13 Март 2022

После нашего появления во Вьетнаме американские лётчики отказывались летать

oboznik.ru - После нашего появления во Вьетнаме американские лётчики отказывались летать
#ввс#летчик#Вьетнам

Их были тысячи — но официально их не было вообще. Участие советских военных во Вьетнамской войне не афишировалось. "Голосу России" удалось взять интервью у одного из тех, кто защищал небо Вьетнама от налетов американских ВВС.

30 января очередная годовщина установления советско-вьетнамских дипломатических отношений. Одна из ярких страниц в истории отношений двух стран – военная помощь Вьетнаму в годы войны против американской агрессии. «Голосу России» рассказал о тех днях человек, принимавший самое непосредственное участие в событиях Вьетнамской войны. Николай Колесник, председатель межрегиональной общественной организации российских ветеранов войны во Вьетнаме, начиная с 1965 года, участвовал в боях, которые вели против авиации США советские ракетчики.

Колесник: Советская военная помощь была огромной и всесторонней. В стоимостном выражении это составляло порядка двух миллионов долларов ежедневно в течение всех лет войны. Во Вьетнам было поставлено огромное количество техники. Достаточно привести лишь некоторые цифры: 2 тысячи танков, 7 тысяч орудий и минометов, свыше 5 тысяч зенитных пушек и установок, 158 зенитно-ракетных комплексов, свыше 700 боевых самолетов, 120 вертолетов, свыше 100 боевых кораблей. Причем все эти поставки были безвозмездными. Воевать на всей этой технике вьетнамцев надо было учить. Для этого во Вьетнам посылались советские военные специалисты. С июля 1965 года по конец 1974 года в боевых действиях во Вьетнаме приняли участие около 6,5 тысяч офицеров и генералов, а также более 4,5 тысяч солдат и сержантов советских Вооруженных Сил. Помимо этого, в военных училищах и академиях СССР было начато обучение вьетнамских военнослужащих – это более 10 тысяч человек.

Говорят, техника, направлявшаяся из СССР во Вьетнам, была устаревшей.

На тот период она была самой современной. Например, реактивные истребители «МиГ-21» – именно на них вьетнамские летчики сбивали и «Ф-105», и «летающие крепости» «Б-52». За все годы войны истребительной авиацией Вьетнамской народной армии было уничтожено 350 самолетов противника.

Вьетнамская же авиация потеряла гораздо меньше — 145 самолетов. В историю ВНА вошли имена воздушных асов, на счету которых было по 7, 8 и 9 сбитых американских самолетов. В то же время на счету наиболее результативного летчика США де Белива было во Вьетнаме лишь шесть воздушных побед. Поставляемые в годы этой войны советские ракетные комплексы «Двина» были способны поражать воздушные цели даже на 25-километровой высоте. «Это – самые смертельные снаряды, которые когда-либо выпускались с земли по самолетам», — констатировал в те годы американский «Военно-технический журнал».

Зенитно-ракетные войска ДРВ, созданные и обученные советскими специалистами, сбили около 1300 американских самолетов, в том числе 54 стратегических бомбардировщика «Б-52». Каждый из них нес 25 тонн бомб, и каждый мог уничтожить все живое и все постройки на площади, равной тридцати футбольным полям. Американцы бомбили регулярно и «тропу Хо Ши Мина», и города Северного Вьетнама, летая на высоте, недоступной для зениток. После наших первых побед они резко снизили высоту, чтобы быть недоступными ракетам, но попадали под обстрел зенитной артиллерии. После появления советских ракет американские военные летчики стали отказываться летать бомбить территорию Северного Вьетнама. Их командованию пришлось принимать срочные меры, в том числе, повышать выплаты за каждый боевой вылет, постоянно производить замену летного состава авианосцев.На первых порах ракетные бои вели советские офицеры, вьетнамские перенимали их опыт. Впервые советские ракеты показали себя в небе Вьетнама 24 июля 1965 года. 4 американских «Фантома» тогда шли на Ханой, на высоте, где их не могли достать вьетнамские зенитки. По ним были выпущены советские ракеты. 3 самолёта из четырех были сбиты. Дата этой победы с тех пор ежегодно отмечается во Вьетнаме как День ракетных войск.

Помните, когда состоялся Ваш первый бой? Кто кого тогда?

11 августа 1965 года. Мы за день 18 раз занимали места по боевой тревоге. И все — безрезультатно. И, наконец, поздно ночью тремя ракетами сбили 4 самолета противника. Всего дивизионы Первого и Третьего вьетнамских зенитно-ракетных полков ПВО в тех боях, в которых я участвовал, сбили 15 самолетов противника.

Американцы наверняка охотились за вашими боевыми расчетами?

Да. Места дислокации приходилось менять после каждого боя. Иначе было нельзя — по выявленным позициям ракетных установок американцы тут же наносили ракетно-бомбовые удары. Американцы всячески старались помешать использованию нашей техники: применяли помехи, ракеты «Шрайк». Наши военные конструкторы также реагировали и совершенствовали нашу зенитно-ракетную технику. 

Приходилось ли Вам лично видеть пленных американских летчиков?

Лично не видел ни разу. Да наше присутствие во Вьетнаме и не афишировалось. Достаточно сказать, что всю командировку мы проходили в гражданской одежде, безо всякого личного оружия и даже без каких-либо документов. Они хранились в нашем посольстве.

А как Вам объявили, что вы летите во Вьетнам и что вы сказали дома?

Я служил в полку ПВО под Москвой. Командир полка объявил, что нам предлагается поехать в командировку в страну с «жарким тропическим климатом». Согласились почти все, а те, кто ехать по какой-то причине не хотел, в результате и не поехали. Так же я сказал и дома.

Что больше всего поразило Вас, молодого парня, в первую очередь?

Поражало все: необычная природа, люди, климат и первая бомбежка, под которой пришлось побывать. Нас ведь в Москве ориентировали на то, что будем просто обучать и готовить вьетнамские расчеты. А пришлось обучать прямо на боевых позициях, при ежедневных непрекращающихся налетах американской авиации. Вьетнамцы – очень упорные люди, учились очень быстро. И я тоже освоил основные команды и термины по-вьетнамски.

Что было труднее всего?

Невыносимая жара и высокая влажность. Например, после 40-минутной заправки ракет окислителем в специальном прорезиненном костюме теряли почти килограмм веса.

Как относится к той войне и Вашему участию в ней нынешняя вьетнамская молодежь?

Вьетнамские ветераны той войны – с огромным уважением. Мы вспоминаем наши тяжелые военные будни и наши обще победы. А молодое, более прагматичное, поколение с интересом расспрашивало нас о тех боях и неизвестных им деталях той войны.

Сейчас у многих в нашей стране очень неоднозначное отношение к участию Советского Союза в конфликтах за его пределами. Чем для Вас явилось участие в войне во Вьетнаме?

Для меня те бои до сих пор остаются самыми яркими событиями в жизни. Я и мои боевые товарищи — и советские, и вьетнамские — участвовали в исторических событиях, ковали победу, в прямом смысле слова. Я горжусь тем, что оказывал помощь вьетнамскому народу в борьбе за его независимость и принимал участие в создании зенитно-ракетных войск Вьетнама.

Источник: topwar.ru/1825-posle-nasheg…


Ещё почитать по теме: usinfo.ru/vietnam3.htm

ВВС ВЬЕТНАМА СЕГОДНЯ

На сегодняшний день ВВС Вьетнама являются одним из 3-х родов войск данной страны. Их непосредственная задача заключается в обеспечении защиты воздушного пространства государства и прилегающих акваторий. Задачи, стоящие перед ВВС Вьетнама, достаточно значительны, в то время как финансовые ресурсы существенно ограничены и должны очень тщательно распределяться. Особенностью данных ВВС является тот факт, что официально информация о численности авиапарка и дислокации частей никогда не раскрывалась. При этом ни один из самолетов не несет знаков подразделений, что делает установление реального положения дел в ВВС Вьетнама достаточно сложной задачей. В настоящее время потенциальные противники этого государства могут лишь догадываться о реальной силе и функциональности вьетнамских ВВС. 

Операционная доктрина

Для Вьетнама самой вероятной угрозой на сегодняшний день являются ВМС, а также морская авиация Китая. К тому же у двух стран существуют территориальные споры относительно принадлежности ряда спорных островов, расположенных в Южно-Китайском море, в частности островов Спратли, которые в прошлом уже являлись причиной военных конфликтов. С учетом этих угроз ВВС Вьетнама оптимизированы на противодействие угрозам со стороны моря. При этом видавшие виды истребители-бомбардировщики Су-22, имеющие на вооружении ракеты Х-25 еще 30-летней давности, не могут выступать действенным фактором сдерживания. Необходимость поражения целей на значительном удалении от собственного побережья вынудила Вьетнам закупать истребители Су-27 и Су-30, имеющие на вооружении ракеты Х-29 и Х-31.

Для патрулирования акватории в 2008 году во Вьетнаме была создана Береговая охрана, входящая в состав пограничной службы. На вооружение она получила патрульные самолеты CASA C212-400. В настоящее время штаб ВВС Вьетнама расположен в Ханое и занимается контролем интегрированной сети ПВО, в которую входит ряд эшелонов, которые связаны друг с другом системой обмена данными. Система ПВО включает в себя порядка 80 РЛС, 24 из которых являются РЛС типа П-18 и установлены на шасси грузовых автомобилей «Урал». Все элементы системы мобильны, что позволяет разворачивать систему РЛС на всей территории Вьетнама, затрудняя ее уничтожение.

В мирное время большая часть РЛС находится в окрестностях или на территории военных городков, авиабаз, складов. РЛС связаны со значительными силами ЗРК, которые располагают порядка 3200 ракет различных типов. От ПЗРК «Игла-С» до вполне современных ЗРК большой дальности С-300ПМУ-1. Помимо этого в составе подразделений противовоздушной обороны находится более 300 артиллерийских зенитных систем калибра от 23 до 57 мм.

Отбор личного состава и обучение

Во Вьетнаме существует обязательный военный призыв, все мужчины, достигшие 18-летнего возраста должны отслужить в армии около 18 месяцев. При этом те, кто хочет продолжить службу, могут поступать в военные училища, выбирая их в соответствии со своими предпочтениями. После окончания училища, курсанты получают офицерские звания и могут продолжить воинскую службу. Ежегодно порядка 3 000 человек подают документы на поступление в Университет ВВС, при этом лишь 150 человек проходят этот отбор. Из этих 150 лишь 1/3 добивается своей цели и становится военными летчиками.

Обучение каждого пилота-истребителя длится 5 лет. Первые 2 года с пилотами ведется изучение теории и политическая подготовка, а оставшиеся 3 года летчики занимаются отработкой летных навыков и практическими занятиями. На вооружении 920 учебного авиаполка «Cam Rahn» ВВС Вьетнама находится 18 учебных самолетов Як-52, а также 10 лицензионных машин Iak-52 (выпущены в Румынии) были подарены Румынией в 2009 году. На этих машинах будущие летчики проходят свою первую летную подготовку.

После успешного завершения данного этапа курсанты отправляются дальше и переводятся на авиабазу Dong Tac. Здесь находится 910-й учебный авиаполк «Julius Fucik» и Учебная школа ВВС. На вооружении данного полка находится 23 учебно-боевых реактивных самолета L-39, на которых будущие пилоты проходят дальнейшее углубленной обучение. Данные самолеты попали во Вьетнам тремя партиями. Так еще в 1984 году было получено 24 первых L-39C, в 2002-2003 году поступило еще 10 учебно-боевых самолетов, а в 2008 году куплено еще 4 самолета L-39C. Таким образом, общее количество L-39C в составе ВВС Вьетнама составляет 38 машин. В 2011 году компания Aero Vodochody смогла получить контракт на капитально-восстановительный ремонт двух самолетов L-39C, а также поставку необходимых запасных частей для машин из остального парка.

Как только курсанты заканчивают курсы первоначального и углубленного обучения они проходят распределение по боевым частям. Те из курсантов, кто прошел обучение на пилотов транспортных самолетов и вертолетов приступают к обучению или на вертолетах Bell UH-1H Iroquois из состава 917 вертолетного полка «Dong Tap», расположенного на территории международного аэропорта Tan Son Nhat, или на самолетах Ан-2, которые находятся на вооружении 918 полка транспортной авиации «Hong Ha», расположенного на авиационной базе Gia Lam. В настоящее время здесь в летном состоянии находится как минимум 8 самолетов Ан-2.

На этой же авиационной базе находится до 15 военно-транспортных самолетов Ан-26 (оставшиеся машины из 50 самолетов, которые были приобретены еще в 1981-1984 году), а также 1 самолет морской патрульной авиации PZL Mielec M-28B Bryza 1R. В 2005 году Вьетнам приобретал 2 таких самолета, но одна машины была потеряна в результате летного происшествия. К этим самолетом впоследствии добавились еще 3 самолета CASA C212-400 вьетнамской Береговой охраны.

Перспективы

Сегодня можно достаточно точно предположить, что у истоков программы военной модернизации ВВС Вьетнама стояли задачи уравновешивания китайского военного могущества, что с учетом давних пограничных споров между Вьетнамом и КНР до сих пор очень актуально. В 1992 году ВВС Китая получили все заказанные в 1991 году 26 истребителей Су-27СК/УБК. Заключение данного контракта стало своеобразным предупреждением для руководства Вьетнама, в результате чего спустя всего 2 года с компанией «Росвооружение» был заключен контракт на 200 млн. долларов, который предусматривал поставку 5 истребителей Су-27СК и одного учебно-боевого Су-27УБК. Данные машины стали первыми многофункциональными истребителями в составе ВВС Вьетнама.

В стоимость данного контракта была также включена подготовка летчиков-истребителей и наземного персонала и техников на территории Российской Федерации. В декабре 1996 года к первой шестерке Су-27 добавилась новая партия истребителей, которая включала в себя 4 Су-27УБК и 2 Су-27СК. Данные самолеты смогли усилить оборонительные возможности ВВС Вьетнама перед лицом 22 китайских истребителей Су-27СК/УБК, которые были получены годом ранее.

При этом угроза со стороны китайских Су-27 только увеличивалась. В декабре 1998 года в КНР были собраны первые истребители J-11, которые были лицензионным вариантом Су-27СК. При этом авиационная компания Shenyang Aircraft Company планировала изготовить не менее 200 подобных машин. А уже в мае 1999 года состоялся первый полет истребителя Су-30МКК, который мог использовать высокоточное оружие, недоступное для вьетнамских Су-27. Три год спустя по требованиям ВМС НОАК был создан вариант истребителя Су-30МК2. Одной из его особенностей была возможность применения противокорабельные ракеты Х-31, что ставило суверенитет Вьетнама над окрестными акваториями под большую угрозу. В период с февраля по март 2004 года ВМС НОАК получил 24 истребителя Су-30МК2.

Вскоре в России поняли, что рынок продаж новых самолетов Су-30МК можно расширить, в первую очередь географически. КНР приобретала Су-30МКК/МК2, Индия Су-30МКИ, а Малайзия Су-30МКМ. Одновременно с этим была создана и версия для ВВС Вьетнама. На российском заводе КнААПО создали слегка модифицированную версию Су-30МК2, которая соответствовала вьетнамским требованиям и получила обозначение Су-30МК2В. Уже в декабре 2003 года был подписан первый контракт на поставку во Вьетнам 4-х данных истребителей, сумма сделки составила 100 млн. долларов. Самолеты были отгружены заказчику спустя 11 месяцев. После этого в январе 2009 года была оформлена новая сделка на приобретение 8 дополнительных Су-30МК2В, четыре из них были поставлены заказчику в 2011 году. Спустя еще 5 месяцев, поступил новый заказ на 12 истребителей Су-30МК2В. Поставки по данным контрактом, скорее всего, будут закончены в 2013 году. Общая сумма сделки, включая самолеты, вооружение и наземное оборудование, составит порядка 1 млрд. долларов.

В настоящее время на вооружении ВВС Вьетнама находится более 20 истребителей Су-27/Су-30. При этом главкомат ВВС имеет амбициозные планы по модернизации, которые предусматривают развертывание 4-х истребительных полков, вооруженных российскими истребителями Су. Парк данных истребителей планируется довести до 45 Су-27/30. Именно эти машины должны стать становым хребтом оборонительных и ударных сил ВВС Вьетнама. Однако, если все пойдет по планам, к данным самолетам может добавиться еще одно детище КБ Сухого – бомбардировщик Су-34. Пока что заказов на этот фронтовой бомбардировщик нет, но при этом у ВВС Вьетнама имеется желание в замене устаревших Су-22 современными машинами. Использовать Су-34 планируется преимущественно как морской ударный самолет.

В настоящее время наиболее многочисленными самолетами вьетнамских ВВС являются истребители МиГ-21, но их эксплуатацию планируется закончить в течение 5-10 лет, после чего их планируется заменить другими типами легких истребителей. Возможно, им станет JAS-39 Gripen, который уже находится на вооружении ВВС Таиланда.

Истребитель МиГ-21 ВВС Вьетнама

Одновременно с этим планируется замена учебно-боевых самолетов L-39 более совершенными машинами – российскими Як-130. Именно к выбору Яков в настоящее время склоняется правительство Вьетнама. В период с 2015 по 2025 годы Вьетнам рассчитывает приобрести 12 УБС Як-130. Однако данный учебно-боевой самолет углубленной подготовки летного состава не был одобрен вьетнамскими летчиками, которые в 2011 году знакомились и изучали его возможности в России. Исходя из этого, в данном сегменте присутствует конкурент в лице модернизированной версии L-39 – L-159 ALCA. Его шансы на победу выглядят достаточно предпочтительно.

Помимо этого, с целью получения преимущества от ведения сетецентричных боевых действий и более продуктивного противостояния Китаю, ВВС Вьетнама рассматривают возможность покупки не менее 2-х самолетов ДРЛОУ. Не так давно появившийся самолет CASA EC-295 может привлечь внимание вьетнамских ВВС.

 

Другие новости и статьи

« Передача вооружения, материальных средств и сооружений афганской стороне при выводе Советских войск

Условия и порядок вывода Советских войск из Афганистана »

Запись создана: Воскресенье, 13 Март 2022 в 0:05 и находится в рубриках Аэродромное, Новости, Развитие в 60 - 80-е годы XX века.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика