11 Ноябрь 2012

Проблемы обеспечения эффективности расходов на оборону

oboznik.ru - Проблемы обеспечения эффективности расходов на оборону

Выделение армии и флоту ограниченных финансовых ресурсов из-за слабых возможностей экономики России приводило к дополнительным значительным материальным затратам государства. Системное несоблюдение правил эксплуатации техники и вооружения, хранение, использование с грубыми нарушениями технических условий и на непригодной инфраструктуре вело к ее преждевременному износу, выходу из строя и вызывало рост расходов, по сравнению с плановыми затратами на ремонт, обслуживание и замену.

Например, из-за неудовлетворительного аэродромно-технического обеспечения полетов и состояния взлетно-посадочных полос ежегодно досрочно снимались с эксплуатации более 50 авиационных двигателей. Использование некондиционных аэродромов приводило к преждевременному выходу из строя не только авиационных двигателей, но и шасси, планеров, стоимостью в десятки миллионов рублей. Эксперты не раз предупреждали, что через 3-4 года большинство военных аэродромов России из-за аварийного состояния инженерных сооружений и техники могут окончательно выйти из строя и тогда потребуются более значительные средства на строительство сотен новых. В то же время ремонт одной взлетно-посадочной полосы соизмерим по стоимости с ремонтом одного двигателя для современного боевого истребителя. Только в 2012 году было объявлено, что впервые за 20 лет отремонтировано 28 аэродромов.

Недостаточность выделенных бюджетных средств на боевую подготовку наглядно проявляется в налете авиации, в количестве учений с привлечением боевой техники и в других показателях. В 2000 - 2004 годах налет лётного состава составлял 20 часов, к концу 2006 года - 40 часов, в 2007 году - 50 часов, а в 2008 году - 50 - 80 часов. В результате, в военной авиации сформировалась целая прослойка 35 - 40-летних пилотов с лётной практикой в несколько десятков часов, а профессиональная квалификация ограничивается самым низким 3 классом.

В частях авиации с 1998 по 2003 годы в результате авиационных происшествий Вооруженные Силы потеряли 60 самолетов и вертолетов, при этом погибли 198 человек. За 2003 - 2005 годы в ВВС зафиксировано 28 летных происшествий (10 катастроф и 18 аварий), при этом погибло 26 членов экипажей. В 16 случаях происшествия произошли по вине личного состава, т. е. из-за недостаточной подготовки. В 2006 году произошло 7 авиационных происшествий (4 аварии и 3 катастрофы), в которых погибло 13 человек. В среднем ежегодный ущерб от потерь воздушных судов, авиационного персонала и затрат на проведение расследований превышает 3 млрд руб.

Министерство обороны практически не закупает тренажеры, которые позволяют отрабатывать необходимые военнослужащим навыки с меньшими затратами. Например, для обучения одного специалиста требуется произвести примерно 250 выстрелов. Цена одного выстрела составляет до 20 тыс. руб., а на тренажере - копейки.

Совсем недавно в закон «О материальной ответственности военнослужащих» было внесено положение о взыскании с лейтенантов - выпускников военно-учебных заведений определенных затрат на их подготовку, если они увольняются до истечения срока заключенного контракта. Однако, до 2011 года многим из них не находилось должностей и им предлагалось увольнение или назначение на сержантские должности, то есть в очередной раз напрасно израсходованы деньги на обучение военных профессионалов, оказавшихся ненужными. Это свидетельствует о непоследовательности в проведении военной реформы и грубых просчетах.

Оборонные расходы по темпам роста в 2011 году занимали в федеральном бюджете третье место, а в 2013 году должны выйти на первое место. В 2012 году запланирован их рост более чем на двадцать процентов по сравнению с 2011 годом. При таком существенном повышении важно обеспечить эффективность этих расходов.

Хотелось бы надеяться, что в условиях программно-целевого планирования, расходы будут основываться на четких ориентирах, долгосрочных прогнозах, обоснованных расчетами. Медведев Д.А. в своем выступлении по случаю завершения срока исполнения обязанностей Президента России в разделе, посвященном реформе Вооруженных Сил и инвестированию значительных средств в обновление их технического оснащения, обратил внимание на необходимость профессиональной экспертизы на всех этапах реализации государственного заказа, расширение конкуренции на соответствующем рынке, построения современной системы исследований и разработок на базе наших лучших традиционных школ и современных практик других государств.

В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем государственных программ Министерство обороны Российской Федерации является ответственным исполнителем государственной программы «Обеспечение обороноспособности страны», которая должна включить все действующие федеральные и ведомственные целевые программы и непрограмные расходы в этой сфере, и соисполнителем более десяти государственных программ. В 2012 году эти программы должны быть разработаны и с 2013 года включены в федеральный бюджет. Но важно, чтобы они разрабатывались специалистами совместно с экономистами и в процессе исполнения произвольно не корректировались.

К сожалению, следует отметить, что Министерство обороны за последние годы потеряло многих квалифицированных экономистов, хорошо знающих особенности деятельности войск и обеспечения обороны страны. Это только усложняет решение предстоящих задач в сфере обеспечения обороноспособности государства.

Реформы по кругу или деньги на ветер. В.В. Воробьев, авт. коллектив.

См. также
Геополитические вызовы и сосредоточение России

Проблемы финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил

Экономика, обороноспособность и национальная безопасность России

Реформа Вооружённых Сил (2008-2012 г.г.) и ее некоторые итоги

Другие новости и статьи

« Дело «Оборонсервиса»

Российская армия как разменная монета кумовства »

Запись создана: Воскресенье, 11 Ноябрь 2012 в 7:20 и находится в рубриках Новости.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика