Обеспечение войск Волховского фронта горючим



Обеспечение войск Волховского фронта горючим

oboznik.ru - Обеспечение войск Волховского фронта горючим

В войсках фронта был наведен строгий порядок в использовании легкового и грузового автотранспорта, что дало большую экономию моторесурсов. Сверхштатный транспорт был изъят и передан на укомплектование частей, имевших некомплект машин. Было резко снижено использование грузового автотранспорта в качестве легкового. Для служебных поездок офицерского состава во всех армиях и во фронте было введено регулярное автобусное движение. Это позволило прекратить практику прикомандирования отдельных машин к различным управлениям и отделам штабов армий и фронта. Автомобили, находившиеся в подобных командировках, изымались и возвращались в свои части.

На фронте от 10 до 30% машин были оборудованы жесткими сцепками (правда, дорожные условия иногда ограничивали их применение). Но и эта мера давала определенную долю экономии моторесурсов и горючего. Этим целям способствовала и передислокация армейского автотранспорта непосредственно в районы армейских складов и баз снабжения, что значительно сократило холостой пробег автомобилей. Конечно, все это делалось в разумных пределах, со строгой маскировкой расположения автомобильных частей и путей их передвижения, с обеспечением прикрытия от воздушного нападения противника.

Был также ограничен выход машин за пределы армейского и фронтового тыла. Только в крайних случаях такие выезды разрешались начальниками тылов армий и фронта с выдачей специальных разовых пропусков. Усиливался контроль за правильностью использования и эксплуатацией автомашин на военно-автомобильных дорогах. Проводился он силами внештатной фронтовой автоинспекции.

В целях сокращения расхода горючего применялись ограничения. Для грузовых и особенно легковых машин устанавливался строгий лимит расхода горючего. Однако случаи перерасхода горючего сверх установленного лимита были. В случае перерасхода ГСМ производилось расследование и стоимость его взыскивалась с виновных в 12,5-кратном размере [1].

Во фронте были упорядочены хранение горючего и его учет как на складах, заправочных пунктах, так и в подразделениях. Велась решительная борьба с непроизводительными потерями ГСМ при заправке техники, которые часто происходили из-за неисправности заправочных средств, тары и другого имущества. В частях были изготовлены ливеры, воронки и другие простейшие средства заправки, способствовавшие ликвидации потерь горючего. Силами фронтовых и армейских регулировочных карбюраторных станций систематически осуществлялись регулировка и проверка карбюраторов и жиклеров. Эти станции ежемесячно обслуживали до 10% списочного состава автомобилей.

В результате принятых мер на фронте была достигнута значительная экономия горючего. Больше всего экономилось нефтепродуктов в ноябре и декабре 1943 г., накануне решающих сражений. В этот период экономия автобензина по сравнению с расходом составила более 17%, а по дизельному топливу - почти 70%. Последнее объясняется тем, что танки в обороне в большинстве случаев использовались как огневые точки с весьма редким их передвижением. В целом же за 10 месяцев 1943 г. было сэкономлено 6495 т горючего [2].

Наряду с мерами по экономии ГСМ проводилась работа специалистов тыла по регенерации отработанных масел. Для, решения этой задачи во фронте была создана регенерационная станция, которая за 10 месяцев своей работы в 1943 г. выработала 59 т авиационного масла и 103 т автола [3].

Так, благодаря кропотливой работе командиров, политорганов, офицеров тыла, партийных организаций фронту удалось создать запасы горючего к предстоящей операции.
Однако работа командования и специалистов службы по экономии горючего могла широко вестись лишь в обороне. С началом наступательных действий основная задача службы снабжения горючим резко менялась. Она заключалась в том, чтобы как можно полнее обеспечить войска всеми видами горючего, своевременно и в нужные районы доставить его наступающим частям и подразделениям.

Доставка ГСМ требовала гибкости и широкого маневрирования транспортными и заправочными средствами. Обеспечение фронта цистернами, контейнерами, бочками, особенно на первом этапе действий фронта, было связано с большими трудностями. Их недоставало. Доставка горючего была сопряжена также и с недостатком наливного подвижного состава железнодорожного транспорта и автоцистерн. Однако работники отделов снабжения горючим фронта и армий, проявляя творческую инициативу и изобретательность, маневрируя средствами хранения и подвоза, находили выход из этого трудного положения и успешно выполняли поставленные перед службой задачи.

Они находили необходимые резервуары в гражданских организациях, перебрасывали цистерны или контейнеры с одного участка фронта, где потребность в них была не так остра, на другой, организовывали подачу горючего по трубопроводу. Например, во время боевых действий на западном берегу Волхова в районе Спасской Полисти и Мясного Бора по дну реки был проложен трубопровод, по которому велась перекачка горючего с восточного берега реки на западный [4]. По тем временам это был смелый и успешно осуществленный эксперимент. Затем войска Ленинградского фронта при участии специалистов Волховского фронта осуществили в первые годы войны эксперимент еще более сложного масштаба, проложив трубопровод по дну Ладожского озера для подачи горючего блокированному Ленинграду. Этот опыт не раз был использован в ходе последующих боев и операций.

Анализируя работу специалистов службы снабжения горючим за все годы боевых действий фронта, можно сделать вывод, что они с поставленными задачами справились. Их работой успешно руководили опытные офицеры, не жалевшие сил для общего дела победы в войне. На должностях начальников отделов снабжения горючим армий в разное время были: Н. П. Числов, И. К. Ощепков, М. А. Бояринцев, Д. В. Вавилов, А. П. Тырлов, А. С. Гуторов, А. П. Лупов, Г. С. Черепов и др.

[1]. ЦАМО, ф. 204, оп. 89, д. 1529, л. 234.
[2]. Там же.
[3]. Там же.
[4]. Там же.

См. также:
1. Формирование и развитие тыла Волховского фронта. 1941-1944 гг.
2. Реорганизация системы тылового обеспечения в ходе боевых действий Волховского фронта
3. Роль железнодорожного транспорта на Волховском фронте
4. Перевозки железнодорожным и водным транспортом на Волховском фронте
5. Условия дорожного обеспечения на Волховском фронте
6. Дорожное строительство и дорожно-комендантская служба на Волховском фронте
7. Условия использования автотранспорта Волховского фронта
8. Деятельность автомобильной службы Волховского фронта
9. Задачи, решаемые службой снабжения горючим на Волховском фронте

Исп. литература:
На Волховском фронте. 1941-1944 гг.



Другие новости и статьи

« Задачи, решаемые службой снабжения горючим на Волховском фронте

У Минобороны нет денег на жилье »

Запись создана: Суббота, 16 Май 2009 в 16:20 и находится в рубриках Вторая мировая война, Служба горючего.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы