26 Ноябрь 2012

Память коллективная, социальная и культурная

Дискурсивное пространство и понятийный аппарат «парадигмы памяти» формируются постепенно. Для обозначения коллективного измерения памяти было предложено большое количество терминов - «коллективная память», «социальная память», «культурная память» и др. Их определения, а также соотношение понятий остаются предметом дискуссий .  При этом понятия коллективной и социально памяти чаще всего используются как синонимы. Нам представляется, что концепты социальной и культурной памяти следует не противопоставлять, а рассматривать как взаимодополнительные, описывающие разные, но неотделимые друг от друга грани коллективного (внеиндивидуадльного) измерения памяти.

Здесь, очевидно, действует та же логика развития научного знания, которая привела к интеграции понятий «социальный» и «культурный» в антропологии. Стало ясно, что рассмотрение жизни человеческих сообществ в структурно-институциональном (социальном) и ценностно-символическом (культурном) аспектах взаимосвязано производить отдельно, без учета их реально неразделимости в человеческой практике, возможно даже через отдельные сервисы.

Когда о памяти говорят в социальном аспекте, обычно подчеркивают те моменты, которые связаны с ее ролью в поддержании социальной статики и осуществлении социальной динамики, регулировании процессов социализации и статусно-ролевых отношений в обществе, укреплении социальной интеграции и солидарности.

Социальная память придает социальной общности целостность, она не является механической суммой индивидуальных воспоминаний, а включает в себя лишь то, что разделяется всеми. Так, современный польский социолог трактует коллективную память как «определенное собрание (систему) убеждений, относящихся к прошлому, принадлежащих к сфере социального сознания, в котором собственные воспоминания смешиваются с сообщениями, полученными от других» . Это – общее, коллективное прошлое, интегрирующее отдельные воспоминания в единую картину. Она определяет для группы не только отношение к прошлому, но и рисует картину настоящего и желательного будущего, придает ей смысл исторического бытия. Она может рассматриваться «как выражение коллективного опыта: социальная память идентифицирует группу, придает смысл ее прошлому и определяет ее надежды на будущее» .

Каждая группа осуществляет мемориальную социализацию своих членов, изменения видения прошлого, набора и характера воспоминаний обычно связано с изменением социальной позиции социального актора, его социальной мобильностью. Коллективная память складывается из убеждений, касающихся тех событий, с которыми индивид соотносит себя тогда, когда определяет себя в качестве члена данной социальной группы .

Социальная память содержит нормы и образцы социального поведения. Социальные общности влияют на воспоминания своих членов. Сам акт воспоминания социален, люди вспоминают события в задаваемых им группой «социальных рамках» и актуализируют в них те социальные контексты, в которых они находились.

 Социальная память активно участвует в процессах социальных трансформаций и конфликтов, является их движущей силой и сама меняется в ходе их протекания. Социально значимые воспоминания закрепляются при помощи принятых в обществе носителей и технологий, транслируются по каналам социальной коммуникации.

Социальная память объединяет членов данной социальной группы и обеспечивает определенный уровень социальной интеграции и возможности социального взаимодействия на основе образцов ролевого поведения и социальных ожиданий. Это происходит потому что «в состав коллективной памяти входят такие представления о прошлом, которые: 1. являются общими для определенной группы или общности; 2. осознаются или же создаются как общие; 3. сопровождают определенные действия и даже становятся их основой» .  
В этих представлениях в виде определенных героев и событий фиксируются значимые для группы ценности, нормы и образцы поведения, обеспечивающие ее идентификацию и легитимацию установившегося в ней социально-политического порядка. С этой точки зрения, социальная память представляет собой «совокупность групповых представлений о прошлом, а также всех героев и событий этого прошлого, которые разными способами закреплены в памяти, равно как и набор различных форм этого закрепления» .
Что касается культурной памяти, то в этом понятии фиксируется то факт, что данные образы коллективной памяти представляют для социальной общности значительную ценность. Они являются носителями важных значений и смыслов и в силу этого подлежат устойчивой фиксации при помощи специальных культурных форм и носителей, а также становятся объектом регулярного припоминания и воскрешения в рамках специально организованных практик ритуального характера.  Это - внеиндивидуальная память, взятая в аспекте ее культурной объективации и заучивания. Наиболее разработанной на сегодняшний день является концепция культурной памяти немецкого исследователя Яна Ассмана . Основываясь на идеях М.Хальбвакса и Московско-тартуской семиотической школы, гейдельбергский египтолог разработал теорию культурной памяти, в рамках которой последняя понимается как специфическая для каждой культуры форма передачи и осовременивания культурных смыслов. Это - обобщающее понятие для всякого знания, которое управляет поступками и переживаниями в специфических рамках взаимодействия внутри определённого общества и подлежит повторяющемуся заучиванию.

Культурная память включает в себя "обосновывающие воспоминания", утверждающие законность и оправданность существующего порядка вещей. Ее существование предполагает устойчивые объективации, наличие специальных носителей. Культурная память специально учреждается, искусственно формируется. Для её создания, хранения, трансляции в обществе создаются особые институты. Культурная память требует существования профессиональных носителей. Приобщение к культурной памяти специально организуется и контролируется этими специалистами. Усвоение культурной памяти требует желания и усилий со стороны обучающегося, поэтому овладение ею всегда социально дифференцировано.

Одни члены социальной общности или же социальные группы причастны к ней в большей степени, чем другие. Культурная память имеет сакральную окраску, ей присуща приподнятость над уровнем повседневности. Воскрешение культурных воспоминаний осуществляется в ритуализированной форме.
Поэтому культурная память определяется Я.Ассманом как «орган ритуально оформленного неповседневного воспоминания». Поддержание коллективной идентичности предполагает регулярное обращение к образам культурной памяти.
Сочетание концептов социальной и культурной памяти со всеми присущими им теоретическими импликациями представляется нам наиболее адекватной стратегией для целей изучения культурной памяти в контексте формирования российской национальной идентичности и национальной идеи.

Другие новости и статьи

« Культурная амнезия

Екатерина Васильева готова к сотрудничеству со следствием »

Запись создана: Понедельник, 26 Ноябрь 2012 в 0:40 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика