7 Июнь 2019

Офицерские чины на флоте

oboznik.ru - Офицерские чины на флоте
#ВМФ#флот#история

В годы становления русского флота высшими чинами в нем были (с 1699 г.) адмирал, вице–адмирал и контр–адмирал, соответствовавшие сухопутным генералу, генерал–лейтенанту и генерал–майору. В 1708 г. введен самый высший чин — генерал–адмирала (Этот чин имели лишь несколько человек, последний раз он присваивался в 1908 г.) , равный генерал–фельдмаршалу. Ниже адмиралов стояли капитаны, тогда еще не делившиеся на ранги, но различавшиеся по жалованью. Затем шел чин комендера (соответствовавший армейскому майору) и два младших офицерских чина–поручик (лейтенант, или первый поручик) и подпоручик (унтер–лейтенант, или второй лейтенант), которые приблизительно соответствовали армейским капитану и поручику. В 1706 г. появился чин капитан–поручика (или капитан–лейтенанта), стоящий ниже комендера, но выше поручика, в 1907 г. — чин капитан–командора, стоящий ниже адмиралов, но выше капитанов и равный армейскому бригадиру.

В начале второго десятилетия XVIII в. вместо контрадмирала появился чин шаутбенахта, а в 1713 г. капитаны, примерно соответствовавшие армейским чинам полковника и подполковника, стали разделяться на капитанов 1, 2 и 3 ранга, а вместо комендера появился чин капитана 4 ранга.

В 1717 г. чин капитана 4 ранга упразднен, а между чинами поручика и подпоручика появился чин корабельного секретаря; с 1724 г. корабельные секретари разделены на два ранга: 1 остался на таком же месте в лестнице чинов и производился из подпоручиков (унтер–лейтенантов), а 2 соответствовал унтер–лейтенанту и был наряду с ним первым офицерским чином, в который производили мичманов (тогда это был унтер–офицерский чин).

Табель о рангах установила чин генерал–адмирала в I классе, адмирала — во II, вице–адмирала — в III, шаутбенахта — в IV, капитан–командора — в V, капитана 1 ранга — в VI, капитана 2 ранга — в VII, капитана 3 ранга — в VIII, капитан–лейтенанта — в IX, лейтенанта — в X, корабельного секретаря — в XI, унтер–лейтенанта — в XII. С этого времени система морских чинов (точнее, уже с 1720 г., когда был принят морской регламент) приобрела более устойчивую форму и четкое соответствие с сухопутными чинами, тогда как до принятия общегосударственной Табели о рангах состав морских чинов менялся очень часто. Кроме того, необходимо отметить, что в первой половине XVIII в. на флоте не было резкой грани между унтер–офицерами и офицерами, для перехода из первых во вторые не было никаких препятствий, и продвижение осуществлялось по единой линии, точно так же как из одного офицерского чина в другой. В частности, «шкипер» первоначально означал унтер–офицерский чин, который включал 3 ранга, но по Табели о рангах 1722 г. шкиперы 1 ранга приравнивались к сухопутному унтер–лейтенанту, а 2 — к фендрику, т. е. чинам офицерским. В 1728 г. всех их положено было считать обер–офицерами. По штатам 1732 г. все шкиперы имели ранг сухопутного поручика, а в 1757 г. опять разделены на 2 ранга. В 1770 и 1784 гг. из шкиперов производили во флотские офицеры (т. е. они считались унтер–офицерами), в 1798 г. им присвоены классные, но общегражданские чины (по штатам 1804 г. — IX и XIII классов). В 1834 г. допущено переименование их в военные чины с назначением по ластовым экипажам.

При Анне Иоанновне число флотских чинов решено сократить, а оставшиеся повысить в рангах, поскольку при малом числе вакансий чинопроизводство шло очень медленно, и офицеры старались избегать морской службы, при любой возможности переходя в сухопутную. Были упразднены чины капитан–командора, капитанов 2 и 3 ранга, капитан–лейтенанта, лейтенанта, унтер–лейтенанта и корабельного секретаря. Оставлен лишь чин капитана 1 ранга (равный полковнику) и введены чины лейтенанта (равный майору), мичмана (равный поручику; до того это был унтер–офицерский чин), а также по образцу английского флота необязательный для прохождения чин мастера (в ранге армейского капитана). Чин шаутбенахта в 40–х гг. XVIII в. заменен чином контр–адмирала.

Желание Елизаветы, во всем следовавшей порядкам, созданным ее отцом, преобразовать соответствующим образом и систему морских чинов породило массу сложностей и недоразумений, но в 1751 г. старая система все–таки была восстановлена. В 1758 г. капитаны (их было 30) составляли три равные части, из которых капитаны 1 ранга соответствовали полковнику, 2 — подполковнику и 3 — майору. Чин мичмана (с 1751 г. снова оказавшийся в унтер–офицерских) был приравнен к подпоручику и стал первым офицерским.

Восстановление прежней системы вновь сделало морскую службу менее выгодной, и при Екатерине II морская комиссия, справедливо обратив внимание на это (как и на то, что флотская служба более трудна, опасна), отметила, что, «кроме бедных дворян, по большей части поневоле записанных, и детей во флоте служащих офицеров, нет никого, кто бы в оную вступить отважился»71. Для исправления такого положения в 1764 г. чины капитана 3 ранга, корабельного секретаря и подпоручика были упразднены, чин капитан–поручика (теперь — - капитан–лейтенанта) повышен и стал соответствовать майору (вместо капитана), а мичмана — поручику (вместо подпоручика). Вместо чина капитан–командора введены чины капитанов бригадирского и генерал–майорского рангов (из последнего производили уже в контр–адмиралы, так что этот чин был как бы лишним и не вмещался в схему соответствия морских и сухопутных чинов). В 1798 г. вместо этих двух чинов вновь введен чин капитан–командора ( «с жалованьем и преимуществами генерал–майора»). В 1827 г. он упразднен, и производить в контр–адмиралы стали из капитанов 1 ранга (как в генерал–майоры из полковников). В 1885 г. упразднен и чин капитан–лейтенанта. После этого никаких изменений в системе морских чинов не происходило до 1907 г., когда появился чин старшего лейтенанта (равный армейскому капитану), а в 1909–1911 гг. снова бытовал чин капитан–лейтенанта, стоявший между старшим лейтенантом и капитаном 2 ранга. Основные этапы эволюции морских чинов показаны в таблице 4.

В галерном флоте сначала чины капитанов не различались по рангам, но в 1728 г. их также разделили на капитанов 1, 2 и 3 ранга. В 1766 г. решено производить офицеров галерного флота по общим принципам с корабельным (если сначала офицерами его были в основном иностранцы, то впоследствии галерный флот комплектовался из тех, кто не способен был служить в корабельном, в результате лучшие офицеры стали избегать его, что и требовалось исправить), но в 1790 г. взамен галерного был утвержден штат гребного флота, в котором имелись чины капитанов 1 и 2 ранга, капитан–лейтенанта, лейтенанта и мичмана. Эта система не изменялась до упразднения особых гребных команд.

Чины морской артиллерии появились в 1715 г. и носили специфические названия: цейхмейстер, капитан артиллерный, поручик артиллерный, фейерверкер–капитан, фейерверкер–поручик и подпоручик артиллерный. Первоначально они существовали только для артиллерийских должностей по Адмиралтейству, но потом были введены артиллерийские чины линейных (судовых) офицеров: от бомбардир майор, поручик и подпоручик. По регламенту 1720 г. и для Адмиралтейства, и для флота положены были следующие чины (в скобках — соответствующий армейский чин): обер–цейхмейстер (генерал–майор), цейхмейстер (бригадир), капитан (майор), капитан–лейтенант (капитан), фейерверкер, лейтенант (поручик) и унтер–лейтенант (подпоручик). Для отличия от флотских к артиллерийским чинам добавлялись слова «от артиллерии». В 1727 г. к ним прибавился чин констапеля (до того — - унтер–офицерский). В 1734 г., когда был учрежден особый корпус морской артиллерии, советникам артиллерийской экспедиции (учреждены в 1732 г. в ранге артиллерийских морских капитанов) дан ранг подполковника, чины капитан–лейтенанта и фейерверкера упразднены, учреждено звание квартирмейстера (капитанского ранга) и цейхвахтера (лейтенантского). В 1757 г. чины советников и квартирмейстера упразднены, а капитан–лейтенанта и фейерверкера (теперь тоже в ранге капитан–лейтенанта) — восстановлены. В 1764 г. учреждено звание генерал–цейхмейстера, а чин капитана разделен на 3 ранга (с 1771 до 1794 г. были капитаны только 2 и 3 ранга), упразднены чины фейерверкера и цейхвахтера и восстановлено звание советника артиллерийской экспедиции. В 1830 г. всем морским артиллеристам установлены общеармейские звания с преимуществом в один чин против сухопутной артиллерии. В 1885 г. Корпус морской артиллерии упразднен и впредь все 138 артиллерийских должностей полагалось замещать строевыми флотскими офицерами.

Что касается штурманских чинов, то в первой половине XVIII в. все они были унтер–офицерскими (штурман и подштурман). После экзамена их могли производить в офицеры флота (унтер–лейтенанты и лейтенанты), но с 1733 г. с учреждением чина мастера их стали производить в мастера (причем дворянам не полагалось занимать штурманские должности). С 1757 г. штурманов производили в сухопутные офицерские чины (от прапорщика до майора), а в 1798 г. все штурманы переименованы в соответствующие гражданские чины (по штату 1804 г. имелись штурманы VIII, IX; XII и XIV классов). С учреждением в 1827 г. корпуса флотских штурманов они вновь получили военные общеармейские (сухопутные) чины, а с 1885 г. с упразднением этого корпуса все 210 штурманских должностей должны были замещаться строевыми флотскими офицерами.

Судостроители (сарваеры, мастера и подмастерья) также имели особые чины. Регламент 1720 г. устанавливал для обер–сарваера ранг капитан–командора, сарваера корабельного — капитана 1 ранга, корабельного мастера — капитана 3 ранга, галерного мастера — капитан–лейтенанта. В 1723 г. всем старшим мастерам даны ранги капитан–командора и капитана 1 ранга. С 1732 г. для судостроителей вводились общеармейские чины: при пожаловании корабельным мастером им присваивался чин майора, а затем — полковника и бригадира, для галерного мастера первым чином был капитанский. Званию корабельного подмастерья соответствовал чин поручика, и он мог повышаться до капитана. Вместо обер–сарваера и сарваера до 1857 г. были чины обер–интенданта и советника в тех же рангах. По штату 1764 г. вводилось звание генерал–интенданта над верфями и строениями, сохранялись звания обер–сарваера и сарваера, а для мастеров предусматривались ранги полковника, подполковника и майора. В 1798 г. звание сарваера упразднено, обер–сарваер остался приравнен к генерал–майору, а прочие судостроители имели чины полковника, подполковника, майора, капитана, поручика и прапорщика, но в ноябре того же года все они переименованы в соответствующие гражданские чины (в 1805 г. звание обер–сарваера упразднено), однако в 1826 г. с учреждением корпуса корабельных инженеров судостроители снова получили общеармейские военные чины, которые и носили до конца существования русского флота.

До 1917 г. общеармейские чины носили офицеры учрежденного в 1912 г. корпуса гидрографов, офицеры ластовых (вспомогательных) судов и команд и рабочих экипажей (с 1826 г.), офицеры, состоящие по адмиралтейству (береговой службы), а также офицеры корпуса морской строительной части (занимавшиеся постройкой зданий и портов для нужд флота) и офицеры морской судебной части. С 1854 по 1907 г. общеармейские чины носили и офицеры корпуса инженер–механиков флота (затем получившие морские чины).

С.В. Волков

Другие новости и статьи

« Система офицерских чинов в России сложилась исторически и была в основном оформлена в начале XVIII в. с организацией регулярной армии

Получение первого офицерского чина »

Запись создана: Пятница, 7 Июнь 2019 в 0:21 и находится в рубриках Петровские реформы.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика