Геополитические вызовы и сосредоточение России
Десять лет назад, оценивая геополитическое положение страны, мы в своих исследованиях приводили обобщающие показатели экономической, военной и военно-экономической мощи России в сравнении с крупнейшими странами мира. Их анализ говорил о том, что Россия только по показателям экономического потенциала превосходит Германию, Францию, Англию, Японию, а по размерам территории - Китай и США. Однако степень реализации экономического потенциала нашей страны была значительно ниже, чем в этих странах, поэтому по обобщающим показателям экономической мощи Россия была слабее приведенных в таблице государств.
Внутрисистемные показатели военно-экономической безопасности нашей страны также были неутешительны, а системы обеспечения структур военного противодействия угрозам национальной безопасности вследствие крайней ограниченности экономических возможностей страны не адекватны военно-экономическим потребностям сил, противостоящих реальным и потенциальным военным угрозам.
Тем не менее, тогда мы полагали, что Российская Федерация обладает хотя и сократившимся, но все еще колоссальным экономическим потенциалом. Возрождение ее могущества и возвращение в число наиболее развитых и сильных держав мира было возможно, при всестороннем учете главного из уроков истории - консолидации общества вокруг базовых общественных ценностей и задач противостояния внутренним и внешним угрозам, с которыми столкнулось наше государство. Со всей силой надо подчеркнуть актуальность этой задачи сегодня, поскольку угрозы национальной безопасности значительно возросли, а заметных сдвигов в соотношении сил в пользу России не произошло.
Сегодня Россия сосредоточивается, чтобы достойно ответить на вызовы, с которыми сталкивается весь мир: системный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации - перехода в новую культурную, экономическую, технологическую, геополитическую эпоху. Пока мы пытались уйти из социализма и стать «как все», эти «все» приходили всё основательнее к убеждению в том, что капитализм исчерпал себя. Разумеется, в этом отношении и нам следует кое о чем задуматься.
Чтобы сегодня выжить в трансформирующемся мире, надо убрать с дороги все, что мешает идти вперед независимо от того, каковы корни этих препятствий, откуда они растут - из далекого прошлого или из еще не вполне определившегося капиталистического будущего, но уже оказавшегося несостоятельным. Здесь невозможно перечислить все препятствия и задачи, назовем те из них, которые уже явно определились, но никак не поддаются нашим, вероятно, не очень настойчивым усилиям брать эти препятствия.
В общем виде надо «завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся и одновременно устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм». Такой организм гарантирует суверенитет России и процветание ее граждан. Путин В,.В. упоминает также о справедливости, достоинстве, правде и доверии. А каков он «такой» организм конкретно? Коснемся некоторых сторон конкретизации только одной из названных проблем - модели экономики.
Во-первых, надо «слезть» с сырьевой иглы и перейти на инновационное развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей реальной экономики. Без этого бесполезно говорить о решении проблем экономики и других сфер жизнедеятельности государства. И здесь главная трудность в том, что той экономике, которую мы выстраиваем, не прикажешь. Нужны другие методы. Так, частника надо заинтересовать, а государственных чиновников подбирать политически и экономически грамотных, профессионально компетентных, творческих и дисциплинированных.
Во-вторых, надо устранить саму возможность сращивания бизнеса с чиновниками, под корень выкорчёвывать коррупцию, обратить внимание на образование в России. При этом не выталкивая государство из экономики под предлогом его якобы неэффективности, а изгоняя невежд из государственного аппарата, заменяя их честными, экономически грамотными людьми - только тогда экономика станет умной и эффективной. Здесь нужна большая творческая работа юристов и законодателей в области совершенствования хозяйственного права и колоссальная организационная работа.
В-третьих, как воздух необходимо обеспечение в стране социального единства. Его не добиться без изменения в разы децильного коэффициента, (который составляет 1:15 по России в целом, а в Москве 1:50, в то время как в европейских странах 1:7). Такой разрыв уже грозит «бессмысленным и беспощадным» бунтом. Изменения сложившегося децильного коэффициента не добиться также без прогрессивной шкалы налогообложения, без солидного компенсационного взноса от дельцов нечестной приватизации и ренационализации тех частей собственности, характер которой, как показал опыт, требует ее изъятия из частных рук, а также и без ликвидации оффшоров. Много требуется изъятий и нововведений, но на все это нужна жесткая политическая воля, а не предвыборные призывы и обещания.
Реформы по кругу или деньги на ветер. В.В. Воробьев, авт. коллектив.
Другие новости и статьи
« Приставы считают, что у Минобороны есть квартиры для военнослужащих
Экономика, обороноспособность и национальная безопасность России »
Запись создана: Пятница, 9 Ноябрь 2012 в 6:29 и находится в рубриках Новости.
метки: РФ, военные угрозы, Россия, путин, страна
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика