8 Май 2022

В частях железнодорожников

oboznik.ru - В частях железнодорожников
#война#победа#история

Александр Иванович ГОРЧАКОВ

В Красной Армии с 1939 г. Участвовал в боевых действиях при воссоединении Западной Украины и Западной Белоруссии (1939 г.), советско-финской войне (1940 г.). В Великой Отечественной войне принимал участие с 1941 г., проходил службу в железнодорожных частях в должности зав. делопроизводством - казначея батальона, а также на штабных и командных должностях (Крымский, Закавказский, Северо-Кавказский, Степной, 2-й Украинский фронты, Отдельная Приморская армия). Награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». А.И. Горчаков закончил Военный факультет при МФИ в 1952 г. В послевоенное время проходил службу на различных финансовых должностях- в ЦФУ МО СССР, был начальником группы отдела 3-го управления. Полковник в отставке.

В ЧАСТЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

Прошли годы и десятилетия. Приближается 65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне с фашистской коричневой чумой XX века. Сколько горя и страданий принесла людям эта жестокая война, сколько человеческих жертв приняла многострадальная земля. Об этом забыть нельзя!

Несмотря на то, что со дня окончания войны прошло довольно много времени, в памяти постоянно встают самые знаменательные события и эпизоды, участником или очевидцем которых мне пришлось быть или пережить их. Моя военная служба началась в 21 год.

А до призыва в армию я успел закончить Ивановский областной кооперативный техникум, получить специальность бухгалтера и два года проработать в городе Галиче бухгалтером райпотребсоюза.

В сентябре 1938 года был призван на военную службу и направлен во 2-й железнодорожный полк Киевского особого военного округа в город Бердичев.

Сейчас, когда смотрю кинофильм про Ивана Бровкина, вспоминаю, как заботливо и меня когда-то провожали в ряды будущих защитников Родины, подарив при этом красивый чемодан со всеми необходимыми солдату предметами личного пользования.

По прибытии в часть меня зачислили в полковую школу подготовки младших командиров. В это время в мире уже запахло порохом, поэтому требования к военной подготовке личного состава были весьма жесткие и строгие. От нас требовался быстрый подъем по тревоге, умение совершать продолжительные марш-броски с тяжелыми ранцами, в том числе и на лыжах.

На первых порах не обходилось и без казусов. Особенно меня одолевали четырехметровые обмотки, которые придавались по форме к солдатским ботинкам. Впервые поднимаясь по тревоге, у меня неожиданно выпала из рук «родная четырехметровка». И пока я ее перематывал, командир отделения сержант Терещенко молча стоял над моей душой. В строй, конечно, я опоздал, за что получил внеочередной наряд на кухню — чистить картошку.

На полигоне полка нас учили не только прокладывать железнодорожные пути, наводить мосты, укладывать шпалы, забивать костыли, устанавливать противоугоны, но, при необходимости, и разрушать их. Первое боевое крещение я получил в сентябре 1939 года во время боевых действий Красной Армии при воссоединении с СССР Западной Украины и Западной Белоруссии.

Наш 2-й железнодорожный полк, находившийся в летних лагерях под Киевом, 1 сентября был срочно погружен в эшелон и двинулся на запад. Воины полка в течение сентября-ноября 1939 года обеспечивали продвижение советских войск по территории Западной Украины, «перешивали» железнодорожное полотно с европейской колеи на русскую, реконструировали железнодорожные путепроводы и мосты для прохождения тяжеловесных составов с личным составом, техникой и вооружением.

В январе 1940 года наш 15-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон (15 ОВЖДБ), в котором я был старшиной, включили в состав 9-й армии, участвовавшей в войне с белофиннами. В суровых зимних условиях, под снайперскими прицелами финских «кукушек» воины-железнодорожники строили новую узкоколейную линию Лоухи—Кестеньга, предназначенную для обеспечения передовых частей армии боеприпасами, техникой и продовольствием.

Начало Великой Отечественной войны застало меня на Иранской границе, где 15 ОВЖДБ участвовал в прокладке стратегической железнодорожной магистрали Евлах—Степанакерт. Я был назначен зав. делопроизводством — казначеем батальона.

Эта магистраль шла вдоль границы с Ираном параллельно пограничной реке Араке для того, чтобы в случае вступления Турции в войну с Советским Союзом на стороне фашистской Германии обезопасить нефтяной Баку и весь Кавказ от всяких неожиданностей… Имелись сведения, что 26 турецких дивизий стоят у нашей границы в готовности вступить в войну. Это предполагалось сделать в ноябре 1942 года после объявления Берлином о падении Сталинграда.

Однако мечты турок не сбылись. Война с Турцией была весьма вероятна. Помню цитату, появившуюся тогда в печати, о заявлении турецких правителей: «Наступит день, когда мы, как Тимур, пройдем из Анатолии в Индию, взойдем на Гималаи и создадим союз Дагестана, Крыма, Казани, Ирана. Все враги Турции будут уничтожены». 11 ноября 1942 года приказом командующего войсками Закавказского фронта мне было присвоено первичное офицерское звание техник-интендант 2-го ранга, и я вновь вернулся на штабную работу в бригаду. Железнодорожные части и их штабы при восстановлении разрушенных врагом железнодорожных путей и станционных объектов размещались, как правило, в подвижных эшелонах и специальных поездах, поэтому часто подвергались налетам вражеской авиации.

Помню, как наш 20-й батальон, в котором я стал помощником начальника штаба, производил восстановительные работы в районе станицы Курганной (ныне — город Курганинск Краснодарского края). Неожиданно была объявлена воздушная тревога — в небе появились фашистские самолеты, началась бомбежка. Личный состав штаба и служб батальона с документами в спешном порядке укрылся в заранее определенных местах. Мне пришлось оказывать помощь начальнику финансовой части майору Ф.С. Дынину в эвакуации финансовых документов и сейфа с наличными деньгами. Мы с ним успели все сделать вовремя и уже находились в укрытии, когда в штабной вагон, в котором размещалась финансовая часть, попала вражеская бомба. Документы и наличные деньги были спасены. Мне была объявлена благодарность и вручена медаль «За боевые заслуги».

С конца июля 1942 года 36-я отдельная железнодорожная бригада приняла непосредственное участие в оборонительной операции советских войск на Кавказе в составе Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, которая продолжалась пять месяцев. В период обороны Кавказа многое зависело от действий железнодорожных войск.

Противник массированными налетами авиации и высадкой десантов стремился затруднить и сковать действия наших войск, нарушить железнодорожное движение. Немецкая авиация бомбила железные дороги станции, вокзалы, мосты, эшелоны с войсками и техникой, поезда с эвакуируемым мирным населением и ранеными. Подразделения бригады под непрерывными авианалетами восстанавливали разрушенные железнодорожные объекты, обеспечивая снабжение обороняющихся войск вооружением и военной техникой.

За умелую организацию работ по восстановлению разрушенных железных дорог, мостов и сооружений в период битвы за Кавказ я был награжден второй медалью «За боевые заслуги», а за участие в отражении немецкого десанта под Краснодаром — орденом Красной Звезды. В жестоких боях с превосходящими силами противника ценой огромных усилий и потерь мы смогли устоять на последнем рубеже на пути к Баку — на рубеже реки Терек. При этом немалую роль сыграл и приказ Верховного Главнокомандующего Красной Армией, вошедший в историю под названием «Ни шагу назад!»

За своевременное восстановление разрушенных железнодорожных объектов и участие во фронтовых операциях на Крымском полуострове вместе с боевыми частями 10-му ОВЖДБ бригады было присвоено наименование «гвардейский». После боев за Кавказ дальнейший путь 36-й отдельной железнодорожной бригады, ее батальонов и рот проходил по полям Курской битвы, по территории Украины, Молдавии и Крыма. В первых числах августа 1943 года бригада с приданными частями вошла в состав Степного фронта, который совместно с другими фронтами успешно развивал наступление на белгородско-харьковском направлении. Восстановление разрушенных объектов проводилось вслед за наступающими войсками.

Среди бойцов и командиров царил небывалый подъем. Восстановить — значит приблизить нашу победу над врагом. Мы понимали, что каждый восстановленный или отремонтированный мост, каждый километр пути, каждая станция или разъезд, поднятые из руин, помогали нашим войскам громить врага. Сколько восторга и радости у советских людей, в том числе и у воинов-железнодорожников, вызвал салют столицы Родины в честь взятия 5 августа 1943 года города Белгорода. Войска Степного фронта, при участии Воронежского и Юго-Западного фронтов, окончательно сломили сопротивление противника и штурмом 23 августа взяли город Харьков. Соединения Степного фронта к середине сентября вели бои примерно в 120-ти километрах от Днепра.

Открывались «ворота» в пределы Левобережной Украины и Донбасса. Усилия фронта, который 20 октября был переименован во 2-й Украинский фронт, были сосредоточены на кременчугском направлении. К началу 1944 года на четырех украинских фронтах и в Отдельной Приморской армии находилось 50% железнодорожных войск Красной Армии. 36-я бригада совместно со специальными формированиями НКПС в это время восстанавливала железнодорожный мост через Днепр в районе Кременчуга.

После его восстановления она в полном составе, вслед за наступающими войсками 2-го Украинского фронта, восстанавливала разрушенные противником железнодорожные коммуникации на территории Украины, Молдавии, Бессарабии и Северной Буковины.

В июне 1944 года, в связи с освобождением от врага территории Крыма и предполагавшимся строительством железнодорожного моста через Керченский пролив, бригада была передислоцирована и передана в состав Отдельной Приморской армии для восстановления разрушенных отступающим противником железнодорожных объектов Крыма. Небезынтересно вспомнить историю строительства этого моста. Немцы, оккупировав Керченский и Таманский полуострова, решили соединить их, построив мост через Керченский пролив. Из Германии в Крым были завезены металлические пустотелые сваи и необходимые конструкции.

Однако этого им не позволили сделать советские войска, изгнав их с территории Северного Кавказа и Крыма. Наличие немецких конструкций побудило руководство НКПС спроектировать и силами железнодорожных войск Отдельной Приморской армии и специальных формирований НКПС построить всё же этот мост в самом узком месте Керченского пролива протяженностью в 4,5 километра. Строительство осуществлялось с небывалым энтузиазмом воинов. Машины подвозили строительные материалы, горючее, копры забивали оставленные немцами сваи, заполняя их бетоном. К весне 1945 года строительство моста подходило к завершению. Эксплуатационники готовились к пробному пропуску поезда через новый мост. Никто и не предвидел, что Керченский пролив сыграет над нами злую шутку. Строители не построили ледорезы, проектировщики, не изучив режима пролива, в котором течение периодически происходит то в Азовское, то в Черное море, спроектировали сооружение моста в самой узкой горловине пролива. Изучение необходимо было очень тщательное, например такое, какое сейчас практикуется при организации такого обучения как обучение cisco.

Весной, когда начался ледоход, нагромождение льдин достигло самого дна пролива глубиной И метров. Ледоход начал сносить опоры одну за другой. Не смогла помочь и авиация, бомбившая нагромождение льдин. Все опоры 4,5-километрового моста снесла ледовая стихия. Осталась, как утес, только центральная опора, которую сооружали солдаты нашей бригады. Таким образом, красавец мост, не вступив в строй, в одночасье перестал существовать. Его поглотили воды Керченского пролива — «как корова языком слизнула». Виновных не оказалось — все огромные затраты (что-то около 62 миллионов рублей) были списаны на войну. Тем не менее за непосредственное участие в восстановлении разрушенного Кременчугского железнодорожного моста через Днепр и в строительстве стратегически важного железнодорожного моста «2К» (Крым — Кавказ) через Керченский пролив я был награжден орденом Отечественной войны II степени.

9 мая 1945 года. Как только услышали по радио сообщение об окончании войны, началось невообразимое. Стреляло всё, что могло стрелять. Все что-то кричали, обнимались, поздравляли друг друга, кого-то качали… Все были счастливы и очень радовались окончанию этой жестокой войны. Начались мирные будни. Я был назначен помощником начальника финансового отдела 36-й отдельной железнодорожной бригады к полковнику Н.М. Старожилову. Николай Михайлович был опытным финансистом и очень добродушным человеком. Он помог мне быстро войти в коллектив и успешно овладеть премудростями финансовой службы.

Судьба свела меня с начальником финансового отдела 61-й армии полковником Макаровым Иваном Ильичей, оказавшим неоценимую помощь в становлении военным финансистом. Это он настоятельно рекомендовал мне поступить учиться на Военный факультет при Московском финансовом институте, направив предварительно на подготовительные курсы в Ростов-на-Дону. В дальнейшем наши добрые служебные отношения перешли в дружеские семейные общения. Мы с женой хорошо узнали добрую Анну Афанасьевну и их сына Алексея, который впоследствии тоже стал военным финансистом.

В 1952 году, по окончании учебы на Военном факультете, меня направили в распоряжение Центрального финансового управления МО СССР, в котором я прослужил последующие 22 года, пройдя последовательно должностные ступеньки от старшего офицера до начальника группы отдела 3-го управления ЦФУ МО СССР, которым руководил уже генерал-майор И.И, Макаров — «человек с большой буквы». Когда мои внуки просят рассказать о той великой войне, о том, какими путями-дорогами шел их дед к Победе, я открываю шкаф, с гордостью достаю свой военный парадный мундир, и они с восхищением рассматривают мои боевые награды: ордена Отечественной войны II степени и Красной Звезды, две медали «За боевые заслуги», медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», которые напоминают о фронтовых заслугах их деда.

 

Другие новости и статьи

« Cлава военных побед России

Владимир Иванович Бисаров »

Запись создана: Воскресенье, 8 Май 2022 в 0:03 и находится в рубриках Вторая мировая война, Транспорт.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика