Мировоззренческий фундамент современного российского патриотизма
Основой мировоззренческой составляющей, по нашим представлениям, является идея России как самобытного феномена в пространстве-времени мировой цивилизации.
В начале третьего тысячелетия она может быть представлена как:
— идея уникальности России;
— идея служения Отечеству;
— идея России как мировой державы;
— идея сильного государства;
— идея стабильного общества;
— идея соответствия интересов личности, коллектива, общества и государства.
Мировоззрение представляет собой фактор личностного развития, поэтому его выработка и формирование человеческой индивидуальности — это, по сути дела, две стороны одного процесса, в ходе которого человек, все более сознавая свою субъективность в противостоянии к внешнему миру, начинает осознавать себя способным к его интеллектуальному и практическому освоению. Важно отметить, что мировоззрение есть фактор не только индивидуального самосознания, но и в не меньшей степени это фактор самосознания эпохи и в этом смысле предстает как составляющая культуры в целом. Вот почему мировоззрение есть необходимый фундамент образования.
В качестве такового оно образует тот культурный контекст, вне которого, как показывает опыт, полноценное образование невозможно уже потому, что лишается своего «цементирующего состава ». Мировоззрение, особенно сегодня, в условиях растущей дифференциации наук, образует то основание, без «заземления » на которое оно «рассыпается » на отдельные, частные знания.
Кроме того, вне культурно-мировоззренческого контекста образование лишается проблематики, связанной с осмыслением экзистенциальных вопросов человеческого бытия. В отрыве от мировоззренческих ориентаций невозможно и полноценное, т. е. отвечающее социальным ожиданиям, воспитание, поскольку в таком случае из него выхолащивается социально-гражданское содержание, связанное с установкой на то, что В. В. Зеньковский называл вкусом к социальной деятельности.
Патриотическое сознание является одним из элементов готовности человека к служению Отечеству, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону.
Сложившееся в современной науке понятие сознания обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в предвосхищении целенаправленных действий человека, сложившихся у него в форме мыслеобразов, основанных на опыте осуществления определенных видов деятельности.
«Сознание —одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа » шире понятия «сознание », отмечает в своих трудах выдающийся отечественный философ А. Г. Спиркин.
Сознание —это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Понятие «сознание » неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется —биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.
Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т. е. определенное отношение к содержанию того, что отражается.
Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель —это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности.
Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, патриотических, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию —специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания .
Особенностями патриотического сознания личности являются:
а)отражение в сознании реалий происходящих в обществе процессов, затрагивающих социальное пространство развивающейся личности в сфере ее жизнедеятельности (онтологический аспект);
б)познание результатов культурно-исторического процесса отечественного развития в форме идеалов, феноменов духовности, символов, выступающих как совокупность представлений о продуктах культуры (гносеологический аспект);
в)ориентация на выработанные обществом ценности, которые, преломляясь в духовном облике личности, носят избирательный характер и направлены на развитие самосознания человека в социальном континууме своей жизнедеятельности.
Патриотическое сознание личности представляет собой сложное целостное образование, сочетающее в себе совокупность знаний о собственных генетических корнях, осмысление окружающей социальной действительности, тенденций и перспектив ее развития, установка готовности к созидательной деятельности и защите Отечества как преобладающего мотива жизнедеятельности в контексте перспектив собственного существования.
В патриотическом воспитании важно учитывать особенности эмоциональной сферы психики человека, формируя в нем преодоление через саморегуляцию страха, неосознанной тревожности, стрессообразующих мотивов и т. д.
Основными регулятивами личности являются патриотические мотивы, стремление к реализации присвоенных ценностей в предметном мире своей жизнедеятельности. Здесь важно отметить, что данные регулятивы направлены на целостное взаимодействие человека с окружающей средой в собственной жизнедеятельности, которая определенным образом моделируется, структурируется, регулируется.
Большей отчетливостью и осознанностью в эмоциональной сфере отличаются чувства человека. В патриотических чувствах человека особая роль принадлежит чувствам любви к своим близким, месту рождения и проживания, Родине, гордости за этническую и национальную принадлежность, героическую историю народа, толерантности к культуре других народов и т. д.
Особое место следует выделить эмоционально-волевой сфере формирования у молодых людей духовно-нравственных качеств, полезных для системы витального и социокультурного воспроизводства привычек и навыков, востребованности в системе жизнедеятельности.
Когда после сражения у Бородино в 1812 году прославленный кавалерист наполеоновской армии маршал Мюрат укорял своих генералов в недостаточной энергичности кавалеристских атак, на это один из них ответил: «Во всем виноваты лошади —они не достаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если даже у них нет хлеба, но лошади без сена не трогаются с места » (Цит. по 20;С. 5).
В этом диалоге отразилось главное отличие управления человеком, по сравнению с животным, своим поведением —наличие мотивации и «силы воли ».
Эмоции и воля являются непременными компонентами управления (и регуляции как частного случая управления)человека своим поведением, общением и деятельностью. Традиционно эмоционально-волевая регуляция является объектом рассмотрения общей психологии. Когда говорят об «эмоционально-волевой сфере », «эмоционально-волевых качествах » (С. Л. Рубинштейн), это подчеркивает лишь связь воли и эмоций, но не их родство и тем более не тождество.
Проявление воли (точнее «силы воли », волевого усилия)в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. Разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности (Н. Ф. Добрынин, В. К. Калин, С. А. Пастухов, А. Ц. Пуни, П. А. Рудин, Р. Ассадшиоли). В различных учебниках и учебных пособиях по психологии чаще всего к волевым качествам относят критичность, исполнительность и уверенность, выдержку, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность.
В настоящее время можно с уверенностью отметить, что единой классификации волевых качеств нет. Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность;к качествам второй —выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность.
Другой подход к классификации волевых черт базируются на высказанной С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляются решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.
Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брицхин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному —настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному —принципиальность.
Ценностно-смысловой уровень в структуре патриотического сознания связан с иерархией ценностей и смыслов. Здесь проявляются высшие мотивы деятельности, поведения и отношений в окружающем социальном пространстве, духовно-нравственные идеалы, культурно-исторические ценности. Как было отмечено выше, данный уровень основывается на развитости первых двух:полученные знания проходят через чувства и закрепляются в ценностях как побудительной силе регулятивов деятельности.
Патриотическое сознание предписывает людям совершать определенные акты поведения и поступки в качестве их долга и ответственности.
Ответственность в структуре личности имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных, идеологических, культурных, психологических оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки, поведение, отношения и деятельность человека, основанные на сознании преданности Отечеству . Оно дает оценку разным явлениям социальной, экономической, политической действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д. )с точки зрения соответствия требованиям безопасности Отечества, сохранения и воспроизводства нации, культуры и т. д. Эта оценка выражается в символах и стереотипах, одобрении или осуждении конкретных поступков или фактов, похвале или порицании действий конкретных людей, коллективов, партий, организаций, симпатии и неприязни к явлениям чуждого, любви к Родине и ненависти к факторам ее разрушения.
Таким образом, одним из важных условий становления личности созидателя и защитника Отечества является ее активность. Активность личности обеспечивает целостность как в представлениях, так и в мотивах и способах реализации социально-ориентированных видов деятельности.
Активность личности интегрирует в деятельности мотивационно- ценностные компоненты и условия внешней среды специфическими для способностей человека способами ее осуществления. К таковым условиям относятся:возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, вектор энергетического, нравственного, экономического движения для отдельной личности, ее семьи относительно общества.
Социальная активность на основе патриотизма определяет меру прогрессивности и темпы развития страны, степень консолидации народа (граждан)в государстве, место и роль в мировом сообществе. Социальная активность личности в современном российском обществе и государстве весьма своеобразна. Своеобразие состоит в том, что российские граждане проявляют активность прежде всего и часто только в своих интересах.
На первый взгляд, в этом нет ничего своеобразного:каждый гражданин проявляет заботу в первую очередь о себе, утверждает свое достоинство, создает желаемые или возможные в конкретной обстановке условия жизни. Но человек потому и человек, что живет рядом с другими людьми. Свою активность он должен соизмерять не только с целями и качеством индивидуальной жизнедеятельности, но и с социальным окружением, которое представлено в первую очередь ближайшим окружением
Каждый человек в своей жизни, в большей или меньшей степени ориентируется и на социальное окружение, а не только на себя.
Гражданская активность личности выражает то практически существенное в человеке, которое неразделимо связывает его с обществом (народом)и государством как страной и Отечеством.
Словосочетания «высокая гражданственность », «образец гражданственности », «гражданская ответственность », «гражданская позиция » конкретизируют практическое проявление гражданской активности как качества личности, раскрывают заинтересованное и ответственное ее отношение к малой Родине, этнической общности, а также к территории и другим ценностям своей страны и не всегда связываются с принадлежностью гражданина к государству. Например, совсем не правовой смысл заключен в словах Д. И. Писарева, когда он писал, что первое проявление гражданственности в нашем Отечестве находим мы на берегах Волхова и Ильменя, в суровом климате, на тощей почве.
Речь шла о становлении осознаваемой участливости представителей родоплеменных общностей восточных славян, русских в деле сохранения целостности и локальной самостоятельности этноса, заботливости и озадаченности судьбой своего народа, его благополучием. Гражданственность выражала активную деятельность представителя общности по совершенствованию жизни, защите территории и имеющихся ценностей- отстаиванию сложившихся устоев и традиций быта и верований.
В данном случае, патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа.
Стимулируя проявления активности личности в воспитании патриотизма, следует учитывать ее жизненные результаты, опыт личности, параметры собственного межличностного и социального пространства, в котором проектируются жизненные перспективы человека, а так же поступки .
Первичный элемент патриотической деятельности — поступок , поскольку в нем воплощаются цели, мотивы и ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, действие, последствия поступка, личную оценку.
Поведение, обнаруживающее ценности человека, —это его поступки, совершаемые в ситуации, где есть выбор. Для того, чтобы добраться в конечном счете до «знаменателя личности », необходимо предварительно отсеять массу действий, совершенных ею в ситуациях, где либо вовсе нет выбора, либо (что гораздо чаще встречается)выбор очень невелик. Проделать такую операцию, наблюдая реальное поведение человека, —весьма сложная задача. Поэтому исследователи идут другим путем —они ставят испытуемого в ситуацию выбора, создавая условия преднамеренно.
Совокупность поступков человека, имеющих патриотическое значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека —единственный объективный показатель его патриотизма .
Всякий поступок, отражающий поведение человека, может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др. ), но его духовно-нравственную сторону, как патриотическое содержание, оценивают по единой шкале — служение Отечеству .
Активность проявляется в патриотическом поведении теми его компонентами, в которых выражена его глубинная социальная и культурная самоидентичность. Это значит, что индивид воспринимает и отождествляет себя с наиболее важными, основными ценностями и особенностями российского социума и культуры, даже если они имеют, так сказать, неявный, «теневой », контекстный характер проявления.
Такое поведение весьма индивидуализировано, однако оно всегда социально направлено, а потому может иметь и нестандартный характер —в формах нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Но это важно для прогрессивного развития общества.
Исходя из вышеизложенного, можно определить патриотическое поведение как социально направленное, конструктивно-устойчивое поведение личности, способствующее прогрессу общества, защите личных, коллективных, общественных, государственных интересов на благо России и её народа. Таким образом, формирование патриотического поведения —одна из задач или целей патриотически-ориентированного образования (воспитания), так как именно такое поведение выступает способом внедрения новых социальных качеств, приобретаемых на основе образования, в общественную жизнь через практическую работу и общественную деятельность.
Можно выделить четыре группы регулятивов поведения.
Первая —совершенствование и самореализация, основу которой составляют совесть, долг, честь, образование. Вторая — социокультурная идентификация, чувства, связанные с малой Родиной, коллективом. Третья — формирование национального самосознания, исторической памяти и межпоколенной преемственности. Четвертая группа отражает процесс воспитания отношения человека к обществу и государству, выражаемая в системе его ценностных ориентаций, которые, по мнению А. Г. Спиркина, являются повелевающей над самим собой силой, определяющей помыслы, поступки и взаимоотношения. Целесообразно выделить те специфические особенности патриотического поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.
1. Патриотическое поведение личности —это поведение, которое соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, соответствующие правилам, традициям, обычаям и социальным установкам, отражающих идею служения Отечеству.
2. Патриотическое поведение и личность, его проявляющая, как правило, вызывают позитивное отношение и оценку со стороны других людей. Позитивная оценка может иметь форму общественного признания, коллективного одобрения.
3. Патриотическое поведение личности характеризуется альтруизмом, направленностью на гармонизацию отношений личность —коллектив — общество —государство.
4. Патриотическое поведение конструктивно по своей сути. Оно имеет направленность на стабилизацию, консолидацию общественных отношений. Однако к патриотическому поведению близки такие социальные явления, как радикализм , креативность и маргинальность . Несмотря на то, что они вызывают раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креаторы отличаются нестандартностью, выступают как исследователи и первооткрыватели. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм.
5. Патриотическое поведение должно согласоваться с общей направленностью личности.
6. Патриотическое поведение сопровождается различными проявлениями социальной адаптации. Это важнейший социально-нормативный критерий, определяющий показатели патриотического поведения личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями, предписаньями окружающей его социальной среды.
7. Патриотическое поведение имеет индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Патриотическое поведение прежде всего отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри ». Одни и те же виды патриотического поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте. Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности, в частности, вышеназванных признаков.
8. Патриотическое поведение может иметь нестандартный характер, форму креативного мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящая за рамки социальных и правовых норм в конкретных исторических условиях, но играющих позитивную роль в прогрессивном развитии общества.
Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение патриотического поведения — это социально-направленное, конструктивно- устойчивое поведение личности, способствующее прогрессу общества, защите личных, коллективных, общественных, государственных интересов.
Нормативность патриотизма повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Патриотические отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей ориентиры служения Отечеству. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие духовно- нравственные, идейные, предметные обязанности несет человек в окружающее его общество в целом (к людям, объединенным одной профессией, к коллективу, к членам семьи и т. д. ), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В подобных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект патриотической деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д. , но одновременно он и объект многообразных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.
Патриотически-ориентированная деятельность характеризует только действия, идейно, духовно, нравственно и социально мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфические мотивы:желание служить Родине, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала служения Отечеству и т. д.
В процессе проектирования патриотически-ориентированного образования проявляются две группы противоречий. С одной стороны, между присущей личности активностью в освоении пространства ценностей и отсутствием для ее реализации объективных условий, а с другой, между наличием этих условий и отсутствием активности личности при наличии условий ее развития.
А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев
СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ КАК СМЫСЛ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА
Другие новости и статьи
« Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма
Запись создана: Воскресенье, 18 Ноябрь 2012 в 14:22 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.
метки: патриотизм
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика