Тыловое обеспечение первых формирований РККА
«Красную Армию возьми: вот шли через хутор. Взводный в хромовых сапогах, а «Ванек» в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает.
М.А. Шолохов. Тихий Дон»
Декрет Совета народных комиссаров (СНК) от 15 (28) января 1918 года положил начало созданию армии Советской России - Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Составной частью военного строительства являлось создание крепкого, организованного тыла. Все важнейшие решения по организационным вопросам создания и развития тыла Красной Армии, военного производства, мобилизации и выделения материальных средств для ведения войны принимались председателем СНК В.И. Лениным.
Основы материального обеспечения частей Красной Армии были заложены в декрете СНК «О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Красная Армия как общегосударственная организация и все ее воины брались на полное государственное обеспечение. Воины РККА получали 50 рублей в месяц денежного содержания.
В составе Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, созданной при Наркомате по военным делам, имелись отделы, руководившие тыловым обеспечением новых формирований: вооружения, транспортный, санитарный, ветеринарно- санитарный, учета и финансовый. На Всероссийскую коллегию возлагались задачи согласования деятельности местных Советов по формированию частей РККА, учет новых формирований, руководство обучением войск, их обеспечение и финансирование. Исполнительными органами на местах в вопросах формирования и обеспечения частей Красной Армии являлись местные Советы, при которых были созданы специальные военные отделы и органы снабжения.
Идея ответственности местных органов Советской власти за формирование и снабжение частей Красной Армии была попыткой поиска новых путей создания вооруженных сил и системы их тылового обеспечения, в то время как старые органы комплектования армии находились в стадии ликвидации, а новые еще не были созданы. Советы в этот период являлись единственными полноправными органами во всех звеньях государственного аппарата (волость, уезд, губерния, центр).
В целях дальнейшего укрепления местных органов военного управления декретом СНК от 8 апреля 1918 г. были учреждены волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам. Они заменили военные отделы местных Советов и были наделены более широкими полномочиями. Военным комиссариатам предоставлялась инициатива в формировании и обеспечении частей Красной Армии. Свои функции по тыловому обеспечению комиссариаты по военным делам осуществляли через уездный отдел снабжения, губернские отделы (снабжения, санитарный, транспортный) и склады.
Основной единицей формирования Красной Армии на добровольных началах являлся отдельный отряд, представлявший собой воинскую часть с самостоятельным хозяйством. Во главе каждого отряда находился совет в составе военного руководителя и двух военных комиссаров. При совете состояли органы управления — небольшой штаб и инспекторат.
Вопросы обеспечения отряда были сосредоточены в инспекторате, в состав которого входили хозяйственный комиссар (впоследствии военно-хозяйственный инспектор), инспектор артиллерии и инженер отряда. Они имели небольшие рабочие аппараты для организации обеспечения отряда. Хозяйственные комиссары пользовались большими правами и руководили не только военно-хозяйственным (интендантским), но и другими видами обеспечения.
Все необходимые материальные средства отряды получали через комиссариаты по военным делам. При отправке отрядов за пределы уезда (губернии) они получали материальные средства на путь следования, а по прибытии в новые районы обеспечивались местными органами.
В связи с германской интервенцией потребовалась координация действий отдельных отрядов и организация их тылового обеспечения при ведении боевых действий. Отряды сводились в группы, на важнейших направлениях были образованы «завесы», которые делились на районы и полосы.
В «завесах», полосах, районах и отдельных группах создавались соответствующие инспектораты, которые и руководили вопросами организации тылового обеспечения войск. Однако такие инспектораты не имели своих частей и подразделений тыла. С небольшими рабочими аппаратами они решали ограниченные задачи, прежде всего по оказанию помощи отрядам в получении материальных средств от окружных или территориальных органов, подчиненных местным Советам или работавших под их контролем.
Опыт борьбы Красной Армии с войсками кайзеровской Германии выявил ряд серьезных недостатков как в самой организации непосредственно боевых действий частей и соединений, так и в их тыловом обеспечении. Центральный Комитет РКП (б) сделал из этого опыта глубокие выводы о необходимости создания боеспособной регулярной армии с централизованным управлением и соответствующей организацией системы обеспечения войск.
ЦК РКП (б) принял ряд мер по централизации руководства Вооруженными Силами Советской Республики и их тыловому обеспечению. Проведенные организационные мероприятия прежде всего коснулись тыла центра. Так, при Высшем военном совете Советской Республики была создана Инспекция, на которую возлагались функции обеспечении действующей армии. В ее состав входили полевой интендант, переименованный вскоре в военно-хозяйственного инспектора, и в инспектора: артиллерии, инженеров, военно-санитарный (при ни были сформированы небольшие органы управления), а также начальник военных сообщений.
С февраля по июнь 1918 г. проходил процесс создания и слаживания центральных органов Наркомата по военным делам — главных и центральных управлений. В их задачи входило восстановление военного производства (согласование планов, выделение ассигнований, заключение договоров с промышленностью, наблюдение и контроль за производством, приемка военной продукции), распределение материальных средств, накопление запасов, контроль за эксплуатацией и расходом, организация ремонта военной техники и вооружения. По опыту старой русской армии эти органы создавались по видам обеспечения.
Создание указанных органов проходило путем объединения отделов Наркомата по военным делам с однотипными отделами Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, а также соответствующими управлениями Военного министерства (продолжавшими в полном или сокращенном составе свою деятельность по демобилизации старой армии).
Большое значение для становления тыла Красной Армии имело создание в марте 1918 г. Военно-хозяйственного совета, который представлял собой совещательный орган при коллегии Наркомата по военным делам. Он состоял из представителей главных управлений и занимался обсуждением и «объединением всех хозяйственных мероприятий и согласованием работы всех хозяйственных органов», подготовкой решений по ним (включая утверждение кредитов и штатов) для коллегии Наркомата.
В первой половине марта был создан Хозяйственный комитет РККА (Архозком), на который было возложено обеспечение армии обмундированием, обувью, снаряжением, обозным имуществом, продовольствием, а также организация денежного и квартирного довольствия. Ввиду быстрого увеличения объема работы Хозяйственного комитета приказом Наркома по военным делам 20 июня 1918 г. было сформировано Главное военно-хозяйственное управление. Одновременно ликвидировались Всероссийский военно-хозяйственный комитет и демобилизационный отдел Главного интендантского управления.
В феврале 1918 г. подписан приказ о расформировании старого Главного военно-санитарного управления (ГВСУ), а 5 марта объявлен штат вновь формируемого ГВСУ во главе с коллегией. Ему же были переданы и все функции Главного полевого санитарного инспектора.
Вся организационная перестройка в центре завершилась созданием 8 мая 1918 г. Всероссийского главного штаба, указания которого являлись основой для планирования материального, технического и медицинского обеспечения войск. Таким образом, в сравнительно непродолжительный срок была заложена основа для создания централизованной системы обеспечения Красной Армии. Главным руководящим органом этой системы являлся Наркомат по военным делам и входящие в его состав центральные органы снабжения.
В основе реорганизации местных военных органов также лежала идея централизации руководства войсками и их тыловым обеспечением. Декретом СНК от 4 мая 1918 г. были учреждены 11 военных округов и почти одновременно образованы окружные военно-хозяйственные комитеты, которые вскоре были переименованы в управления. Эти управления приняли на себя функции расформированных ранее окружных интендантских управлений. В качестве окружных органов создавались также артиллерийское, военно-техническое и санитарное управления. По специальным вопросам обеспечения войск окружные органы управления тылом подчинялись соответствующим центральным органам управления. Им были переданы все сохранившиеся части и учреждения тыла (базы, склады, хлебопекарни, мастерские и др.). Передача всех функций формирования и обеспечения войск от местных органов Советской власти специально созданным военным органам управления явилась важным этапом в создании регулярной Красной Армии и организации централизованного тылового обеспечения войск.
Параллельно с процессом формирования служб и их органов управления создавалась материально-техническая база, вырабатывались и уточнялись принципы тылового обеспечения войск (сил). Было признано необходимым вернуться к принципу, по которому каждую службу возглавляли соответствующие начальники управлений. Они осуществляли руководство службами путем выработки и издания положений, приказов, распоряжений, указаний, вносили в директивные органы предложения о совершенствовании организационно-штатной структуры подчиненных частей и учреждений, норм табелизации техники и имущества по своим номенклатурам.
oboznik.ru
Другие новости и статьи
Деятельность Военно-хозяйственной академии в 1935-1941 годах »
Запись создана: Суббота, 23 Февраль 2019 в 0:41 и находится в рубриках Гражданская война, Управление тылом.
метки: 1918, СНК, РККА, декрет, снабжение, управление, тыл
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика