Органы тыла Рабоче-Крестьянского Красного Флота в период формирования

Накануне Великой Октябрьской социалистической революции управление всеми флотами и флотилиями осуществляло Морское министерство. Все виды тылового обеспечения флота находились в ведении помощника морского министра, которому подчинялись: Главное управление кораблестроения, занимавшееся вопросами постройки, ремонта, вооружения и боевого снаряжения кораблей; Главное морское хозяйственное управление, ведавшее материальным и финансовым обеспечением, а также управления заводов и портов, морской авиации и воздухоплавания, морской строительной части, по делам рабочих и служащих, санитарной части флота. Некоторые управления имели центральные склады. Организацией воинских перевозок руководил отдел военных сообщений в составе Морского генерального штаба.
Задачи тылового обеспечения флотов и флотилий выполняли военные порты. Один из них назывался главным военным портом и выполнял роль флотского тыла. Понятие «военный порт» отождествлялось с понятием «военно-морская база». Для организации тылового обеспечения военные порты имели в своем составе специальные органы управления (отделы, части), склады, предприятия и плавучие средства по всем видам обеспечения (службам).
Отделы (части) подчинялись командиру порта или его старшим помощникам по технической части и по хозяйственной части. Главные военные порты (порты 1-го разряда) имели развитое хозяйство — гавани, пристани, судоремонтный завод и мастерские (артиллерийскую, минную, электромеханическую), склады по всем видам материальных средств, госпиталь, вспомогательные суда, автогараж, обоз и другие части и учреждения. В портах 2-го и 3-го разрядов отделы создавались в зависимости от их назначения; войсковое хозяйство в них было менее развитым.
Корабли 1 и 2 ранга имели свое корабельное хозяйство и состояли на обеспечении в соответствующих отделах военных портов. Соединения подводных лодок, охраны водного района, сторожевых катеров и тральщиков обеспечивались плавучими базами и плавучими ремонтными мастерскими. На кораблях вопросами материального обеспечения занимались ревизор и специалисты (артиллерист, минер, механик), в подчинении которых находились содержатели и баталеры. Корабельное хозяйство было представлено хранилищами, баталерками, камбузом, офицерской кают-компанией, лазаретом и механической мастерской. В береговых частях и учреждениях флота войсковое хозяйство создавалось по типу армейских частей.
В первые дни Советской власти во главе революционного флота стал Военно-морской революционный комитет. В его состав входили комиссии и секции, занимавшиеся также и вопросами материального, технического и финансового обеспечения.
Для контроля за деятельностью Морского министерства решением СНК от 14 (27) ноября 1917 г. была создана Верховная морская коллегия, назначавшая своих комиссаров во все управления. 22 февраля 1918 г. после принятия СНК декрета об организации РККФ Морское министерство было преобразовано в Народный комиссариат по морским делам. В его составе сохранились все старые управления с подчиненными им складами и заводами.
Вся оперативная и хозяйственная деятельность на местах находилась в руках Центральных комитетов флотов (флотилий), выбираемых на съезде моряков. Например, в составе Центробалта имелись отделы, ведавшие тыловым обеспечением: интендантский, технический, санитарный и др. В приморских крепостях (базах) были созданы военно-технические комиссии в составе местных Советов или комитеты.
В портах, базах и на складах флота руководство перешло к выборным органам — комитетам, без санкции которых распоряжения командиров были недействительными. В Октябрьские дни в некоторые части тыла были назначены комиссары. Выборные органы управления, используя снабженческий аппарат старого флота, смогли организовать материальное и техническое обеспечение флотов (флотилий) и отрядов революционных матросов, которые направлялись в различные районы страны.
С созданием РККФ в центре, на флотах (флотилиях) и в военных портах сохранилась преемственность организации органов тыла по службам. В Главное морское хозяйственное управление входили службы по видам обеспечения: продовольственное, вещевое, топливное, шкиперское, финансовая и счетная части. В Главном управлении кораблестроения имелись отделы: общих дел, кораблестроительный, механический, артиллерийский, минный, подводного плавания, радиотелеграфный. Автомобильная служба сначала находилась в составе управления морской авиации, с февраля 1918 г. стала самостоятельным отделом, а в июне 1918 г. — авточастью в механическом отделе. В военных портах, в зависимости от объема работы служб, органы управления были представлены отделами, частью и делопроизводством.
Во главе санитарного дела находился главный санитарный инспектор флота, имевший небольшое управление санитарной частью флота. Во всех военных портах имелась санитарная часть во главе с санитарным инспектором флота (он же главный доктор госпиталя). В каждом порту, в зависимости от их значения, имелись морской госпиталь различной емкости или лазарет. Все корабли 1 и 2 ранга были оборудованы лазаретом и имели военных врачей и лекарских помощников.
oboznik.ru
Другие новости и статьи
« Заключение брака офицерами в конце XIX - начале XX веков: пристойность брака
Обеспечение продовольствием эвакуированных участников Белого движения »
Запись создана: Понедельник, 3 Июнь 2019 в 0:05 и находится в рубриках Гражданская война, Медицинское обеспечение, Управление тылом, Финансовое.
метки: 1918, Финансовое, медицина, РККА, обоз, РККФ, снабжение, управление, тыл
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика