11 Январь 2013

Власть как источник патриотизма

oboznik.ru - Власть как источник патриотизма

Несколько слов в качестве вступления…

Патриотизм поддерживает в нас жизнь. Он бросает нам вызов, помогает стремиться к совершенству, ведет как олимпийский факел, вдохновляет на самые высокие достижения, жить в России и для России.

Каждый ее гражданин может почувствовать дрожь радости за свою страну, когда сердце колотится при виде российского флага. Это чувство принадлежности к чему-то большему, чем к самому себе, принадлежность к родному Отечеству с великой и непростой историей, к великим героям войн и труда.

Это трогательное переполнение чувств, когда мы слушаем гимн, при этом ощущаем легкое першение в горле, а затем гордость и торжество наворачивается внутри. Мы воплощаем все эти чувства в одно слово: патриотизм. Патриот - что это значит? “Считаю, что я патриот и несу ответственность за себя, за порученное мне дело и вижу как работают другие люди. Осуждаю лень и несправедливость, стараюсь оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Я знаю, что мои предки были настоящими патриотами, потому что они рисковали своими жизнями, чтобы защитить Отечество от врагов. Это привилегия - жить в России. Флаг и национальный гимн отражает то, во что я верю. Я считаю, что патриот должен всегда и везде заботиться о людях, об истинных ценностях, о том, во что он верит“.

Мне повезло иметь свободу слова и право исповедовать любую религию. Есть много законов и правил, которым следует руководствоваться, чтобы быть хорошим патриотом. Будучи патриотом, чувствуешь невероятный жизненный подъем с огромным желанием передавать этот настрой для всех, кто рядом.

Патриотизм является искренней, неделимой и неподкупной преданностью великой России, и я называю ее своим Отечеством, отчим домом. Патриотизм это любовь к людям, нашим родным и близким, к нашей родной земле. Я люблю наши горы, моря, озера и реки, леса, луга и плодородные поля, мосты, набережные, заводы, школы. Я - патриот России, ревнитель о благе его.

Это вступление не претендует на манифест патриота. Это наше видение патриотизма как “ценностного кода”. Мысли в этом направлении стоит развивать постоянно и последовательно, опираясь на очень желаемую четкую патриотически настроенную систему отношений общества и власти.

Продолжая разговор о патриотизме в России рассмотрим тему, касающуюся патриотизма и власти. Не вызывает сомнения тот факт, что власть должна быть важным источником поддержки системы патриотического воспитания в стране, начинателем необходимых патриотических мероприятий для граждан, разработчиком единой информационной политики, способствующей устойчивому позитивному восприятию ценностных ориентиров. Отмечается, что нельзя уповать только на мероприятия, потому что чувство патриотизма и соответствующие поступки человека вырабатываются индивидуально в контексте состояния общества [14]. Однако и за это состояние власть несет ответственность, за формирование среды благотворной для патриотического сознания. Другими словами, этого состояния нужно достичь, а для этого опять же, требуется проведение мероприятий, системная деятельность.

С другой стороны, работа власти должна быть направлена на активное противоборство с негативным информационным воздействием на общество, развенчивание грубых исторических мифов и предотвращение насаждения лживых социальных установок. Для выполнения всего комплекса этих задач требуется экономическое обеспечение, эффективное целевое финансирование всех звеньев системы патриотического воспитания, имеющее прозрачный механизм.

А чтобы организовать этот процесс, необходимо четкое видение этой системы, ее стратегии. Для этого определим некоторые, важные на наш взгляд, вопросы. Какова цель ее функционирования? Каковы ее параметры на входе и выходе? Какие существуют в ней положительные и отрицательные обратные связи? Существует мысль, что власть апеллирует к патриотизму, к индивидуальному мужеству, к коллективной решимости и, как правило, мало заботится о тщательно разработанной стратегии [11] . Возможно даже имеет место эксплуатация патриотической идеологии. Так ли это? Ответы на эти вопросы следует искать анализируя социологические опросы, мнения экспертов и существующие нормативно-правовые документы, регламентирующие сферу патриотического воспитания в России.

Переосмысление отношения к патриотизму в нашей стране объективно назрело уже давно. Логика подсказывает, что сложно предложить лучшего союзника чем власть, с нее надо начинать, от нее должна исходить ясная, серьезная нравственная установка. Она обеспечит выполнение широкого круга задач и конечный результат - создание слаженной системы формирования патриотического сознания, нормативно-правовой базы патриотизма, на ее основе - патриотических материалов во всех доступных СМИ, наглядных пособий, которые легко доступны для людей, граждан своей страны. Следует отметить, что смысл этих материалов не только в вещании призывов, но и в постановке задач, оказании помощи в их решении.

Есть желание видеть четкую теорию, на которой зиждется патриотизм. Это первый вопрос к власти. Теория должна быть правдивой, без умалчиваний и приукрашиваний. Тогда процент доверия людей будет увеличиваться, одновременно с потребностью личного участия на практике. Это вовсе не патриотизм, когда раскрашиваешь позолотой рогожку, безуспешно прячешь беды Отечества за половичок и, с ужасом обнаружив, что цирк сгорел, клоуны разбежались, пытаешься с оставшимся составом сыграть «Гамлета». Или «Боже, царя храни». Патриотизм – это когда ощущаешь сердечную потребность в Родине [11]. И добавим - потребность в деятельности для ее блага.

Это реальные дела, результатом которых хочется видеть движение вперед, пусть малыми шагами, но они должны быть, создавать целостный процесс возрождения патриотизма. Есть большое желание преодолевать духовный кризис сознания и поведения. Это второй вопрос к власти, он же относится и ко всем нам. После колоссального провала патриотического движения в 90-х годах ХХ века этот путь по сути надо начинать заново, несмотря на некоторые позитивные сдвиги с начала “нулевых” годов XXI века. А новое, как известно, это хорошо забытое старое, все чаще хочется вспоминать “старые песни о главном”. Надо разобраться в том, что для нас главное. Возможно, здесь не стоит задача не открыть что-то новое, а проанализировать и систематизировать уже известное, имеющее здравый смысл и подлинность.

На них, на подлинных страницах нашей истории и культуры необходимо определить главные направления государственной политики в области патриотического воспитания. Возможно, слово “воспитание” кто-то воспримет как некое вмешательство, или даже навязывание идеологии и очень не хочется этого допустить. Ведь идет речь о достаточно широкой возрастной аудитории, с которой надо говорить о патриотизме - это не только дети и молодежь, готовые к активному сотрудничеству, но и люди среднего возраста, попавшие в вышеуказанный “провал”, можно сказать “впитавшие” антипатриотические лозунги в то нелегкое время. Это и люди старшего возраста, оценивающие происходящее вокруг как очевидную дискредитацию патриотических идей.

Поэтому перефразируем и скажем, что это политика патриотического подъема (формирования патриотического сознания), становления и развития национальной идеи на основе патриотизма. Нынешнее время нельзя назвать легким для ее реализации. Дискредитацию светлого и честного видят часто, и видят люди всех возрастов. Есть мнение, что патриотизм в человеке невозможно воспитать в течение, например, какого-то короткого отрезка времени. Это ведь не предприятие, где поменяли оборудование, набрали рабочих, дали оборотные средства и завод начал выпуск продукции. Молодого человека, которому сегодня 12-15 лет, если в нем на протяжении ряда лет не воспитали чувство патриотизма, вряд ли вырастишь достойным гражданином Отечества [12]. Но стоит ли утверждать так категорично?

Задача сейчас звучит так: привить патриотизм и власти, и населению. Так ее обозначили российские СМИ, когда 20 октября 2012 года Президентом РФ было образовано Управление по общественным проектам [13]. В любом случае решать эту задачу придется с людьми разных возрастов. Во власти все люди много старше 15-ти лет. И если в них не воспитали чувство патриотизма, неужели все уже безнадежно? Представляется, что здесь стоит начать прежде всего с дисциплины и персональной ответственности чиновников. За нарушением закона должна следовать дисквалификация, ответственность - и это должно быть видно, прозрачно для граждан.

Патриотизм, его идеи существуют в обществе не изолированно, не в замкнутом пространстве. Он находится под жестким прессом действительности [6]. И это еще один вопрос к власти. Здесь требуется решение многих общественных проблем. Как показывают исследования ВЦИОМ, россиян волнуют такие проблемы как неудовлетворительная ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства, низкий уровень жизни, алкоголизм и наркомания, инфляция, уровень коррупции и бюрократизма [7].

Но стоит ли вспоминать о таких проблемах, рассматривая патриотизм? Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить - реалии таковы, что основная мотивация людей направлена на достижение личных целей и сложности на этом пути, надо признать, наносят существенный вред позитивному восприятию действительности, ценностных патриотических установок.

Показной патриотизм“, без внимания к насущным проблемам не приживется, слишком высок будет процент недовольных. Гражданами России безусловно хотят быть только треть соотечественников (точнее 32%, в 1996 году согласно опроса таких было 42%), чуть больше трети изъявляют это желание с оговорками, остальные сомневаются, не желают быть гражданами или говорят “ни да, ни нет” [8]. Получается почти для 70% россиян необходимо решение проблем, из-за которых возникают сомнения, или нужны перемены действительности, чтобы стать патриотами. Общеизвестно, что человеку свойственно переносить страдания, когда он не может получить то, что очень хочет. Еще больше страданий приносит осознание того, что он не знает что на самом деле хочет. Усугубляет это положение отрицательное информационное поле, в котором бесценные патриотические единицы информации встречаются редко. Это поле формирует “четвертая власть” на просторах интернета, на страницах газет и журналов в эфире радио и телевидения [15].

Недостаток информации, наличие антипатриотического груза проблем, который к тому же имеет тенденцию к “увеличению веса” при видимом малом или безрезультатном участии власти явно способствует снижению патриотических чувств. И усиливает этот спад общекультурные кризисные тенденции. Последние заслуживают внимания при исследовании вопросов патриотизма и общества, его культуры. Представляется, что здесь нужно четко ставить вопрос: кто и что уничтожает патриотизм в людях? Возможно сейчас рядовому гражданину трудно быть патриотом в условиях хотя и мирного времени (но и это достаточно условно), когда не полностью устроен быт, присутствует тревога экономической нестабильности, а чиновники в это время безнаказанно растрачивают бюджетные средства, в основном даже без попыток имитации собственно честной государственной службы народу. “Россия - дом отдыха для чиновников” - так выразился Владимир Жириновский. Логика подсказывает, что это дом, во благо которого должны служить чиновники. Дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме [14]. Но зачастую чиновников интересует личное благо.

Для общества в таких условиях уменьшаются возможности влияния на происходящее в стране и люди сосредотачиваются на личном, а не общественном благосостоянии. Это подтверждают социологические опросы россиян: каждому второму россиянину за страну - стыдно [8]. Причем стыдно именно за современность. А поводы для гордости наши граждане находят в славном историческом прошлом России. И эту ситуацию надо исправлять. Чтобы россияне любого возраста прониклись уважением к собственному государству, они должны убедиться в единстве слова и дела во власти.

Успех воспитания там, где этот разрыв минимален. Такой принцип действует не только на уровне семьи. Он универсален [9]. Людьми движут интересы. Государство, общество тоже имеет свои интересы. Социологи задают вопрос людям: “чьи интересы, по Вашему мнению, выражает и защищает сегодня российское государство?” На этот вопрос имеется сложившаяся, вполне определенная точка зрения [10]: половина опрошенных отвечают: “государственной бюрократии и богатых”. Таким образом, в современном российском обществе, большинство не одобряет деятельности власти, несмотря на некоторые ее попытки аникоррупционной деятельности.

Интересен еще такой вопрос. Может ли богатство являться главной целью жизни россиян? Нет, вовсе нет и еще раз нет. По мнению русских, немало есть на свете вещей дороже любого богатства. На что готов русский человек ради богатства? Во всяком случае, отвечая на вопрос о том, на что бы они согласились, чтобы получить миллион долларов, 28,4 % ответили, что вообще не стремятся иметь миллион долларов. Не хотят, и все. Уехать в другую страну ради миллиона готовы 23 % опрошенных. Среди богатых респондентов таких больше – около 35 %. Не очень-то патриотично, но что поделаешь! [11]

Во главе обсуждаемой нами темы самым актуальным вопросом представляется нормативно-правовое обеспечение патриотизма, законодательно закрепленная основа, которая обязана придавать государственной деятельности в этой сфере системный характер, обеспечивающий ее конкретные результаты и эффективность в целом.

С 2001 года в нашей стране работает государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, в настоящее время она рассчитана на период до 2015 года [1]. В рамках реализации этой программы правительство РФ ставит задачу “сохранения непрерывности процесса формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации”, на основе “мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции”. Следовательно, программу надо рассматривать как часть этой системы или ее подсистему.

Подобная программа не вызывает отрицания ее необходимости, однако ее анализ показывает общую недостаточную проработку основных положений и фрагментарный подход к системе патриотического воспитания в целом. В программе не просматривается перспектива системной, ежедневной работы. Скорее, это даже не Программа, а план мероприятий Росвоенцентра и нескольких других организаций [5] и будет ошибочен вывод о том, что она сумела мобилизовать и реализовать резервы патриотизма в нашем обществе.

Программу сложно понять через изучение формально организованных инициатив [2]. Чтобы по-настоящему понять, как работает любая сложная система, надо выйти за её рамки, взглянуть на неё со стороны. Это особенно важно для общественных систем. Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое. Признаками системы являются структурированность, взаимосвязанность составляющих частей, подчиненность организации всей системы определенной цели [4].

Какие цели определены в Программе? Получение положительной динамики роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности. Суть целей понятна, масштаб их впечатляет, теперь стоит разобраться в том, какие подразумеваются методы и средства их достижения.

Когда речь идет о патриотическом воспитании (системе), надо видеть государство и его народ (надсистему - совместно они формируют сферу образования) и отдельные части патриотического воспитания (его “ценностные коды” - подсистему). Здесь очень важно видеть все изменения: подсистемы, системы и надсистемы в прошлом, настоящем и будущем. Причем важно отметить то, что система патриотического воспитания является частью системы образования всех уровней. Сама Программа, как мы уже говорили, является подсистемой или частью системы патриотического воспитания.

Что касается развития идей патриотизма в сфере образования - это особая проблема, требующая отдельного рассмотрения. Здесь имеется огромный воспитательный потенциал. Отмечается, и авторы с этим полностью согласны, что патриотическое воспитание — прежде всего это история, литература, а как раз на эти предметы урезается учебное время, история всячески вытесняется из вузовских программ, многие учебники не дают знаний подлинной истории. [14]

Для более удобного анализа представим Программу в виде схемы. По сути, схема повторяет ее текст. Из названия видно, что проект нацелен на всех граждан России и учитывая его пятилетний срок реализации можно определить, что на одного россиянина приходится 1 рубль 8 копеек федеральных бюджетных расходов на патриотическое воспитание в год (777,2 млн. руб. : 143,2 млн. чел. = 5,43 руб за пять лет или 1,08 за год). Известно, что в настоящий момент в Российской Федерации действует около 2000 организаций (см. на схеме - советы и центры), которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи. Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек [16]. Это 0,0007% россиян. Имея такие показатели, возможна ли положительная динамика роста патриотизма?

Далее. В качестве одного из оценочных показателей реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» доля граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему количеству граждан, например в 2013 году, определена в 45% - это 64,4 млн. россиян. Допустим, что в программе участвует каждый российский школьник, студент, и соответственно, их преподаватели (работает Минобрнауки). В России насчитывается 1,36 млн учителей и 13,36 млн учеников, которые распределяются по 53 тысячам школ (из них 34 тыс. сельских и 19 тыс. городских) [17]. Общее количество студентов составляет 7 млн человек (2010 год) [18]. Общее количество преподавателей 341 тыс. человек [19]. Всего получается 22,06 млн. человек. В Минобороны после известной военной реформы должно было остаться 1 млн. военнослужащих. Итого пусть 23,06 млн. чел, но где тогда остальные 41,34 млн. россиян?

Обеспечение патриотического воспитания (увеличить до 881х821 рх) [5]
oboznik.ru - Власть как источник патриотизма

Программа предусматривает разработку аналогичных проектов федеральными органами исполнительной власти, но конкретных, специфических задач им не ставится, бюджеты на долгосрочные, ведомственные и региональные программы в документе не определены. Вызывает вопрос обеспечения патриотического воспитания. Здесь направления обозначены, но их суть (информационное, научное, методическое обеспечение) не раскрыта (см. схему) . В декабре 2012 года открыт сайт ГОСПАТРИОТПРОГРАММА.РФ (http://gospatriotprogramma.ru/). В разделе “Участники реализации программы” присутствует лишь общее описание задач, повторяется текст программного документа. На сайте отмечено, что основное усовершенствование будет осуществляться в 2013-2015 годах. Получается, что средства массовой информации госпрограмму не поддерживают, т.к. соответствующая информация отсутствует - http://gospatriotprogramma.ru/mass-media-about-the-state-program/.

Прошло два года выполнения программы, но на сайте можно увидеть отчеты о проведении только двух мероприятий - Форум слета победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Бегущая по волнам» в 2011 году и Всероссийская выставка «Символы Отчизны» в 2012 году, докладов министерств и ведомств о “лучшем опыте” нет - http://gospatriotprogramma.ru/the-reports-of-the-state-authorities-/the-reports-of-the-ministries-and-departments-in-rosvoentsentr-the-best-experience-2011-2015/.

Делая вывод, следует отметить, что многие вопросы, касающиеся возрождения патриотизма в России которых мы коснулись в данной статье, требуют тщательных исследований, глубокой проработки всех аспектов взаимодействия власти и общества, решения внутренних и внешних проблем, негативно сказывающихся на патриотическом воспитании или как мы говорили - формировании патриотического сознания. Особое внимание стоит обратить на нормативно-правовые документы. Здесь требуется особый подход к планированию с постановкой ясных задач исполнителям. Программный документ должен детализировать всю систему деятельности головных исполнителей, субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти с отражением их общего бюджета.

Отдельный вопрос - оценочные показатели и отчетность. Как известно, пользователи отчетности бывают внутренние и внешние. Внутренние пользователи получают отчетность для оценки своей деятельности, анализа эффективности проведенных мероприятий и произведенных расходов. Внешние - получают отчетность в виде информации, формируя новые взгляды, идеи и позитивный настрой, вовлекая новых участников и приверженцев патриотического движения. Но пока информации очень мало. Многие люди участвуют в патриотических мероприятиях, но еще больше - не видят ни мероприятий, ни их участников. Нельзя сказать, что то, что сделано и делается - плохо. Речь идет о совершенствовании того, что уже есть. Мы считаем, что требуется серьезная активизация информационной поддержки темы патриотизма (она явно недостаточна), требуется ясность в системе обеспечения патриотического воспитания и ее финансировании.

Дорофеев Р.А., Головинский В.В., oboznik.ru

См. также:
О патриотизме в России

Используемые материалы:
1. Указ Президента РФ от 20.10.2012 N 1416 “О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания” (вместе с “Положением об Управлении президента Российской Федерации по общественным проектам”): [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1630683. (Дата обращения: 15.11.2012).
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росархива . URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml. (Дата обращения: 15.11.2012).
3. Baldwin, Rowenna Jane (2011) Rethinking patriotic education in the Russian Federation : invitations to belong to ‘imagined communities’ : (a case study of St Petersburg). PhD thesis, University of Warwick: [Электронный ресурс] // University of Warwick Publications service & WRAP URL: http://wrap.warwick.ac.uk/47099/. (Дата обращения: 15.11.2012).
4. Д. Неведимов. Религия денег или лекарство от рыночной экономики:[Электронный ресурс] // URL: http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=113920. (Дата обращения: 16.11.2012).
5. Р. Часовников. Олимпиада без физкультуры. О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795: [Электронный ресурс] // Русское поле. Содружество литературных проектов URL: http://suzhdenia.ruspole.info/node/1730. (Дата обращения: 23.11.2012).
6. А. Исаков. Российский патриотизм сегодня:[Электронный ресурс] // Обозреватель - Observer URL: http://www.rau.su/observer/N7_2004/7_01.htm. (Дата обращения: 05.12.2012).
7. Проблемный фон страны: первые полгода нового президента:[Электронный ресурс] // ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113380 (Дата обращения: 07.12.2012).
8. 76% населения гордятся российским гражданством; каждому второму за страну стыдно:[Электронный ресурс] // Левада-центр URL: http://www.levada.ru/21-11-2012/76-naseleniya-gordyatsya-rossiiskim-grazhdanstvom-kazhdomu-vtoromu-za-stranu-stydno (Дата обращения: 07.12.2012).
9. А. Самарина. Воспитание любви к Родине начнется с младенчества:[Электронный ресурс] // Независимая газета URL: http://www.ng.ru/politics/2012-12-05/3_patriotizm.html (Дата обращения: 07.12.2012).
10. В.К. Левашов. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий:[Электронный ресурс] // Независимая газета URL: http://ecsocman.hse.ru/data/152/785/1219/Sotsis_08_06_p67-76.pdf (Дата обращения: 07.12.2012).
11. А. Ястребов, О. Буткова. “Боже, спаси русских”: РИПОЛ классик; Москва; 2011
12. Мэр Новороссийска В.Синяговский: “У нас общая цель, чтобы наши дети и внуки гордились любимым городом”:[Электронный ресурс] //Интерфакс URL: http://www.interfax-russia.ru/South/exclusives.asp?id=369174 (Дата обращения: 19.12.2012).
13. Указ Президента РФ от 20.10.2012 N 1416 “О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания” (вместе с “Положением об Управлении президента Российской Федерации по общественным проектам”): [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1630683. (Дата обращения: 15.11.2012).
14. Демидова Е. И., Кривоученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен:[Электронный ресурс] //Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №6/2008 г. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/6/patriotism/ (Дата обращения: 19.12.2012).
15. Термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает только сильное влияние средств массовой информации на общество.
16. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи:[Электронный ресурс] // Национальный институт развития современной идеологии URL: http://www.nirsi.ru/100 (Дата обращения: 29.12.2012).
17. Президент Медведев утвердил инициативу “Наша новая школа”:[Электронный ресурс] // NEWSru.com URL: http://www.newsru.com/russia/21jan2010/shkoly.html (Дата обращения: 29.12.2012).
18. Нарколог после звонка:[Электронный ресурс] // “Российская газета” - Федеральный выпуск №5145 (66) URL: http://www.rg.ru/2010/03/31/nark.html (Дата обращения: 29.12.2012).
19. Некого учить:[Электронный ресурс] // Рамблер-новости URL: http://news.rambler.ru/6640837/ (Дата обращения: 29.12.2012).

Другие новости и статьи

« В 2012 году Счетная палата РФ выявила нарушений на 700 млрд рублей

ВМФ России: из грязи в «князи» »

Запись создана: Пятница, 11 Январь 2013 в 6:36 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России, Современность, Финансовое.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика