Реформирование центральных финансово-экономических органов в 2008 - 2012 годах



Реформирование центральных финансово-экономических органов в 2008 - 2012 годах

oboznik.ru - Реформирование центральных финансово-экономических органов в 2008 - 2012 годах

Начались преобразования с центрального аппарата Министерства обороны. С 1 марта 2008 года Главное финансово-экономическое управление МО РФ, которое подчинялось заместителю Министра обороны по финансово-экономической работе, расформировано.

Первоначально срок расформирования устанавливался 1 января 2008 года, но из-за неготовности новых структур взять на себя решение задач по финансовому обеспечению Вооруженных сил, деятельность прежней структуры продлена на три месяца. Руководители главка, офицерский состав и гражданские служащие освобождены от занимаемых должностей и зачислены в распоряжение кадровых органов (предупреждены об увольнении). Такие же действия последовали в отношении управления труда и заработной платы МО РФ.

Вместо главного управления и управления труда и заработной платы сформировано три департамента: Департамент финансового планирования и финансирования, Департамент социальных гарантий и Сводно-методологический департамент. Вновь образованные структуры по набору подразделений и выполняемых ими функций не отличались от состава подразделений и выполняемых ими функций Главною финансово-экономического управления, поскольку прежние подразделения механически включались во вновь формируемые структуры.

Вместе с тем «новшество» привело к существенному увеличению должностей начальствующего состава: руководителей и заместителей руководителей департаментов, начальников управлений (отделов) и их заместителей. Почти весь персонал бывшего главного управления и управления труда и заработной платы (военнослужащие и гражданские служащие), кроме руководителей, были назначены и приняты на работу в департаменты. Должности руководителей департаментов и их заместителей, переведенные в разряд гражданских, замещены государственными гражданскими служащими из числа советников Министра обороны и приглашенных лиц из других ведомств, как правило, бывших работников налоговой службы.

Вскоре стало очевидным, что проведенные изменения осложнили работу по финансово-экономическому обеспечению Вооруженных Сил. Департамент финансового планирования и финансирования, унаследовав все ключевые структурные подразделения Главного финансово-экономического управления (управление сводного финансового планирования, управление финансирования государственного оборонного заказа, управление финансирования инвестиций, управление учета и отчетности) оказался перегруженным функционалом по сравнению с другими департаментами и допускал серьезные провалы в работе. Последовали сбои в финансировании войск и авансировании предприятий промышленности, оплата поставок вооружения и военной техники осуществлялась, в основном, в четвертом квартале бюджетного года, стали расти кредиторская и дебиторская задолженности. Не смогли на должном уровне включиться в работу и другие департаменты. Появился «новый» вид деятельности - переписка между департаментами финансово-экономического блока по каждому вопросу, который раньше оперативно решался в рабочем порядке. Возникли дополнительные делопроизводства, личные секретари руководителей и т.п.

С марта 2008 года началась ликвидация финансово-экономических органов главных и центральных управлений МО РФ. В соответствии с директивой Министра обороны эти финансовые подразделения исключены из штатов центральных органов военного управления и подчинены заместителю Министра обороны ио финансово-экономической работе с 1 апреля 2008 года с содержанием на самостоятельных штатах. Однако из-за непродуманности и неподготовленности принятых решений срок данных организационно-штанных мероприятий дважды переносился: сначала на 1 июля, затем на 1 октября 2008 года.

В первой половине 2009 года последовали очередные организационно-штатные мероприятия, которые на этот раз касались финансово-экономических департаментов, других финансовых органов и носили более глубокий характер. Функции Департамента финансового планирования и финансирования разделены между двумя департаментами, упразднены бывшие финансово-экономические отделы (службы) главных и центральных управлениях Минобороны России. В Департаменте финансового планирования созданы структурные подразделения для обеспечения бюджетного планирования по направлениям деятельности Вооруженных Сил (тыловое обеспечение, инвестиции, государственная программа вооружения, боевая и оперативная подготовка, международная деятельность и др.), хотя эти функции, наряду с задачами по распределению ассигнований, по-прежнему юридически оставалась в компетенции соответствующих органов военного управления, что крайне осложняло работу.

В рамках общих организационно-штатных мероприятий, проводимых в центральном аппарате Министерства обороны, ликвидированы имевшиеся ранее в финансовых структурах обеспечивающие и вспомогательные подразделения: отдел кадров, отдел внедрения ЭВМ, юридическая служба, группа документоведения и обеспечения войск (сил) финансовыми документами.

В результате преобразований структура финансово-экономических органов в центральном аппарате Минобороны России стала включать: Департамент финансового планирования, Департамент социальных гарантий, Департамент финансирования, учета и отчетности. С этого периода, в связи с упразднением вспомогательных подразделений, персонал департаментов стал сам на себя оформлять представления о присвоении очередных воинских званий, классных чинов, проекты приказов об увольнении с военной службы и убытии в отпуск, всевозможные справки, а также доставлять эти документы по назначению.

С назначением в середине 2009 года на должность заместителя Министра обороны по финансово-экономической работе вместо Куделиной Л.К. (впоследствии работала советником Министра обороны) Чистовой В.Е. реформирование финансово-экономических органов центрального аппарата Минобороны России было продолжено. Делалось это несмотря на то, что ранее сформированные структуры из-за непродолжительного времени работы, кадровых и других проблем должным образом еще не смогли включиться в работу и обеспечить качественное решение задач по финансовому обеспечению Вооруженных Сил.

В первой половине 2010 года сформирована четвертая структура: Департамент учета и отчетности. Департамент финансирования, учета и отчетности преобразован в Департамент финансового обеспечения с передачей ряда функций и численности персонала вновь сформированному Департаменту учета и отчетности. Другие департаменты организационно-штатные мероприятия на данном этапе затронули незначительно.

В таком составе департаменты просуществовали до второй половины 2011 года, затем вновь начались изменения. В соответствии с директивой Министра обороны вместо четырех в 2012 году (без уменьшения численности) образованы два департамента: Департамент финансового планирования и Департамент финансового обеспечения. Новизна и основной смысл данного преобразования состояли в том, что впервые в составе департаментов упразднялись управления, оставались только отделы, по численности персонала соизмеримые с управлениями, а руководители департаментов стали именоваться директорами, по аналогии с Минфином России и другими гражданскими министерствами. При этом близкие к руководству Министерства обороны люди от этих организационно-штатных мероприятий не пострадали - заработная плата им сохранена по прежним более высоким должностям, да и достойная премия им всегда была гарантирована, независимо от достижений в работе.

В 2010 году произошли изменения в руководстве департаментами со стороны заместителей Министра обороны. После перехода Чистовой В.Е. на работу в правительство Москвы должность заместителя Министра обороны по финансово-экономической работе значительное время не замещалась (из-за разных подходов к кандидатуре на эту должность со стороны Минфина и Минобороны), затем была упразднена. Курировали департаменты финансово-экономического блока начальник аппарата Министра обороны (впоследствии заместитель Министра обороны) Мокрецов М.П., а после его увольнения по инициативе руководства Минобороны России в 2011 году - заместители Министра обороны Шевцова Т.В., Чушкин ДА.

Понять, зачем были нужны столь частые, непоследовательные и противоречивые изменения в финансово-экономических структурах центрального аппарата Минобороны России, трудно. Видимо, из-за желания быстрее разрушить старое, не заботясь о последствиях. Очевидно одно: повышению эффективности и качества работы чехарда с реформами не способствовала, о чем свидетельствует удручающее ее состояние практически по всем направлениях.

Организационно - штатные преобразования в финансово-экономических органах сопровождались жесткими подходами к ликвидации офицерских должностей и ограничению приема увольняемых с военной службы офицеров финансово-экономической специальности на должности в департаменты в качестве государственных гражданских служащих. Фактически официальный запрет руководства Министерства обороны принимать на государственную гражданскую службу увольняемых по организационно-штатным мероприятиям офицеров, вынуждая их таким образом выбирать другие основания увольнения, противоречил Конституции РФ и демократическим ценностям Российской Федерации. Таких волюнтаристских решений не было даже при массовом сокращении Вооруженных сил при Хрущеве Н.С. в конце 50-х и начале 60-х годов, а также при ликвидации партийно - политических органов в армии и на флоте в начале 90-х прошлого века.

С 2008 по 2011 год все офицерские должности финансово-экономической службы в центральном аппарате Министерства обороны заменены на должности государственной гражданской службы, уволены подготовленные (за счет государства), молодые и энергичные офицеры, способные проходить военную службу не один десяток лет. Многим из них пришлось заново устраиваться в жизни, за счет этих офицеров улучшили свое кадровое обеспечение практически все другие силовые структуры, некоторые гражданские ведомства и правительство Москвы.

В департаменты финансово-экономического блока стали приходить случайные люди, не готовые решать задачи в соответствии с занимаемыми должностями, требовавшие длительной подготовки и переподготовки. Некоторые из них, объективно оценивая свою и требуемую подготовку, не находили свое место в коллективах и увольнялись.

Основную нагрузку по решению задач финансового обеспечения Вооруженных Сил, как и прежде, несли офицеры, находящиеся в запасе (отставке), и гражданские лица - бывшие военнослужащие и сотрудники Главного финансово-экономического управления Министерства обороны, других финансово-экономических органов, упраздненных в процессе реформ. Но этих, преданных своему делу людей, с каждым месяцем оставалось в Министерстве обороны все меньше. Что будет дальше - большой вопрос, поскольку подготовка специалистов финансово-экономического профиля в Вооруженных Силах свернута. Видимо, в ближайшее время наступит настоящий кадровый голод. Уже сейчас почти ежедневно соответствующие структуры Минобороны через телеканалы «Звезда», «Россия - 1» размещают объявления о наборе специалистов финансово-экономического профиля со знанием терминологии, наряду с юристами, инженерами, сметчиками, техническими и другими работниками, офицерские должности которых упразднены в процессе реформ.

Таким образом, неоднократное изменение состава и структуры центральных финансово-экономических органов Вооруженных Сил свидетельствует о неподготовленности и непродуманности реформ, их затратности и кадровой расточительности. Реформы не привели к улучшению управления финансовым обеспечением Вооруженных Сил и повышению качества экономической и финансовой деятельности, осложнили положение с медицинским, материальным, техническим, социальным и другими видами обеспечения личного состава войск (сил).



Другие новости и статьи

« О советской авиационной медицине

Воспоминания финансиста фронтовой авиации »

Запись создана: Вторник, 30 Октябрь 2018 в 9:46 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы