1 Октябрь 2012

Красавина Лидия Николаевна

Фильм о торжественной встрече выпускников и ветеранов факультета (университета)

65-летию ВФЭФ посвящается!

oboznik.ru - Красавина Лидия Николаевна

Красавина Лидия Николаевна, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Центра исследований международных экономических отношений Института финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ. Награждена орденом Почёта, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда» и др.

В течение 10 лет мне довелось вести занятия на Военно-финансовом факультете при Московском финансовом институте по курсу «Денежное обращение и кредит капиталистических стран». Заведующий кафедрой профессор B.C. Геращенко предварительно побеседовал со мной, подчеркнув, что это ответственное задание для молодого преподавателя, и просил учесть специфику занятий в военной аудитории.

На первой же лекции эта специфика проявилась прежде всего в высокой дисциплинированности слушателей. На лекции присутствовали почти 100 офицеров потока. Все они конспектировали её, следуя моему совету: «не записанная мысль на лекции - это пропавшая мысль». Помню, один офицер только слушал, ничего не записывал, а на мой вопрос во время перерыва о причине этой аномалии ответил, что его завораживает мой голос. Выборочная проверка конспектов потребовала разъяснения, как надо более рационально выделять главное в записи лекции.

Специфика контингента слушателей Военно-финансового факультета определила особенность применения традиционной методики преподавания, основанной на лучших традициях отечественной высшей школы.

Слушатели легко восприняли методику «погружения» в изучение денежного обращения и кредита при капитализме, для них это был непрофильный предмет, но необходимый для формирования военных специалистов широкого профиля, а не только по финансовому обеспечению нашей армии. При этом мне помогло то, что в период учёбы на факультете «Международные экономические отношения» Московского финансового института в 1945-1950 гг. все студенты изучали, в соответствии с учебным планом, курс по финансовому обеспечению армии.

Сложность преподавания курса «Денежное обращение и кредит капиталистических стран» заключалась в его отдалённости от профессиональной специализации военных слушателей-финансистов. Поэтому пришлось выявлять связующие моменты между данной учебной дисциплиной и их военно-финансовой специализацией, например использование на Западе эмиссии денег, инфляции как одного из методов финансирования военных расходов. При рассмотрении международных расчётов в условиях войны подчёркивалось использование в основном золота для погашения международных обязательств стран и приводились примеры использования Советским Союзом золотых слитков международного класса для расчётов с США и Великобританией за военные поставки.

Важным аспектом преподавания данной дисциплины являлось изучение понятий и категорий, присущих рыночной экономике, но непривычных для условий планово-централизованной экономики. Это, возможно, помогло выпускникам Военно-финансового факультета легче и быстрее адаптироваться к новым понятиям в условиях перехода России крыночной экономике. Ведь они изучали инфляцию, валютный курс, игру на его понижение или повышение, курс валют, ценные бумаги, конвертируемость валют и т.д.

Пришлось вносить коррективы в методику проведения семинарских занятий. Традиционная форма заслушивания заранее подготовленных докладов приводила к тому, что слушатели при подготовке к семинару изучали, как правило, один вопрос по теме. Поэтому была введена эффективная методика, основанная на сочетании докладной системы с обменом мнениями, добровольными выступлениями и с проверкой знаний преподавателем по всем вопросам семинарского занятия. Такая методика семинарских занятий была направлена на анализ слушателями конкретных проблем, на умение аргументировать свои оценки.

В начале у слушателей образовалось много «долгов» по семинарам, которые им пришлось отрабатывать на обязательных консультациях. Консультации были необходимы, т.к. специфика военной аудитории проявлялась также и в дифференциации слушателей по уровню общей подготовки к усвоению учебной дисциплины и по возрастному составу. Некоторые из них были намного старше меня. Поэтому требовались разный подход и дополнительные консультации.

Контроль за знаниями и ответственное отношение слушателей обеспечили высокие результаты экзаменов. Неожиданно трудным для меня оказался приём экзаменов, поскольку офицеры упорно боролись за отличные оценки.

В целом преподавание на Военно-финансовом факультете было для меня хорошей школой, т.к. требовались тщательная подготовка к лекции и поиск методики преподавания во «взрослой», к тому же мужской, аудитории.

Этот опыт впоследствии мне пригодился в процессе преподавания на специальном факультете, а также в качестве его декана. Созданный в 1977 г. факультет по подготовке финансистов и банкиров для работы за рубежом, как и Военный факультет, также отличался мужским составом. Лишь с 1992 г. в условиях перехода к рыночной экономике на спецфакультете стали учиться женщины. Знаменательно, что первое время спецфакультет размещался в здании Военно-финансового факультета, в известной мере, это было обусловлено повышенным интересом к факультету, особенно после того, как некоторые зарубежные средства массовой информации назвали его «центром подготовки экономических разведчиков» в комментариях к фотографиям некоторых наших слушателей во время их стажировки за рубежом.

Подводя итог своему рассказу о преподавании на Военном факультете, я с благодарностью вспоминаю слушателей, которые в течение 10 лет упорно изучали курс «Денежное обращение и кредит капиталистических стран». Этот предмет не являлся для них профильной учебной дисциплиной, но был необходим для расширения их кругозора. Офицеры получали на факультете не только фундаментальное, но и разностороннее образование.

Я благодарна руководству и штатным преподавателям - офицерам Военно-финансового факультета за доброжелательное отношение ко мне - молодому преподавателю.

Спустя много лет, когда мне была присвоена высокая учёная степень, мое десятилетнее сотрудничество с этим факультетом продолжилось в течение следующих 10 лет в качестве члена Учёного совета по защите диссертаций. Причём приятно было встретить соискателей учёной степени из числа офицеров, которым в своё время я преподавала.

Работа на Военно-финансовом факультете - это дорогая для меня составная часть всей моей педагогической и научной деятельности.

Другие новости и статьи

« Артамонов Александр Дмитриевич

Никольский Петр Сергеевич »

Запись создана: Понедельник, 1 Октябрь 2012 в 13:10 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука, Финансовое.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Прописка. Онлайн консультация юриста
propiska24.com

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика