Условия Афганистана, влияющие на тыловое обеспечение войск



Условия Афганистана, влияющие на тыловое обеспечение войск

oboznik.ru - Условия Афганистана, влияющие на тыловое обеспечение войск
#военныйконфликт#тыл#охрана#конфликт#Афганистан#опасность

Афганистан - государство, расположенное в Юго-Западной Азии на восточной части Иранского Нагорья, с площадью 647 тыс. кв.км. Территория страны простирается с востока (от Хайберского горного перехода) на запад (до Зульфигарского ущелья) на 960 км. И с севера (от пункта Хамиаб) на юг (до Чигайских гор) на 800 км. Столицей государства является Кабул.

Из Афганистана пути ведут в Индию и Китай, к Индийскому океану, в Среднюю и Юго-Западную Азию, в Европу.

В 1979 году страна имела границы с пятью государствами: СССР - 2384 км, Ираном - 820 км, Пакистаном - 2180 км, Индией - 120 км, Китаем - 75 км. С Советским Союзом граница проходила по рекам Амударья и Пяндж, Памиру и горным хребтам.

Природа Афганистана сурова и лишена благоприятных условий для проживания. Здесь особый климат, мало плодородной земли и водоисточников, резкие перепады температур, сильные ветры, неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка. До 85 % территории страны - это горы, нагорье и плоскогорье, остальное - равнины (степи и полупустыни). По направлению с северо-востока на юго-запад протянулись высочайшие хребты Гиндукуша, а на западе - менее высокие хребты Паропамиза. На юге Гиндукуша и Паропамиза расположено нагорье Хазараджат и Газни - Кандагарское плоскогорье, на крайнем северо-востоке - Ваханский хребет Памира.

Преобладающие абсолютные высоты гор Гиндукуша равны 4000-5000 м, гор Паропамиз 2000-3000 м, Ваханского хребта 5000-6000 м. Наивысшей точкой страны (7455 м) является вершина Нушак, расположенная в Гиндукушс. К югу от гор Гиндукуш и Паропамиз расположены сильно расчлененное и труднодоступное нагорье Хазараджат.

Климат Афганистана субтропический, умеренно- континентальный, засушливый; характерен резкими суточными и годовыми изменениями температуры. Среднегодовая температура воздуха во многом определяется характером рельефа и высотными отметками местности. Так, на равнинах и местами в межгорных котловинах (на абсолютной высоте 1500 м) она равна 16-21° С, в горах на высотах более 3400 м среднегодовая температура ниже 0° С. В июле (самый жаркий месяц в большей части территории страны) среднемесячная температура на равнинах и местами в межгорных котловинах 30-34° С. В горах среднемесячная температура в январе (местами - в феврале) на высоте более 2000-3000 м минус 6° С - минус 14° С.

Количество осадков в равнинной местности гораздо меньше, чем в горной. Сильные ветры, сопровождаемые пыльными и песчаными бурями, наблюдаются в пустынях, долинах и котловинах. Они на территории Афганистана имеют разные направления и скорости. Скорость сильного ветра («афганца») достигает 17-25 м/с.

Такой климат вызывает целый комплекс неблагоприятных реакций на организм человека, что в полной мере испытали советские военнослужащие.

По материалам выборочной переписи населения Афганистана в 1979 году его численность составляла 15,54 млн. человек, из них 13,05 млн. вели оседлый и 2,49 млн. - кочевой или полукочевой образ жизни, такой деятельностью как изготовление мебели они не занимаются .

Ресурсы страны очень скудны, плодородных земель и воды очень мало, поэтому одной из черт жизни подавляющего числа афганцев является крайняя бедность. Именно она приводила к необходимости добывать жизненно требующиеся ресурсы, а наиболее легкий путь был один - заняться набегами и грабежами. Вот, в частности, одна из черт в характере афганца - грабительские инстинкты. Принять участие в набеге на кишлак, в вооруженном нападении на караван, ограбить, получить богатую добычу - своеобразный подвиг, этим гордятся, никто такие действия не осуждает. Такого принципа придерживалась вооруженная оппозиция для своего обогащения при нападении на транспортные колонны с оружием, продовольствием, одеждой и другим имуществом советских войск.

В экономическом плане Афганистан - аграрная страна со слаборазвитой промышленностью, одна из самых отсталых и бедных стран мира с крайне примитивными формами хозяйствования.

Наряду с потрясающей бедностью государства и населения недра страны довольно богаты полезными ископаемыми. Геологи СССР, Румынии, Чехословакии, США, ФРГ, Японии нашли залежи нефти, газа, каменного угля, железной руды, меди, свинца, цинка, каменной и поваренной соли, золота, урановой руды. Урановая руда является довольно богатой и содержит до 10 % урана. Вместе с тем добыча полезных ископаемых ведется слабо и характеризуется низким техническим уровнем.

Советский Союз оказывал Афганистану все виды экономической, технической, научной помощи, зачастую безвозмездно. Построена гидроэлектростанция, политехнический институт, автомеханический техникум, домостроительный комбинат, хлебозавод и целый ряд других сооружений. В течение 10 лет СССР строил высокогорный туннель через хребет Саланг.

К 1978 году в стране имелось небольшое количество фабрично-заводских предприятий, занятых, главным образом, первичной переработкой сельскохозяйственного сырья с численностью рабочих 44 тыс. человек. Кроме того работало более 70 тыс. кустарных мастерских.

Основу сельского хозяйства составляло животноводство с высокотоварной отраслью - овцеводством. Обрабатывалась площадь до 2 млн. гектаров. Важнейшими культурами являлись пшеница, ячмень, кукуруза и рис.

Крестьяне, составлявшие 80 % населения, в большинстве своем не имели в собственности земли и находились в долговой кабале у землевладельцев и сельских ростовщиков.

С помощью Советского Союза был построен знаменитый Джелалабадский ирригационный комплекс. Обслуживанием комплекса занимались примерно 6 тыс. рабочих и служащих.

Здесь работали и около 80 советских специалистов. Важное место в экономике страны занимала внешняя торговля. Порядка 66 % экспорта приходилось на каракуль, шерсть, хлопок и фрукты, а 34 % - на газ, цемент, барий и ковры.

Города и населенные пункты тяготеют к долинам рек и водоисточникам. По данным на 1979 г. подавляющее большинство населения проживало в сельских населенных пунктах - 87,3 %, а в городах - 12,7 %.

В городах были узкие и обычно немощеные, без тротуаров улицы, дома строились одноэтажными и редко в два этажа. Как правило, и в городах, и в сельской местности дома фасадами обращены во двор, а все домовладение окружено глухой высокой каменной или глинобитной стеной. Такой характер улиц и застроек требовал от наших боевых подразделений освоения неотработанной ранее тактики ведения уличных боев.

Железных дорог в Афганистане не было, за исключением ветки протяженностью 5,5 км между Кушкой и Тарагунды. Подавляющая часть грузооборота страны приходилась на имевшиеся автомобильные дороги.

Трубопроводный транспорт Афганистана был представлен двумя газопроводами: от Хаджа-Чухрдаг (101 км, диаметр - 0,82 м) - до границы с Советским Союзом и до завода азотных удобрений в Мазари-Шарифе (88 км, диаметр 0,32 м).

В условиях отсутствия в стране железнодорожных путей и слабого развития автомобильных дорог определенный прогресс наблюдался в воздушном сообщении. Здесь имелись 35 аэродромов, два их них - в Кабуле и Кандагаре - международные.

В период нахождения 40 армии в Афганистане ее военно-транспортная авиация (ВТА) использовала 18 аэродромов. В труднодоступной местности незаменимым было применение вертолетов Ми-8, Ми-8МТ и М-6 для перевозки боеприпасов, продовольствия, горючего и смазочных материалов, оборудования, строительных материалов, почты, а также солдат и офицеров.

Роль речного транспорта в перевозке грузов вовсе незначительна. Единственной судоходной рекой является пограничная Амударья. Ее своенравный характер причинял немало трудностей при наведении понтонного моста накануне ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года, а также в начале 1980 года, когда через реку понадобилось проложить линии полевого магистрального трубопровода для подачи горючего с правого берега на левый.

Издавна по Амударье осуществлялись перевозки между советским портом Термез и афганскими портами Хайратон, Ширхан и Келиф. Задолго до ввода советских войск по этим направлениям шла поставка грузов Афганистану из Советского Союза. Ведущую роль при этом играло направление Термез - Хайратон. Горючее, в частности, транспортировалось из Термеза в Хайратон наливными баржами грузоподъемностью 250 и 330 т.

См. далее:
2. Отмобилизование органов тыла при вводе войск на территорию Афганистана

Литература:
Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 - 1989 гг.)

См. также - 2:
1. Трудные дороги Афганистана
2. Охрана коммуникаций и объектов тыла на территории Афганистана
3. Особенности транспортного обеспечения войск в Афганистане



Другие новости и статьи

« Организация питания личного состава 40-й армии в оборудованных военных городках

Войсковой тыл на территории Афганистана: перемещение и обустройство »

Запись создана: Четверг, 24 Январь 2019 в 2:45 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Аэродромное, Защита, охрана и оборона тыла, Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Транспорт, Управление тылом.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы