунов послал лекарей для помощи раненым русского войска, осаждавшего занятую Лжедмитрием крепость Кромы. Это был первый известный в отечественной истории случай, когда медики присутствовали при сражении. С 1615 года в армии появляются штатные полковые лекари.
Однако лечение было платным и, к тому же, очень дорогим: к примеру, в 1616 году залечить сквозное ранение стрелой обходилось в 7 рублей (на эти деньги можно было купить двух коней), поэтому многие воины ходатайствовали о выдаче им денег из казны. Иногда прошения удовлетворяли и выдавали половину требовавшейся суммы. Участников Псковской обороны 1581 — 1582 годов лечили полностью за казенный счет, но это было исключением.
Выдавать раненым казенные деньги на лечение (2—4 рубля в месяц) было предписано царским указом лишь в 1633 году. Стоимость лекарств вычиталась из жалованья лекаря, а уж потом лекарь взимал плату с пациентов. Причем иноземные медики получали в то время 20—30 рублей в месяц (оклад младшего офицера), а русские всего 3—4 рубля. Во второй половине XVII века раненым выдавали, в зависимости от сложности лечения, от 50 копеек до 4 рублей, а позднее лекарства отпускали бесплатно. Когда в 1632 году московские полки предпринимают поход под Смоленск, их уже сопровождают лекари из Аптекарского приказа, которых в то время было всего около сорока. После того как армия воеводы Шеина потерпела неудачу, около двух тысяч раненых остались близ Смоленска под присмотром лекарей.
В середине XVII века медики подразделялись на докторов, врачевавших внутренние болезни, и на лекарей-хирургов. Что касается кровопускания, столь популярного в ту эпоху, то в Аптекарском приказе служили люди, только этим и занимавшиеся — рудометы. Аптекарский приказ являлся еще и школой для подготовки новых медиков. В 1654 году, когда Россия была готова вступить в войну с Польшей, в Аптекарский приказ набрали 30 стрелецких детей, чтобы обучить их лекарскому делу, качество обучение было высоким, это примерно как в наше время обучают специалистов, осуществляющих ремонт ipad в москве.
Обучение длилось 5—7 лет, затем учеников экзаменовали и назначали полковыми лекарями или подлекарями. В 1654 году началась долгая, трудная русско-польская война. Московское войско в походах сопровождали лекари. В переведенном на русский язык уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» говорилось о необходимости иметь на каждую роту, то есть на триста человек по одному лекарю, о котором устав говорил так: «…в походе или на поле перед солдатами идти не доведется, потому что у него оружия нет, чем биться, как у иных солдатов, и никакой власти над солдатами не имеет.
А доведется ему быть позади роты, у капитанской рухляди [хозяйства]. В 1660-е годы русские лекари были во всех полках- Во время боя лекари находились неподалеку от шатра воеводы, куда к ним поступали сообщения о том, на каком участке поля сражения больше всего раненых. Для оказания медицинской помощи использовались холст, полотно и корпия (выщипанные из ветоши нитки).
Настоящим бедствием в те времена становились эпидемии. Они могли уничтожить воинские силы государства гораздо скорее, чем это сделали бы вражеские армии. Чтобы обезопаситься от проникновения заразы из-за рубежей страны, на границах устраивали воинские заставы. Таким же образом отгораживались и от эпидемий, возникавших в отдельных местностях России.
Другие новости и статьи
« Звание Герой Социалистического Труда
Военно-стратегические основы Победы »
Запись создана: Среда, 26 Сентябрь 2018 в 12:11 и находится в рубриках Древние армии, Кашеварная часть, Медицинское обеспечение, Стрелецкое войско.
метки: медицина, болезнь, рана
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика