10 Октябрь 2018

Проблемы финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил

oboznik.ru - Проблемы финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил

Учеными, преподавателями и выпускниками Военного финансово-экономического университета подготовлена и при поддержке Совета ветеранов военной финансово-экономической службы к юбилейной дате со дня образования этого вуза издана книга «Реформы по кругу или деньги на ветер». Авторский коллектив возглавил генерал-полковник в отставке В. В. Воробьев, руководитель финансовой службы Вооруженных Сил в 1991–1995 годах, доктор экономических наук, профессор.

Эта книга стала продолжением созданного в 2003 году и удостоенного Государственной премии имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова труда «Военная финансово-экономическая служба России: история и современность».

В новой фундаментальной работе авторы на основе анализа состояния и перспектив развития экономики и рыночных отношений в стране в начале XXI века рассматривают проблемы финансово-экономического обеспечения обороны государства с 2004 по 2012 год. Особая роль отводится оценке положения дел с преобразованием Вооруженных Сил России через призму эффективности расходов на проведение военной реформы в 2008–2012 годах.

Анализ осуществляется по следующим основным направлениям: состояние экономики Российской Федерации как фундамента обеспечения обороноспособности страны, развитие бюджетного механизма, формирование и исполнение государственного оборонного заказа – важнейших компонентов и механизмов военного строительства. Также рассматриваются революционные изменения в организации финансово-экономических структур, системах социальной защиты военнослужащих, ведомственного финансового контроля в условиях реформы, показаны их положительные и отрицательные стороны.

Затратность по всем направлениям

В главе «Экономика России в начале XXI века» отмечается, что Российская Федерация обладает хотя и сократившимся, но все же колоссальным экономическим потенциалом, достаточным для противодействия новым современным вызовам, внутренним и внешним угрозам. Этот потенциал, к сожалению, пока используется неэффективно. Очень велики оказались потери последнего десятилетия XX века, в том числе из-за нечестной приватизации.

Принижена роль государства в экономике. Все чаще раздаются голоса о том, чтобы оно полностью ушло из этой отрасли. Однако много ли сегодня из переданных в частные руки в 90-е годы госпредприятий производят хоть какую-нибудь продукцию, какого она качества и сколько ее на полках наших магазинов? К сожалению, огромное число предприятий разграблено. Не по этой ли причине, а также из-за порочной конверсии оборонно-промышленного комплекса оказались невыполненными три из четырех разработанных Государственных программ вооружения? Авторы тонко подметили стремление «новых предпринимателей» «высосать из экономики все ее соки» ради получения прибыли. По их мнению, сложность и многообразие задач, которые предстоит решать в экономике для возрождения России, требуют политической воли и внимательного отношения к каждому вопросу всех ветвей власти, бизнеса и гражданского общества.

В главе, посвященной собственно реформе Вооруженных Сил, анализируется выполнение пяти главных задач, поставленных в начале реформы, начатой в 2008 году. Это перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной боевой готовности; переоснащение армии современным вооружением и военной техникой; повышение профессиональной подготовки военнослужащих, разработка новых программ обучения и создания современной сети военных образовательных учреждений; переработка основополагающих документов, регламентирующих применение Вооруженных Сил в современных войнах; повышение материального стимулирования воинского труда и решение жилищной проблемы.

Авторы на конкретных материалах и цифрах показывают неподготовленность, непоследовательность и исключительную затратность проведенных в ходе реформы мероприятий по всем направлениям деятельности ВС. Отмечают, что многие продекларированные в 2008-м цели реформ к 2012 году не достигнуты. Не все соединения и воинские части отвечают требованиям постоянной боевой готовности. Не выполняется в полном объеме государственный оборонный заказ, растут цены на оборонную продукцию. Многие планирующие документы по подготовке и применению Вооруженных Сил не отвечают современным требованиям. Дает сбои построенная на аутсорсинге система материально-технического и финансового обеспечения войск (сил), провалено решение жилищной проблемы, резко снизился потенциал военной науки.

Неуспех выполнения задач реформы авторы во многом объясняют тем, что к их проведению допущены неподготовленные люди, не понимающие сути преобразований и не несущие ответственности за свою «реформаторскую деятельность».

Финансирование требует корректировки

В отдельной главе книги анализируется развитие бюджетного механизма страны и состояние финансирования национальной обороны. Отмечается, что с ростом бюджетных доходов в Российской Федерации последовательно реализуются цели внедрения программного метода планирования бюджетных расходов, организован переход к разработке трехлетнего бюджета. Принимаются меры по расширению самостоятельности и повышению ответственности за конечные результаты деятельности бюджетных организаций.

Финансирование национальной обороны в первом десятилетии XXI века в целом улучшилось. Однако этот процесс дает сбои и требует корректировки. Текущие расходы на продовольственное и другие виды обеспечения имеют тенденцию к значительному росту за счет передачи обслуживающих функций коммерческим организациям. При использовании бюджетных средств процветает посредничество, которое приводит к росту цен. Остается нерешенной проблема обеспечения рационального, экономного и прозрачного использования бюджетных денег. Количество фактов бесхозяйственности, расточительства и злоупотреблений резко возросло во всех сферах экономической и хозяйственной деятельности.

Самостоятельная глава посвящена анализу изменения состава и организации финансово-экономических органов Вооруженных Сил. Отмечается, что в 2008–2012 годах взамен стройной и исправно выполняющей стоящие задачи финансово-экономической службы, построенной на принципах единоначалия, созданы финансовые органы, с большим трудом решающие их. А служба в прежнем ее виде полностью ликвидирована.

В результате перманентных преобразований, проведенных по принципу проб и ошибок, новые финансовые структуры подвергались постоянным изменениям. В войсках они выведены из подчинения военного командования и выполняют функции по финансовому обеспечению военных структур на основании двусторонних договоров с соответствующими командирами и начальниками. Вместо уволенных офицеров практически все финансовые органы возглавили сугубо гражданские лица, абсолютно не знающие особенности функционирования, строительства и применения Вооруженных Сил.

Для начисления и выплаты денежного довольствия военнослужащим в 2012 году создан Единый расчетный центр, который после неоднократного перенесения сроков все же начал действовать. Однако уже на протяжении длительного времени не прекращается поток жалоб на его работу, в том числе и в суды. И это при полном и своевременном выделении бюджетных средств на данные цели. Примечательно, что при таких условиях финансовые органы до реформенных преобразований, как подчеркивают авторы, денежное довольствие, дополнительные выплаты личному составу проводили в точно установленные сроки – день в день, независимо от места дислокации войск.

Сначала продукция, потом деньги

В главе «Оборонный заказ и военно-техническая политика государства» рассматриваются изменения в области организации закупок вооружения и военной техники. Анализируется роль и реально достигнутые результаты созданных для организации размещения и контроля исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) структур: ВПК при правительстве РФ, Рособоронзаказа, Рособоронпоставки, соответствующих органов Министерства обороны и Генерального штаба. При этом особо подчеркивается, что создание новых структур и изменения в системах размещения и контроля ГОЗ не позволили достичь желаемых результатов, а по ряду направлений деятельности, особенно в вопросах обеспечения рационального использования средств федерального бюджета, ситуация даже ухудшилась.

Размещение заказов из года в год происходит с нарушением установленных сроков, согласование цен затягивается. Оплата продукции происходит, как правило, в III и IV кварталах. Огромные суммы бюджетных средств перечисляются исполнителям работ в конце года в качестве авансов, то есть без реальной поставки вооружения и техники в войска (силы). Ответственность всех участников выполнения важнейшей задачи по техническому оснащению и перевооружению Вооруженных Сил принижена.

В следующей главе раскрываются изменения в материально-техническом обеспечении войск (сил) и вопросы аутсорсинга, который стал основным, но далеко не безупречным способом предоставления большого спектра услуг Вооруженным Силам. Основной специализированной организацией для материально-технического обеспечения является холдинг ОАО «Оборонсервис», включающий девять субхолдингов. Эти коммерческие структуры занимают значительную долю аутсорсинговых услуг по обслуживанию, текущему ремонту зданий, питанию военнослужащих, пошиву обмундирования, обслуживанию линий электропередачи, сервису и ремонтным работам по вооружению и военной технике.

На конкретных примерах авторы показывают, что ставка только на аутсорсинг в ряде случаев привела к крайне негативным последствиям. Жизнедеятельность армии и флота все чаще сотрясают выходы из строя систем жизнеобеспечения, пищевые отравления, дороговизна услуг системы военторга, заболевания от переохлаждения, низкое качество услуг санаториев и др. Повсеместное внедрение аутсорсинга сопровождает резкий рост бюджетных расходов при крайне низком качестве предоставляемых услуг. В этой связи авторами выдвигается для рассмотрения ряд конкретных предложений по организации предоставления услуг по опыту других государств.

Больные вопросы: жилье и зарплата

Отдельная глава посвящена вопросам обеспечения военнослужащих жильем. Отмечено, что поручения президента Российской Федерации – решить проблему обеспечения постоянным жильем к 2010-му, а служебным – к 2012 году не выполнены. И причина здесь не в недостаточности ассигнований из федерального бюджета на эти цели (средств выделено в огромном количестве), а в некомпетентности людей, которым эту важную программу поручено было решать. Недостатки в планировании инвестиций и осуществлении капитального строительства, отсутствие должного учета очередников на жилье, искусственные барьеры при распределении квартир привели к тому, что многие тысячи военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, годами ждут квартир, продолжая получать денежное довольствие, не исполняя при этом обязанности военной службы.

Авторы акцентируют внимание на том, что только в центральном аппарате Минобороны решением жилищной проблемы занимаются как минимум восемь структур вместо одной (до реформы), не несущих никакой ответственности за срыв важной государственной задачи и многомиллиардные бесцельные затраты бюджетных средств.

В главе «Изменение системы денежного довольствия и социального пакета» анализируются вопросы социальной защиты военнослужащих. Рассматривая изменения в системе социальной защиты, произошедшие в Минобороны в первое десятилетие XXI века, авторы дают профессиональную оценку их влияния на состояние материального обеспечения военных. Они аргументированно доказывают, что наряду с некоторыми позитивными мерами, способствующими улучшению социального пакета людей в погонах, основные принятые в этот период решения их материального уровня не повышали, а зачастую только декларировали «заботу» о благосостоянии военнослужащих.

На примерах показано, насколько болезненно воспринимались военнослужащими армии и флота непродуманные, дилетантские решения по введению нерациональных норм выплат, отмене льгот, установлению несправедливого порядка премирования, повышающих уровень материального обеспечения одних военнослужащих в ущерб другим, не менее достойным.

Такие решения, как правило, приводили к резкому оттоку из Минобороны профессионально подготовленных офицеров и прапорщиков, переходу их в другие силовые структуры, увольнению в запас, созданию в войсковых коллективах нездорового морального климата и других, крайне опасных для армии и флота явлений.

Все это нанесло ущерб кадровому обеспечению Вооруженных Сил и отрицательно сказалось на состоянии боевой готовности войск (сил). Кстати, такие «новые» подходы к изменению системы денежного довольствия никогда прежде в истории армии и флота не применялись.

Безусловно, в процессе реформы Вооруженных Сил в 2008–2012 годах тема социальной защиты военных являлась наиболее популярной. Вопросы существенного повышения денежного довольствия были широко разрекламированы. Военнослужащие, члены их семей с нетерпением ждали принятия соответствующих решений. Что же получилось на самом деле? Действительно, оклады по воинским званиям и воинским должностям возросли. Отменены архаичные и устаревшие надбавки и доплаты. В то же время военнослужащие лишены практически всех льгот, оставшихся после принятия известного Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вошедшего в историю как документ о монетизации льгот.

Не надо быть крупным экономистом, чтобы понимать, что денежная компенсация льгот хуже самих льгот, поскольку компенсацию быстро съедает инфляция, которая в Российской Федерации до недавнего времени исчислялась двузначными числами и снижается крайне медленно. Таким образом, денежная компенсация отмененных льгот существенно снизила ожидаемые результаты от повышения денежного довольствия и обернулась очередным наступлением на права военнослужащих, осмысление которого произойдет позднее.

Однако уже сегодня авторы, анализируя уровень денежного довольствия, установленный с 1 января 2012 года, и его влияние на доходы военных с учетом отмененных льгот, пришли к следующему выводу. Более достойными доходы стали у военнослужащих, проходящих службу в отдаленных районах и выполняющих задачи с риском для жизни и здоровья. Для других же категорий доход практически не повысился, а у некоторых даже снизился.

Нужны профи, а не люди с улицы

Предпоследняя глава знакомит читателей с состоянием военно-экономической науки и подготовки специалистов в области военных финансов и военной экономики. По мнению авторов, ликвидация военных финансово-экономических учебных заведений и фактическое прекращение подготовки кадров для финансовых органов Вооруженных Сил являются грубой ошибкой. В ближайшей перспективе по мере выбытия по возрасту ранее подготовленных специалистов однозначно наступит жесткий кадровый голод. Уже сейчас в финансовые структуры приходят люди с улицы, на их подготовку и переподготовку затрачивается значительное время, в результате задачи финансового обеспечения Вооруженных Сил решаются с большими издержками. Растет и коррупционная составляющая в работе финансовых органов как следствие недальновидной кадровой политики.

В заключительной главе речь идет о состоянии ведомственного финансового контроля. Осуществлять контроль за законностью расходования бюджетных средств обязаны все федеральные органы исполнительной власти, включая Минобороны. Наиболее эффективно ведомственная система финансового контроля функционировала, когда организационно находилась в составе финансово-экономической службы. С выделением в 1998 году финансовых инспекций в центре и на местах в самостоятельные структуры их профессиональные возможности и результативность работы значительно снизились. Серьезные проблемы стали возникать в вопросах принятия решений по выявленным финансовым нарушениям, возмещению причиненного государству ущерба и устранению других недостатков, обнаруженных ревизиями и проверками. На местах стали возникать разногласия во взаимоотношениях руководителей финансовых органов и финансовых инспекций.

В период реформы Вооруженных Сил в 2008–2012 годах органы ведомственного финансового контроля неоднократно изменяли состав и структуру. Работа ведомственных контролеров все меньше интересовала руководство Минобороны. И как результат в 2011 году финансовая инспекция Министерства обороны и финансовые инспекции на местах расформированы. Вместо них созданы контрольно-финансовая инспекция в Москве и межрегиональная финансовая инспекция в Санкт-Петербурге с ограниченными функциями в области контроля. Новые структуры по своему составу и численности неспособны решать задачи, стоящие перед ведомственным финансовым контролем. По этой причине говорить о повышении эффективности использования государственных средств, а также о борьбе с коррупцией и другими злоупотреблениями в Минобороны России преждевременно. Пока же, по мнению авторов, делается все возможное, чтобы допускаемые просчеты и провалы в работе в процессе реформ не стали широко известными общественности.

Выводы и предложения

Представляя свой анализ реализации основных задач военной реформы, авторы приходят к неутешительному выводу о том, что большинство из них оказались невыполненными. При этом проведенные мероприятия по основным направлениям реформирования армии и флота носили исключительно затратный характер, сопровождались неэффективным использованием финансовых средств, фактами бесхозяйственности, злоупотреблений и расточительства, чем причинялся значительный ущерб государству. Не реализована задача исключительной важности – обоснование рационального объема военных расходов, их распределения между компонентами военной организации и видами расходов.

Авторы аргументированно показывают и оценивают причины, приведшие к системным недостаткам и нарушениям в определении бюджетных затрат на основе интуитивных и волюнтаристских методов формирования и исполнения военного бюджета и, не выходя за рамки объективной критики, вносят реальные предложения.

Актуальность представленной книги не вызывает сомнений.

Вооруженные Силы в настоящее время не в полной мере готовы к выполнению задач по предназначению.

Основные причины известны, это:

  • незавершенность военной реформы и несовершенство кадровой системы как Вооруженных Сил, так и военной организации страны в целом;
  • несоответствие требованиям в обеспечении современным вооружением, военной и специальной техникой;
  • недостаточный гражданский контроль за ходом военной реформы.

В то же время затягивание с завершением военной реформы ведет не только к полной потере способности обеспечить безопасность России, но и к тому, что государство будет не в состоянии содержать и самое главное – развивать свою военную организацию.

В этой связи сегодня главным становится не только и не столько рациональное планирование военного строительства, сколько финансово-экономическое обеспечение военной безопасности на основе как минимум двух основных требований.

Первое. Финансово-экономическое обеспечение военной безопасности должно быть четко сбалансировано с другими экономическими составляющими, чтобы не нанести ущерба дальнейшему развитию России в целом и благосостоянию граждан в частности.

Второе. Распределение финансовых ресурсов для военной организации и финансово-бюджетная политика государства должны быть максимально эффективными в целях успешного выполнения совокупности задач, стоящих перед страной и ее военной организацией.

На основе этих требований необходимо решить как минимум три важнейшие военно-экономические задачи.

Первая. Обосновать рациональный уровень военных расходов. При этом следует прекратить порочную практику определения и утверждения военных расходов на основе невнятных оборонных задач, интуитивных и волюнтаристских методов формирования и исполнения военного бюджета.

Вторая. Определить, обосновать рациональную военно-техническую политику России и ресурсы на ее практическую реализацию.

При этом конечным результатом должно стать не безадресное распределение финансовых средств «по видам деятельности», а конкретное – в четкой, понятной и прозрачной привязке к государственному оборонному заказу, другим видам работ, услуг и мероприятий.

А исходить следует из основного положения военной политики Российской Федерации, отраженного в Военной доктрине России, – «недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации…»

Третья военно-экономическая задача заключается в оптимизации расходов на оборону, рациональном планировании и распределении ресурсов, повышении эффективности их использования.

Выполнение этих основных задач позволит ликвидировать существующий стереотип – руководство силовых ведомств заявляет, сколько финансовых средств им необходимо, а правительство РФ зачастую безоговорочно их финансирует. При этом недопустимо келейное обоснование расходов, проводимое силовыми ведомствами без участия в том числе и независимых экспертов.

В настоящее время Государственная дума РФ вплотную занимается федеральным бюджетом на 2013–2015 годы. Рассмотрение в первом чтении планируется 19 октября.

Этот бюджет направлен и на обеспечение социальных указов президента РФ (эксперты подсчитали, что для их реализации необходимо изыскать в бюджете 1,5 триллиона рублей), и на инновационный рывок России, и на ускорение роста ее экономики.

Но у бюджета есть и военная составляющая – расходы на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

По оценкам специалистов, расходы на национальную оборону в 2015 году составят около 20 процентов от всех федеральных бюджетных расходов – 3,7 процента от ВВП (в текущем году – 14,6 и 3,2% соответственно). А с учетом затрат на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (13,6 и 2,6% ВВП) на нужды силовых ведомств в 2015 году планируется более 6 процентов от ВВП. Обеспечит ли этот бюджет задачи, стоящие перед нашей страной, покажет время.

Вместе с тем финансово-экономическая оценка затрат, по мнению некоторых экспертов, только на Вооруженные Силы до 2016-го и на перспективу – до 2020 года показывает, что на практическую реализацию мероприятий оснащения ВВСТ и содержания войск (сил) потребуется более 40 триллионов рублей.

Есть ли в новом бюджете такие деньги? Ответ на этот вопрос общественность получит в ближайшие дни, а результат их использования – в 2016–2020 годах. Остается ждать и надеяться на то, что они не «уйдут на ветер».

Скрупулезно собранный и представленный в этом труде фактический и аналитический материал актуален и полезен как руководителям, от которых зависит организация, проведение и финансово-экономическое обеспечение разумной, эффективной военной реформы Вооруженных Сил, так и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами военной безопасности государства.

Хотел бы отдать должное многим выпускникам Военного финансово-экономического университета, которые на высоком профессиональном уровне решали задачи финансово-экономического обеспечения военной безопасности страны в самые сложные годы создания и становления Вооруженных Сил Российской Федерации при крайне ограниченных бюджетных ресурсах.

Источник: vpk-news.ru

Другие новости и статьи

« Об экономических последствиях Брест-Литовского мира

Костромское посольство »

Запись создана: Среда, 10 Октябрь 2018 в 1:50 и находится в рубриках Новости, Современность, Тыл: образование и наука, Финансовое.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика