Контрсиловой потенциал высокоточного оружия
Военно-политические отношения СССР и США исторически сложились таким образом, что с конца 50-х годов прошлого века взаимное ядерное сдерживание, а с конца 1960-х годов и переговоры об ограничении и сокращении ядерных вооружений были их стержнем.
Несмотря на попытки трансформировать природу российско-американских отношений с начала 1990-х годов, сформировавшиеся в годы «холодной войны» стереотипы военно-политических отношений оказались столь устойчивыми, что политические элиты обеих стран во многом унаследовали прежние подходы и в эпоху декларируемого взаимного партнерства. Причем это относится ко всем сферам деятельности: в частности и к военной и к экономической.
События последних лет — застой в области ограничения вооружений, расширение НАТО на восток, развертывание стратегической противоракетной обороны США — позволяют предполагать, что в обозримом будущем взаимное ядерное сдерживание будет по-прежнему оказывать если не определяющее, то во всяком случае значительное влияние на отношения двух великих держав даже в многополярном и глобализующемся мире.
Стратегические ядерные силы России в ближайшее десятилетие будут сокращаться количественно в соответствии с выполнением программы их модернизации, которая с запасом укладывается в потолки Московского договора о стратегических наступательных потенциалах (СНП) 2002 г. (не более 1700—2200 ядерных боезарядов) и, вполне вероятно, в пределы возможных новых договорных ограничений.
Это весьма выгодно для нее, поскольку большинство существующих ракетных комплексов было создано еще в СССР, сроки их эксплуатации истекают, и было бы слишком обременительно для экономики обновлять стратегические вооружения в тех же темпах, в каких проводится и будет в дальнейшем осуществляться их сокращение.
Сокращенный состав стратегических сил способствует формированию в российском стратегическом сообществе представлений об их повышенной уязвимости и о возможной утрате Россией необходимого потенциала ядерного сдерживания.
Этим во многом объясняется весьма болезненная реакция Москвы на планы развертывания в Европе двух районов стратегической противоракетной обороны США. По словам президента Путина, эти планы нацелены «на нейтрализацию нашего ракетно-ядерного потенциала» . Опасения по поводу перспектив выживаемости российских ядерных сил высказывают и некоторые российские эксперты. Если такие опасения будут усиливаться, то вполне вероятно замедление и даже прекращение стратегического диалога Москвы и Вашингтона по дальнейшему сокращению стратегических ядерных вооружений со всеми вытекающими последствиями для устойчивости ДНЯО.
В связи с этим целесообразно провести анализ дополнительных факторов, которые потенциально способны снизить выживаемость российских стратегических сил. К их числу следует отнести не только контрсиловой потенциал ядерного оружия и противоракетную оборону, традиционно учитываемые в оценках стратегического баланса, но и возрастающий контрсиловой потенциал высокоточного оружия. Некоторые российские эксперты склонны полагать, что высокоточное оружие США является средством, предназначенным для нанесения внезапного разоружающего удара по России.
Другие новости и статьи
Управляемые ракеты типа «воздух — земля» »
Запись создана: Четверг, 18 Октябрь 2012 в 0:12 и находится в рубриках Новости.
метки: оружие
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика