Создание и функционирование трубопроводной - складской системы на Кабульском направлении



Создание и функционирование трубопроводной - складской системы на Кабульском направлении

oboznik.ru - Создание и функционирование трубопроводной - складской системы на Кабульском направлении
#афганистан#афган#войнавафгане#тылвафгане#афганвойна#дорогиафгана

Начало развертывания магистральных линий полевых трубопроводов на Кабульском направлении относится к весне 1980 года. Задачу по развертыванию трубопровода ПМТП-150 от советско-афганской границы в район города Пули-Хумри на территории Афганистана должен был выполнять 14 отпб 7 тпбр Группы Советских войск в Германии.

На направление Хайратон - Пули-Хумри от окружного склада горючего 1565 (1 км южнее Хайратона) до армейского склада горючего 1386 (южнее Пули-Хумри) прокладывалась линия трубопровода ГТМТП-150. В начале пути особая озабоченность была связана с поведением Амударьи, постоянно менявшей свое русло. Поэтому по мере выхода из строя подводных линий трубопровода на реке приходилось укладывать новые (38 раз).

На трассе протяженностью 254 км линия трубопровода пересекала 6 автомобильных дорог с твердым покрытием и с 28 с грунтовыми. Она проходила в ущелье протяженностью 24 км и преодолевала горный перевал Мирза - Атбили на высоте 1450 м.

При оборудовании гарнизонов насосных станций, пунктов управления эксплуатационных рот и командного пункта батальона значительное внимание было уделено защите личного состава от вероятных нападений мятежников.

Уже к концу августа 1980 г. в местах размещения гарнизонов насосных станций, пунктов управления рот и командного пункта батальона для личного состава были оборудованы блиндажи. В качестве перекрытий использовались вышедшие из строя трубы (простреленные, пробитые), для стен и полов - деревянные щиты. В блиндажах были установлены печи.

Протяженность эксплуатационных участков рот 14 отпб составляла соответственно 77,5, 83,0 и 93,5 км. На каждой насосной станции имелся патрульно-аварийный автомобиль.

Там, где деятельность вооруженных отрядов оппозиции отличалась высокой активностью, на насосные станции были приданы бронетранспортеры для сопровождения патрульно-аварийных команд.

Эксплуатация трубопровода велась в сложной обстановке партизанской войны. За первые полгода деятельности 14 отпб на территории Афганистана вооруженная оппозиция совершила 227 нападений и диверсий, в том числе 70 из них сопровождались пожарами, выведено из строя 870 труб.

Тем не менее за указанный период по трубопроводу подано 60 тыс. т авиакеросина. Боевые потери из этого количества составили 4588 т или 7,64 %.

Таким образом, к этому времени в эксплуатации находилась пока еще только одна линия трубопровода Хайратон - Пули-Хумри, но уже велась углубленная переработка вопроса о развитии трубопроводной системы.

На пути трубопровода система получала дальнейшее развитие - подключались дополнительные резервуарные группы, стационарные и полевые склады, включая аэродромные, как советских войск, так и вооруженных сил Афганистана.

К 3 декабря 1981 г. была развернута параллельно вторая линия трубопровода для подачи по ней дизельного топлива и автобензина на армейский склад в Пули-Хумри.

Для сокращения дальности подвоза автомобильным транспортом и увеличения объема поставок требовалось развертывание новых линий трубопровода от Пули-Хумри на юг.

В 1982 г. на базе 14 отпб в соответствии с директивой Генерального штаба ВС СССР от 30.07.1982 г. была сформирована 276 трубопроводная бригада численностью (тпбр) 898 человек в составе трех трубопроводных батальонов. С момента формирования бригаду последовательно возглавляли полковники В.Н. Мемех, ВВ. Бойко, Б.Р. Кораманьян и С.П. Коваленко [1}

В сложных местных условиях Афганистана (наличие больших высот, ограниченность дорог, множество постов, крутых поворотов, подъемов и спусков, высокая вероятность селей, камнепадов, лавины и другие факторы) нередко переход на трубопровод меньшего диаметра (с ПМТП-150 на ПМТП-100) оказался более экономичным и целесообразным.

Развертывание трубопровода в условиях высокогорья представляло нелегкую задачу. Основная часть трубопровода находилась на обочине шоссейных дорог. В некоторых местах трубопровод крепился к бордюрным плитам, скалам и крупным валунам и провисал над пропастями и ущельями; в других местах укладывался по дну ущелий и перекрытиям галерей; иногда приходилось располагать его в придорожных арыках или кюветах. Местное население очень дорожило водой. Оно не допускало само, и препятствовало отрядам моджахедов повреждать трубопровод там, где горючее могло попасть в системы водоснабжения, даже в такие простые, как арыки.

При прокладке трубопровода особо сложной задачей являлось преодоление горного хребта Салаган. Он находится на высоте 3947 м, а тоннель проходит сквозь горную гряду на высоте 3360 м, где уже чувствуется разряженный воздух и нехватка кислорода. Труднодоступные участки в районе перевала имели протяженность 20 км до него (по направлению развертывания) и после перевала 7 км. Здесь трубопровод монтировался не на обочине дороги, а по ущельям.

Для технического прикрытия на трассах трубопровода создавались дополнительные запасы труб, на участках подъема трасс к перевалам устанавливались спаренные насосные установки. В наиболее опасных местах трубопровод заглублялся в грунт или прокладывался внутри труб большего диаметра. Например, для защиты от наезда 100-мм трубопровода в тоннеле Саланг его укладка осуществлялась в трубы диаметром 200 мм. В местах схода снежных лавин и селевых потоков трубопровод был уложен в траншеи глубиной 30 см.

К концу 1984 г. на Кабульском направлении завершилось развертывание системы полевых магистральных трубопроводов, общая протяженность которых составила 921 км. При этом 276 трубопроводная бригада эксплуатировала 876 км и 95 отдельный трубопроводный взвод 45 км.

Этапы развертывания системы полевых магистральных трубопроводов на Кабульском направлении [2]
oboznik.ru - Создание и функционирование трубопроводной - складской системы на Кабульском направлении

Характеристика трассы трубопроводов на направлении Хайратон - Баграм, эксплуатируемая 276 тпбр [3]
oboznik.ru - Создание и функционирование трубопроводной - складской системы на Кабульском направлении

Подача горючего по полевым магистральным трубопроводам на направлении Хайратон - Пули-Хумри - Баграм, тыс. т [4]
oboznik.ru - Создание и функционирование трубопроводной - складской системы на Кабульском направлении

На Кабульском направлении к трубопроводам были подключены окружной склад горючего в Термезе на 24 000 куб.м, склад горючего перевалочной базы в Хайратоне на 10 000 куб.м, армейские склады горючего в Пули-Хумри на 22 000 куб.м и Баграме на 8 000 куб.м, а также два склада горючего ВС Афганистана (Пули-Хумри, Баграм) и склад на аэродроме в Баграме. Кроме того, в трубопроводной системе были развернуты восемь промежуточных резервуарных групп (ПРГ), выполнявших функции своеобразных хранилищ горючего, с емкостями от 200 до 1300 куб.м. [5]

На Шиндандском направлении к трубопроводам были подключены окружной склад горючего в Кушке на 10 000 куб.м, склад горючего перевалочной базы в Турагунди на 6 000 куб.м, армейский склад в Шинданде на 12 000 куб.м и несколько ПРГ. [6]

В 1986 г. структура 276 тпбр пополнилась тремя эксплуатационными ротами (по одной в каждый батальон), в результате ее численность достигла 1038 человек. 1 января 1987 г. в состав бригады был передан и 95 отдельный трубопроводный взвод. [7]

Примечание:
[1] Служба горючего в Афганской войне. МОО «Ветераны-пенсионеры службы горючего ВС РФ». 2009.С 185, 186.
[2] Там же С. 193.
[3] Там же С. 195.
[4] Там же С. 198.
[5] В.М. Московченко. Тыловое обеспечение отдельной армии при ведении боевых действий в горно-пустынной местности. М. ВАГШ. 1990. С. 46.
[6] Там же С. 46.
[7] Служба горючего в Афганской войне. МОО «Ветераны-пенсионеры службы горючего ВС РФ». 2009.С 197,198.

См. далее:
5. Создание и функционирование трубопроводной системы на Шиндандском направлении

См. также:
1. Обеспечение горючим частей и соединений Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане
2. Использование трубопроводных войск в Афганистане
3. Прокладка полевых магистральных трубопроводов с преодолением рек Амударья и Кушка

Литература:
Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 - 1989 гг.)



Другие новости и статьи

« Патрульно-аварийная служба на полевых магистральных трубопроводах в Афганистане

Прокладка полевых магистральных трубопроводов с преодолением рек Амударья и Кушка »

Запись создана: Пятница, 15 Февраль 2019 в 1:16 и находится в рубриках Защита, охрана и оборона тыла, Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Служба горючего, Транспорт, Экологическая служба.

Метки: , , , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы