Реформирование отечественных органов управления тыла Армии и Флота

Ежегодно, 1 августа, отмечается день Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех военнослужащих и гражданского персонала, имеющих отношение к соединениям, частям и учреждениям тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.
День тыла Вооруженных Сил Российской Федерации был учрежден Приказом Министра обороны России № 225 от 7 мая 1998 года.
Тыловое обеспечение войск появилось вместе с первыми организованными армиями, ещё в Древнем Риме. Уже тогда существовали особые органы, которые выплачивали жалованье, обеспечивали солдат оружием, обмундированием и продовольствием. Вслед за действующей армией всегда шли обозы с амуницией и провиантом. Именно тогда и появились первые должностные лица, которые занимались работами по снабжению продовольствием и другими материальными средствами, а так же обустройством дорог, привалов, лагерей и медицинским обеспечиванием.
Позже, в средние века, в Европе, солдаты-наемники, как правило, должны были приобретать все необходимое за свои средства. Но, уже в середине XVII века в европейских армиях появились первые органы снабжения (магазины), из которых солдаты и офицеры получали все необходимое для жизни и службы. В этот период появились и первые элементы военной торговли, в виде маркитантов, следующих за войсками, и предоставляющие товары и услуги за плату Централизованное снабжение войск стало насущной необходимостью, т.к. время не стоит на месте, оно идет вперед, подчас создавая новые условия в проведении военных действий.
История российского Тыла, как централизованной системы, начинается еще с 18 февраля 1700 года, когда император Российской империи Петр Великий, подписал Указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом».
В тот же день «во вторую половину светлаго дни» - своим Указом самодержец учредил еще один Приказ - Особый, впоследствии получивший название Военного (иногда его называют еще Комиссариатским). Этот приказ ведал ассигнованиями, направляемыми на вооружение войск, денежным довольствием армии, снабжением ее обмундированием и лошадьми. В это время и был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган - Провиантский приказ, ведавший поставками для армии хлеба, крупы и зернофуража. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск.
Созданные царем-реформатором регулярные армия и флот требовали дальнейших шагов по централизации их обеспечения и в 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В ее полевом управлении был создан комиссариат, ведавший всеми видами снабжения, в том числе и продфуражем. В дивизиях организация снабжения была возложена на обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров, а в полках, соответственно, на комиссаров и провиантмейстеров. Причем полки обзаводились собственным войсковым хозяйством.
Значительное развитие тыл Русской армии получил в начале XIX века. В 1802 году в России образуется Военное министерство, первоначально названное Министерством военно-сухопутных сил. Первым военным министром стал генерал от инфантерии С.К. Вязмитинов. Именно при нем в 1805 году Комиссариатский и Провиантский департаменты были объединены в одно Интендантское ведомство. (”Интендант” - слово французского происхождения, означающее: “управляющий, заведующий”. Сегодня же на слуху его английский эквивалент - “менеджер”).
Интендантское ведомство тогда просуществовало недолго. В то время, не смогли по достоинству оценить важность централизованного управления материальным обеспечением войск. На интендантство была возложена основная вина за неудачи в войнах 1807 года с Францией и 1808-1809 годах со Швецией. Возникла не лучшая традиция видеть в тыловиках “козла отпущения”. Правда, в армиях, корпусах и дивизиях интенданты все же были сохранены.
Тыл, в понимании, близком к сегодняшнему, сложился в оперативно-стратегическом звене. Возросшее количество служб, частей и учреждений тыла, а так же объем задач обеспечения, повлекло за собой изменение системы управления. Возникла необходимость в создании управленческого органа, который бы занимался тыловым обеспечением армии. В лице начальника тыла и его аппарата состоялась новая самостоятельная структура. Тыловое обеспечение, таким образом, самоопределилось. Не смотря на некоторые сложности в организации, факт остается фактом, самостоятельный тыловой орган сложился!
Необходимость в изменениях тылового обеспечения войск появилась в начальный период Великой Отечественной войны. Развитие тыла Вооруженных сил России произошло 1 августа 1941 года, когда уже 2 месяца шла Великая отечественная война. И.В. Сталин, поставил свою подпись под приказом Народного комиссара обороны СССР № 0257 «Об организации Главного управления тыла Красной Армии…». Этот документ объединил штаб начальника тыла, автодорожное управление и инспекцию начальника тыла Красной Армии, управление военными сообщениями (ВОСО), Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления под единое командование, для чего была введена должность начальника тыла РККА. Первым начальником тыла в РККА был назначен заместитель Народного Комиссара Обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Васильевич Хрулев.
Объединение под одно начало снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложнейший процесс тылового обеспечения действующих армий что, в свою очередь, в значительной мере обеспечило победу над фашисткой Германией. Историю становления Тыла Красной армии в Великой Отечественной войне, которая развивалась под влиянием ряда факторов, можно проследить в ряде документов того времени, которые находятся в архивах, в научных исследованиях и публикациях военных лет. В этих исторических документах четко прослеживаются четыре основных направления проблем тыла, а именно тылового обеспечения войск в боевых действиях, организации работы транспорта и снабжения войск.
Программным документом государства, по укреплению тыла армии и флота, явилась директива СНК СССР и ЦК ВКП от 29 июня 1941 г. партийным и советским организациям прифронтовых областей. Она требовала: «Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность»
Тыл Советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны, включал в себя силы и средства, предназначенные для тылового и технического обеспечения войск. В состав тыла Вооруженных Сил входили различные части, учреждения и подразделения, необходимые для своевременного тылового обеспечения войск всем необходимым для ведения боевых действий. По своим функциям, Тыл, выполнял роль связующего звена между экономикой страны и войсками. Тыловое обеспечение включало несколько его видов: материальное, техническое, транспортное, медицинское и ветеринарное.
Начало войны - это был наиболее трудный период для нашей страны, для Советских Вооруженных Сил и их тыла. С первого же дня вторжения органы тыла Советской Армии в тяжелых условиях приступили к выполнению возложенных на них задач. Они обеспечивали мобилизационное развертывание и боевые действия войск на фронте, пополняли израсходованные запасы материальных средств, оказывали медицинскую помощь раненым воинам и осуществляли их лечение, вывозили из-под ударов противника тыловые учреждения и материальные ресурсы, а так же осуществляли эвакуацию и развертывание тыловых частей и учреждений. Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков не позволило полностью осуществить развертывание тыла до начала боевых действий. Его пришлось проводить уже в ходе начавшейся войны, в тяжелейших условиях отхода наших войск и систематического нападения противника.
Большие трудности появились в результате неудачного для нас исхода приграничных сражений т.к. противник занял районы, намеченные для развертывания тыла. Приходилось искать и назначать новые районы в более глубоком тылу, что удлиняло сроки развертывания. Поэтому фронты, армии и даже некоторые соединения вынуждены были отражать натиск врага без достаточного количества автотранспортных, медицинских и других тыловых частей и учреждений. Огромный размах военных действий и возникшие трудности в организации тылового обеспечения войск, потребовали принятия срочных и решительных мер по улучшению управления тылом. Серьезным препятствием на этом пути была разобщенность в работе его служб, не имевших единого органа управления. Опыт организации и осуществления руководства тылом в годы гражданской войны подсказывал, что решение проблемы надо искать в централизации управления тылом.
Историческая справка. В проекте директивы ЦК партии о военном единстве В.И. Ленин указывал: «…необходимым условием успеха… войны является единое командование всеми отрядами Красной Армии и строжайшая централизация в распоряжении всеми силами и ресурсами социалистических республик, в частности, всем аппаратом военного снабжения, а также железнодорожным транспортом, как важнейшим материальным фактором войны, имеющим первостепенное значение не только для выполнения военных операций, но и для снабжения Красной Армии…».
Как это ни печально, но тыловое обеспечение Советской Армии в начале войны с гитлеровской Германией, осуществлялось с серьезными издержками, что потребовало уже в дальнейшем, принятия целого ряда мер для устранения недостатков в тыловом обеспечении войск действующей армии.
Например, вещевое обеспечение военнослужащих Красной армии в годы Великой Отечественной войны являлось одной из важнейших составляющих деятельности органов тыла. Работа должностных лиц в этой сфере, потребовали принятия срочных решений, которые позволили существенно улучшить систему снабжения вещевым имуществом фронта, что сказалось на повышении боеспособности войск.
Согласно архивным документам, в начале Великой Отечественной войны, большую часть вещевого имущества неприкосновенного за¬паса (НЗ) в воинских частях и соединениях приграничных воен¬ных округов (Прибалтийском, Западном и Киевском военных округах), ввиду внезапного на¬падения 22 июня 1941 года фашистской Германии на СССР войска Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), не смогли использовать, и она была оставлена насту¬павшему противнику. Где это было возможно, имущество уничтожили. Фактические потери вещевого имущества в первые дни войны, в Западном и Киевском округах составили 50-60 % от имевшегося в наличии НЗ, в Прибалтийском военном округе, в тыл страны почти ничего не вывезли. В целом страна лишилась имущества на сумму 150,8 млн рублей.
Архивные мате¬риалы военных лет свидетельствуют, что промышленность страны справилась с обеспечением личного состава обмундированием, обувью и снаряжением. Несмотря на некоторое недовыполнение планов и временные трудности, связанные с эвакуацией промышленных предприятий в глубь страны , Красная армия не испытывала недостатка в вещевом имуществе. Таким образом, в 1941-1945 гг. благодаря умелой деятельности органов государственной власти и военного управления, было организовано полноценное вещевое обеспечение военнослужащих, а так же усилен контроль за свое¬временным и полным удовлетворением нужд бойцов и командиров.
Хочется еще заострить внимание на медицинском обеспечении Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, которое в начале военной кампании не в полной мере отвечало нуждам и запросам действующей армии. Положение осложнялось тем, что многие госпитали, медицинские склады и другие медицинские учреждения, были уничтожены, выведены из строя или захвачены противником.
С первых же дней войны перед медицинской службой Советской Армии встали исключительно сложные и ответственные задачи. В обстановке ожесточенных оборонительных боев с наступающим противником от всех ее звеньев требовалась особая оперативность в работе по оказанию помощи раненым и эвакуации их из угрожаемых районов. Необходимо было также в крайне ограниченные сроки развернуть медицинскую службу частей и соединений, армий и фронтов по штатам военного времени, наладить четкую работу всех медицинских частей и учреждений.
Главное военно-санитарное управление принимало срочные меры к восполнению понесенных потерь и к удовлетворению возраставших запросов фронтов в медицинских силах и средствах.Создавшаяся крайне сложная обстановка, в немалой степени объяснялась тем, что значительная часть отмобилизованных лечебных учреждений в это время перебазировалась с запада на восток. Вследствие эвакуации предприятий фармацевтической промышленности резко уменьшилось или вовсе прекратилось производство, а вследствие этого и поступление в войска многих видов медико-санитарного имущества и медикаментов. Чтобы исправить положение, ГКО и Главное военно-санитарное управление провели ряд важных организационных мероприятий, которые должны были существенно наладить медицинское снабжение на всех фронтах.
Летом и осенью 1941 г. на всей территории страны, была создана широкая сеть военных госпиталей, оборудованных необходимой аппаратурой и инструментарием, обеспеченных медицинским персоналом и медикаментами, вещевым имуществом и продовольствием. В целях улучшения медицинского обслуживания раненых и больных воинов были мобилизованы гражданские врачи и организована широкая подготовка среднего медицинского персонала. Раненых, поступающих с фронта, в госпиталях окружали большим вниманием и заботой. Врачи и сестры делали все необходимое для того, чтобы они снова быстро стали в строй. Созданный в начале войны при ЦК ВКП(б) Всесоюзный комитет по обслуживанию раненых и больных бойцов и командиров Советской Армии объединил усилия ряда ведомств и организаций (Наркомздрав, ВЦСПС, ВЛКСМ, Исполком Красного Креста и Красного Полумесяца и других) по созданию и благоустройству госпиталей, улучшению организации питания раненых, сбору подарков для них и культурному обслуживанию.
Для повышения качества работы медицинской службы и улучшения результатов лечения раненых и больных имело и то обстоятельство, что в этот период была успешно решена, по существу впервые в истории отечественной военной медицины, проблема организации и осуществления специализированной медицинской помощи. Настойчиво решалась во втором периоде войны еще одна исключительно важная задача — внедрение в медицинское обеспечение войск фронтов, в работу всех лечебных учреждений единых принципов оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных.
Более трехсот лет прошло со дня учреждения в России структур, отвечающих за централизованное тыловое обеспечение войск. За это время органы снабжения армии и флота развивались, совершенствовались и стали надежной структурой в деле поддержания боеготовности Вооруженных Сил на должном уровне.
Сегодня Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации - это один из важнейших элементов Вооруженных Сил. На него воложено продовольственное и вещевое снабжение военнослужащих, медицинское, торговое, бытовое и санитарное обслуживание личного состава и обеспечение войск горючим и смазочными материалами. Это удовлетворение транспортных потребностей войск, инженерно-аэродромное и аэродромно-техническое обеспечение авиации, выполнение противопожарных и экологических мероприятий и многое другое.
Ни для кого не секрет, что содержание в мирное время соединений, частей и учреждений оперативного тыла, по штатам военного времени, не под силу даже самому богатому государству. Опыт проведения контртеррористических операций в на Северном Кавказе показал, что для полного и всестороннего тылового обеспечения войск, необходим определенный комплект тыла постоянной готовности. Это - прежде всего, автомобильные и дорожно-комендантские батальоны, медицинские отряды, отдельные роты подвоза воды и заправки горючим, учреждения банно-прачечного обслуживания и полевого хлебопечения.
Какие бы задачи на протяжении всей истории страны ни стояли перед Вооруженными Силами - всегда органы тыла в тесном единстве с командованием делали и делают все, от них зависящее, чтобы войска и силы флота имели все самое необходимое для выполнения поставленных задач. Ведь от того, насколько тыловые службы готовы четко выполнять свои функции, зависит и общий результат боевых действий, и, в конечном итоге, жизнь военнослужащих.
В завершении, хотелось бы отметить, что в рамках военно-технической политики есть перспективы, в ближайшие годы завершить целый ряд НИОКР, реализация которых будет способствовать повышению производственных возможностей технических средств служб тыла, росту уровня оснащения Тыла Вооруженных сил современными образцами техники, а также совершенствованию системы их закупок и изготовления, что существенно повысит боеготовность российской армии.
Жилина Мария Владимировна, студентка Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова. oboznik.ru
Другие новости и статьи
« ВФЭУ: усиление военно-экономической и аналитической подготовки слушателей. Как это было
Система подготовки офицеров-финансистов »
Запись создана: Пятница, 20 Ноябрь 2020 в 0:05 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов, Вторая мировая война, Гражданская война, Начало XIX века, Петровские реформы, Реорганизация 90-х годов, Тыл: образование и наука, Управление тылом.
метки: обеспечение, управление, реформирование, тыл
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика