15 Сентябрь 2018

Экскурс в историю: военные финансисты - хранители государственной казны

Ознакомление, хотя бы краткое, с историей финансов русской армии - это обращение к прошлому своей Родины, ее вооруженных сил. Офицерскому составу небесполезно знать славную, поистине великую историю России. В истории армии далеко не последнее место принадлежит ее финансам. Обусловлено это прежде всего тем,что финансовый аспект ее материального содержания - одна из обязательных, наиважнейших сторон государственной политики по защите Отечества. Известный русский ученый, профессор И.Х.Озеров небезосновательно утверждал, что «финансы являются могущественным фактором в экономической и политической жизни.

В финансах мы находим ключ к пониманию истории». Финансы армии, в свою очередь, связаны со всеми сторонами ее жизни и быта, техническим и социальным аспектами, мерами по подготовке к войнам и их ведением. Финансовое положение страны во все времена справедливо считалось мерилом ее военного и экономического могущества. Военные финансы как сложная система денежных отношений развиваются не стихийно, а на основе строго определенных закономерностей.

Они изменяются не просто сами по себе, а в связи с переменами в экономике, государственных финансах и в армии, выводами военной науки о характере и масштабах прошлых и предстоящих войн. Знание неизбежных исторических закономерностей развития финансов, механизма их связей со всем комплексом общественных явлений вооружает способностью предвидеть необходимость и пути их совершенствования. Знание истории финансов армии способствует решению вопросов финансового обеспечения войск в настоящее время, в связи с проводимыми реформами, переходом к рыночным отношениям, в условиях которых осуществлялось материальное и финансовое обеспечение русской армии на протяжении значительного промежутка ее истории.

С самого начала существования регулярной армии в России ее финансовому обеспечению придавалось исключительно важное значение, хотя в XVIII столетии далеко не все материальные затраты на армию находили выражение в деньгах. В то время в стране, в силу неразвитости товарно-денежных отношений и преобладания преимущественно натурального хозяйства, обеспечение потребностей вооруженных сил частично производилось непосредственно самим населением (размещение на постой с предоставлением продуктов питания, транспорта, тягловой силы и др.)-

Кроме того, войны велись на средства, добываемые самими войсками, бравшими по пути все, что попадалось. Вместе с тем, наряду с натуральными способами удовлетворения некоторых потребностей армии, большая их часть всегда покрывалась путем расходования денежных средств.

Прежде всего деньги нужны были на выплату военнослужащим жалованья, объем которого составлял значительный удельный вес во всех военных расходах. Выдающиеся государственные и военные деятели России первоочередной своей задачей считали укрепление финансов, своевременные расчеты с войсками по долгам, приостановление расстройства финансов армии, тщательную финансовую подготовку к войне. С XVI века на Московской Руси действовала «приказная» форма государственного управления (высшие центральные учреждения именовались в то время «приказами»). К концу существования приказной формы управления действовало более четырех десятков приказов. Многие приказы были обязаны своим появлением именно необходимостью управлять вооруженными силами.

На многие приказы возлагались вопросы финансирования отдельных видов расходов, хотя единого военного бюджета не составлялось и центрального учреждения, которое бы ведало всеми государственными военными доходами и расходами, не существовало. Начав строительство регулярной армии, Петр I создает военныи приказ, которому наряду с чисто военными делами вменялось также снабжение войск деньгами. Со временем дела по довольствию войск деньгами были выделены из военного приказа, взамен которого создавался «комиссариат» во главе с кригс-комиссаром князем Я.Ф. Долгоруковым.

Комиссариат распоряжался значительной долей средств военного бюджета: затратами на денежное довольствие военнослужащих, содержание обоза и лошадей, квартирные, хозяйственные и другие нужды. Недостатки приказной формы государственного управления призваны были устранить созданные взамен приказов коллегии. В частности, военной коллегии предписывалось «…ведать армию и гарнизоны и все военные дела, которые получаются во всем государстве».

Первым президентом военной коллегии был назначен князь А.Д.Меншиков. В военную коллегию первоначально входили, в частности, экспедиции: комиссариатская - ведала доходами, сбором всех податей, предназначенных коллегии, обер-цейхмейстерская - выдавала жалованье генералитету и в полки, счетная - осуществляла ревизию расходов военного ведомства. К концу XVIII века экспедиции стали называться департаментами, в составе каждого имелись структурные подразделения, ведавшие финансовыми делами. Вопросами финансового довольствия войск, наряду с другими видами довольствия, ведала комиссариатская служба. Согласно указу Петра I на каждый полк «учинялись» два комиссара: один полковой, другой - земский, избираемый от помещиков губернии, на территории которой располагался полк. Земский комиссар обязан был собирать с крестьян на содержание полка деньги и сдавать их полковому комиссару при всех офицерах. Первейшим долгом земского комиссара было своевременное обеспечение полка денежными средствами.

Офицерами в полку избирался из своей среды офицер, ведавший денежными делами, а также участвовавший в сборе налогов на нужды полка. В соответствии с введенной Петром I подушной податью, просуществовавшей почти два столетия, ставка платежа с одного лица мужского пола устанавливалась в размере 80 коп. в год. Таким образом, на одного солдата пехотного полка требовалась подать с 35 душ, т.е, 28 руб., а кавалериста -с 50 душ (40 руб.).

В получении и расходовании денежных средств обязаны были принимать участие все без исключения офицеры полка: присутствовали при передаче денег полку земским комиссаром, удостоверяя своей подписью записи о полученных деньгах в приходную книгу полка, наблюдали за покупкой и приемом вещей, контролировали ремонт обмундирования, амуниции и т.п. Тем самым полковой командир лишался самостоятельности в решении всех вопросов управления полком, так как по части хозяйственной и финансовым делам он находился под контролем комиссаров и всех офицеров.

Вместе с тем использование офицерами своих прав вмешательства во все распоряжения командира полка ослабляло повиновение и подчиненность, а также отвлекало от исполнения непосредственных обязанностей. После смерти Петра I произошли некоторые незначительные изменения в системе финансового обеспечения войск; прежде всего расширена власть командиров в расходовании денежных средств, усилено единоначалие командира в решении финансовых дел полка. Правда, в 60-е годы XIX столетия, с изданием «Инструкции пехотного полка командиру », контроль со стороны офицеров вновь был усилен.

Однако в конце столетия контрольная функция, а следовательно, и полная ответственность офицеров полка за состояние войскового и финансового хозяйства были существенно ограничены. Полковое хозяйство стало вестись под личную ответственность командира, когда принцип единоначалия вытеснил коллегиальность из управления хозяйством. Вместе с тем к офицерам, претендовавшим на должности, по которым им доверялось расходование денежных и материальных средств, предъявлялись исключительно высокие требования. В разъяснении к штату военно-хозяйственной службы значилось, что назначение на такие должности оправдано «… ни другим чем может быть, как только о добром кондуите и честном поведении выбираемых персон».

До XVIII века заранее, еще в мирное время, организация полевого управления войск, то есть на время войны, не предусматривалась. С объявлением войны каждый раз, сообразно обстановке, формировались соответствующие полевые штабы и органы. Законоположений, определявших деятельность в военное время административно-хозяйственных органов, не имелось. Соответственно заранее не разрабатывались соображения по финансовому обеспечению войск действующей армии. Впервые заблаговременно, т.е. еще до начала войны, вопросы полевого обеспечения войск были изложены Петром I в «Уставе воинском…» 1716 года.

Общая идея этого устава заключалась в том, чтобы еще в мирное время определить органы, которые направляли бы боевую деятельность армии, заботились о ее снабжении всеми видами довольствия. «Устав воинский» имел исключительно важное значение для организации финансового обеспечения войск действующей армии.

Его основные положения оказались настолько жизненными, глубоко продуманными, что ими руководствовались в последующем на протяжении всего периода существования русской армии, он оставался практически без изменений. Поднимая значение финансирования армии, особенно в период войны, до уровня проблем большой государственной важности, Устав воинский, в частности, требовал законно и эффективно расходовать государственные средства и строго наказывать виновных в расточительстве: «Кто Его Величества или государственные деньги в руках имея, из оных несколько утаит, и в расход меньше записано и сочтено будет, нежели что он получит, - подлежит лишению живота или повешению». Этой же каре подвергались и те, «…кои, ведая про то, а не известят». Виновные в фальшивых расходах по этому уставу должны были быть «на теле наказаны или чести и имения, пожитков и живота лишены…».

Такой жесткий подход Петра I к расходованию государственных средств можно объяснить только тем, что сам царь соблюдал строгую законность и бережливость, уменьшая расходы двора, царицы и царевен до крайних пределов. К примеру, имея чин генерал-лейтенанта и вице-адмирала, он получал жалованье только по одному из них.

В числе реформ 60-х годов XIX столетия наибольшее значение для обеспечения армии имела перестройка государственных финансов - реформа сметного дела, кассового устройства, денежного обращения и финансового контроля. Она существенно отразилась на составлении и исполнении военной сметы, кассовом обслуживании войск и контроле военных расходов. Прежде всего, согласно реформе, вводилось единство сметы на основе принципа единства бюджета: впредь Военное министерство составляло только одну смету на календарный год.

Расходы по военной смете стали классифицироваться по параграфам и статьям, по которым распределялись ассигнования на год. Был установлен строгий порядок в передвижении кредитов сметы Военного министерства: из параграфа в параграф кредиты перемещать мог только Государственный совет, внутри параграфов - военный министр, а внутри статьи - военный совет округа. В смету Военного министерства включались все его доходы и расходы; собственные доходы и капиталы были изъяты из ведения министерств, в том числе и Военного, и переданы Министерству финансов.

Таким образом были упорядочены доходные источники и расходы Военного министерства и почти единственным источником доходов остались ассигнования из Государственного казначейства. Впервые стал соблюдаться принцип гласности бюджета, в том числе и по военным расходам,который до реформы утверждался лично царем в секретном порядке и нигде не публиковался. Гласность бюджета преследовала цели ускорения развития народного хозяйства и движения капиталов, активизации кредитной и инвестиционной деятельности, в т.ч. и из-за границы.

Одним из радикальных нововведений явился установленный принцип единства кассы, в соответствии с которым упразднялись ведомственные кассы и все государственные доходы сосредоточивались в кассах Государственного казначейства; расходы производились тоже из этих касс, для чего была создана разветвленная сеть касс казначейства, в том числе в губерниях, уездах. Воинские части получали наличные деньги в губернских или уездных кассах; их сумма, предназначение и на какой срок выделены определялись соответствующими распорядителями кредитов. Крупные изменения в финансирование войск были внесены во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. изданным накануне войны «Положением о полевом управлении войск в военное время».Этим положением определялись финансовые права должностных лиц полевой армии и порядок финансового обеспечения войск, а также впервые включался материал о полевых казначействах и полевом контроле. В соответствии с положением Главнокомандующему предоставлялось право разрешать расходы на любую сумму, когда того требовала обстановка, направляя на неотлагательные расходы любые свободные суммы, имевшиеся в его распоряжении.

Впервые в процесс финансирования войск в военное время введено понятие «перечней сумм» или «перечней расходов». Общий перечень расходов за армию в целом после одобрения Главнокомандующим направлялся военному министру, который докладывал его на утверждение царю. Положением о полевом управлении войск 1876 года вводилось еще одно очень важное новшество - финансовое обеспечение войск накануне войны, которым регламентировалось проведение мероприятий в «предвоенный период» и при «мобилизационном развертывании армии».

Эти мероприятия были направлены на усиление боевой готовности войск и проверку состояния их материального и технического обеспечения. Однако (как недостаток) правовые установки «Положения» не были затем подкреплены комплексом документов о деятельности армии накануне и в ходе войны; дело ограничилось только постановкой вопроса о необходимости разработки правил финансирования войск в предвоенный период и в ходе мобилизационного развертывания.

Согласно распоряжению Главнокомандующего, в корпусе образовывался своего рода единый финансовый орган, наделенный правами обеспечения войск денежными средствами. Вторым приказанием разрешалось воинским частям в период боевых действий, с целью скорейшего получения денег, обращаться с финансовыми требованиями не только в интендантство своего корпуса, но и в любое другое, если это было наиболее удобно для частей. В труде военно-исторической комиссии по описанию русско-турецкой войны отмечалось, что выдача денег войскам производилась по предписаниям корпусных интендантов своевременно, в том числе в сложных, суровых условиях боевой обстановки, при наличии немалых трудностей доставки денег на фронт, удаленный на тысячи километров от Главного штаба, центральных довольствующих управлений и касс Государственного казначейства.

В рассматриваемый период времени финансовыми делами полка, бывшего низшим звеном в войсковых финансовых структурах, занимались четыре человека: командир, заведующий хозяйством, казначей и делопроизводитель. Их права и обязанности определялись положением об управлении хозяйством отдельной части. Командир полка имел большие права по расходованию денежных средств. Он утверждал смету доходов и расходов, подписывал все требования на денежные средства, осуществлял внутренний контроль за расходованием средств и сохранностью денег в «сундуке для казны».

Заведующему хозяйством (назначавшемуся из числа строевых офицеров полка) вменялось в обязанность составление сметы хозяйственных оборотов, финансового отчета за истекший год, проверка всех требований на денежные и материальные средства, наблюдение (контроль) за расходованием денег и имущества, организация торгов с целью заготовки для полка необходимых предметов. Делопроизводитель составлял требования на материальные и денежные средства, счета и расчеты, вел денежный журнал, журнал хозяйственных оборотов. Казначей назначался из числа строевых офицеров, имевших опыт командования взводом и ротой.

Он ведал приемом, хранением и выдачей денег, вел ряд книг финансового учета. На должность казначея офицер выбирался всеми офицерами полка, которые фактом участия в выборах становились ответственными всем своим имуществом в случае растраты казначеем вверенных ему денежных средств полка. Выборы проводились ежегодно, чтобы в них могли принять участие все вновь прибывшие и не присутствовавшие при прошлых выборах офицеры. Как определяет Военная энциклопедия, «Казначей, прежде у нас называвшийся цейхмейстером (т.е. специалистом по счету, учету), означает хранителя денег…

Он есть чиновник, имеющий в своем заведении казенные деньги, а в полках и командах обер-офицер, обыкновенно не старше поручьего чина, избираемый в эту должность всеми штаб- и обер-офицерами своего полка и заведующий всеми полковыми суммами,..». Должность полкового казначея считалась весьма трудной и ответственной, поэтому выбору казначея придавалось важное значение как офицерским коллективом, так и, особенно, командиром полка. Выбору кандидата предшествововало тщательное его изучение и обсуждение в офицерской среде. Казначей - хранитель всего казенного полкового богатства, поэтому считался избранным на должность полковым собранием офицеров при условии единодушного согласия всех присутствовавших на собрании.

Присутствие же устанавливалось обязательным для всего наличного состава офицеров. Каждый офицер обладал правом вето, то есть несогласие на избрание даже одного члена офицерского собрания автоматически снимало кандидатуру казначея с обсуждения и тем более - с избрания. В целях обеспечения сохранности полковых денег устанавливался очень строгий порядок их хранения. Вклад и выемка денег производились только в установленный день и обязательно двумя лицами - казначеем в присутствии заведующего хозяйством. Все поступления средств в кассу и расходы отражались в приказе по полку.

Тем самым достигалась гласность относительно поступления и использования средств, создавались условия для проверки законности их расходования, в том числе в случае утраты либо уничтожения денежного журнала. Таким образом, в полку, а также в роте, имелось довольно развитое финансовое хозяйство, взаимоувязанное с полковым и ротным хозяйствами. Однако ввиду ряда обстоятельств финансовое положение воинских частей имело негативные стороны.

Основной причиной считалась недостаточность денежных норм от казны, а то и вообще отсутствие отпуска средств на неотложные потребности. Ряд расходов на обеспечение нужд подчиненных перелагался на денежное довольствие командиров, хотя далеко не всякий офицер имел возможность за счет личных средств «латать дыры» в хозяйстве роты, полка. Приходилось создавать «черную кассу* или, как тогда говорили, «темную сумму».

Немаловажным фактором являлось то положение, что все хозяйство полка, в том числе и финансовое, по существу было в полной зависимости от личности командира полка, что давало ему возможность решать вопросы расходования полковых сумм по собственному усмотрению. Отрицательно сказывалась на положении дел громоздкость и сложность финансовой документации, многократное повторение одних и тех же данных (нужно было вести 17 книг учета и других учетных документов). Некоторые особенности были внесены в финансирование русско-японской войны, что было обусловлено возросшими потребностями в материальных и денежных средствах, необходимостью финансирования миллионной группировки войск вдали от Европейской России, организацией крупных наступательных и оборонительных операций русской армии на иностранной территории, управлением финансами при действии на одном театре войны нескольких полевых армий, принятием мер по урегулированию товарно-денежных отношений в войсках.

В то же время была осуществлена более тщательная подготовка финансового обеспечения действующей армии, чем в предыдущие войны, значительно расширены функции полевых казначейств, заранее решены вопросы денежного довольствия военнослужащих действующей армии, проведено финансирование заготовок материальных средств непосредственно на театре войны, усилена роль полевого контроля как органа Государственного ведомства.

В преддверии первой мировой войны многие известные военные теоретики глубоко анализировали стратегические прогнозы и возможные тактические действия войск в условиях современной войны. В ряде трудов рассматривались и военно-финансовые вопросы, роль финансов в обеспечении потребностей войны, финансовые стороны плана войны, зависимость характера стратегических операций от финансового положения государства.

Широкое распространение получила теория «Финансовой боевой готовности», предполагавшей создание возможности для своевременного и полного финансирования спонтанно возрастающих затрат на мобилизацию армии и ведение войны, поскольку из истории войн было известно, что несвоевременное либо неполное удовлетворение действующей армии в денежных средствах отрицательно влияло на проведение некоторых крупных операций и даже войны в целом. Все, кто обращался к проблеме финансирования мероприятий по боевой готовности, считали такую готовность государства непременным условием принятия решения о начале войны и доведении ее до успешного завершения. «До 1914 года большинство полагало, что войны будут поглощать столь огромное количество средств и ресурсов страны, что не смогут продолжаться больше нескольких месяцев», - отмечал Маршал Советского Союза М.Н.Тухачевский. Известный военный экономист генерал А.Гулевич также полагал, что война продлится не более полугода и решительное влияние на течение и на исход войны окажет недостаток в денежных ресурсах.

То, что подобные теоретические прогнозы не сбылись и страна находилась в состоянии войны более семи лет, можно объяснить только чрезмерным, чрезвычайным напряжением всех сил и ресурсов, в том числе и финансовых, которыми располагало богатейшее государство, каким являлась в то время Россия. Для финансовой подготовки страны к войне был осуществлен ряд практических мер:

- достигнута бездефицитность государственного бюджета в предвоенные годы (в силу ряда благоприятных обстоятельств в экономической сфере);

- накоплена свободная денежная наличность (в 1914 г. 650 млн. руб.) и создан солидный золотой запас (до 1500 млн. руб.), которые полностью бронировались за военным ведомством;

- обоснованы мотивы обращения правительства к внутренним и внешним займам, предусмотрены меры по приспособлению налоговой системы к обстоятельствам военного.времени;

- намечены действия по обеспечению нормального функци онирования финансовой системы в первые дни войны;

- разработаны вопросы финансового обеспечения армии в военное время.

Налаженная таким образом система позволила финансирование вооруженных сил в период войны осуществлять на основе общих, ранее отработанных, законов и указов о расходовании государственных средств и специальных законодательных документов по финансированию войны. Главным среди них было «Положение о полевом управлении войск», принятое в 1914 году. Был также издан ряд других документов, более конкретно излагавших отдельные вопросы финансирования войск, регламентировавших порядок расходования денежных средств в подготовительный период к войне, во время мобилизации и в ходе войны. Финансирование первой мировой войны, как и прежних войн, осуществлялось за счет сверхсметных чрезвычайных кредитов. Военные расходы делились на обыкновенные и на чрезвычайные, то есть вызванные исключительно военными обстоятельствами. На первый (четырехмесячный) период войны были предусмотрены ассигнования так называемого «первого чрезвычайного кредита» в сумме 546 млн.руб., которые выделялись войскам без их заявок заранее, до начала военных действий.

С поступлением в войска ассигнований средств из чрезвычайного кредита они зачислялись в «Военный фонд» и одновременно закрывались кредиты, выделенные по обыкновенной смете Военного министерства. За счет военного фонда финансировались все расходы воинских частей действующей армии, а также некоторые расходы частей, расположенных в тылу, но вызванные военными обстоятельствами. В целом вся система финансового обеспечения вооруженных сил России в первой мировой войне вполне себя оправдала. Все же к недостаткам в финансовом обеспечении следовало бы отнести сложность финансового учета, оформления расходования денежных средств (в полку, кроме отражения любого движения наличности в десятке книг учета, требовалось объявлять в приказе как всякое движение сумм, также вклад и выемку их из денежного ящика, результаты ежемесячных проверок кассы и др.), устарелые нормы денежных отпусков, неполный отпуск воинским частям положенных денежных средств, излишняя «втя-нутость» строевых офицеров в хозяйственную деятельность. Исключительно большое значение, даже в период интенсивных боевых действий, придавалось обеспечению офицеров денежным довольствием. Эти вопросы нередко поднимались в печати, включались в повестку дня Государственной Думы.

Основу подхода к решению проблем материального обеспечения личного состава вооруженных сил, особенно действующей армии, высказал профессор интендантской академии Ф.А.Макшеев: «Правильное решение вопроса о размере денежного содержания офицеров и военных чиновников весьма важно. От этого в значительной степени зависит благоприятное разрешение вопросов комплектования вполне подходящим личным составом. Военная профессия не должна оплачиваться хуже других профессий государственной службы. Военная карьера не должна быть менее привлекательной, чем другая карьера».

Исходя из указанных мотивов, Военное министерство постоянно заботилось о том, чтобы создать для офицерского состава такие жизненные условия, при которых забота о хлебе насущном отпала бы, и они целиком отдавали все свое время служебной работе. С этой целью периодически увеличивались оклады жалованья, а также вводились различные дополнительные постоянные и единовременные выплаты (за длительное пребывание в одном и том же звании, столовые, квартирные, фуражные деньги, награды и вознаграждения за отличную службу и т.д.). Были также приняты меры к наиболее быстрому денежному обеспечению семей погибших воинов, внесены существенные изменения в пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей.

В целом структура денежных выплат личному составу использовалась для решения задач строительства вооруженных сил и стимулирования успешных действий войск в ходе войны.

Определенный интерес представляет наличие демократических начал в организации финансов армии, выражавшихся в гласности финансового обеспечения войск, объема и структуры военных расходов, сметы Военного министерства, денежного и пенсионного обеспечения военнослужащих - все эти данные были несекретными, публиковались в печати и широко обсуждались общественностью.

Выборность лиц на финансовые должности тоже свидетельствовала о демократическом подходе к подбору финансовых кадров. Казначей полка (сейчас - начальник финансово-экономической службы) и артельщик роты, ответственные за получение, учет, хранение и расходование денежных средств, а также отчетность по ним, выбирались на собраниях офицерского состава полка и, соответственно, нижних чинов роты.

В процедуре выборов обязаны были принимать участие все, без исключения, офицеры полка (нижние чины роты) и свидетельствовать своей подписью в протоколе собрания правильность избрания. На должность казначея избирался наиболее грамотный, по общему мнению офицеров, но главное - честный, пользующийся всеобщим доверием и уважением своих товарищей, офицер. Оправдание доверия полковой общественности почиталось за дело высшей чести и престижа, поэтому случаи умышленного посягательства на доверенные деньги были крайне редким исключением. Начало радикальным изменениям структуры и функций вооруженных сил страны и, соответственно, военно-финансовой системы было положено Октябрьской революцией 1917 года.

В.И.Ленин, следуя заветам своих учителей К.Маркса и Ф.Энгельса, рассчитывал заменить русскую армию пролетарской милицией. Поэтому в первые месяцы после прихода к власти партия большевиков опиралась на Красную гвардию и отряды революционных солдат и матросов. Однако к успешной борьбе против организованных армий Австро-Венгрии и Германии Красная гвардия, как и утратившая боеспособность русская армия, не были готовы. Поэтому 15 (28) января 1918 г. Совнарком РСФСР принял декрет «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (РККА) на добровольческой основе «из наиболее созна тельных и организованных элементов трудящихся масс». 29 января (11 февраля) 1918 г. декретом СНК создается Социали стический Рабоче-Крестьянский Красный Флот.

С целью обес печения командными кадрами новых формирований на воен ную службу привлекались генералы и офицеры старой русской армии, но для контроля их деятельности и осуществления политического руководства в армии и на флоте в марте 1918 г. вводится институт военных комиссаров.

Однако добровольческий принцип комплектования не обеспечил создания массовой Красной Армии, поэтому 29 мая 1918 г. ВЦИК принял постановление «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию». Крайне сложная и напряженная экономическая, политическая и военная обстановка в стране в период гражданской войны имела своим результатом организационно нестабильные воинские формирования, создававшиеся исходя из возникавших задач, наличия сил и средств, на предстоящую кампанию, на определенном направлении и т.д. С окончанием войны, в декабре 1920 г., 8-й Всероссийский съезд Советов принял решение сократить армию на 2 млн. человек. В результате к декабрю 1925 г. численность РККА была доведена до 562 тыс.чел. в составе 46 стрелковых и одной кавалерийской дивизий. В 20-е - 30-е годы происходят многочисленные организационные перестройки центрального и окружных аппаратов РККА с одновременным возрастанием численности личного состава и выведением организационно-штатной структуры на те боевые единицы, в которых пришлось начинать и вести Великую Отечественную войну.

Вопросы тылового (в том числе и финансового) обеспечения войск вначале решали многочисленные разрозненные, не связанные между собой, органы снабжения, по существу не способные надлежаще обеспечить армию и флот.

Для решения проблемы материально-технического снабжения в 1918-1919 гг. учреждаются централизованные распределительные органы, которые впоследствии, в результате многочисленных преобразований трансформируются в главные и центральные довольствующие управления по видам материально-технического обеспечения - продовольственное, вещевое, ГСМ, автобронетанковым имуществом и т.д., подчиненные заместителю Народного комиссара обороны - начальнику Тыла Вооруженных Сил. По вертикали аналогичные органы создавались в военных округах, армиях, соединениях (корпусах, дивизиях, бригадах) и в воинских частях (полках, отдельных батальонах, отдельных дивизионах), а также на флоте.

Сложный путь прошла в рассматриваемый период и военно-финансовая служба, которая до начала 30-х годов не имела стабильной организации. Только в 1928 г. было создано Центральное военно-финансовое управление, подчиненное непосредственно председателю Реввоенсовета СССР. В 1933 г. в полках создаются финансовые части, подчиненные непосредственно командиру полка, а в военных округах -финансовые отделы, подчиненные непосредственно командующему войсками округа.

Эта реорганизация положила конец раздробленности и децентрализации военно-финансовой службы и заложила основы ее дальнейшего организационного совершенствования как самостоятельной части военного управления. В конце 1933 г. в войска поступил приказ Народного комиссара по военным и морским делам СССР, вводивший в действие «Положение о войсковом хозяйстве РККА», специальная глава которого «Об устройстве финансовой части полка» определяла практическую сторону деятельности нового органа -финансовой части.

Таким образом, 1933 год можно считать годом становления финансовой службы как самостоятельной системы обеспечения потребностей армии и флота в денежных средствах. В декабре 1936 г. впервые было введено в действие «Положение о финансовом хозяйстве войсковых частей, кораблей, учреждений и военно-учебных заведений РККА», внедрявшее во все воинские части результаты проведенного эксперимента организации финансового хозяйства.

Этим «Положением» упразднялось деление средств воинской части на фонды: все средства стали отныне подразделяться на средства целевого назначения, собственные средства и переходящие суммы. Из средств целевого назначения, поступавших от довольствующего органа, воинская часть производила выплату денежного довольствия военнослужащим, заработной платы вольнонаемному составу, оплачивала расходы по содержанию и текущему ремонту вооружения и военного имущества.

В собственные средства зачислялись ассигнования на боевую подготовку, политпросветрасходы, хозяйственные, банно-прачечные, коммунальные услуги и другие текущие расходы. Кроме того, в собственные средства зачислялись суммы, заработанные частью в некоторых разрешенных случаях.

Однако объем таких поступлений был незначительным, и в то же время из года в год увеличивалась доля средств государственного бюджета как основного источника по финансированию содержания воинских частей. В целях «ликвидации финансовой распущенности и наведения строгого порядка в расходовании денежных средств летом 1937 г. (приказом НКО СССР N136) вводилось новое «Положение об организации внутриведомственного финансового контроля и документальной ревизии частей и учреждений РККА».

Основным методом контроля устанавливалась сплошная документальная ревизия за все время, прошедшее со дня предыдущей ревизии. Радикальные изменения в работу финансовых органов и принципы организации финансового хозяйства были внесены с 1 января 1939 г. новым «Положением о финансовом хозяйстве в войсковых частях и учреждениях РККА» (приказ НКО СССР от 15.12.1938 г. № 261), которым определялось, что основным источником средств для содержания войсковых частей являются средства государственного бюджета в соответствии с объявленным «Перечнем расходов по смете НКО СССР».

Средствами целевого назначения становились также и экономические суммы, которые впредь могли использоваться, в основном, на улучшение питания довольствующихся с котла военнослужащих срочной службы и на некоторые расходы по подсобному хозяйству. Все нововведения были направлены на повышение эффективности бюджетных ассигнований государства в укреплении боевой мощи Красной Армии. Эту же цель преследовало установление с 1 января 1939 г. новых повышенных штатно-должностных окладов командно-начальствующему (офицерскому) составу РККА, для чего вводилась 31-разрядная тарифная сетка окладов ( 1-й разряд - 550 рублей в месяц, 31-й разряд -3200 рублей в месяц).

Таким образом, размер денежного довольствия офицеров армии и флота был увеличен на 286%. Финансирование воинских частей до конца 1939 г. возлагалось на финансовые отделы военных округов, что в условиях непрерывно возраставшей численности войск затрудняло своевременное обеспечение положенными по нормам и необходимыми на текущие нужды ненормированными денежными средствами.

Поэтому приказом НКО СССР от 7 декабря 1939 г. командиры и комиссары корпусов, дивизий, бригад, а также областные, краевые и республиканские военные комиссары наделялись правами распорядителей кредитов 3-й степени по смете НКО. Одновременно войска получили штаты финансовых отделений корпусов, дивизий, бригад и соответствующих военкоматов.

С этого времени обеспечение войск всеми видами довольствия, в том числе и финансового, стало осуществляться по схеме: центр - округ ( в военное время - фронт) - соединение -воинская часть. В сентябре месяце 1940 г. финансовый отдел при Народном комиссаре обороны СССР был преобразован в Финансовое управление при НКО СССР. Исключение в вышеприведенной схеме финансирования войск составляло финансирование квартирно-эксплуатационных расходов, которое осуществлялось через квартирно-эксплуатацион-ные части районов, начальники которых наделялись правами распорядителей кредитов 3-й степени по 5-му параграфу сметы НКО СССР.

Сложившаяся схема финансирования (как и материального снабжения) Красной Армии по существу в дальнейшем изменений не претерпела и действует и поныне. После нападения фашистской Германии экономика и финансы Советского Союза подверглись суровым испытаниям. Потеря части территории с большим экономическим потенциалом, разрушение производительных сил противником в западных районах страны, резкий рост военного производства и сокращение выпуска предметов общегражданского спроса и ряд других факторов военного времени привели к уменьшению национального дохода и, следовательно, к сокращению доходов государственного бюджета. Между тем резкий рост военных расходов и крупные вложения в военную промышленность требовали больших сумм денежных средств. Поэтому в стране была произведена существенная перестройка финансовой системы, направленная на сокращение расходов, не связанных с потребностями войны и военной экономики.

Менялись характер и масштабы задач, решаемых финансовой службой Вооруженных Сил, ее взаимосвязи с финансовой системой страны. Учитывая реально складывавшуюся военную обстановку на фронте, финансовая служба решала важнейшую задачу - обеспечить финансирование всех мероприятий армии и флота. Большое внимание было уделено налаживанию квалифицированной калькуляционной работы на предприятиях военно-промышленного комплекса, что позволило снизить себестоимость военной продукции более чем в два раза и с 1941 по 1944 гг. достичь экономического эффекта свыше 50 млрд. рублей. Непрерывно велась работа во изысканию внутренних источников экономии, использованию местных ресурсов, что дало только в 1944 г. свыше 5 млрд.руб. экономии.

Значительному сокращению выпуска наличных денег в обращение способствовало активно проводившееся в годы войны привлечение средств личного состава действующей армии во вклады, выдача аттестатов на семьи и другие виды безналичных расчетов по денежному довольствию и заработной плате.

Стабильным источником поступления средств в военный бюджет были регулярно выпускавшиеся государственные займы, изымавшие из доходов населения и военнослужащих свыше 10% причитающегося денежного довольствия и зарплаты. Определенным источником доходов госбюджета в военные годы стали добровольные пожертвования населения драгоценных металлов, изделий из драгоценных материалов и других ценностей, приобретение на собственные сбережения военной техники и передача ее на фронт и т.п.

Боевая деятельность войск и связанные с ней тяготы для воинов потребовали перестройки системы денежного довольствия, чтобы отразить в ней тот реальный вклад, который вносили в общее дело победы те или иные рода войск, части, подразделения, а также военнослужащие определенных боевых специальностей. С этой целью были введены полевые деньги, единовременные пособия, повышенные денежные выплаты личному составу гвардейских и ударных частей, частей и подразделений истреби-тельно-противотанковой артиллерии, снайперам, пулеметчикам и др.

Эффективно реализовалась система различных вознаграждений как в действующей армии, так и в тылу. Система пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, сложившаяся в годы войны, стимулировала длительную воинскую службу и определяла принципы материального обеспечения вышедших в запас и в отставку офицеров, а также инвалидов войны и членов их семей.

Таким образом, сложившаяся накануне Великой Отечественной войны структура, формы и методы деятельности финансовой службы армии и флота, основу которой составляло самостоятельное финансовое хозяйство в каждой воинской части, полностью себя оправдала как в условиях боевых действий, так и в последующее мирное время. Вместе с тем, выявившаяся с началом войны неразработанность ряда актуальных вопросов финансирования войск в начальный период войны, как и запоздалое решение некоторых вопросов денежного довольствия военнослужащих, - эти и другие негативные моменты не были своевременно обобщены и проработаны во избежание их повторения в последующих военных кампаниях.

Таким образом, с окончанием Великой Отечественной войны финансовая служба Вооруженных Сил располагала большим объемом законодательных рекомендаций теоретического и практического характера, основанных на всем предшествовавшем мирном и военном опыте. Это позволило осуществить соответствующие корректировки организационно-структурных положений деятельности военно-финансовых органов. В целом же существующая штатная структура и формы деятельности финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации основаны на многолетнем, в том числе и военном, опыте.

Действует подтвердившая свою жизнеспособность схема: - центр - Главное финансово-экономическое управление Ми нистерства обороны Российской Федерации как финансовый орган министра обороны, распорядителя ассигнований 1-й степени; - округ (флот), армия - финансово-экономические управ ления, отделы распорядителей ассигнований 2-й степени;

- соединение (корпус, дивизия, бригада) - финансово-эко номические органы распорядителей ассигнований 3-й степени;

- воинская часть (полк, отдельный батальон, отдельный ди визион) - финансово-экономическая служба расходчика средств по смете Министерства обороны Российской Федерации.

Непосредственную работу по расчетно-кассовому обслуживанию войск и сил флота по смете Министерства обороны РФ осуществляют полевые учреждения Банка России, которые предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно. За более чем шестидесятилетнюю историю существования Управлением полевых учреждений Госбанка СССР, переименованным в 1992 г. в Департамент полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации, сформированы, передислоцированы, расформированы сотни полевых учреждений, подготовлены, назначены, перемещены по службе тысячи офицеров. В соответствии с утвержденным Председателем ЦБ РФ и министром обороны РФ 5 июня 1998 г.

Положением о полевых учреждениях Центрального банка РФ последние приобрели новый статус, изменилась их структура, уточнены функции полевых учреждений. Существенно возросли задачи, решаемые Департаментом полевых учреждений, изменилось финансовое обеспечение деятельности полевых учреждений.

В результате целенаправленной, кропотливой и неустанной работы коллектива Департамента полевые учреждения превратились в автоматизированную, бесперебойно работающую сеть структур Банка России по обслуживанию армии и флота, других силовых структур Российской Федерации. Это подтверждено реальной жизнью и конкретными фактами, когда полевые учреждения в кратчайшие сроки развертывали свою деятельность в местностях с эксремальными ситуациями и в районах ведения боевых действий. В настоящее время под руководством выпускников Ярославского военного финансового училища начальника Департамента генерал-лейтенанта ВЛ.Заставнюка и его заместителей генерал-майоров В.Ю.Гущина и В.С.Ророхи успешно трудится большой коллектив высококвалифицированных профессионалов - «банкиров» как имеющих офицерские звания (практически все выпускники Ярославского училища), так и гражданского персонала после окончания соответствующих вузов.

Полевые учреждения Банка России имеют следующую организационную структуру: - Департамент полевых учреждений Банка России - в со ставе центрального аппарата Банка России; - полевые учреждения Банка России (управления) - при видах Вооруженных Сил Российской Федерации, округах и фло тах; - полевые учреждения Банка России (отделы) - при армиях, флотилиях, корпусах или других приравненных к ним воинских частях, в которых предусмотрена военная служба; - полевые учреждения Банка России (отделения) - при со единениях, бригадах или при других приравненных к ним воин ских частях, в которых предусмотрена военная служба.

Характер деятельности финансово-экономической службы Вооруженных Сил стал радикально изменяться в результате происходящего реформирования экономической сферы, развития рыночных отношений, а также проводимой военной реформы. Резко усиливается роль финансов и денежного фактора в обеспечении боеготовности и боевой учебы войск и сил флота, их материально-техническом обеспечении, текущих хозяйственно-бытовых нужд воинских частей и личного состава. Другое содержание получила практическая деятельность должностных лиц финансовых органов и, прежде всего, низового, т.е. войскового звена.

Это связано, в первую очередь, с введением в 1998 г. полномасштабного бухгалтерского учета всего имущества и обязательств военных учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Серьезные проблемы в деятельности финансово-экономических органов ВС РФ возникли в связи с переводом войск на финансовое обеспечение через органы федерального казначейства и применением бюджетной классификации расходов, действующей параллельно с внутриведомственным Перечнем расходов по смете Министерства обороны. Кроме пересмотра многих аспектов практической деятельности службы, осуществляемые изменения потребовали качественного совершенствования содержательной части программ подготовки военных финансистов-экономистов, что серьезно отразилось на состоянии учебно-воспитательного процесса в Ярославском высшем военном финансовом училище.

Одним из важнейших радикальных изменений последнего времени явилась замена просуществовавшего в низовом звене войск, почти 60 лет упрощенного финансового учета наличия и движения денежных средств воинских частей на общепринятый бухгалтерский учет по двойной системе.

Другие новости и статьи

« Дорожное обеспечение в годы Великой Отечественный войны

Развитие систем ПВО в России с 50-x годов XX века по настоящее время »

Запись создана: Суббота, 15 Сентябрь 2018 в 3:09 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика