9 Декабрь 2012

Состояние военно-экономической науки

Фильм о торжественной встрече выпускников и ветеранов факультета (университета)

oboznik.ru - Состояние военно-экономической науки

В настоящее время в военно-экономической науке наблюдаются крайне негативные тенденции, чреватые немалыми издержками для экономики страны и безопасности государства. В решающей мере это обусловлено тем, как проводились реформы в России, начатые в конце 80-х гг., и которые перманентно продолжаются.

Далеко не все они оказались удачными. К числу наиболее неудачных реформ последних лет следовало бы отнести нечестную приватизацию и залоговые аукционы, административную реформу и масштабные мероприятия, связанные с отменой льгот и заменой их денежными компенсациями и названные в быту «монетизацией льгот».

Серьезный урон нанесен системе военного финансово-экономического образования. В 2006 году ликвидирован Военный финансово-экономический университет Министерства обороны, а в 2011 году прекратила свое существование Военная финансово-экономическая академия, деятельность которой осуществлялась немногим более трех лет.

Справедливости ради следует отметить, что такому антигосударственному решению реформаторов помогло руководство финансово-экономической службы Вооруженных Сил того времени. Руководствуясь не государственными, а чисто коньюк-турными интересами, оно в 2003 году инициировало создание на базе филиала Военного финансово-экономического университета Военного финансово-экономического института, чем явно принизило предназначение и роль университета в подготовке кадров военных экономистов для высших эшелонов управления военным .строительством и функциональными структурами обеспечения национальной безопасности.

Такая недальновидная дилетантская позиция помогла уничтожить не только систему военного финансово-экономического образования, но в последующем и всю финансово-экономическую службу Вооруженных Сил.

На этом фоне не внушает оптимизма состояние дел с подготовкой профессиональных финансистов-экономистов, занимающихся экономикой военного строительства, экономической подготовкой всех офицеров, в том числе специалистов для органов военного управления окружного и центрального звена, а также для военных представительств, при непосредственном участии которых происходила реализация государственного оборонного заказа и программ вооружения в целом. Сегодня финансово-экономический факультет Военного университета доучивает ранее набранных курсантов и обучает только зарубежных специалистов. Военно-финансовые должности в войсках и центральном аппарате заменены гражданскими специалистами, не имеющими профессиональной подготовки и опыта работы в военной сфере.

Для восстановления им необходимого уровня знаний и опыта военной финансово-экономической деятельности потребуется не один десяток лет. Экономическая подготовка офицеров других специальностей практически не скоординирована, на кафедрах очень мало или практически нет преподавателей, имеющих необходимую подготовку и учёные степени докторов и кандидатов экономических наук. Преобразуя известную крылатую фразу, следует сказать, что экономия на военно-экономической подготовке военных кадров равносильна экономии на прицеливании при стрельбе.

В России не существует специального военно-экономического НИИ ни в РАН, ни в структуре какого-либо силового ведомства или в Военно-промышленной комиссии при Правительстве России. От некогда мощного научного комплекса ОПК, который проводил исследования в так называемой оборонной «девятке», сохранились лишь несколько институтов. Военную экономику в целом, включая войсковую сферу военной организации государства, экономику военно-технического сотрудничества в России не изучает никто.

Ежегодно выделяя на военную организацию почти треть своего бюджета, государство не находит средств для создания специализированной научной организации, которая вела бы исследования по военно-экономической проблематике.

В то же время другими двумя третями федерального бюджета занимаются несколько институтов РАН, в том числе Институт экономики, Центральный экономико-математический институт, Институт проблем рынка, Институт народнохозяйственного прогнозирования, Институт социально-экономических проблем народонаселения и др.

Изучением зарубежных экономик занимаются Институты РАН: Африки, Дальнего Востока, Европы, Латинской Америки, мировой экономики и международных отношений, Соединенных Штатов Америки и Канады. Трудно объяснить этот парадокс в определении направлений усилий наших учёных и путей использования бюджетных средств, выделяемых на российскую, в том числе отраслевую науку. Более того, бытует мнение, что военной экономики ни как объективной реальности, ни как науки вообще не существует. В 2000 году при пересмотре номенклатуры специальностей научных работников было предложено из ранее действовавшей номенклатуры вообще изъять военную экономику как науку и заменить её термином «оборонно-промышленный потенциал», что очевидно не адекватно реальности.

Несмотря на то, что в рамках военной организации имеется много общего (наличие военной службы, единство организационной и методологической основы планирования развития вооружения, военной и специальной техники) отсутствует система если не управления, то хотя бы научно-методической координации военно-экономической деятельности силовых министерств и ведомств, в т.ч. ценообразования на военную продукцию, прогнозирования расходов, бюджетирования, ориентированного на специфический результат. Методология решения этой задачи исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов (индикаторов) деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей.

Серьёзным препятствием на пути проведения такого рода исследований в военной организации России является отсутствие единой системы целевой экономической информации. Эта проблема не только не решается, но даже всерьёз и не ставится. В результате, мы не имеем возможности даже определить полные затраты на такие крупные мероприятия, как боевые действия в Чечне, в Южной Осетии. В то же время в США систематически оценивается и публикуется сумма затраченных средств на ведение войны в Ираке (около $1,3 трлн.). Великобритания оперативно оценила свои затраты на проведение боевых действий за Фолклендские острова.

Экономическая подсистема военной организации России функционирует в условиях более сложных, чем гражданская экономика страны. Это обусловлено тем, что военная экономика в силу объективной централизации воинских структур сама по себе должна быть централизованной. В то же время она функционирует в условиях адаптивной настройки рыночной экономики страны, незавершённости процесса создания эффективной контрактной системы поставок продукции военного назначения, отсутствия реального ценового регулирования и т.д. Это предъявляет повышенные требования к системе подготовки кадров военных финансистов-экономистов, которая, однако, к настоящему времени, как уже отмечено, практически ликвидирована. Экономия на подготовке военно-экономических кадров дорого обходится стране.

В области военно-бюджетной и в целом военно-финансовой политики России сейчас к числу главных следует отнести задачи разработки методологии оценки результативности бюджетных расходов в рамках текущего, среднесрочного и перспективного планирования, прогнозирования целевой потребности в ассигнованиях на строительство военной организации, обеспечение её функционирования, создание системы военно-экономических индикаторов по отраслям деятельности: военно-техническая политика, военно-социальная политика, подготовка кадров и др.

Все задачи и решения в сфере обеспечения военной безопасности должны рассматриваться в категориях не просто экономической эффективности, а военно-экономической эффективности. Поэтому, по меньшей мере, два обстоятельства определяют необходимость, сложность и значимость всестороннего научного обоснования решений, принимаемых в экономике военного строительства и при планировании использования средств военного противоборства (в том числе оружия) по прямому назначению. Первое обстоятельство - стоимость мероприятий по обеспечению военной безопасности государства весьма высока. Достаточно сказать, что расходы бюджетных средств только по разделу «Национальная оборона», в том числе созданию всех видов вооружения, в настоящее время составляют не менее 2,7% ВВП.

Вторая особенность - специфичность результата осуществления мероприятий военного строительства, состоящая в том, что конечный результат военной деятельности имеет не экономический характер. Поэтому традиционные для обычной экономики показатели и методы их анализа в интересах обоснования решений или непригодны (доход, рентабельность и т.п.) или могут быть использованы лишь частично.

Наиболее приемлемым методическим инструментом обоснования решений при планировании мероприятий военного строительства следует считать военно-экономический анализ.

Одним из факторов, обеспечивающих благоприятные условия для проведения военно-экономического анализа, должно было стать внедрение бухгалтерского учета, что позволило бы получать достоверную экономическую информацию, необходимую для своевременного и обоснованного принятия эффективных управленческих решений в области финансово-экономического обеспечения Вооружённых Сил на всех уровнях управления: от воинской части до Министерства обороны в целом.

Сохраняется большое количество нерешённых, а иногда даже не сформулированных, проблем научно-методического характера в различных областях: в военно-бюджетной и в целом - военно-финансовой политике, в оценке военно-экономической эффективности проводимых мероприятий, прогнозировании цен на продукцию военного назначения.

Сопутствующая проблема состоит в том, что нужно выработать новые подходы к оценке результативности бюджетных расходов путём расчёта соотношения между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степени достижения планируемых результатов. В военной области проблема обоснования перечня индикаторов, а также методов оценки эффективности достижения их требуемых значений, более сложна, чем в гражданском секторе экономики.

Есть свои сложности и в оценке стоимостных показателей. В их числе: слабая научно-информационная и аналитическая база о фактических затратах ресурсов на выполнение боевых задач, разнохарактерность организационного построения в различных видах Вооружённых Сил и др.

Управление экономическим обеспечением военного строительства должно сочетать элементы рыночных преобразований и государственного регулирования. Одним из направлений создания научных основ оценки военно-экономической эффективности является развитие теории и методологии военно-экономического анализа, который стал реальным инструментом подготовки решений и рекомендаций по снижению затрат на мероприятия военного строительства.

В настоящее время систематически выполняются исследовательские работы по различным видам анализа (анализ хозяйственной деятельности, технико-экономический анализ и др.), проводится оценка эффективности применения военных систем. В то же время до сих пор содержание таких понятий, как военно-экономическая эффективность, военно-экономический анализ остаются объектами научных дискуссий. Это лишь подчёркивает необходимость выработки единообразного понимания применяемого терминологического аппарата, создания комплекса методик и моделей оценки военно-экономической эффективности обеспечения военной безопасности государства.

Публикации военно-экономического направления появились довольно давно. В России первые работы по проблемам военной экономики можно встретить, по меньшей мере, в XIX веке. В конце XIX - начале XX веков стали более активно выходить работы, посвященные изучению связи войны и экономики. Однако только после Второй мировой войны стали формироваться самостоятельные направления военно-экономической науки. К ним, прежде всего, относятся военная экономика, экономика вооружённых сил, финансы вооружённых сил, военно-экономический анализ и др. На становление военно-экономического анализа, представляющего собой симбиоз трёх самостоятельных направлений: военного, экономического и аналитического, большое влияние оказали такие научные дисциплины, как исследование операций и системный анализ.

Для развития военно-экономической науки очень важно решать проблемы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. При этом следует учитывать особенности, характерные для военной организации. К их числу относятся:

1. Наличие ограничений, обусловленных режимом секретности. В настоящее время это регламентируется «Положением об особенностях порядка присуждения учёных степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие го сударственную тайну», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 185, а также Федеральным законом «О государствен ной тайне», другими федеральными законами Российской Федерации.

2. Возникли новые условия, накладывающие свой отпечаток на содержание процесса модернизации подготовки и аттестации научно-педагогических кадров, в их числе - кардинальная перестройка системы подготовки военных кадров Минобороны России, обусловленная заменой должностей военнослужащих гражданским персона лом; объединением, ликвидацией и выведением из Москвы и Санкт-Петербурга выс ших военных образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов.

3. Сокращение активного периода работы научно-педагогических кадров, обу словленное поздним приходом специалистов в науку и образование (не менее 26 лет) и ранним увольнением из армии (не более 50 лет)

4. Существенное уменьшение возможности привлечения военными образова тельными учреждениями и НИИ внебюджетных средств для проведения исследова ний в связи с изменением организационно-правовых форм научных организаций и переходом НИИ от ФГУП к ФГУ.

5. Сужение возможностей рассылки и получения отзывов по закрытым диссер тационным работам в связи с уменьшением количества военных НИИ и высших во енных образовательных учреждений.

В ныне действующих нормативных документах об аттестации научных кадров налицо ничем не объяснимая дискриминация учёных, работающих в НИИ. Она проявляется в следующем:

- ликвидировано учёное звание старшего научного сотрудника путём перехода к званию доцента по специальности и в связи с этим возникло требование о наличии педагогического стажа для работников НИИ, которое реализовать крайне сложно;

- присвоение учёного звания профессора по кафедре в военном образователь ном учреждении возможно без докторской степени и доцента без степени кандидата наук.

Однако для работающих в НИИ или научных подразделениях военных образо вательных учреждений такая норма не предусмотрена;

- для получения звания профессора по кафедре достаточно подготовить двух кандидатов наук, а профессору по специальности нужно подготовить пять кандидатов наук.

Произошедшие в последние годы изменения системы функционирования высших военных образовательных учреждений и НИИ, работающих по закрытой97 тематике обеспечения национальной безопасности России и входящих в военную организацию государства, привели к оттоку высококвалифицированных кадров, усложнению процедуры аттестации при присвоении ученых степеней, снижению мотивации научно-исследовательской деятельности, в целом повлияли на развитие научного потенциала научных и научно-педагогических работников.

Поэтому представляется необходимым внести следующие изменения и дополнения, отражающие специфику подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в военной и оборонно-промышленной сферах.

1. С целью предотвращения дублирования и параллелизма в проведении дис сертационных исследований предусмотреть издание специальных информационных бюллетеней по тематике защищаемых в диссертационных советах закрытых работ с рассылкой по перечню организаций, установленному органами, обеспечивающими охрану государственной тайны.

2. Диссертационные советы, созданные в научных организациях и образователь ных учреждениях военной организации государства, должны готовить научно-педа гогические кадры и проводить аттестацию только специалистов, занимающих долж ности руководящего, преподавательского и научного состава военных образователь ных учреждений и НИИ, а также военнослужащих и гражданского персонала органов управления военным образованием и органов управления военно-научной работой.

3. Особенности подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в воен ной организации России, связанные с обеспечением государственной тайны, должны регламентироваться отдельным положением, утверждаемым не только Минобрнауки, но и согласованным с органами государственного управления военной организации. В аттестационном деле соискателя необходимо предусмотреть наличие документов и данных о: детальном обосновании грифа секретности диссертации, экспертном за ключении по грифу работы, о допусках научного руководителя и официальных оппонентов к работам с соответствующим грифом секретности.

4. Соискатели научно-педагогические работники должны иметь стаж научной или педагогической работы по теме диссертации: для кандидатской - не менее чем 3-4 года, для докторской - не менее 5-6 лет. Исключение могут составлять аспиранты (адъюнкты) и докторанты очного обучения. Период между защитами кандидатской и докторской диссертаций должен быть не менее 5 лет. В иных случаях диссертационный совет должен ходатайствовать перед Президиумом ВАК через специальный экспертный совет об изменении этих сроков.

5. Законодательство о военной организации государства и Положение о прохож дении службы должны содержать нормы стимулирования носителей учёной степени и ученого звания, научных работников и профессорско-преподавательского состава из числа офицеров и гражданского персонала.

6. Нормативные акты, регулирующие порядок рассылки закрытых диссертаций и авторефератов, защищаемых в диссертационных советах военных образовательных учреждениях и НИИ, должны учитывать структуру интегрированных военных учеб но-научных центров (ВУНЦ) или научно-образовательных центров (НОЦ), а также наличие объединённых диссертационных советов.

7. В военных академиях и университетах следует организовать подготовку спе циалистов-исследователей для НИИ Минобороны России, научных подразделений военных образовательных учреждений и полигонов путём набора в них выпускников средних школ при условии заключения ими контракта на 5 лет, обязывающего рабо тать в НИИ и военных образовательных учреждениях после выпуска.

8. Для докторов и кандидатов наук необходимо изменить сроки нахождения военнослужащих на службе, сделав его критичным не к возрасту, а к их реальным способностям. Рассмотреть возможность законодательного установления особого по рядка прохождения службы в НИИ и военных образовательных учреждениях. Пред ложения об этом обсуждаются не первый год, но решение не принимается.

9. Пенсии учёным-военнослужащим следует выплачивать с учётом надбавок за учёную степень и учёное звание.

10. Формирование специальных экспертных советов создавать по рекомендаци ям профильных вузов и НИИ военной организации государства, в т.ч. научно-иссле довательских и конструкторских организаций оборонно-промышленного, комплекса.

Другие новости и статьи

« Виагра для военной медицины

Cоздание бронеавтомобилей »

Запись создана: Воскресенье, 9 Декабрь 2012 в 10:04 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика