Отмобилизование органов тыла при вводе войск на территорию Афганистана



Отмобилизование органов тыла при вводе войск на территорию Афганистана

oboznik.ru - Отмобилизование органов тыла при вводе войск на территорию Афганистана

Тыловое обеспечение войск, вводимых на территорию Демократической республики Афганистан (ДРА), планировалось осуществлять за счет сил и средств имевшегося войскового тыла и отмобилизовываемых в этих целях подразделений и частей тыла. К моменту ввода 40 армии на территорию Афганистана армейский тыл отсутствовал. Позднее, после формирования и необходимого усиления, армейский тыл направлялся в районы оперативного предназначения.

Главная особенность обеспечения ввода войск вытекала из того, что они вводились по двум отдельным, изолированным друг от друга (на 600 - 800 км) направлениям (Термезско-Кабульском и Кушка-Шиндандском). Следовательно, требовалось создать автономную, эшелонированную и жизнеспособную систему тылового обеспечения на каждом из этих направлений.

Значительные масштабы подготовительных мероприятий для ввода войск в Афганистан высветили серьезные проблемы в мобилизационной работе тыла, проводимой в Туркестанском военном округе (ТуркВО) в повседневной деятельности.

Не было отработано устойчивое взаимодействие между военкоматами, воинскими частями-формирователями, местными органами власти, руководителями предприятий и отдельных хозяйств.

Организация работы комплектующих военкоматов давала сбои и допускала в ходе отмобилизования существенные просчеты.

Качеству проводимого укомплектования особого внимания не уделялось, что привело к массовой замене уже призванных и направленных в части военнообязанных, неспособных по тем или иным причинам выполнять задачи по служебному предназначению. Срывались установленные сроки отмобилизования, а проводимая замена военнообязанных еще больше увеличивала его время. Нередко эти мероприятия проводились с превышением установленных сроков в более продолжительное время, достигавшее восьми - десяти суток.

По мобилизационным планам, касательно тыловых органов, в первую очередь подлежали отмобилизованную автомобильные части, полевые армейские склады и ряд других учреждений служб тыла.

Однако в сложившейся обстановке не все части и учреждения-формирователи справились с этой задачей. В одних случаях сказывалась неудовлетворительная подготовка к проведению этих мероприятий, в других - крайне ограниченная штатная численность имевшихся автомобильных и дорожных депо для своевременного и качественного формирования новых частей и соединений тыла.

И вообще тыловые и ремонтные части и подразделения развертывались в последнюю очередь, а некоторые из них - уже в ходе начавшегося ввода войск.

Из-за отсутствия в ряде частей и соединений достаточного количества складских помещений не все материальные средства неприкосновенного запаса (НЗ) хранились в полном наборе (отдельные сорта горючего и смазочных материалов, ряд предметов вещевого имущества, необходимый ассортимент продуктов питания и др.).

Особо ощутимой оказалась недозакладка у формирователей на хранение теплого обмундирования (телогреек, шаровар ватных, валенок и др.), что потребовало в срочном порядке осуществлять доставку названных предметов с окружных вещевых складов, расположенных на значительном удалении.

В частях-формирователях отсутствовали в необходимом количестве палатки и оборудование для развертывания пунктов приема личного состава и мест его размещения, что крайне отрицательно сказывалось в зимних условиях.

Некоторые вновь сформированные части и подразделения прибывали в районы своего предназначения без обменных фондов белья и положенных войсковых запасов вещевого имущества.

Имевшиеся в округе технические средства служб тыла в большем количестве были устаревшими и не в полной мере отвечали современным требованиям.

Содержавшиеся в соединениях на длительном хранении технические средства продовольственной службы (хлебопекарные печи, тестомесительные агрегаты, просеивательные машины) оказались морально и физически устаревшими (выпуск 50-х годов). В результате после двух-трех недель эксплуатации они зачастую выходили из строя. На складах ТуркВО отсутствовали запасные части для их ремонта. Воинские части специальным транспортом для перевозки скоропортящихся продуктов были обеспечены не более чем на 50 %, вновь формируемые - вообще его не имели.

На складах продовольственной службы 5 и 108 мсд технические средства долгое время не обслуживались, поэтому некоторые из них вообще не были пригодны к эксплуатации. Призываемый из запаса на укомплектование этой службы личный состав плохо знал технические средства и не имел опыта работы на них.

Положение усугублялось тем, что технические средства продовольственной и вещевой служб из народного хозяйства, как правило, прибывали разукомплектованными.

Низким техническим состоянием характеризовалась поступающая из народного хозяйства автомобильная техника. Так, например, коэффициент технической готовности одного из сформированных оавтб, в составе которого насчитывалось 235 автомобилей, не превышал 0,6.

Существенные недостатки имели место при укомплектовании воинских частей и учреждений средствами заправки и транспортирования горючего, поступающих из народного хозяйства. [1]

Большая часть автомобилей, предназначенных для автомобильных батальонов подвоза, была на шасси ГАЗ (ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-5Э) с цистернами малой вместимости (от 1,5 до 2,2 кб.м). Были и такие случаи, когда взамен автоцистерн для горючего поступали автоцистерны для подвоза молока и даже ассенизационные машины.

Средняя грузоподъемность автомобильного батальона подвоза горючего, укомплектованного такой техникой, при наличии в нем 235 автомобилей составляла чуть больше 500 т, тогда как грузоподъемность штатного батальона должна быть равной 640 т при наличии 216 автомобилей. Кроме того, поступавшие автомобили в большинстве своем находились в неудовлетворительном техническом состоянии. Коэффициент технической готовности большинства батальонов был крайне низким и составлял 0,52 - 0,65.

Возникла острая необходимость в срочной замене поступившей техники другими марками. Взамен автоцистерн на шасси автомобилей типа «ГАЗ», поступивших по мобилизации из народного хозяйства, поставлялись из запасов Центра Министерства обороны для 40 армии автоцистерны повышенной грузоподъемности АЦ-5,5-375, АЦ-8,5-255Б на шасси автомобилей высокой проходимости типа Урал и КрАЗ. К концу 1980 г. было поставлено 1400 таких автоцистерн.

Однако и этими мероприятиями полностью снять проблему грузоподъемности транспорта подвоза не удалось. Поэтому было принято решение использовать для подвоза горючего в окружном и армейских звеньях бортовые автомобили типа КамАЗ, устанавливая на них стальные резервуары Р-4, Р-6, Р-8 и резинотканевые МР-4. Переоборудование автомобилей производилась на окружных складах.

На автомобили КамАЗ 5320 устанавливалось по одному резервуару Р-4 и 11 шт. 200 литровых бочек, а на каждый прицеп - по два резервуара Р-4. Один такой автопоезд принимал до 12 т горючего. В последующем практиковалось вместо бочек устанавливать еще один резервуар Р-4, что позволило довести грузоподъемность автопоезда до 13,5 т.

Общая грузоподъемность всего наливного и бортового автотранспорта подвоза горючего окружного и армейского звеньев была доведена до 8,3 тыс. т.

Штатные средства связи в сформированных частях (подразделениях) тыла имелись в наличии лишь на 15 % от потребности. Более того, имевшиеся средства связи были неработоспособными из-за отсутствия в их аккумуляторных батареях электролита.

При развертывании войск и их подготовки к вводу Афганистан по двум направлениям значительное количество недостающих материальных средств подвозилось со складов, находившихся в 900 - 1200 км на Иранском операционном направлении в районах Ашхабада и Кизыл - Арвата. Для решения этой задачи в первую очередь было отмобилизовано по два батальона 53 и 23 автп. В это же время в районах Термез и Кушка были развернуты полевые отделения окружных складов ТуркВО.

При организации тылового (прежде всего материального) обеспечения ввода войск в Афганистан органы управления тыла не смогли учесть особенности и трудности проведения марша в сложных условиях горно-пустынной местности. Несмотря на это обстоятельство, существенных срывов в обеспечении войск при их выдвижении в назначенные районы на территории ДРА допущено не было.

В период выдвижения войск склады ТуркВО и их полевые отделения работали практически круглосуточно. Кроме того, на маршрутах ввода войск округом были развернуты:

- отделение склада горючего на 2,3 тыс. кб.м;
- два комплекта полевых заправочных пунктов ПЗП-20 (всего на 80 точек заправки);
- два отделения ПМХ;
- подвижная медицинская группа 560 омо.

Создавалась устойчивая система обеспечения войск необходимыми запасами материальных средств при их выдвижении в назначенные районы.

Примечание:
[1] Служба горючего в Афганской войне. МОО “Ветераны-пенсионеры службы горючего ВС РФ”. 2009. С. 60, 70.

См. далее:
3. Обеспечение горючим при вводе Советских войск на территорию Афганистана

См. также:
1. Условия Афганистана, влияющие на тыловое обеспечение войск

Литература:
Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 - 1989 гг.)

См. также - 2:
1. Трудные дороги Афганистана
2. Охрана коммуникаций и объектов тыла на территории Афганистана
3. Особенности транспортного обеспечения войск в Афганистане



Другие новости и статьи

« Пророчества чухонских старцев

Продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание военнослужащих »

Запись создана: Понедельник, 8 Октябрь 2018 в 5:39 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Вещевое обеспечение, Медицинское обеспечение, Продовольственное, Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Служба горючего, Транспорт, Управление тылом.

Метки: , , , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы