16 Май 2009

Обеспечение войск Волховского фронта горючим

oboznik.ru - Обеспечение войск Волховского фронта горючим

В войсках фронта был наведен строгий порядок в использовании легкового и грузового автотранспорта, что дало большую экономию моторесурсов. Сверхштатный транспорт был изъят и передан на укомплектование частей, имевших некомплект машин. Было резко снижено использование грузового автотранспорта в качестве легкового. Для служебных поездок офицерского состава во всех армиях и во фронте было введено регулярное автобусное движение. Это позволило прекратить практику прикомандирования отдельных машин к различным управлениям и отделам штабов армий и фронта. Автомобили, находившиеся в подобных командировках, изымались и возвращались в свои части.

На фронте от 10 до 30% машин были оборудованы жесткими сцепками (правда, дорожные условия иногда ограничивали их применение). Но и эта мера давала определенную долю экономии моторесурсов и горючего. Этим целям способствовала и передислокация армейского автотранспорта непосредственно в районы армейских складов и баз снабжения, что значительно сократило холостой пробег автомобилей. Конечно, все это делалось в разумных пределах, со строгой маскировкой расположения автомобильных частей и путей их передвижения, с обеспечением прикрытия от воздушного нападения противника.

Был также ограничен выход машин за пределы армейского и фронтового тыла. Только в крайних случаях такие выезды разрешались начальниками тылов армий и фронта с выдачей специальных разовых пропусков. Усиливался контроль за правильностью использования и эксплуатацией автомашин на военно-автомобильных дорогах. Проводился он силами внештатной фронтовой автоинспекции.

В целях сокращения расхода горючего применялись ограничения. Для грузовых и особенно легковых машин устанавливался строгий лимит расхода горючего. Однако случаи перерасхода горючего сверх установленного лимита были. В случае перерасхода ГСМ производилось расследование и стоимость его взыскивалась с виновных в 12,5-кратном размере [1].

Во фронте были упорядочены хранение горючего и его учет как на складах, заправочных пунктах, так и в подразделениях. Велась решительная борьба с непроизводительными потерями ГСМ при заправке техники, которые часто происходили из-за неисправности заправочных средств, тары и другого имущества. В частях были изготовлены ливеры, воронки и другие простейшие средства заправки, способствовавшие ликвидации потерь горючего. Силами фронтовых и армейских регулировочных карбюраторных станций систематически осуществлялись регулировка и проверка карбюраторов и жиклеров. Эти станции ежемесячно обслуживали до 10% списочного состава автомобилей.

В результате принятых мер на фронте была достигнута значительная экономия горючего. Больше всего экономилось нефтепродуктов в ноябре и декабре 1943 г., накануне решающих сражений. В этот период экономия автобензина по сравнению с расходом составила более 17%, а по дизельному топливу - почти 70%. Последнее объясняется тем, что танки в обороне в большинстве случаев использовались как огневые точки с весьма редким их передвижением. В целом же за 10 месяцев 1943 г. было сэкономлено 6495 т горючего [2].

Наряду с мерами по экономии ГСМ проводилась работа специалистов тыла по регенерации отработанных масел. Для, решения этой задачи во фронте была создана регенерационная станция, которая за 10 месяцев своей работы в 1943 г. выработала 59 т авиационного масла и 103 т автола [3].

Так, благодаря кропотливой работе командиров, политорганов, офицеров тыла, партийных организаций фронту удалось создать запасы горючего к предстоящей операции.
Однако работа командования и специалистов службы по экономии горючего могла широко вестись лишь в обороне. С началом наступательных действий основная задача службы снабжения горючим резко менялась. Она заключалась в том, чтобы как можно полнее обеспечить войска всеми видами горючего, своевременно и в нужные районы доставить его наступающим частям и подразделениям.

Доставка ГСМ требовала гибкости и широкого маневрирования транспортными и заправочными средствами. Обеспечение фронта цистернами, контейнерами, бочками, особенно на первом этапе действий фронта, было связано с большими трудностями. Их недоставало. Доставка горючего была сопряжена также и с недостатком наливного подвижного состава железнодорожного транспорта и автоцистерн. Однако работники отделов снабжения горючим фронта и армий, проявляя творческую инициативу и изобретательность, маневрируя средствами хранения и подвоза, находили выход из этого трудного положения и успешно выполняли поставленные перед службой задачи.

Они находили необходимые резервуары в гражданских организациях, перебрасывали цистерны или контейнеры с одного участка фронта, где потребность в них была не так остра, на другой, организовывали подачу горючего по трубопроводу. Например, во время боевых действий на западном берегу Волхова в районе Спасской Полисти и Мясного Бора по дну реки был проложен трубопровод, по которому велась перекачка горючего с восточного берега реки на западный [4]. По тем временам это был смелый и успешно осуществленный эксперимент. Затем войска Ленинградского фронта при участии специалистов Волховского фронта осуществили в первые годы войны эксперимент еще более сложного масштаба, проложив трубопровод по дну Ладожского озера для подачи горючего блокированному Ленинграду. Этот опыт не раз был использован в ходе последующих боев и операций.

Анализируя работу специалистов службы снабжения горючим за все годы боевых действий фронта, можно сделать вывод, что они с поставленными задачами справились. Их работой успешно руководили опытные офицеры, не жалевшие сил для общего дела победы в войне. На должностях начальников отделов снабжения горючим армий в разное время были: Н. П. Числов, И. К. Ощепков, М. А. Бояринцев, Д. В. Вавилов, А. П. Тырлов, А. С. Гуторов, А. П. Лупов, Г. С. Черепов и др.

[1]. ЦАМО, ф. 204, оп. 89, д. 1529, л. 234.
[2]. Там же.
[3]. Там же.
[4]. Там же.

См. также:
1. Формирование и развитие тыла Волховского фронта. 1941-1944 гг.
2. Реорганизация системы тылового обеспечения в ходе боевых действий Волховского фронта
3. Роль железнодорожного транспорта на Волховском фронте
4. Перевозки железнодорожным и водным транспортом на Волховском фронте
5. Условия дорожного обеспечения на Волховском фронте
6. Дорожное строительство и дорожно-комендантская служба на Волховском фронте
7. Условия использования автотранспорта Волховского фронта
8. Деятельность автомобильной службы Волховского фронта
9. Задачи, решаемые службой снабжения горючим на Волховском фронте

Исп. литература:
На Волховском фронте. 1941-1944 гг.

Другие новости и статьи

« Задачи, решаемые службой снабжения горючим на Волховском фронте

У Минобороны нет денег на жилье »

Запись создана: Суббота, 16 Май 2009 в 16:20 и находится в рубриках Вторая мировая война, Служба горючего.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика