Техническое обслуживание и ремонт технических средств службы горючего Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане


9 декабря - день героев О

Техническое обслуживание и ремонт технических средств службы горючего Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане

oboznik.ru - Техническое обслуживание и ремонт технических средств службы горючего Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане

В Афганистане для поддержания высокой боевой готовности была организована планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта техники.

Техническое обслуживание (ТО) техники, как правило, проводилось в парках соединений и частей, на пунктах управления (ПУ) трубопроводных рот. Техническое обслуживание проводилось и в местах нахождения техники так, чтобы обеспечить быстроту и качество выполняемых работ, не снижая боевую готовность.

В гарнизонах насосных станций (ГНС) трубопроводных подразделений, где не было резервных насосных установок, для их технического обслуживания проводились короткие остановки. Операции по их обслуживанию выполнялись в сокращенном объеме.

Периодичность ТО обычно сокращалась на 25-30 % по сравнению с общепринятыми нормами. Необходимость такого сокращения была продиктована интенсивной эксплуатацией техники в жестких климатических условиях.

Основной метод ремонта - ремонт на готовых агрегатах, при котором неисправные агрегаты и механизмы на ремонтируемой технике заменялись новыми или заранее отремонтированными в ремонтных органах соединения (соотношение новых к заранее отремонтированным 90 % к 10 %). Однако в связи с недостаточной обеспеченностью ремонтным фондом, особенно по средствам перекачки, работа ремонтных органов не всегда была эффективной.

Текущий ремонт производился на ГНС трубопроводных частей и подразделений, на ПТОР и пунктах БТО подразделений и частей, как правило, водителями и мотористами самостоятельно. При острой необходимости привлекались специалисты из ремонтных органов. При этом обычно выполнялись крепежные и регулировочные работы с заменой отдельных деталей, имеющихся в индивидуальном комплекте ЗИП.

Средней ремонт техники на готовых агрегатах производился, как правило, на ПТОР соединений и частей с заменой узлов, агрегатов и деталей из групповых и ремонтных комплектов ЗИП. При этом в насосах средств перекачки заменялись центробежные колеса, торцевые уплотнения и их детали, подшипники; на двигателях - насосы высокого давления, форсунки и их распылители, головки блока цилиндров и их прокладки, в редукторах - подшипники и уплотнения. Около 20 % средних ремонтов проводилось выездными ремонтными бригадами непосредственно в местах дислокации частей и подразделений, на ПУ трубопроводных рот и ГНС, что вело к уменьшению времени простоя ремонтируемой техники.

Для трубопроводных частей и подразделений основными критериями выбора являлись расстояние от ГНС до КП батальона (соединения), загруженность ремонтных органов на данный момент, наличие запасных частей, узлов и агрегатов, необходимых для ремонта, вид ремонта - плановый или внеплановый.

Ремонтным органом трубопроводного батальона являлось отделение технического обслуживания, организационно входящее в состав автомобильного взвода. Ремонтным органом трубопроводного соединения, а также мотострелковых и танковых частей являлся ремонтный взвод автомобильной техники. Взвод состоял из двух отделений: сборочно- разборочных работ и слесарно-технических работ.

В мотострелковых и танковых соединениях имелась ремонтная рота, оснащенная ПАРМ-3 с отделением технического обслуживания и ремонта технических средств службы горючего (ТССГ), в распоряжении которого имелась МРСО-ТЗС.

Капитальный ремонт выполнялся в ремонтных органах округа и центра.

Длительная непрерывная эксплуатация ТССГ в Афганистане осуществлялась в условиях высокогорья и пониженного атмосферного давления, резкого перепада температуры окружающего воздуха, отсутствия воды, частых песчаных бурь и сходов снежных лавин, камнепадов и селевых потоков. Все это оказывало существенное влияние на работу ТССГ. Ухудшались эксплуатационные параметры насосных установок, снижалась надежность их работы вследствие преждевременного выхода из строя рукавов, уплотнении, подшипников, элементов электрооборудования и др.

В условиях высокогорья, как известно, атмосферное давление и плотность воздуха ниже обычных. Это приводило к переобогащению топливной смеси, вызывало перерасход горючего, нагарообразованию в двигателе, ускоренному износу цилиндропоршневой группы, повышению дымности и токсичности отработавших газов. Мощность двигателя на каждые 1000 м подъема снижалась в среднем на 11 - 13 %, а экономичность его падала на 14 - 15 %.

В условиях низкой температуры работа ТССГ ухудшалась из-за возрастания вязкости масел, смазок и горючего в агрегатах и узлах; значительного понижения испарения бензина в карбюраторных двигателях, ухудшения испарения и смесеобразования вследствие низкой частоты вращения коленчатого вала двигателя, падения емкости аккумуляторных батарей.

Работа двигателя на пониженных тепловых режимах ускоряла процесс нагарообразования на деталях камеры сгорания, что вызывало зависание клапанов, падение компрессии и даже заклинивание поршней. Кроме того, увеличивалась потеря мощности двигателя из-за возрастания вязкости масла в трансмиссии, ухудшалась надежность и эффективность работы систем питания и зажигания. Низкие температуры отрицательно влияли на физико-механические свойства металлов, резины и других неметаллических материалов, что приводило к выходу из строя сальников, подшипников, уплотнения и др. Время на подготовку к пуску холодного двигателя могло составлять до 1,5 ч. Это вынуждало в период перекачки горючего периодически прогревать двигатель на холостом ходу или использовать предпусковые подогреватели.

Характерными отказами ТССГ при их эксплуатации являлись: течь торцового уплотнения насосов; выход из строя подшипников насоса и редуктора; повышенный износ двигателя (особенно поршневой группы); выход из строя шестерен и подшипников коробки отбора мощности; прогорание глушителя; выход из строя элементов электрооборудования; системы самовсасывания; расслоение рукавов. Длительная и постоянная эксплуатация средств перекачки в условиях Афганистана вызывала необходимость содержать повышенный запас как самих технических средств, так и деталей, наиболее часто выходящих из строя или имеющих ограниченный ресурс. Для перекачивающей станции ПСГ-160 такими деталями являлись коробка отбора мощности, водяная помпа, генератор, торцовое уплотнение; для насосов установки ПНУ-100/200М подшипник насоса; подшипник редуктора; торцовое уплотнение.

Наиболее часто выходили из строя следующие агрегаты перекачивающих средств:
по ПНУ-100/200М - насос 4Н6х2А с редуктором ускорителей;
по ПСГ-160 - насос 6НГМ7х2.

При эксплуатации аккумуляторных батарей перекачивающих станций, насосных установок при повышенной температуре окружающей среды электролит в них быстро испаряется. Поэтому через пять-шесть дней в них доливалась дистиллированная вода и производилась их подзарядка.

В отдельных случаях при неисправных батареях для пуска насосной установки личным составом использовались аккумуляторные батареи патрульно-аварийных БТР и автомобилей.

Опыт эксплуатации и ремонта технических средств в Афганистане показал, что система технического обеспечения трубопроводных соединений и частей службы горючего требует дальнейшего совершенствования. Так, в трубопроводных ротах целесообразно иметь специализированную бригаду ремонтников для проведения текущего ремонта имеющихся в штате средств перекачки и оборудования трубопровода и среднего ремонта их агрегатов. Она должна быть оснащена ремонтным комплектом, состоящим из сварочного оборудования, комплектов инструмента, запасных частей и материалов, наборов съемников, плашек, метчиков и диагностических приборов. В ней необходимо иметь достаточное количество запасных частей для ремонта двигателей и насосов, в частности, двух-трехкратный запас торцовых уплотнений и деталей к ним, подшипников и других деталей к насосам и редукторам.

Имеющуюся в трубопроводных батальонах мастерскую МТО-АТ целесообразно дополнительно оснащать комплектами инструмента и запасных частей для ремонта насосов и редукторов средств перекачки.

В трубопроводном соединении кроме имеющейся мастерской ПАРМ-1М целесообразно иметь
специализированную мастерскую для технического обслуживания, диагностирования и ремонта специального оборудования средств перекачки горючего и трубопроводного оборудования.

Воины-трубопроводчики трудились в Афганистане самоотверженно и со своими задачами справились достойно. За отвагу и мужество, высокий профессионализм при выполнении воинского долга более полутора тысяч человек было награждено государственными наградами СССР и ДРА.

См. далее:
1. Условия, влияющие на транспортное обеспечение войск в Афганистане и виды воинских перевозок

См. также:
1. Обеспечение горючим частей и соединений Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане
2. Использование трубопроводных войск в Афганистане
3. Прокладка полевых магистральных трубопроводов с преодолением рек Амударья и Кушка
4. Создание и функционирование трубопроводной - складской системы на Кабульском направлении
5. Создание и функционирование трубопроводной системы на Шиндандском направлении
6. Организация управления перекачкой горючего Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане
7. Патрульно-аварийная служба на полевых магистральных трубопроводах в Афганистане
8. Тыловое обеспечение трубопроводных структур на территории Афганистана

Литература:
Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 - 1989 гг.)



Другие новости и статьи

« «Окно Овертона» как инструмент ведения информационной войны

Н.М. Карамзин о государственно-правовом развитии России »

Запись создана: Пятница, 5 Октябрь 2018 в 14:19 и находится в рубриках Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Служба горючего.

Метки: , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы