3 Октябрь 2018

Способы защиты прав призывников и солдат срочной службы

oboznik.ru - Способы защиты прав призывников и солдат срочной службы

Согласно российскому законодательству, существует несколько способов защиты прав человека: обжалование решения в вышестоящий орган (обжалование в административном порядке), обращение к Уполномоченному по правам человека (обмудсману) Российской Федерации, подача жалобы в Европейский суд по правам человека и, наконец, самый действенный способ – судебная защита.

Согласно Закону РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

– нарушены права и свободы гражданина;

– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Итак, обжалование в административном порядке может быть нескольких видов. Например, обжалование заключения медицинской комиссии. В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Нередки случаи, когда призывники не соглашаются с заключениями врачей. В такой ситуации они имеют право заявить о своем несогласии с заключением об их годности к военной службе в вышестоящую призывную комиссию – в призывную комиссию Российской Федерации. В этом случае указанная комиссия организует контрольное медицинское освидетельствование такого призывника (ч. 2 п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Кроме того, гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы. При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида.

Обжаловать решение призывной комиссии можно в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. Важно то, что обжалование решения призывной комиссии военного комиссариата в призывную комиссию субъекта Российской Федерации не исключает в дальнейшем возможности обжаловать принятое призывной комиссией субъекта Российской Федерации решение в судебном порядке в случае несогласия с ним (п. 4 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или военному комиссару соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии или военного комиссара приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации, военным комиссаром соответствующего субъекта Российской Федерации.

В суде можно также обжаловать заключения военно-врачебной экспертизы, решения призывной комиссии.

Согласно статье 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.

Обжаловать решение призывной комиссии можно и в суд (п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Решение призывной комиссии военного комиссариата можно обжаловать в течение трех месяцев (ст. 256 ГПК РФ). Первым днем этого срока является день получения копии указанного решения (п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации, которым отказано в удовлетворении жалобы гражданина, может быть обжаловано в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления призывной комиссии субъекта Российской Федерации об этом отказе. Согласно статье 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» не предоставление ответа в срок более одного месяца приравнивается к отказу. Если в течение месяца после подачи жалобы в призывную комиссию военного комиссариата субъекта Российской Федерации не получено письменного ответа на нее, то в течение следующего месяца призывник вправе обжаловать бездействие призывной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации в суд.

Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом, однако не следует забывать про консультации у юриста или в местном Комитете солдатских матерей.

Можно также подавать жалобы Уполномоченному по правам человека РФ. Так, число обращений, поступивших в 2005 году, увеличилось по сравнению с 2004 годом на 17 %. Обращения, как правило, затрагивали вопросы предоставления льгот, реализации жилищных прав, пенсионного обеспечения, нарушения прав военнослужащих во время прохождения военной службы, обеспечения денежным довольствием, проверки законности и обоснованности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности. Серьезнейшей проблемой, как отмечает в своем Докладе Уполномоченный по правам человека, остается соблюдение прав военнослужащих срочной службы.

Результаты посещения воинских частей сотрудниками аппарата Уполномоченного, публикации средств массовой информации свидетельствует о многочисленных нарушениях прав военнослужащих во время проведения призывных мероприятий, прохождения военной службы и увольнения с военной службы.

Учитывая остроту проблем в этой сфере, Уполномоченный в июне 2005 года опубликовал специальный доклад «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву». В докладе нашли свое отражение вопросы, связанные с системой отсрочек; действиями органов, осуществляющих призыв на военную службу; содержанием военнослужащих на гауптвахте; привлечением военнослужащих к работам, не обусловленным исполнением обязанностей военной службы. Были предложены конкретные меры законодательного и организационного характера, направленные на совершенствование призывной системы и организации службы по призыву.

Также Уполномоченный обращает внимание на то, что проблема нарушения прав граждан органами, осуществляющими призыв на военную службу, остается актуальной. Наиболее распространены нарушения, связанные с такими факторами:

– организацией деятельности призывных комиссий;

– призывом лиц, не подлежащих призыву либо имеющих отсрочку от призыва;

– ущемлением прав граждан при медицинском освидетельствовании;

– злоупотреблениями должностных лиц и ненадлежащим исполнением должностных обязанностей в воинских частях при приеме молодого пополнения.

Имеются случаи проведения мероприятий по призыву на военную службу граждан в период действия отсрочки. В первую очередь это касается обучающихся в учебных заведениях, которые призываются до окончания сроков обучения. По требованиям военкоматов учебные заведения нередко сокращают время обучения и досрочно выдают учащимся и студентам документы об окончании этих образовательных учреждений.

Несмотря на то, что решение о призыве может быть принято только после достижения гражданином 18 лет, действия по призыву на военную службу порой совершаются в отношении лиц, не достигших этого возраста, то есть не являющихся призывниками. Наиболее типична ситуация, когда юношей, которым 18 лет должно исполниться лишь к концу призывной кампании, в нарушение законодательства принуждают заранее проходить медицинские и призывные комиссии.

Следствием плохого медицинского освидетельствования являются многочисленные факты призыва на военную службу граждан, негодных для ее прохождения, чье физическое и психическое здоровье не позволяет им справиться с тяготами армейской службы. В ряде случаев это обусловлено нехваткой врачей-специалистов, прежде всего узкого профиля: психиатров, невропатологов, окулистов и других. Имеются трудности с выявлением наркозависимых и ВИЧ-инфицированных. Врачи-наркологи в обязательный состав медицинских комиссий не входят. Исследование крови на ВИЧ в перечень обязательных медицинских исследований при призыве не включено.

По утверждению представителей Комитета солдатских матерей, сумма взятки за освобождение от службы в различных регионах колеблется от 10 тысяч рублей до 5 тысяч долларов. По данным Главной военной прокуратуры России, только в ходе весеннего призыва 2004 года в военные прокуратуры обратились свыше 4,5 тысячи человек. Большинство обращений сигнализировали о фактах взяточничества. Только в 2004 году привлечены к ответственности более 70 должностных лиц военкоматов.

Указанные факты нарушения прав граждан свидетельствуют о необходимости введения общественного контроля над призывом в армию. Многие случаи нарушений в работе призывных комиссий были выявлены и стали достоянием общественности лишь благодаря вмешательству общественных организаций. В этой связи необходимо отработать формы участия общественных организаций в работе призывных комиссий и законодательно закрепить их.

Что касается так называемой «дедовщины», то молодым призывникам следует иметь в виду, что, согласно данным статистики, в 2004 году преступность в Вооруженных Силах выросла почти на 5 % по сравнению с 2003 годом. При этом до 40 % преступлений, совершенных в 2004 году, приходится на долю посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев или, иначе говоря, на неуставные отношения. По сравнению с 2003 годом количество подобных преступлений выросло почти на 20 %.

В настоящее время, к сожалению, не существует органа, к компетенции которого в полном объеме были бы отнесены вопросы поддержания правопорядка и борьбы с правонарушениями в армейской среде. Эти вопросы входят в сферу полномочий командиров, прокуратуры, дознавателей и других лиц.

Однако призывнику необходимо помнить об уголовной ответственности за определенные в Уголовном кодексе РФ преступления, к которым относятся преступления против военной службы, то есть предусмотренные главой 33 Уголовного кодекса РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Подробно составы подобных преступлений были рассмотрены в первой главе.

Д.А. Шлянцев

Другие новости и статьи

« Японская интервенция на Дальнем Востоке

В Южном военном округе для обеспечения КШУ развернуты различные склады и продовольственные пункты »

Запись создана: Среда, 3 Октябрь 2018 в 12:29 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика