Обеспечение горючим при вводе Советских войск на территорию Афганистана
В войсках, предназначенных для ввода в Афганистан, были созданы повышенные запасы горючего.
В соединениях и частях на технике устанавливалась дополнительная тара (бочки и канистры), за счет чего запас хода по горючему был доведен для автомобилей ЗИЛ-130 до 970 км, «Урал-375» до 750 км, ГАЗ-66 до 1260 км и ГАЗ-53 до 1015 км.
.
.
[2]
Склады горючего на аэродромах Военно-транспортной авиации (ВТА), осуществлявшей переброску десантных войск, были заполнены до полной вместимости.
Окружные склады горючего, задействованные для обеспечения ввода войск на маршрутах выдвижения по территории СССР осуществляли массовую заправку техники с использованием полевых заправочных пунктов.
За счет сил и средств окружных складов горючего развертывались их нештатные отделения на маршрутах выдвижения войск: на Кабульском направлении (емкость 6 тыс. куб. м) - в районе Термеза, на Шиндандском направлении (емкостью 8 тыс. куб. м) - в районе Кушки. Отделения складов комплектовались резинотканевыми резервуарами МР-25, МР-50, МР-150 и МР-250. Вместимость этих отделений была по 2,5 - 3,0 тыс. куб.м.
Включение в состав колонн тыла дивизии и частей некоторого количества окружного автотранспорта подвоза повышало возможности по обеспечению горючим и сокращало время на дозаправку техники.
В ходе марша на территории Афганистана силами и средствами выдвигающихся дивизий оборудовались в благоприятных для этого условиях местности районы дозаправки гусеничных и колесных машин. Здесь развертывались полевые заправочные пункты ПЗП-А, которые демонстрировали свою эффективность в качестве средств массовой заправки техники. Использование ПЗП-А и при необходимости автотопливозаправщиков полкового и дивизионного звеньев, которые рассредоточивались по колоннам войск, позволяло обеспечить заправку одного полка в среднем за 2 часа (с учетом времени прохождения колонн через район дозаправки).
Для заправки самолетов ВТА, осуществлявших переброску личного состава и техники, были организованы три района заправки, в которые подано более 200 тыс. т авиационного керосина.
Расход горючего на 100 км марша на территории СССР составил по автобензину 0,5 заправки, по дизельному топливу 0,65 заправки.
При совершении марша по территории Афганистана расход горючего колебался в широком диапазоне.
[3]
31 декабря 1979 г. по инициативе начальника ЦУРТГ МО генерал-полковника В.В. Никитина состоялось совещание в Госснабе СССР, результаты которого во многом определили и повлияли на организацию обеспечения горючим советских войск в Афганистане.
1 января 1980 г. генерал-полковник В.В. Никитин принял решение о создании оперативной группы ЦУРТГ МО для координации работ по бесперебойному обеспечению горючим и техническим средствам 40 А.
С 15 января 1980 г. оперативную группу возглавил начальник 1 управления ЦУРТГ МО генерал-майор А.М. Сиренко. С первых же дней работы группа круглосуточно поддерживала связь со службой горючего Туркенстанского военного округа и 40 армии.
Оперативная группа готовила на утверждение начальнику ЦУРТГ МО предложения по оперативному решению всех возникающих вопросов. Она контролировала формирование и отправку в районы предназначения частей и учреждений службы, отгрузку горючего и технических средств с заводов промышленности, складов и баз, продвижение железнодорожных транспортов с горючим и техническими средствами, работу автомобильных частей и подразделений подвоза горючего на территории Афганистана, наличие горючего на перевалочных базах и армейских складах и др.
В начале развертывания системы обеспечения горючим становилось очевидным, что для устойчивого обеспечения войск необходимо срочно увеличить вместимость складов горючего перевалочных баз и обустраивать сеть войсковых складов.
Для решения проблемы уже в первой половине 1980 г. были развернуты 28 полевых складов общей вместительностью 67 тыс. куб.м, в том числе 17 войсковых вместительностью 18 тыс. куб.м, 9 аэродромных вместительностью 14 тыс. куб.м и 2 армейских склада с отделениями общей вместительностью 35 тыс. куб.м. [4]
К 10 января 1980 г. в состав перевалочных баз вошли склады горючего, сформированные по штату армейского. Таким образом они сменили ранее находившиеся там отделения окружных складов горючего.
Также встал вопрос о создании в районе Термеза перегрузочного района с подачей горючего через пограничную реку Амударья по трубопроводу. Для его реализации был сформирован отдельный трубопроводный взвод. В конце января - начале февраля 1980 г. силами взвода была развернуты три линии трубопровода ПМТ-150, пересекавшие под водой реку Амударья (государственная граница). Развернутые линии трубопровода соединили склад перевалочной базы в районе Термеза в СССР с отделением склада (6 тыс м3) в районе Хайратона в Афганистане.
С этого был начат этап превращения полевого магистрального трубопровода в основной вид транспорта горючего в звене округ - армия. После чего налив автомобильных колонн горючим производился только в Хайратоне без пересечения государственной границы по понтонной переправе через Амударью с огромной затратой времени на досмотр колонн, сдачу (получение) оружия и оформление необходимых документов.
По такому же принципу в мае 1980 г. была организована перевалка горючего через государственную границу в Кушке, где были проложены три линии трубопровода протяженностью до 10 км. Они соединили склад горючего перевалочной базы в Кушке на территории СССР с отделением склада в Афганистане в районе Турагунди.
Суммарная вместимость окружных складов горючего, расположенных на территории СССР вблизи государственной границы, была доведена до 26 тыс. куб.м (16 тыс. куб.м в районе Термеза и 10 тыс. куб.м в районе Кушки). Это обеспечивало потребность советских войск в Афганистане в горючем на 15-20 суток. [5]
Из состава наливных и бортовых автобатальонов, выделенных для подвоза горючего, было сформировано 26 автомобильных колонн, в том числе 3 окружных, 12 армейских и 11 войсковых.
Опыт развертывания системы обеспечения горючим войск и создания материально-технической базы службы горючего показал высокую эффективность резинотканевых резервуаров, с помощью которых быстро и практически в любых условиях развертывались полевые склады.
На протяжении всего этапа начала развертывания системы обеспечения горючим были созданы полевые склады горючего в приграничной полосе с использованием подвижных стальных и резинотканевых резервуаров, оборудовались войсковые склады горючего соединений и частей в местах их дислокации, началась прокладка полевых магистральных трубопроводов и заложена стройная система обеспечения горючим по схеме «Центр - округ - армия - соединение (часть)».
Примечание:
[2] Информационный сборник Тыла ВС РФ № 121. М. 1995. С. 18
[3] Служба горючего в Афганской войне. МОО «Ветераны-пенсионеры»
службы горючего ВС РФ. 2009.С 74
[4] Там же С. 81
[5] Там же С. 83
См. далее:
4. Обеспечение продовольствием при вводе Советских войск на территорию Афганистана
См. также:
1. Условия Афганистана, влияющие на тыловое обеспечение войск
2. Отмобилизование органов тыла при вводе войск на территорию Афганистана
Литература:
Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 - 1989 гг.)
См. также - 2:
1. Трудные дороги Афганистана
2. Охрана коммуникаций и объектов тыла на территории Афганистана
3. Особенности транспортного обеспечения войск в Афганистане
Другие новости и статьи
« Войска связи в Великой Отечественной войне: цифры и факты
Внутренняя политика Екатерины II. « Просвещѐнный абсолютизм» »
Запись создана: Среда, 31 Октябрь 2018 в 1:49 и находится в рубриках Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Служба горючего.
метки: запасы, заправка, горючее, склады, расход
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика