Иван Андреевич Усатов
В армию призван в 1942-м. Разведчик, принимал участие в боях на Сталинградском, Калининском, 1-ми 3~м Белорусских фронтах. Награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга» и другими. С 1991 по 1995 г. И.А. Усатое работал профессором кафедр управления, планирования и размещения производительных сил и менеджмента Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.
НА ГОРЯЧЕЙ ЗЕМЛЕ СТАЛИНГРАДА
До войны я жил в Сибири, в станице недалеко от Омска. Вьюжным февралем 1942 года я и мои товарищи наконец получили повестки в военкомат. Всех нас, человек 25, в полушубках, в валенках отправили, как оказалось, в жаркий Ташкент, а затем — в Чирчик.
Там мы стали курсантами пулеметно-минометного военного училища. Четырехлетняя программа была сжата до шестимесячного курса обучения, но и его нам завершить не удалось. Учеба давалась тяжело, так как стояла страшная жара, а мы занимались «с полной выкладкой». В конце июля 1942 года, примерно за неделю до выпускных экзаменов, нам объявили о срочной отправке на фронт. До места назначения — а им оказался Сталинград — мы ехали неделю, часто подвергаясь бомбардировкам.
Немало молодых ребят погибло, не доехав до фронта. Сталинград! Вот где было настоящее пекло. После войны подсчитано, что на долю солдата этой грандиозной битвы выпадало в среднем 12 часов активной жизни, после чего он выбывал из строя. Я попал в 152-ю отдельную разведроту 169-й стрелковой дивизии в качестве командира группы.
Наверное, оказался «счастливчиком», ибо судьба отвела мне три месяца пребывания на горячей земле Сталинграда. Первое боевое крещение наши курсанты получили на следующий день после прибытия. Выбравшись из окопов, мы осматривались, намечая место, где удобнее было бы перебраться в расположение противника.
Беспечно высовывались из-за развалин, пока вдруг около нас не раздался страшный грохот и градом посыпались осколки. Все бросились на землю. Позднее мы привыкли к тому, что именно под землей протекает основная жизнь воина в перерывах между боями. За время Сталинградской битвы с моим участием было захвачено восемь «языков», написано множество докладов командованию по результатам наших наблюдений за противником.
В Сталинграде я получил и первую награду. Никогда не забуду о курьезных обстоятельствах этого события. Наша группа получила задание достать «языка», у которого нужно было узнать, какую операцию готовят окруженные немцы, чтобы встретить группировку Манштейна, шедшую им на выручку. Дня три мы готовились, выбирали место, где лучше перейти в расположение немцев. Наконец, в одну из ночей бесшумно, по-пластунски углубились метров на 400 за линию фронта.
Около одного из командных пунктов мы захватили нужную персону. Отход нашей группы с «языком» обеспечивала более многочисленная группа прикрытия. Захваченный оказался офицером невысокого звания, но с планшетом важных документов. При захвате и переправке через линию фронта он не особенно сопротивлялся, так как был здорово пьян. На следующее утро в нашу землянку вошел командир развед-роты капитан Олексюк, с ним замполит капитан Евсеев. Мы построились, и командир роты, обращаясь ко мне, спросил: «Вот ты, Усатов, какую бы награду хотел получить за вчерашнюю операцию?» Я немного растерялся и прокричал на всю землянку: «Медаль «За отвагу»!» Все захохотали.
Вдоволь насмеявшись, командир сказал: «Эх, старшина, почему ты просишь медаль, а не орден Красной Звезды, которым мы намеревались тебя наградить? Но раз таково твое желание, — получай медаль «За отвагу». Ну, а ордена у тебя еще будут!» Так я стал обладателем первой боевой награды и никогда не сожалел, что назвал именно ее. До сих пор это самая дорогая для меня награда. 16 ноября 1942 года за три дня до начала победоносного наступления наших войск в районе Сталинграда я был ранен; лежал в госпитале в городе Пугачеве, а затем в Саратове.
Вернуться в свою часть мне уже не удалось. Воевал на других фронтах — 1-м, 2-м и 3-м Белорусских, Прибалтийском. И здесь своим ратным трудом «заработал» боевые ордена. Войну я завершил в Восточной Пруссии, в районе Кенигсберга и прилегающей к нему с моря косы Фрише Нерунг, Здесь мне было присвоено звание старшего лейтенанта.
Другие новости и статьи
« Потребление энергоресурсов растет
Запись создана: Четверг, 20 Сентябрь 2012 в 0:52 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика