5 Октябрь 2018

Подача грузов Ограниченному контингенту Советских войск в Афганистане автомобильным транспортом

oboznik.ru - Подача грузов Ограниченному контингенту Советских войск в Афганистане автомобильным транспортом

Автомобильный транспорт к сентябрю 1982 года в подвозе материальных средств войскам 40 армии были задействованы тринадцать автомобильных батальонов (3 окружных, 6 армейских, 2 тыла ВВС и 2 приданных из военных округов) общей грузоподъемностью 17,5 тыс. т, в том числе 10 тыс. т по наливу [1].

Подвоз материальных средств выполнялся следующим образом:

- от окружных перевалочных баз до армейских складов - автомобильными частями ТуркВО с привлечением автомобильных подразделений армейской бригады материального обеспечения;
- с армейских складов до складов соединений и частей - армейским транспортом.

В отдельных случаях для подвоза материальных средств с перевалочных баз и армейских складов до складов соединений и частей привлекался войсковой транспорт.

Боевой состав армии, решаемые ее войсками задачи обусловили состав и структуру основного соединения оперативного тыла - 59 армейской бригады материального обеспечения (абрмо). Все пять батальонов бригады были бортовыми. Один автомобильный батальон с ротой, размещенные в гарнизоне Шинданд, были переоборудованы для перевозки горючего в стальных резервуарах Р-4, Р-6, Р-8. Вместо отдельного батальона обслуживания в состав бригады входила отдельная рота обслуживания (в связи с тем, что бригада размещалась стационарно по гарнизонам - отпала необходимость в выполнении инженерно-дорожных работ). Большой объем ремонтных работ обусловил необходимость включения в состав бригады вместо отдельной ремонтно-восстановительной роты техники тыла отдельного ремонтно-восстановительного батальона. Кроме того, стационарное размещение бригады по гарнизонам позволило вместо роты в составе бригады иметь только взвод связи. В состав абрмо дополнительно были включены банно-прачечный комбинат для обслуживания ее личного состава, а также мотострелковая рота для охраны командного пункта бригады, инженерного склада и склада боеприпасов. Охрана остальных частей и подразделений бригады, а также сопровождение автомобильных колонн при перевозках были возложены на мотострелковые части в зонах их ответственности. Из состава бригады были исключены рота заправки горючего и склад военторга. Управление бригады находилось в Пули-Хумри [2].

В целях повышения автономности группировок войск армии в тыловом отношении подразделения и части 59 абрмо размещались в трех гарнизонах - Пули-Хумри, Баграм, Шинданд. Кроме того приданные из военных округов автомобильные батальоны находились: один в Шинданде, другой в Кабуле.

Серьезное внимание уделялось обустройству автомобильных частей в местах их размещения. Строились казармы (общежития), столовые, которые оборудовались водоснабжением, канализацией и даже центральным отоплением.

Доставка материальных средств, как правило, осуществлялась ротными колоннами. Каждая колонна состояла из 40-50 линейных и 10-12 обеспечивающих автомобилей. Дополнительно в состав сухогрузных колонн вводились по 1-3 авторефрижератора для доставки свежего мяса. Ежедневно на дорогах Афганистана в перевозках участвовали десятки колонн.

Движение автомобильных колонн осуществлялось только в светлое время суток. Независимо от характера боевых действий распределение времени использования автомобильного транспорта за месяц составляло: в районе дислокации - 3-5 суток, в движении - 10-12 суток, на погрузочно-разгрузочных работах - 12-15 суток. Таким образом, наиболее слабым звеном при подвозе материальных средств являлись их погрузка и выгрузка. На этих операциях преобладал ручной труд, так как материальные средства, в основном, поступали в тарно-штучной упаковке.

Заправка автомобильных колонн горючим проводилась централизованно на шести пунктах массовой заправки, созданных на автомобильных дорогах в местах остановки колонн: Хайратон, Пули-Хумри, Кабул, Тугагунди, Шиндантд, Кандагар.

Планирование подвоза материальных средств тесно увязывалось с характером боевых действий войск. К 15-му числу месяца, предшествующего планируемому, завершалось месячное планирование в округе. Выписки из плана подвоза направлялись в 40 армию, перевалочным базам и командирам окружных автомобильных частей. Одновременно план подвоза доводился до начальников родов войск и служб округа, подававших свои заявки. В штабе и службах тыла армии ежемесячное планирование завершалось к 25-му числу, выписки из плана подвоза направлялись соединениям и частям армейского подчинения. В выписках указывался объем подвоза по видам материальных средств и принадлежность привлекаемых для подвоза транспортных средств. План подвоза (в округе и армии) подписывался начальником штаба тыла округа (армии) и утверждался заместителем командующего войсками округа (армии) по тылу.

Автотранспортная служба округа (армии) разрабатывала план перевозок на месяц, на сутки и на конкретную подачу.

В бригаде материального обеспечения, в соединениях и частях планирование работы автомобильных частей и подразделений осуществлялось на месяц с ежесуточным уточнением задач в соответствии со складывающейся обстановкой.

Задачи по подвозу материальных средств исполнителям доводились на месяц в приказе по тылу армии. В каждой автомобильной роте и сводном автомобильном подразделении, привлекаемым к подвозу, составлялись месячные графики движения.

На выполнение каждой перевозки отдавался боевой приказ и оформлялись необходимые документы.

Подвоз материальных средств осуществлялся в условиях постоянного воздействия противника по транспортным коммуникациям и автомобильным колоннам.

Подготовка автомобильных колонн к маршруту осуществлялась по специально разработанной программе, предусматривающей проведение занятий по боевому слаживанию, техническому обслуживанию автомобилей и погрузке материальных средств. Обычно такая подготовка занимала до трех суток.

Автомобильные колонны комплектовались по следующей схеме:

- штатное автомобильное подразделение;
- огневые средства поражения: по 3 единицы ЗСУ-23-2 или БТР (БРДМО);
- средства связи: радиостанция «Ромашка» для радиосвязи с авиацией воздушного прикрытия; три комплекта радиостанций Р- 123 для организации радиосвязи в колонне и с диспетчерскими пунктами, сторожевыми постами, заставами; Р-142 для организации связи с ЦДЛ, ЦБУ, с командными и диспетчерскими пунктами своих частей.

Каждый военнослужащий имел при себе штатное стрелковое оружие и две гранаты, а на каждый автомобиль выдавались по две дымовых шашки и по три дымовые гранаты.

Подача материальных средств в небольшие гарнизоны, расположенные в горах, в отрыве от основных сил, планировалась и осуществлялась, как правило, при проведении в этих районах боевых действий. В плановом порядке завоз грузов производился не чаще чем 1-2 раза в год.

В сложных условиях горно-пустынной местности пробег автомобилей до очередного технического обслуживания сокращался на 30-35 %, а межремонтный пробег - на 25-30 % от установленных норм. Ежегодное обновление автотранспорта подвоза осуществлялось до 30 %.

Боевые потери автомобильных частей ТуркВО и 40 армии (1980-1984 гг.) [3]

I. Личный состав:
всего: - 816 чел.
в т.ч. ранено - 654 чел.
убито - 162 чел.

Потери распределяются:
а) по звеньям подвоза:
окр. части - 15-25 %; 59 абрмо - 70-80 %; проч. - 5%;

б) по годам:
1980 г. - 90 ранено, 20 убито;
1981 г. - 140 ранено, 47 убито;
1982 г. - 274 ранено, 42 убито;
1983 г. - 195 ранено, 35 убито;
1984 г. (на 1.08) - 117 ранено, 18 убито.

II. Автомобильная техника:

всего: - 1526 ед.
в т.ч. безвозвратно - 602 ед.

Потери распределяются:
а) по звеньям подвоза:
окр. части - 40-45 %; 59 абрмо - 45-50 %; проч. - 5%;

б) по годам:
1980 г. - 31 всего; в т.ч. 10 безвозвратно;
1981 г. - 465 всего; в т.ч. 110 безвозвратно;
1982 г. - 511 всего; в т.ч. 171 безвозвратно;
1983 г. - 317 всего; в т.ч. 150 безвозвратно;
1984 г. (на 1.08) - 201 всего; в т.ч. 161 безвозвратно.

Общие боевые потери автомобильного транспорта подвоза составили 4 975 единиц, в т.ч. наливных - 1 261 [4].

Примечание:
[1] Архив Автотранспортной службы МО СССР. Д. 037 (1980, 1981, 1982), С. 349-354.
[2]  Московченко В.М.. Тыловое обеспечение отдельной армии при ведении боевых действий в горно-пустынной местности,- М.: В АГШ, 1990. С. 21.
[3] Архив Автотранспортной службы МО СССР. Д. 037 (1984), С.155-159.
[4] Московченко В.М.. Тыловое обеспечение отдельной армии при ведении боевых действий в горно-пустынной местности,- М.: ВАГШ, 1990. С. 51.

См. далее:
5. Использование трубопроводного и воздушного транспорта для доставки грузов войскам в Афганистане

См. также:
1. Условия, влияющие на транспортное обеспечение войск в Афганистане и виды воинских перевозок
2. Доставка грузов для нужд 40-й Армии железнодорожным транспортом
3. Перевалочные базы, предназначенные для обеспечения войск 40-й Армии

Литература:
Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 - 1989 гг.)

Другие новости и статьи

« Медицинская служба ВМФ (начальник Медико-санитарного управления генерал Ф.Ф. Андреев) в годы войны решала свои задачи в тесном взаимодействии с медицинской службой Советской Армии

Санаторно-курортное обеспечение в Вооруженных Силах »

Запись создана: Пятница, 5 Октябрь 2018 в 16:29 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Защита, охрана и оборона тыла, Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Транспорт.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

выпрямление вмятин без покраски на сайте
rm55.ru

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика