Подготовка кадров военных специалистов
Начало профессиональной подготовки офицеров в специальных учебных заведениях в России было положено Петром Великим на рубеже XVII - XVIII веков, в период создания регулярной армии и военно-морского флота. К преподаванию в военно-учебных заведениях в разное время привлекались ученые с мировыми именами.
До революции 1917 года общий уровень грамотности населения России был невысок. Поэтому государство во все годы, от Гражданской до Великой Отечественной войны предпринимало огромные усилия для народного образования, включая ликбез и рабфаки. Трудолюбивые и образованные люди России всегда имели стремление быть первыми. Поэтому Россия дала миру многих великих людей. В послевоенные годы наука и образование активно развивались.
Это в полной мере относится к подготовке военных кадров, развитию военной науки. Благодаря этому- созданы новые системы оружия (в том числе ракетно-ядерное) и технологии. К началу 90-х годов прошлого века в нашей стране только в Министерстве обороны функционировало более 100 высших военных образовательных учреждений, десятки военных и гражданских НИИ, обеспечивающих военную безопасность государства. Они дали стране и миру таких учёных как Королёв СП., Туполев А.Н. и много других блестящих имён.
Принятой в 2002 году федеральной программой «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»99 предполагалось решение следующих основных задач:
1) создание организационно-правовых и экономических условий для полного удовлетворения потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на их подготовку;
2) повышение качества военного образования, приведение уровня профессио нальной подготовленности офицеров в соответствие с нормативными правовыми ак тами и требованиями военно-профессиональной деятельности;
3) повышение эффективности управления военным образованием.
Если задачи любой программы носят рекомендательный или, возможно, директивный характер, то оценка фактического выполнения программы всегда конкретна. Характеристикой качества упомянутой программы может служить то, что еще сравнительно недавно, в 2007 году, предполагалось, что «к 2010 г. количество военно-учебных заведений в Министерстве обороны сократится с 78 (в 2005 г.)до 61 ». Тем не менее, не прошло и трёх лет как количество военных образовательных учреждений сократилось до 30, т.е. ошибка прогнозирования составила 100%. Ряд академий выведен из Москвы, другие готовятся к этой процедуре.
Путин В.В. на расширенном заседании Государственного совета России отметил, что наиболее развитые страны в последние годы, опираясь на своё технологическое преимущество, направляют многомиллиардные средства на разработку оборонительных и наступательных систем будущих поколений. И их вложения в десятки раз больше тех, что делаем мы102. И далее там же: «Нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня». Естественно, что наш ответ должен быть адекватным по военному и экономическому потенциалам. Однако доверить вопросы размещения, обслуживания, использования оружия нового поколения можно только армии, отвечающей самым современным требованиям. При этом одним из важнейших требований к современной армии является, прежде всего, высочайший профессионализм всего личного состава, основанный на современной науке и подготовке военных кадров.
Специфика военного дела требует подготовки офицеров, способных качественно работать в условиях непрерывных стрессов, неопределенности, опасности для самой жизни и жёсткой личной ответственности за качество и последствия принимаемых решений. Выпускник, будущий командир, а не только специалист-профессионал, должен обладать навыками воспитательной и организаторской работы в совершенно специфической обстановке жизни и деятельности войск. Таких специалистов гражданское образование готовить не в состоянии, так как для получения такого штучного продукта, каким по определению является военный профессионал, нужна другая системы подготовки, обучения и воспитания, а также принципиально иная система жизни, когда надо уметь и хотеть служить Родине, а не зарабатывать, в том числе и за её счет. И ещё один важный аспект подготовки военных кадров. Он состоит в том, что в области воспитания личного состава армии и флота главная задача состоит в разработке и введении в практику обучения и воспитания войск государственной идеологии воинской службы и корпоративной профессиональной военной этики. Ни один гражданский вуз страны такой идеологии не придерживается и не обязан это делать.
Опыт США говорит о том, что армия может специально нанимать часть гражданских специалистов, заключая контракты с ними (еще в ходе их обучения) на службу в определенных частях, должностях, на определенное время и т.д. Это, в принципе, совершенно корректный путь и для России, но для его реализации необходима соответствующая правовая и экономическая базы.
При решении вопроса о размещении военных образовательных учреждений должен не в последнюю очередь учитываться тот факт, что большая часть военно-служащих десятки лет несёт службу в отдалённых гарнизонах, вдалеке от культурных центров. Единственная и кратковременная возможность у этих людей приобщиться к сокровищам культуры предоставляется лишь во время учёбы в столице и крупных городах.
Передислокация НИИ и военных образовательных учреждений провоцирует разрушение научных школ и требует длительного воссоздания на новом месте учебной базы, в результате чего уровень образования слушателей значительно снижается, престиж армейской службы падает.
Государству придется тратить новые средства на восстановление утраченных позиций. Безусловно, сторонники упомянутой передислокации имеют свои веские доводы: это и высокая затратность содержания военных организаций в столице, сложность обеспечения военнослужащих жильем в столичном регионе, возможность за счет продажи земель и сооружений решить часть проблем финансирования Министерства обороны и т.п. Однако здесь нужен тщательный и, главное, системный анализ всех потерь и приобретений.
Состояние военной науки, в т.ч. военно-экономической, требует не ведомственного, а государственного внимания. Не менее важной государственной значимости, проблемой является и подготовка военных специалистов, способных не только решать текущие задачи преобразования организационных структур, но и обеспечивать предотвращение отнюдь не уменьшающихся угроз национальной безопасности страны.
Рассмотренные проблемные вопросы могут и должны стать предметом обсуждения практиками и научными работниками. Затем необходима детальная научная проработка всего комплекса проблем. Только после этого следует переходить к практической реализации мероприятий по совершенствованию планирования на основе программно-целевого подхода. Нельзя не отметить, что это абсолютно неизбежно потребует, во-первых, организовать подготовку военных экономистов высокого профессионального уровня, во-вторых, но не менее важно, экономически готовить всех специалистов, занимающихся планированием развития военной организации и боевым применением войск, формированием и реализацией военно-технической политики.
Другие новости и статьи
« Путин о скандале в Минобороны: что они там уворовали, я не знаю, это выяснит суд
Запись создана: Пятница, 21 Декабрь 2012 в 11:54 и находится в рубриках Новости, Современность, Тыл: образование и наука.
метки: наука, образование, обучение
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика