Логика против религиозности
Почему одни люди более религиозны, чем другие? Как люди выбирают интернет-магазин для покупок, например Интернет-магазин детской одежды СноваОбнова? Ответы на эти вопросы часто подчеркивают роль культуры или воспитания. Хотя влияние данных факторов важно, недавнее исследование дало основания полагать, что степень религиозности человека связана с тем, что для него важнее: интуиция или аналитическое мышление. В 2011 г. исследователи из Гарвардского университета опубликовали статью, где они показывают, что люди, больше полагающиеся на интуицию, чаще верят в бога и что стимулирование интуитивного мышления усиливает веру.
Отталкиваясь от этих данных Уилл Жсрве (Will Gervais) и Ара Норензаян (Ага Norenzayan) из Университета Британской Колумбии установили, что подталкивание человека к аналитическому мышлению уменьшает его склонность к вере в бога (их выводы опубликованы недавно в журнале Science). Согласно проведенному ими исследованию, склонность человека к вере может быть по крайней мере отчасти связана с типом его мышления.
Исследование Жерве и Норензаяна основывалось на представлении, что люди обладают двумя взаимосвязанными типами мышления. Понимание этих двух типов, часто называемых системой 1 и системой 2, может быть важным для понимания нашей склонности к вере. Система мышления 1 основывается на выборе кратчайших путей и эмпирических правилах, а система 2 — на аналитическом мышлении, требующем большей затраты времени и усилий. Решение логических и аналитических проблем может потребовать от человека, чтобы он пересилил свою склонность к мышлению по системе 1 и включил систему 2. Психологи разработали ряд хитрых способов подталкивания человека к такому переходу. Используя один из этих методов, Жерве и Норензаян исследовали, уводит ли включение системы 2 от бога и религии.
В одном из опытов Жерве и Норензаян показывали его участникам группы из пяти случайно подобранных слов (например, high winds the/lies plane] и предлагали им выбросить какое-либо одно слово и составить из оставшихся осмысленное предложение (например, the plane Jlies liigh). Те участники, которые разбирались с предложениями, содержащими слова, связанные с аналитическим мышлением — например, reason (обоснование) или ponder (рассуждение),— менее охотно признавали существование бога.
Результаты опроса о вере, проведенного за несколько недель до описанного эксперимента, не коррелировали с его результатами. В другом эксперименте исследователи использовали еще более тонкий способ подталкивания к аналитическому мышлению: участникам предлагалось заполнить опросный лист, касающийся их религиозных убеждений, причем одни листы были напечатаны четким шрифтом, а другие — шрифтом, трудным для восприятия.
Прежние исследования показали, что трудный для чтения шрифт подталкивает к аналитическому мышлению, заставляя человека действовать медленнее и более тщательно вникать в смысл читаемого. Оказалось, что те. кто заполнял листы, напечатанные плохо читаемым шрифтом, выразили меньше веры, чем те. кто заполнял листы с тем же содержанием, но с четким шрифтом. Эти исследования выявили еще один способ, которым наши мыслительные наклонности (многие из них могут быть врожденными) влияют на религиозность. А это может помочь объяснить, почему большинство американцев верят в бога: поскольку система мышления 2 требует больше мыслительных усилий, большинство из нас склонны при всякой возможности прибегать к системе 1.
Другие новости и статьи
Запись создана: Воскресенье, 26 Август 2012 в 0:12 и находится в рубриках Новости.
метки: логика
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика