Условия Афганистана, влияющие на тыловое обеспечение войск
Афганистан - государство, расположенное в Юго-Западной Азии на восточной части Иранского Нагорья, с площадью 647 тыс. кв.км. Территория страны простирается с востока (от Хайберского горного перехода) на запад (до Зульфигарского ущелья) на 960 км. И с севера (от пункта Хамиаб) на юг (до Чигайских гор) на 800 км. Столицей государства является Кабул.
Из Афганистана пути ведут в Индию и Китай, к Индийскому океану, в Среднюю и Юго-Западную Азию, в Европу.
В 1979 году страна имела границы с пятью государствами: СССР - 2384 км, Ираном - 820 км, Пакистаном - 2180 км, Индией - 120 км, Китаем - 75 км. С Советским Союзом граница проходила по рекам Амударья и Пяндж, Памиру и горным хребтам.
Природа Афганистана сурова и лишена благоприятных условий для проживания. Здесь особый климат, мало плодородной земли и водоисточников, резкие перепады температур, сильные ветры, неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка. До 85 % территории страны - это горы, нагорье и плоскогорье, остальное - равнины (степи и полупустыни). По направлению с северо-востока на юго-запад протянулись высочайшие хребты Гиндукуша, а на западе - менее высокие хребты Паропамиза. На юге Гиндукуша и Паропамиза расположено нагорье Хазараджат и Газни - Кандагарское плоскогорье, на крайнем северо-востоке - Ваханский хребет Памира.
Преобладающие абсолютные высоты гор Гиндукуша равны 4000-5000 м, гор Паропамиз 2000-3000 м, Ваханского хребта 5000-6000 м. Наивысшей точкой страны (7455 м) является вершина Нушак, расположенная в Гиндукушс. К югу от гор Гиндукуш и Паропамиз расположены сильно расчлененное и труднодоступное нагорье Хазараджат.
Климат Афганистана субтропический, умеренно- континентальный, засушливый; характерен резкими суточными и годовыми изменениями температуры. Среднегодовая температура воздуха во многом определяется характером рельефа и высотными отметками местности. Так, на равнинах и местами в межгорных котловинах (на абсолютной высоте 1500 м) она равна 16-21° С, в горах на высотах более 3400 м среднегодовая температура ниже 0° С. В июле (самый жаркий месяц в большей части территории страны) среднемесячная температура на равнинах и местами в межгорных котловинах 30-34° С. В горах среднемесячная температура в январе (местами - в феврале) на высоте более 2000-3000 м минус 6° С - минус 14° С.
Количество осадков в равнинной местности гораздо меньше, чем в горной. Сильные ветры, сопровождаемые пыльными и песчаными бурями, наблюдаются в пустынях, долинах и котловинах. Они на территории Афганистана имеют разные направления и скорости. Скорость сильного ветра («афганца») достигает 17-25 м/с.
Такой климат вызывает целый комплекс неблагоприятных реакций на организм человека, что в полной мере испытали советские военнослужащие.
По материалам выборочной переписи населения Афганистана в 1979 году его численность составляла 15,54 млн. человек, из них 13,05 млн. вели оседлый и 2,49 млн. - кочевой или полукочевой образ жизни, такой деятельностью как изготовление мебели они не занимаются .
Ресурсы страны очень скудны, плодородных земель и воды очень мало, поэтому одной из черт жизни подавляющего числа афганцев является крайняя бедность. Именно она приводила к необходимости добывать жизненно требующиеся ресурсы, а наиболее легкий путь был один - заняться набегами и грабежами. Вот, в частности, одна из черт в характере афганца - грабительские инстинкты. Принять участие в набеге на кишлак, в вооруженном нападении на караван, ограбить, получить богатую добычу - своеобразный подвиг, этим гордятся, никто такие действия не осуждает. Такого принципа придерживалась вооруженная оппозиция для своего обогащения при нападении на транспортные колонны с оружием, продовольствием, одеждой и другим имуществом советских войск.
В экономическом плане Афганистан - аграрная страна со слаборазвитой промышленностью, одна из самых отсталых и бедных стран мира с крайне примитивными формами хозяйствования.
Наряду с потрясающей бедностью государства и населения недра страны довольно богаты полезными ископаемыми. Геологи СССР, Румынии, Чехословакии, США, ФРГ, Японии нашли залежи нефти, газа, каменного угля, железной руды, меди, свинца, цинка, каменной и поваренной соли, золота, урановой руды. Урановая руда является довольно богатой и содержит до 10 % урана. Вместе с тем добыча полезных ископаемых ведется слабо и характеризуется низким техническим уровнем.
Советский Союз оказывал Афганистану все виды экономической, технической, научной помощи, зачастую безвозмездно. Построена гидроэлектростанция, политехнический институт, автомеханический техникум, домостроительный комбинат, хлебозавод и целый ряд других сооружений. В течение 10 лет СССР строил высокогорный туннель через хребет Саланг.
К 1978 году в стране имелось небольшое количество фабрично-заводских предприятий, занятых, главным образом, первичной переработкой сельскохозяйственного сырья с численностью рабочих 44 тыс. человек. Кроме того работало более 70 тыс. кустарных мастерских.
Основу сельского хозяйства составляло животноводство с высокотоварной отраслью - овцеводством. Обрабатывалась площадь до 2 млн. гектаров. Важнейшими культурами являлись пшеница, ячмень, кукуруза и рис.
Крестьяне, составлявшие 80 % населения, в большинстве своем не имели в собственности земли и находились в долговой кабале у землевладельцев и сельских ростовщиков.
С помощью Советского Союза был построен знаменитый Джелалабадский ирригационный комплекс. Обслуживанием комплекса занимались примерно 6 тыс. рабочих и служащих.
Здесь работали и около 80 советских специалистов. Важное место в экономике страны занимала внешняя торговля. Порядка 66 % экспорта приходилось на каракуль, шерсть, хлопок и фрукты, а 34 % - на газ, цемент, барий и ковры.
Города и населенные пункты тяготеют к долинам рек и водоисточникам. По данным на 1979 г. подавляющее большинство населения проживало в сельских населенных пунктах - 87,3 %, а в городах - 12,7 %.
В городах были узкие и обычно немощеные, без тротуаров улицы, дома строились одноэтажными и редко в два этажа. Как правило, и в городах, и в сельской местности дома фасадами обращены во двор, а все домовладение окружено глухой высокой каменной или глинобитной стеной. Такой характер улиц и застроек требовал от наших боевых подразделений освоения неотработанной ранее тактики ведения уличных боев.
Железных дорог в Афганистане не было, за исключением ветки протяженностью 5,5 км между Кушкой и Тарагунды. Подавляющая часть грузооборота страны приходилась на имевшиеся автомобильные дороги.
Трубопроводный транспорт Афганистана был представлен двумя газопроводами: от Хаджа-Чухрдаг (101 км, диаметр - 0,82 м) - до границы с Советским Союзом и до завода азотных удобрений в Мазари-Шарифе (88 км, диаметр 0,32 м).
В условиях отсутствия в стране железнодорожных путей и слабого развития автомобильных дорог определенный прогресс наблюдался в воздушном сообщении. Здесь имелись 35 аэродромов, два их них - в Кабуле и Кандагаре - международные.
В период нахождения 40 армии в Афганистане ее военно-транспортная авиация (ВТА) использовала 18 аэродромов. В труднодоступной местности незаменимым было применение вертолетов Ми-8, Ми-8МТ и М-6 для перевозки боеприпасов, продовольствия, горючего и смазочных материалов, оборудования, строительных материалов, почты, а также солдат и офицеров.
Роль речного транспорта в перевозке грузов вовсе незначительна. Единственной судоходной рекой является пограничная Амударья. Ее своенравный характер причинял немало трудностей при наведении понтонного моста накануне ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года, а также в начале 1980 года, когда через реку понадобилось проложить линии полевого магистрального трубопровода для подачи горючего с правого берега на левый.
Издавна по Амударье осуществлялись перевозки между советским портом Термез и афганскими портами Хайратон, Ширхан и Келиф. Задолго до ввода советских войск по этим направлениям шла поставка грузов Афганистану из Советского Союза. Ведущую роль при этом играло направление Термез - Хайратон. Горючее, в частности, транспортировалось из Термеза в Хайратон наливными баржами грузоподъемностью 250 и 330 т.
См. далее:
2. Отмобилизование органов тыла при вводе войск на территорию Афганистана
Литература:
Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 - 1989 гг.)
См. также - 2:
1. Трудные дороги Афганистана
2. Охрана коммуникаций и объектов тыла на территории Афганистана
3. Особенности транспортного обеспечения войск в Афганистане
Другие новости и статьи
« Организация питания личного состава 40-й армии в оборудованных военных городках
Войсковой тыл на территории Афганистана: перемещение и обустройство »
Запись создана: Четверг, 24 Январь 2019 в 2:45 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Аэродромное, Защита, охрана и оборона тыла, Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Транспорт, Управление тылом.
метки: ВТА, дороги, граница, Афганистан, Транспорт
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика