В военных поселениях и казармах
В начале XIX века в систему комплектования армии были внесены некоторые изменения: в 1810 году ввели новые правила рекрутского набора. Чтобы прекратить произвол помещиков, норовивших сдать в солдаты прежде всего неугодных крестьян, чиновники составляли специальные списки. В первую очередь в них заносили семьи с большим количеством работников.
Отдельно вели учет семей, где работников было меньше. Если рекрутов набиралось достаточное количество из семей первой очереди, то остальных не трогали. Вступление на престол царя было для народа праздником — в эти годы наборов не производили. Зато в тяжелые военные годы проводилось по три набора.
В начале XIX века в армию могли призвать и в 18 лет, и в 35, хотя предпочтение отдавалось двадцатилетним. В возрасте 15 лет на службу зачисляли солдатских детей, сызмальства привыкших к распорядку военной жизни. С XVIII века многие военные деятели выдвигали проекты сокращения срока службы до 10—15 лет. Это заставило бы увеличить и участить рекрутские наборы, но, в то же время, солдат возвращался бы домой крепким молодым мужчиной, свободным от крепостной зависимости, а государство имело бы обученный резерв, который в случае войны мог быть гораздо полезнее новобранцев.
Однако государство, хоть иногда и уменьшало сроки службы для отдельных категорий военнослужащих, но на общую реформу не шло.
Сократить срок (до 20 лет) в масштабе всей армии решился лишь Николай I. Мечты Петра I и его последователей избавить воина от забот о хлебе насущном претворялись в жизнь крайне медленно — не позволяло состояние государственной казны. В начале XIX века из бюджета военного министерства на вооружение тратилось всего 3 процента. Остальные средства шли на жалованье, провиант, фураж, обмундирование. Однако всем необходимым обеспечить армию государство не могло.
В казарме солдат получал кровать, иногда и тюфяк, но постельное белье приходилось покупать на свое жалованье; баня, бритье и стрижка тоже были платными, свечи для освещения казарм, спички, посуда, чай, сахар — все приобреталось солдатом самостоятельно. В 1862 году был опубликован исследовательский труд «Нужды солдата и его расходы».
Оказалось, чтобы удовлетворить минимальные ежегодные потребности нижнего чина, нужно 27 рублей, а получаемое жалованье со всеми добавками и наградами составляет 14,5—17 рублей в год. Те, кто владел каким-нибудь ремеслом, могли в свободное время подрабатывать. Сапожники, маляры, слесари получали примерно 60 рублей в год и могли вполне себя обеспечить.
Но чернорабочие, которым разрешалось заниматься вольнонаемным трудом по два месяца после лагерных сборов на строительных или сельскохозяйственных работах, зарабатывали не более 6 рублей в год. Чтобы поправить свои дела, солдаты объединялись в артели.
Артельщики, владевшие каким-нибудь ремеслом, могли уходить на заработки. Остальные выполняли работу внутри части за своих товарищей и несли службу. Такое распределение обязанностей устраивало и тех, и других, так как артель существовала за счет небольших, но постоянных вычетов из жалованья и отчислений от денег, заработанных ремеслом.
Кроме того, покупая продукты сразу на большое количество человек, артельщики могли платить по оптовым ценам. Все это давало солдатам возможность довольно сносно питаться, по праздникам позволять себе «чарку» водки и еженедельно ходить в баню. Казенный провиант вплоть до начала XX века состоял в основном из муки и крупы. Из отпускаемой солдату муки можно было выпечь 3 фунта хлеба в день. Этого было более чем достаточно, и солдаты иногда продавали излишки на рынке.
Существовал и другой способ обеспечения — за счет гражданского населения. В XIX веке значительная часть войск располагалась на постое в частных домах. Солдаты понаглее устраивали свою жизнь, обирая хозяев дома. Иногда, доведенные до отчаяния разнузданностью военных, люди бросали имущество и покидали свои дома.
В начале XIX века стали строить казармы (первоначально для гвардейцев), но полное размещение в них армии затянулось на столетие. Улучшить материальное положение солдат и ликвидировать постои, уменьшив при этом государственные расходы, попробовал Александр I, создав военные поселения. Поселенные войска формировались из солдат, прослуживших в армии не меньше шести л^т. Каждая рота занимала 60 однотипных домов, расположенных в одну линию. В нижнем этаже жили четыре семьи поселенцев, имевшие общее хозяйство. Верхний этаж отводился под постой холостых солдат, работавших у хозяев, как батраки.
Возможность для солдата оставаться хлебопашцем, заниматься привычными полевыми работами и жить с семьей должна была, по мнению Александра I, смягчить тяжесть 25-летней солдатской службы, улучшить быт солдата и обеспечить его старость. Однако существование поселенных войск сразу же сделалось невыносимым. Повседневная жизнь была распланирована до мельчайших деталей. За малейшие проявления частной инициативы в хозяйстве, за пустячное отступление от предписанного казенного шаблона назначались суровые наказания. Служба офицера в поселениях была крайне тяжела.
Помимо дисциплины и боевой готовности, он отвечал и за полевые работы, и за скот, и за птицу. С восшествием на престол Николая I военные поселения были реорганизованы в округа пахотных солдат и больше не принадлежали полкам. Жители были переведены на крестьянское положение и несли рекрутскую повинность на общих основаниях. Принципиальные изменения в армии начались после отмены крепостного права и начала буржуазных реформ.
С введением в 1874 году всеобщей воинской повинности был установлен новый срок действительной службы — 6 лет. В 1910 году «Положением о предельном возрастном цензе» был ограничен срок службы офицеров, которые по старому порядку могли занимать должности, будучи в уже совсем преклонном возрасте. Самый маленький срок устанавливался для летчиков. В 35-летнем возрасте их отстраняли от полетов, но, при желании, летчик мог служить в части наземного обслуживания авиации.
Буржуазное развитие России позволило несколько повысить благосостояние военнослужащих. Возросло офицерское жалованье. Получавший 80 рублей в месяц поручик мог безбедно существовать (правда, пока был холост). Размер жалованья солдат не увеличился (гвардейские артиллеристы в начале XX века получали 1 рубль в месяц), но они были обеспечены обмундированием, полноценным питанием, бесплатной баней, постельным бельем.
Солдаты по-прежнему подряжались на различные вольные работы, но уже не для того, чтобы обеспечить свое существование, а позволить себе, к примеру, купить коробку папирос, сходить в кинематограф или угостить барышню. В конце XIX века полки русской армии были почти полностью размещены в специально построенных казармах, где быт солдат был хорошо продуман: благоустроенные помещения, чистые постели, удобные отхожие места, рукомойники.
В казарменных столовых строго соблюдались правила гигиены. В начале XX века государство выделяло достаточно средств для должного обеспечения армии.
Однако в военное время, когда резко увеличивалась потребность в оружии, войска оказывались в трудном положении. Снабжать солдата оружием и достаточным количеством хлеба одновременно государству было не под силу.
Другие новости и статьи
Запись создана: Среда, 17 Октябрь 2018 в 10:36 и находится в рубриках Начало XIX века, Николаевская армия, Расквартирование войск.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика