8 Октябрь 2012

О поставках ядерного топлива

В июне 2006 г. шесть стран, имеющих заводы по обогащению (Франция, Германия, Нидерланды, Россия, США и Великобритания) представили на обсуждение проект, предлагающий гарантированные поставки низкообогащенного урана для ядерного топлива тем странам, которые откажутся от создания национальных предприятий по обогащению и заключат с МАГАТЭ соглашение о всеобъемлющих гарантиях включая Дополнительный протокол 1997 г.

Суть этого проекта состоит в том, что если возникает ситуация, когда одна из шести стран не сможет выполнить своих обязательств перед получателем по поставкам НОУ, другие страны «шестерки» осуществят эти поставки, однако только в том случае, если МАГАТЭ подтвердит факт соблюдения получателем обязательств по нераспространению. Механизм реализации этой инициативы предполагает создание многоуровневой системы гарантий начиная с дублирования обеспечения обычных контрактов и до создания резервов НОУ, право использования которых могло бы принадлежать МАГАТЭ. В сентябре 2006 г. Япония предложила создать «Резервную систему МАГАТЭ для гарантирования поставок ядерного топлива». Это предложение дополняет проект шести стран и предполагает создание информационной системы для предотвращения разрушения рынка ядерного топлива. Наконец, в сентябре 2006 г. Великобритания выдвинула идею «обогатительных обязательств», которые могли бы обеспечить большие гарантии государствам, нуждающихся в этих услугах. В сентябре 2006 г. американская неправительственная организация «Nuclear Threat Initiative» объявила о выделении 50 млн долл. в качестве «задела» для создания запаса НОУ, принадлежащего МАГАТЭ. Потребуются средства и на строительные, отделочные материалы, например может потребоваться линолеум полукоммерческий. МАГАТЭ могло бы распоряжаться этим запасом в целях реализации гарантированных поставок топлива без дискриминации и политических требований тем государствам, которые отказались от обогащения.

Однако использование этих средств обуславливалось требованием выделения дополнительных 100 млн долл. одним или несколькими членами МАГАТЭ.

Это обстоятельство, а также нерешенность таких вопросов, как степень обогащения запаса НОУ, место его хранения, производство топлива из этого запаса для конкретного потребителя и его цена, затрудняют реализацию данного предложения. Инициатива создания банка ядерного топлива была поддержана и Россией. Выступая на 51-й Генеральной конференции МАГАТЭ, руководитель Росатома Сергей Кириенко заявил о намерении России создать при МЦОУ в Ангарске запас НОУ с эквивалентной стоимостью 300 млн долл.

Этого запаса будет достаточно для производства топлива в количестве, необходимом для полной загрузки двух реакторов мощностью по 1000 МВт. Ожидается, что критерии, необходимые для предоставления доступа к данному банку топлива, будут совместно с МАГАТЭ сформулированы в 2008 г. 28

Вместе с тем, несмотря на обилие предложенных инициатив, применительно к ним остается много нерешенных вопросов. Выше уже отмечалось, что в международном законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие страны — потребители ядерного топлива участвовать в международных центрах ЯТЦ. Более того, как показало обсуждение предложенных инициатив на семинаре, организованном МАГАТЭ в сентябре 2006 г., большинство стран ясно дало понять, что любой план, ведущий к закреплению разделения государств на поставщиков топлива и его получателей, не будет ими поддержан. Следовательно, успех предложенных инициатив будет определяться более всего странами-получателями и их выбором мирового рынка взамен создания собственных производственных мощностей ЯТЦ.

Очевидно, стимулом в пользу такого решения могут быть только надежность гарантий поставок и более выгодные ценовые условия. Если идти по пути создания под контролем МАГАТЭ банка НОУ и ядерного топлива и поставок их со скидкой странам, отказавшихся от ЯТЦ, то возникает целый комплекс проблем.

При всей кажущейся привлекательности и «гениальной простоте» основной идеи дьявол, как всегда, кроется в деталях, и тут пока имеется гораздо больше вопросов, чем ответов. Например, кто будет оплачивать работу предприятий по обогащению урана, производству топлива и по какой цене?

Если ядерные материалы будут поставляться «благонадежным» потребителям со скидкой, то за чей счет будет покрываться разница между рыночной и пониженной ценой, чтобы обеспечить рентабельность предприятий и дивиденды инвесторам? В бюджете МАГАТЭ такие расходы не предусмотрены, и Агентство не уполномочено вести коммерческую деятельность.

Необходимо также определиться, как следует понимать слова «под контролем МАГАТЭ». Означает ли это, что материалы находятся в собственности МАГАТЭ, или Агентство будет осуществлять какую-то из функций управления, надзора либо обеспечения гарантий?

Другие новости и статьи

« О создании МЦОУ

Действия войск на территории противника до 1700 года »

Запись создана: Понедельник, 8 Октябрь 2012 в 0:54 и находится в рубриках Новости.

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика