14 Май 2009

Условия дорожного обеспечения на Волховском фронте

oboznik.ru - Условия дорожного обеспечения на Волховском фронте

   Обилие лесных массивов, малых рек, озер и болот в полосе действий Волховского фронта в определенной степени сдерживало маневр войск, затрудняло ведение активных боевых действий. В условиях, когда заболоченность территории достигала местами 60%, старые дороги мирного времени были совершенно выведены из строя еще осенью 1941 г., проблема дорожного обеспечения стала первостепенной. Весной 1942 г. фронт был поставлен перед фактом полного бездорожья и необходимостью строительства и развития сети новых дорог.

Особенно в тяжелом положении к весне оказались основные пути подвоза и эвакуации 2-й Ударной, 52, 59-й армий, которые наиболее активно вели операции. Для них требовалось не только подвозить большое количество снабженческих грузов, но и обеспечить нормальное движение транспорта в условиях весенней распутицы, что было крайне трудно.

К 15-20 апреля 1942 г. создавалась угроза срыва всех перевозок. Дорожные работы приняли характер аварийных. О строительстве и наращивании новых дорог в этот момент не могло быть и речи. Все дорожные части были поставлены исключительно на ликвидацию аварийных участков и поддержание их в хорошем состоянии для пропуска автотранспорта хотя бы на минимальных скоростях.

Зимой 1941/42 г. одновременно с подготовкой дорог к зимнему содержанию дорожные части и подразделения готовили их и к весне. На работах в этот период было занято 16 дорожных батальонов, что было явно мало, причем их техническое оснащение было недостаточным: например, вместо 372 автомашин, 128 тракторов батальоны имели 113 автомашин и 6 тракторов. Дорожные механизмы (грейдеры, скреперы и др.) отсутствовали.

Единственным материалом, которым ремонтировались дороги, был лес. Несмотря на его изобилие на территории фронта, недостаток транспортных средств и отсутствие подъездных путей затрудняли транспортировку спиленных бревен и вынуждали переносить лес вручную на большие расстояния - от 100 до 600-700м [1].

Ценой больших усилий личного состава дорожных частей, работавшего по 16-18 час. в сутки, без отдыха, движение автотранспорта в течение 1,5 месяца весенней распутицы не прекращалось, хотя и было ограничено в скоростях. Только в редких случаях подвоз прерывался на короткий срок.

Наиболее ответственные и значительные по объему работы производились на основных коммуникациях 52, 59 и 2-й Ударной армий и особенно на маршрутах: Бурга-Малая Вишера-Папоротно-Селищенский Поселок - 58 км; Бурта-Полищи-Горнецкое-Селище, Александровское-Посад-Шевелево - 85 км; Селищенский Поселок-совхоз “Красный Ударник”-Мясной Бор- Новая Кересть - 33 км [2].

Выполнявшиеся весной 1942 г. дорожные работы носили временный характер. В основном они сводились к постройке гатей на болотах, заболоченных участках и разбитых грунтовых участках, укреплению разбитых грунтовых участков хворостом, засыпке грунтом отдельных мест и ремонту участков, покрытых старым камнем. Все это происходило в исключительно неблагоприятных грунтовых и грунтово-гидрологических условиях при весенней распутице.

Способ восстановления дорог по стадиям, начиная от простейшего ремонта по заделке колеи и выбоин и кончая полным восстановлением дороги (если позволяло время и обстановка), вполне себя оправдал.

Период май-октябрь 1942 г. характеризовался еще более напряженной работой по строительству новых дорог с твердым покрытием, восстановлением и капитальным ремонтом существующих. Дорожные работы в армиях и во фронтовом тылу проводились по плану, имевшему цель - создать сеть дорог, обеспечивающую не только подвоз и эвакуацию, но и маневр войсками по всему фронту. Такая сеть дорог с постройкой новых участков, восстановлением и капитальным ремонтом существующих в основном была создана к осени 1942 г. Она имела следующие основные маршруты:

фронтового значения: Малая Вишера-Колпино - 54 км; Неболчи-Будогощь-Подсопье-Шум - 192; Неболчи-Любытино-Боровичи - 101; Любытино-Малая Вишера-Колпино - 64; Неболчи-Тихвин - 89 км;

армейского значения: Ленинградское шоссе-Плашкино-Посад-Папоротно-Гряды - 66 км; Усть-Волма-Плашкино - 86; Малая Вишера-Папоротно-Селищенский Поселок - 35; Будогощь-Оскуй-Гладь-Гряды - 74; Подсопье-Погостье - 35; Шум-Путилово - 20,5 км.

Всего имелось 816,5 км основных дорог [3].

[1]. ЦАМО, ф. 204, оп. 89, д. 1529, л. 217.
[2]. Там же.
[3]. Там же, л. 218.

См. также:
1. Формирование и развитие тыла Волховского фронта. 1941-1944 гг.
2. Реорганизация системы тылового обеспечения в ходе боевых действий Волховского фронта
3. Роль железнодорожного транспорта на Волховском фронте
4. Перевозки железнодорожным и водным транспортом на Волховском фронте

Исп. литература:
На Волховском фронте. 1941-1944 гг.

Другие новости и статьи

« Перевозки железнодорожным и водным транспортом на Волховском фронте

Дорожное строительство и дорожно-комендантская служба на Волховском фронте »

Запись создана: Четверг, 14 Май 2009 в 22:26 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Вторая мировая война, Транспорт.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика