Дорожное обеспечение 40-й Армии в период до мая 1983 года



Дорожное обеспечение 40-й Армии в период до мая 1983 года

oboznik.ru - Дорожное обеспечение 40-й Армии в период до мая 1983 года

При вводе войск в Афганистан и в начальный период их пребывания в этой стране в составе 40 армии не было ни одного подразделения дорожных войск. В результате этого задачи дорожного обеспечения выполнялись боевыми частями с существенными издержками. В итоге затруднялось движение колонн, возникали заторы на дорогах, а в ряде случаев - гибель людей.

Так, 23 февраля 1980 года в тоннеле Саланг советский водитель не справился с управлением и его автомашина врезалась в стену, перегородив движение всей колонны. Возникла паника, открылась беспорядочная стрельба. При этом четверо военнослужащих получили огнестрельные ранения, а шестнадцать отравились угарным газом. Росло количество происшествий и на других дорожных участках.

Первоначально решением командующего 40 армией в зонах ответственности общевойсковых соединений и частей из их состава на основных автомагистралях были созданы внештатные диспетчерские пункты (ДП) с местами расположения: 201 мсд - Хайратон, Найбабад, Кундуз, Пули-Хумри; 108 мсд - Чаугани (Хинджан), Калавуланг, Баграм, Джабаль-ус-Сирадж; 5 гв. мсд - Турагунди, Шинданд. В штабе тыла армии был образован внештатный центральный диспетчерский пункт (ЦДП), который размещался в Кабуле [1].

Для охраны дорог, по которым шел основной поток грузов, было создано 326 постоянных сторожевых застав. Еще 224 заставы выполняли двойную роль - охраняли как дороги, так и режимные зоны, которые создавались вокруг важных объектов (административных центров, аэродромов, электростанций, тоннелей) [2].

Однако принятые меры не привели к решительному изменению положения по улучшению организации движения на дорогах. Внештатные диспетчерские пункты комплектовались необученным личным составом, да и не было налаженного, единого руководства движением.

Лишь 16 апреля 1980 года Генеральный штаб ВС СССР издал директиву о формировании 692-го отдельного дорожного батальона (одб). В его состав входили три дорожно-строительные и одна дорожно-комендантская роты. С июня 692 одб находился в Афганистане.

Управление батальона, 1 дорожно-строительная рота и дорожно-комендантская рота расположились в населенном пункте Чаугани, где был развернут диспетчерский пункт и установлена радиосвязь со штабом тыла 40 армии.

2 дорожно-строительная рота, совершив марш в Пули- Хумри, получила задачу осуществить строительство подъездов и площадок для 59 армейской бригады материального обеспечения.

3 дорожно-строительная рота, прибыв в Кундуз, получила задачу начать восстановление и строительство автомобильных дорог от Кундуза к Шерхану, Таликургану и Термезу.

В Кундузе также разместились отдельная инженерно- саперная рота и отдельная автотранспортная рота (около 80 самосвалов ММЗ).

Таким образом было положено начало для дорожного обеспечения 40 армии силами воинской части дорожных войск - 692 одб.

В целях повышения эффективности управления перевозками и своевременного подвоза материальных средств 40 армии в этом же 1980 году начала создаваться централизованная командно-диспетчерская система со следующей структурой:

• внештатный центральный диспетчерский пункт армии (ЦДП);
• диспетчерские пункты 59 абрмо, перевалочных баз, автомобильных частей округа и армии;
• диспетчерские пункты общевойсковых соединений отдельных частей;
• диспетчерские пункты, развернутые на основных направлениях подвоза [3],

В состав внештатного ЦДП армии были включены: офицеры штаба тыла, службы горючего и смазочных материалов, автотранспортной и дорожной служб, военных сообщений, строительного УНР. На него возлагались следующие задачи:

- планирование перевозок материальных средств автомобильным транспортом армии;
- планирование движения по В АД автомобильных колонн; контроль за движением автомобильных колонн по В АД; передача распоряжений командиру 59 абрмо, командирам автомобильных частей и начальникам автомобильных колонн;
- подготовка и представление донесений о работе автомобильных частей.

Диспетчерские пункты на маршрутах содержались за счет сил и средств общевойсковых соединений и частей и осуществляли, как правило, контроль и учет проходящих автомобильных колонн. Информация о движении колонн с диспетчерских пунктов передавалась в пункты управления (диспетчерские пункты) своих частей, где она обобщалась и, по состоянию на 6.00 и 18.00, передавалась во внештатный ЦДП армии. При каждом диспетчерском пункте были оборудованы площадки для стоянки колонн в ночное время суток (с 16.00 до 8.00).

Однако проведенные мероприятия не в полной мере обеспечивали требуемое увеличение эффективности управления перевозками материальных средств, так как созданная система управления пока что имела ряд существенных недостатков.

Отсутствие штатного личного состава на диспетчерских пунктах ощутимо сказывалось на качестве их работы.

Отсутствие прямой и постоянной связи между линейными диспетчерскими пунктами и центральным диспетчерским пунктом практически исключало своевременную передачу информации о времени прохождения и состоянии автомобильных колонн, обстановке на маршрутах движения, нападении диверсионных групп, потерях и повреждениях в колоннах.

Внештатный ЦДП армии, не получая необходимую информацию, зачастую не знал реального состояния и положения автомобильных колонн, хода выполнения ими поставленных задач, изменений в обстановке, а следовательно, и не в состоянии был своевременно воздействовать на ход выполнения перевозок.

Одним из существенных недостатков в организации управления было отсутствие эффективных средств связи в автомобильных частях и особенно в ротах автомобильных колонн.

Только с начала 1982 года стало проводиться оснащение автомобильных подразделений более совершенными техническими средствами связи. Это способствовало поддержанию более надежной связи командира и штаба автомобильного батальона с вышестоящим командованием, диспетчерскими пунктами и оперативному управлению автомобильными колоннами, а начальнику колонны в различных условиях обстановки вхождению в связь с диспетчерскими пунктами дорожной службы и управлению огнем приданных мотострелковых (танковых) подразделений.

В каждый батальон была введена командно-штабная машина Р-142Н, имеющая аппаратуру ЗАС и радиостанции Р-809 для связи с вертолетами боевого сопровождения, в каждую роту также была введена командно-штабная машина Р-142Н, а в кабинах автомобилей командиров взводов устанавливались радиостанции Р-123 [4].

Еще 14 января 1981 года был издан приказ командующего 40 армии, направленный на повышение роли и ответственности дорожно-комендантской службы.

Начальник службы горючего и смазочных материалов армии получил задачу силами 59 абрмо оборудовать пункты дозаправки с емкостями до 10 тонн на каждый вид топлива и на 2 тонны масел в населенных пунктах Чаугани, Автонур и Джабаль-ус-Сирадж.

Командиру 108 мсд было приказано на диспетчерских пунктах в районах Чаугани, Калавуланг и Джабаль-ус-Сирадж оборудовать пункты отдыха и обогрева автомобильных колонн, где постоянно иметь 100 суточных сухих пайков, горячий чай и запас горячей воды для дозаправки автомобилей.

Начальнику инженерных войск армии для усиления дорожно-строительных рот 692 одб было приказано выделить резервную группу дорожной и снегоочистительной техники и разместить ее в районе южного портала тоннеля Саланг, кроме того, на подходах к основным дорожным сооружениям установить минно-взрывные заграждения.

В феврале 1981 года группой офицеров полевого управления 40 армии проводилась проверка работы диспетчерских пунктов и организации охраны воинских колонн на маршрутах движения Кушка - Кандагар и Термез - Кабул.

На основании результатов проверки 27 марта 1981 года в приказе командующего 40 армии были даны указания полностью укомплектовать все диспетчерские пункты личным составом, обеспечить их средствами связи, усилить контроль за несением службы на них. Этим же приказом на диспетчерские пункты были возложены следующие задачи: встреча и отправка воинских колонн по направлениям их следования; проверка документов, технического состояния автотранспорта и состояния грузов; инструктаж всего личного состава каждой воинской колонны; организация технического обслуживания автотранспорта и отдыха личного состава воинских колонн, ожидавших погрузки; организация охраны и обороны воинских колонн, их мест стоянки; поддержание воинской дисциплины и порядка среди личного состава колонн.

В апреле 1981 года в своем приказе командующий 40 армии потребовал создать при штабе армии группу управления движением воинских колонн на территории Афганистана. В соответствии с этим приказом все командиры соединений и частей отправку воинских колонн могли производить только с ее разрешения.

2 июня 1981 года командующий 40 армии закрепил маршруты движения колонн за командирами соединений и частей в зонах их ответственности.

К середине 1982 года работы по строительству и восстановлению участков автомобильных дорог и подъездов к наиболее важным объектам армейского тыла были завершены.

В соответствии с директивой штаба ТуркВО 692 одб был в июне 1982 года переведен на штат отдельного дорожно- комендантского батальона (одкб): две дорожно-комендантские и две дорожные роты. Весь батальон был передислоцирован на перевал Саланг и размещен гарнизонами от населенного пункта Душак до населенного пункта Калавуланг. При этом были определены более четкие требования к организации движения на перевале Саланг.

Примечание:
[1] Приказ командующего 40 армии «О создании внештатных ДП».
[2] МО РФ ГШ ВС Применение Ограниченного контингента советских войск для оказания военной помощи правительству Афганистана (декабрь 1979 г. - февраль 1989 г.).- М.: Воениздат, 1993. С. 97.
[3] ЦАДУ МО РФ Доклад «Опыт работы централизованной командно- диспетчерской системы управления перевозками материальных средств 40 армии», Дмитров. 1986. С. 10.
[4] Там же С. 14.

См. далее:
3. 278 дорожно-комендантская бригада в составе 40-й Армии

См. также:
1. Условия дорожного обеспечения на территории Афганистана

Литература:
Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 - 1989 гг.)



Другие новости и статьи

« Условия дорожного обеспечения на территории Афганистана

Минобороны направит до 5,7 млрд руб на страхование военнослужащих »

Запись создана: Суббота, 17 Ноябрь 2012 в 8:28 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Развитие в 60 - 80-е годы XX века.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы