Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.

Система подготовки офицеров-финансистов
oboznik.ru - Система подготовки офицеров-финансистов

Военная история свидетельствует об исключительной важности проблем подготовки офицерских кадров. Это закономерно, поскольку ведущая роль в жизни и деятельности военной организации государства всегда принадлежала офицерскому корпусу, который служит костяком, организующей силой любой армии. Без достаточного числа надежных, соответствующим образом обученных и воспитанных офицеров нельзя создать мощную регулярную армию.

Первые военно-учебные заведения в России появились при Петре I, который в 1698 году учредил первую военную (артиллерийскую) школу, называвшуюся иногда бомбардирской ротой. Затем, кроме артиллерийских, создаются инженерные школы, а в 1731 г. подписан именной указ об учреждении Шляхетского (с 1743 г. - Сухопутный) кадетского корпуса, комплектовавшегося исключительно дворянами в возрасте 13-18 лет. Преподавались здесь не только военные, но и образовательные предметы.

Однако имевшиеся кадетские корпуса выпускали явно недостаточное количество офицеров, поэтому в 1805 году «Планом военного воспитания» предусматривалось развертывание десяти военных училищ, в том числе одного - в Ярославле. В 1830 г. был опубликован указ об открытии кадетских корпусов в основных губерниях. Дополнительно к существующим были сформированы 9 кадетских корпусов и 4 существовавших военных училища преобразовывались в корпуса.

Для всех вводился единый учебный план и устанавливался общий порядок организации и устройства. Радикальные военные преобразования практически начались с 1861 года, когда во главе Военного министерства стал Д.А.Милютин - высокообразованный военный и государственный деятель. Редкое сочетание личных качеств и профессиональной подготовки - универсальность ученого, опыт штабной работы и боевых действий на Кавказе, человеческая порядочность обеспечили высокий авторитет Д.А.Милютина и планомерное проведение реформ в армии.

Под его руководством введена всеобщая воинская повинность, проведена реорганизация управления, созданы военные округа, разработаны новые уставы для пехоты, артиллерии, кавалерии, введен Дисциплинарный устав. В середине 60-х годов была проведена реформа и военно-учебных заведений. Учреждались военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин к средней школе, для подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов созданы юнкерские училища, расширилась система высшего военного образования в специальных военных академиях. В ходе военной реформы были созданы два типа учебных заведений, готовящих офицеров, - военные и юнкерские училища. В военных училищах, как правило, продолжали свое обучение выпускники кадетских корпусов, юнкера этих училищ выпускались в войска с офицерским чином.

В юнкерские училища был открыт доступ для широких слоев населения, но их выпускники получали лишь чин подпрапорщика (в кавалерии -эстандарт-юнкера). В конце XIX - начале XX в. все юнкерские училища были постепенно преобразованы в военные. Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности Русской армии, позволили существенно улучшить подготовку ее офицерского корпуса, который подразделялся на три категории:

1 - обер-офицеры (младший офицерский состав) - прапор щик, подпоручик,поручик,капитан;

2 - штаб-офицеры (старший офицерский состав) - майор, подполковник,полковник;

3 - генералы - генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал, генерал-фельдмаршал. Уже начиная с 70-х годов XIX века офицерский корпус комплектовался лишь лицами, окончившими военное или юнкерское училище, для поступления в которое требовалось законченное среднее образование. Такая система позволила к началу русско-японской войны среди обер- и штаб-офицеров не иметь работы и боевых действий на Кавказе, человеческая порядочность обеспечили высокий авторитет Д.А.Милютина и планомерное проведение реформ в армии.

Под его руководством введена всеобщая воинская повинность, проведена реорганизация управления, созданы военные округа, разработаны новые уставы для пехоты, артиллерии, кавалерии, введен Дисциплинарный устав. В середине 60-х годов была проведена реформа и военно-учебных заведений. Учреждались военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин к средней школе, для подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов созданы юнкерские училища, расширилась система высшего военного образования в специальных военных академиях.

В ходе военной реформы были созданы два типа учебных заведений, готовящих офицеров, - военные и юнкерские училища. В военных училищах, как правило, продолжали свое обучение выпускники кадетских корпусов, юнкера этих училищ выпускались в войска с офицерским чином. В юнкерские училища был открыт доступ для широких слоев населения, но их выпускники получали лишь чин подпрапорщика (в кавалерии -эстандарт-юнкера).

В конце XIX - начале XX в. все юнкерские училища были постепенно преобразованы в военные. Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности Русской армии, позволили существенно улучшить подготовку ее офицерского корпуса, который подразделялся на три категории: 1 - обер-офицеры (младший офицерский состав) - прапор щик, подпоручик,поручик,капитан; 2 - штаб-офицеры (старший офицерский состав) - майор, подполковник,полковник; 3 - генералы - генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал, генерал-фельдмаршал.

Уже начиная с 70-х годов XIX века офицерский корпус комплектовался лишь лицами, окончившими военное или юнкерское училище, для поступления в которое требовалось законченное среднее образование. Такая система позволила к началу русско-японской войны среди обер- и штаб-офицеров не иметь лиц, не получивших военного образования, и увеличить численность офицерского корпуса с 30 до 41 тысячи, а число офицеров с высшим военным образованием - с 66 в 1882 году до 1239 в 1904 году. Служба в обер-офицерских чинах продолжалась 25-30 лет, командование ротами нередко длилось 10-20 лет.

И материальное положение офицеров было весьма незавидным; оклады денежного содержания были определены еще в 1859 году и, несмотря на рост цен, оставались почти неизменными. Тяжелое материальное положение младших офицеров определяло и законодательные меры по ограждению их браков: офицер не имел права вступать в брак до 23 лет и при этом должен был прослужить в одной части не менее 2-х лет. Невеста офицера должна быть «пристойна», обладать доброй нравственностью и благовоспитанностью и ни в коем случае не могла быть разведенной.

В офицерской среде особое внимание уделялось офицерской идеологии, а также понятию о чести. С детских лет в корпусе или в училище будущие офицеры воспитывались в духе преданности вере, царю и любви к Отечеству. При этом Отечество воспринималось горячо, как весь комплекс бытия и народа, -без анализа, достаточного знания его жизни.Понятие об офицерской чести и морали заключались в необходимости блюсти честь мундира, то есть звания офицера в общем и честь воинской части в частности. При этом символом военной чести являлись погоны.

Самым тяжким наказанием за бесчестный поступок в кадетском корпусе являлся срыв погон. Офицер, подвергшийся оскорблению действием, то есть избитый (даже если это было совершено напавшим на него), немедленно должен был подать в отставку. В основе же офицерской морали лежало выполнение воинского долга, особенно, проявление доблести и мужества на поле боя.

Русскому офицерству была присуща и еще одна особенность - презрение к угодничеству перед начальством в кадетском корпусе, в военном училище, а также в воинской части. Таким образом, хотя в материальном плане офицерский корпус не роскошествовал, служить Отечеству считалось почетной и привилегированной обязанностью, а понятие офицерской чести и достоинства чтилось и в обществе, и в армии. Высокий уровень учебных дисциплин, преподаваемых в военно-учебных заведениях, подготовленный офицерский и преподавательский состав, хорошая учебно-материальная база, рациональная, стройная структура военного образования отличали военную школу России перед первой мировой войной: кадровая русская армия была обучена по ряду направлений лучше, чем войска противника.

И в период первой мировой войны военная школа России не стояла на месте, на основе боевого опыта войск продолжала развивать и совершенствовать учебно-воспитательный процесс, улучшать качество подготовки офицерских кадров для действующей армии, обеспечивала своевременное пополнение командирами редеющих рядов фронтовых подразделений.

Офицерский корпус Российской армии на полях сражений первой мировой войны показал хорошую профессиональную подготовку и высокий моральный дух. Момент, когда человек получал первый офицерский чин, был важнейшим в его жизни: он переступал грань, очерчивавшую высшее в стране сословие, переход в которое коренным образом менял его положение в обществе, и входил в наиболее престижную социально-профессиональную общность. Это был акт особого значения, большего, чем даже получение впоследствии генеральских чинов. Поэтому и законодательством вопросы производства в офицеры регулировались весьма тщательно.

С самого начала Петр I делал ставку на формирование офицерского корпуса новой армии главным образом за счет русских дворян. В 1700 г. подготовка офицеров из русских дворян приняла массовый характер. В первые годы Северной войны офицеры производились из солдат и унтер-офицеров любого происхождения и на протяжении последующих полутора столетий это был основной источник пополнения офицерского корпуса.

Петр I считал необходимым, чтобы каждый офицер непременно начинал военную службу с первых ее ступеней - рядовым солдатом. В дальнейшем правила производства в офицеры многократно менялись вплоть до первой мировой войны.

При этом в разные периоды в расчет принималось происхождение, срок службы, образование и т.д. Присвоение же офицерского чина воспитанникам военно-учебных заведений непосредственно при выпуске их в войска, как это практикуется теперь и стало нормой, утвердилось в России далеко не сразу. Идущее от петровской традиции представление о том, что будущий офицер должен обязательно прослужить какое-то время в строю в нижних чинах держалось очень долго.

На военно-учебные заведения не смотрели как на институт, способный полностью компенсировать отсутствие опыта действительной службы. Отголоски этого представления сохранились до начала XX века в виде выпуска худших воспитанников военных училищ унтер-офицерами, а не офицерами. С началом XIX века кадетские корпуса и училища в основном выпускали с правом на производство, а не офицерами, хотя выпускники производились в офицеры очень быстро, через несколько месяцев после прибытия в войска. Производство же всех выпускников кадетских корпусов и училищ в офицеры сразу при выпуске было установлено в 1830 г.

В 1885 г. было установлено, что все выпускники военно-учебных заведений должны начинать службу с одного и того же офицерского чина -подпоручика (корнета). Подготовка контингента для комплектования корпуса офицеров вначале генштабов, а затем, постепенно, непосредственно для войск, а также для разработки военной теории в России в конце XVIII - начале XIX веков стали создаваться военные академии: в 1798 г. - Медико-хирургическая (с 1881 г. - Военно-медицинская), в 1832 г. - Военная (с 1855 г.- Генерального штаба), в 1855 г.- Артиллерийская и Инженерная, в 1867 г.-Военно-юридическая, в 1877 г. - Морская. В 1911 г. в Санкт-Петербурге была открыта Интендантская академия, которая наряду с подготовкой офицеров тыла готовила и военных финансистов.

Начало создания сети военно-учебных заведений Красной Армии было положено в 1918 году созданием в различных городах России краткосрочных курсов подготовки командирских кадров. Продолжительность обучения составляла от двух до восьми месяцев, принцип комплектования - за счет имевших боевой опыт и образование в объеме начальной школы лучших бойцов и рабочих.

Однако не всем курсантам пришлось пройти и этот укороченный срок обучения - фронт требовал все нового пополнения. Учитывая специфику исторического периода, вузы ориентировались на активные методы обучения, на решение комплексных задач обучения, воспитания и развития личности.

Анализ далее небольшого первоначального опыта вузовской системы позволяет сделать выводы, что оправдала себя экстремальная система военно-учебных заведений с ее ориентацией на ускоренные курсы подготовки командных кадров, - перестройка, которая начиналась в военной школе, требовала не полного отрицания старой военной школы, а только тех ее атрибутов, которые не отвечали новому содержанию задач. Рассматриваемый период характерен консолидацией сил военной школы вокруг перспективных проблем военного образования. Однако, несмотря на принимаемые меры, уровень военного образования командного состава был невысоким, в 1923 г. высшую военную подготовку имели лишь 2%, а среднюю - 14,5% всех командиров.

В начале 30-х годов формируется ряд новых военных академий, значительно расширяется сеть средних военных училищ по подготовке летчиков, танкистов, связистов, саперов. Определенное внимание уделяется также подготовке войсковых финансистов. Так, в 1932 г. в Украинском, Ленинградском, Московском, Приволжском и Северо-Кавказском военных округах были организованы 9-месячные счетно-финансовые курсы подготовки специалистов финансовой службы воинских частей.

Курсы комплектовались лучшими красноармейцами и младшими командирами из войск, в основном сверхсрочнослужащими. Несмотря на то, что курсы были временными и по выполнении задачи прекращали свою деятельность, слушатели получали хорошие знания и навыки по специальности, а ряд выпускников выдвинулся в руководящие работники центральных, окружных и флотских военно-финансовых структур. Одновременно для подготовки военных финансистов высшей квалификации в 1932 г. создается военное отделение при Ленинградском финансовом институте, а двумя годами позже - финансовый факультет при Военной академии имени М.В. Фрунзе.

Наряду с организационной перестройкой системы подготовки военных кадров в предвоенный период формировались основные принципы их обучения и воспитания, происходило осмысление происходящих в военном строительстве изменений и поиск наиболее целесообразных форм обучения, повышалась ответственность преподавательского состава за качество подготовки обучаемых.

Важнейшим методом ведения учебного процесса становился систематический курс лекций, основу которого составлял тщательный отбор материала для лекции, систематичность и последовательность его изложения, четкость формулировки учебных вопросов, итоговых выводов и обобщений, строгое укладывание всех вопросов лекции в отведенное расписанием время.

Кроме лекций, устанавливались также другие жесткие формы учебной работы (практические занятия, производственная практика, самостоятельная работа, консультации). В 1938 г. произошли новые перемены в военно-образовательном процессе, военные училища переводились на двухлетний срок обучения. При этом учитывалась необходимость повышения образовательной подготовки курсантов, атакжеопыт и уроки боевых действий Красной Армии.

В итоге реорганизации вузовской системы к началу Великой Отечественной войны в стране функционировали 203 военных училища, в которых обучалось до 240 тысяч курсантов. Кроме того, офицерские кадры готовились в 19 военных академиях, на 10 военных факультетах при гражданских вузах и в 7 высших военно-морских училищах. Тем не менее, с началом войны проблема офицерских кадров стала чрезвычайно острой. Для восполнения потерь действующей армии в 1941 году было мобилизовано около 75% всех офицеров запаса, однако это не решило проблему, нужны были постоянные и стабильные источники пополнения потерь.

В чрезвычайном порядке проводились досрочные выпуски слушателей военных академий и курсантов училищ, программы обучения перестраивались на ускоренную подготовку слушателей и курсантов, максимально возможно сокращались сроки обучения. С целью привлечения специалистов из действующей армии разрешалась сдача экзаменов экстерном за военные училища, выдержавшим установленные экзамены присваивалось офицерское звание.

Кроме военных училищ, экзамены экстерном разрешалось принимать непосредственно в действующей армии специально создаваемым комиссиям. Для курсантов военных училищ был установлен 12-часовой рабочий день (8 часов плановых занятий в поле и учебных классах и 4 часа обязательной самоподготовки). Основной упор при этом делался на привитие курсантам практических навыков по специальности в боевой обстановке. В целом, учитывая потребности войны, подготовка офицеров стала узкопрофильной, приближенной к потребностям фронтовой практики, ведущим принципом обучения стал принцип «учить войска тому, что необходимо на войне», его реализации были подчинены методика, организация и содержание обучения.

Таким образом, несмотря на имевшиеся в стране и в Вооруженных Силах разноплановые трудности, в годы Великой Отечественной войны осуществлялось непрерывное совершенствование системы подготовки офицерских кадров, улучшался профессиональный уровень направляемых в войска выпускников вузов. По окончании Великой Отечественной войны большое внимание было уделено изучению и обобщению опыта деятельности войск в фронтовых условиях.

На основе полученных данных по-новому ставился вопрос подготовки офицерских кадров. В вузах менялась не только организационная структура, но и содержание преподаваемых дисциплин. Определенный отпечаток на организацию учебно-воспитательного процесса накладывала специфика контингента, пополнявшего ряды курсантов. В основном это были солдаты и сержанты, зрелые воины, прошедшие солдатскую науку на полях сражений.

Гораздо хуже обстояло дело у них с теоретическими знаниями, и преподавательскому составу приходилось много работать с этими курсантами.

В последующих наборах военные училища комплектовались как за счет военнослужащих из войск, так и гражданской молодежи. Это в свою очередь потребовало пересмотра методических приемов обучения, усиления военно-профессиональной подготовки будущих офицеров. Вместе с тем не ослаблялось внимание полевой выучке курсантов, занятия в поле и на учебных городках начинались с первых дней поступления курсанта в училище и продолжались весь период обучения.

Большое внимание уделялось при этом расширению военно-тактического кругозора и грамотной отработке навыков организации современного боя, особенно на комплексных занятиях по тактике и смежным дисциплинам, а также на войсковых учениях, проводившихся в течение нескольких суток в динамично развивающейся тактической обстановке.

В 1957 году многие военные училища были переведены на трехлетний срок обучения курсантов, что давало им право выдачи выпускникам дипломов общесоюзного образца о среднем военно-специальном образовании. Очередная реорганизация военного образования произошла в начале 70-х годов: с 1 сентября 1974 года военные училища, за небольшим исключением, переводились на четырехлетние учебные планы, обеспечивавшие получение курсантами высшего военно-специального образования. Совершенствование образовательного процесса в ввузах в дальнейшем осуществлялось постоянно и носило форму регулярной корректировки (каждые 4-5 лет) учебных планов и связанного с ними всего комплекса документов по организации и ведению учебно-воспитательного процесса.

Радикальная реорганизация образовательного потенциала Вооруженных Сил, направленная на повышение качества подготовки офицерского состава и приведение его в соответствие с современными задачами, предпринята в 90-х годах с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» и других законодательных актов по реализации требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Распад Советского Союза нанес серьезный удар по военной образовательной системе, многие высшие военные учебные заведения, имеющие давние наработанные традиции подготовки офицеров, оказались за пределами России. И все же, несмотря на многочисленные трудности, удалось полностью и в короткие сроки воссоздать целостность системы российского военного образования. Так, реализация Концепции развития системы военного образования 1993 г. и программы совершенствования системы военного образования 1998 г. позволили решить следующие основные задачи: восстановлена целостность системы военного образования, нарушенная после распада СССР; организация обучения приведена в соответствие с новым законодательством как в области обороны, так и в области образования; пересмотрены сроки обучения и уточнены уровни военного образования; переработан перечень военных специальностей в сторону его значительного сокращения; для специальностей высшего военного образования и ряда специальностей высшего военно-специального образования разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты.

Сделано немало, но жизнь ставит перед военной школой новые задачи, связанные, прежде всего, с проходящей реформой военной организации государства. Первоочередное внимание планируется обратить на решение следующих проблем: - во-первых, военно-учебные заведения в настоящее время не в состоянии в полном объеме удовлетворять потребности военной организации государства в военных кадрах, поскольку фактическая ежегодная убыль офицеров с военной службы значительно превышает расчетную, исходя из которой устанав ливается штатная численность переменного состава вузов.

Необходим поиск других, альтернативных источников восполнения фактической убыли офицеров; - вторая проблема связана со снижением уровня военно- профессиональной подготовки выпускников, особенно в части их практических умений и навыков. Это подтверждается прак тикой повседневной деятельности войск и опытом их примене ния в региональных конфликтах, а также результатами государственной итоговой аттестации выпускников вузов и отзывами из войск на молодых офицеров.

Третья проблема обусловлена несовершенством организационного и экономического механизмов управления системой военного образования и, как следствие, недостаточно рациональным расходованием средств, выделяемых на подготовку офицеров. Нет должной координации действий на межотраслевом уровне, что ведет к дублированию подготовки военных кадров и содержанию большого количества малочисленных вузов. Не отвечает современным требованиям уровень информатизации управления военным образованием.

Первоочередная задача органов военного управления - выполнение федеральной Программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Министром обороны Российской Федерации утвержден План мероприятий по реализации первого этапа Программы. Ряд мероприятий будут выполняться впервые, без накопленного опыта, при отсутствии необходимого нормативного правового обеспечения. Сложность и ответственность предстоящих преобразований потребуют привлечения к реализации программных мероприятий всего научного и педагогического потенциала Министерства обороны, прежде всего военно-учебных заведений - по соответствующим направлениям реформирования.

Все это дает основание надеяться, что военная школа в целом и Ярославский финансово-экономический институт в частности, в результате намеченных преобразований выйдет на качественно новый уровень, наиболее отвечающий потребностям военно-финансовой службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

На рубеже 90-х годов российская система военного образования вышла на уровень ведущих государств мира. Свидетельство тому - ежегодный рост числа иностранных военнослужащих, обучающихся в российских военных академиях и училищах, повышенный интерес к организации и содержанию обучения наших слушателей и курсантов, увеличение взаимных контактов по линии военного образования.

Так, в аудиториях Ярославского военного финансово-экономического института успешно постигают основы военной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности войск военнослужащие армий Республик Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии. Достигнутое за последние пять лет можно рассматривать лишь как основу, как фундамент для последующих качественных преобразований. Но для этого потребуется реализация целого комплекса мер организационного, правового, финансового, кадрового характера и, естественно, большие усилия всего коллектива института.

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: , , , ,

Запись создана: Пятница, 13 Июль 2012 в 6:01 и находится в рубриках Новости, Петровские реформы, Реорганизация 90-х годов, Современность, Тыл: образование и наука, Финансовое. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.