3 Октябрь 2018

Изменения в системе денежного довольствия в 2006 -2011 годах

oboznik.ru - Изменения в системе денежного довольствия в 2006 -2011 годах

В течение 2006 - 2011 гг. денежное довольствие военнослужащих повышалось несколько раз. С 1 января 2006 года на 15 % были увеличены размеры окладов по воинским должностям и по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. С 1 января 2007 года они возросли еще на 10%, с 1 декабря того же года - на 15%, с 1 февраля и с 1 октября 2008 года на 9%, с 1 августа 2009 года - на 8,5% и с 1 апреля 2009 года - на 6,5%.

Эти изменения не носили характер новаций, они более или менее адекватно компенсировали рост потребительских цен в стране. В то же время в этот период приняты беспрецедентные решения о выплатах денежных сумм, существенно повышающих уровень материального обеспечения отдельных категорий военнослужащих (в ущерб другим), продолжившие тем самым расслоение военнослужащих (безусловно, необоснованное) по оплате воинского труда, породившие всплеск коррупции и других крайне опасных для армии и флота явлений. Правовой основой для этого послужил в целом прогрессивный Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1459, разрешивший экономию денежных средств от сокращения численности ВС направлять на дополнительные выплаты военнослужащим.

В 2007-2008 годах увеличен размер процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (см. таблицу 8.4.). Ощутимую прибавку от этого мероприятия получили лишь лица, допущенные к сведениям особой важности и проходившие службу в центральном аппарате (и в некоторых других органах военного управления), для большинства же военнослужащих это повышение осталось практически незамеченным.

oboznik.ru - Изменения в системе денежного довольствия в 2006 -2011 годах

Кроме того, был определён весьма спорный и, как представляется, не вполне корректный с правовой точки зрения механизм установления размеров надбавок. Как видно из таблицы 8.4, в качестве юридически значимого обстоятельства, определяющего размер надбавки, было установлено воинское звание, предусмотренное штатом для командира (начальника) соответствующей воинской части. Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», была предусмотрена надбавка в размере 65%, если для командира (начальника) воинской части штатом предусмотрено воинское звание «генерал-майор», ему равное и выше, и в размере 50%, если соответствующее воинское звание было «полковник», «капитан 1 ранга» и ниже.

oboznik.ru - Изменения в системе денежного довольствия в 2006 -2011 годах

На практике получилось, что лица, имевшие доступ к одним и тем же сведениям, составляющим государственную тайну, получали разные надбавки, что вызывало объективное недовольство офицерского состава. Возникли и другие коллизии. При понижении в процессе реформы Вооружённых Сил штатных воинских званий командира (начальника) воинской части автоматически уменьшался размер получаемой военнослужащими данной воинской части надбавки, несмотря на то, что не изменились ни объем сведений, к которым они имели доступ, ни продолжительность срока сохранения их актуальности, что не соответствовало закону Российской Федерации «О государственной тайне».

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2007 г. № 450 и пришедшими на его смену приказами 2009 г. № 115 и 2010 г. № 1010 предписывалось осуществлять за счет фондов денежного довольствия и заработной платы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и лицам гражданского персонала в воинских частях и организациях Вооруженных Сил, состоящим на сметно-бюджет-ном финансировании, дополнительные выплаты по результатам службы (работы).

Для многих военнослужащих данные выплаты стали весьма существенной прибавкой к ранее получаемому денежному довольствию. Однако этим руководящим документам был присущ общий серьезный недостаток: ни критерии назначения указанных выплат, ни их размер не были установлены нормативно. Таким образом, ни один военнослужащий не мог сколько-нибудь достоверно предполагать размер суммы, которая ему будет выплачена, и вообще быть уверенным в получении данного поощрения. Распределение сумм проводилось в закрытом режиме, сведения о том, каким категориям военнослужащих и в каком размере были произведены данные выплаты, не обнародовались.

В результате у перечисленных нормативных правовых актов была весьма высока коррупционная составляющая, что не могло не повлечь злоупотреблений при распределении данных выплат. Это создавало предпосылки для несоблюдения нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» (ст. 3), в соответствии с которой система социальной защиты, материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается исключительно с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, продолжительности военной службы, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Несовершенство правового регулирования в данной сфере приводило к тому, что фактически любые (несправедливо большие или несправедливо малые) размеры выплат формально не противоречили нормам законодательства. Например, известно судебное решение об отказе в признании незаконными действий командира воинской части по невыплате военнослужащему дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Минобороны России от 2010 г. № 1010, вследствие того, что конкретного офицера просто забыли включить в соответствующий приказ командира воинской части .

Расчётная величина дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказами Министра обороны Российской Федерации 2009 г. № 115 и 2010 г. № 1010, была весьма нестабильной. Так, во втором полугодии 2009 года лимиты выплаты были установлены из расчета 30 000 руб. на одну должность в войсковом звене, 35 000 руб. — в военно-учебных заведениях, 100 000 руб. -в финансовых инспекциях, 50 000 - в группах финансирования капитального строительства. В первом полугодии 2010 года соответствующие лимиты были изменены следующим образом: 35 000 руб. на одну должность в войсковом звене, 50 000 руб. - в военно-учебных заведениях, 100 000 руб. - в группах финансирования капитального строительства. В четвертом квартале 2010 года расчетная сумма была установлена в размере 30 000 руб. на одного военнослужащего. В первом квартале 2011 года выплата производилась из лимита 30 000 руб. на одного военнослужащего войскового звена, 50 000 руб. - в военно-учебных заведениях; во втором квартале того же года - 25 000 и 35 000 руб. соответственно.

В третьем и четвертом кварталах 2011 года принцип формирования расчетной суммы изменился. Она была установлена в зависимости от воинского звания и составила 25 000 руб. военнослужащим в воинских званиях от рядового до старшего прапорщика включительно, а офицерам - в размерах, приведенных в таблице 8.5.

Приказами Министра обороны Российской Федерации 2009 г. № 400-А и 2011 г. № 400 определен порядок выплаты ряду офицеров ежемесячных дополнительных выплат в 2010 - 2011 годах. Для получения права на данный вид денежного довольствия военнослужащий должен был либо служить в определенной категории воинских частей (на военных базах, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации; в учебных соединениях; на командных пунктах истребительной авиации либо зенитных ракетных комплексов зенитных ракетных войск и несущим боевое дежурство в системе противовоздушной обороны; в Ракетных войсках стратегического назначения и несущим боевое дежурство в составе боевых расчетов и других аналогичных частях и соединениях) либо на определенной категории воинских должностей (летного состава и инженерно-технического состава пилотажных групп дальней и корабельной авиации и др.).

Приказами Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1115 «Об установлении ежемесячной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение (подтверждение) спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта и наличие спортивных званий по любому виду спорта» и № 1110 «Об установлении ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач специалистам физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации» введен ряд выплат, направленных на совершенствование уровня физической подготовленности личного состава Вооруженных Сил.

Первый приказ установил с 1 августа 2010 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячную надбавку в размере от 50% оклада по воинской должности, выполнившим третий квалификационный уровень физической подготовленности, до 300% такого оклада, имеющим спортивные звания «заслуженный мастер спорта Российской Федерации (СССР)», «мастер спорта международного класса Российской Федерации (СССР)», «мастер спорта Российской Федерации (СССР)». Второй документ предписывал с той же даты осуществлять военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению специалистами физической подготовки Вооруженных Сил, выплату ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач, размер которой устанавливался в кратной величине к сумме оклада по воинской должности и на 2011 год находился в пределах от 5 326 руб. до 46 572 руб.

Первый нормативный правовой акт не вызывал серьезных вопросов. Второй был явной ошибкой и поверг в недоумение армейскую общественность по поводу целесообразности установления критерия важности выполняемых задач, как занятие должности, подлежащей замещению специалистами физической подготовки. Примером абсурдности данного решения является следующее свидетельство. Начальник оперативно-тактической или технической кафедры высшего военного образовательного учреждения (32 тарифный разряд и должностной оклад 6 321 руб.), за имеющиеся у него учёную степень доктора наук и ученое звание профессора получал надбавку в сумме 8 580 руб., а начальник кафедры физической подготовки с тем же тарифным разрядом, не имеющий ни учёной степени, ни учёного звания, только за то, что его кафедра преподает физическую подготовку, получал дополнительную выплату в размере 31 605 руб.

 

Другие новости и статьи

« Тренировка пожарных команд баз хранения ГСМ в Восточном военном округе

Танк имени Сталина: история создания »

Запись создана: Среда, 3 Октябрь 2018 в 13:20 и находится в рубриках Новости, Финансовое.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика